Страницы: [1] 2 3 4
|
|
|
Автор
|
Тема: Идея или мастерство? (прочитано 17725 раз)
|
Штырь
|
Идея или мастерство?Отчего в мировой прозе всё хорошее создаётся ныне лишь заграничными авторами, русские же авторы никому не слышны? Оттого, что русские изо всех сил напирают на идею, всё стремятся переделать мир. Ежу понятно, в итоге у них получается напыщенная нечитаемая чепуха. Заграничные же авторы ставят перед собой чисто художественные задачи, в итоге выходят блестящие бестселлеры. Есть такая точка зрения, да. Я её много раз встречал, да и кто не встречал? Правдива ли она? Мне в этом вопросе хочется разобраться. А, в самом деле, что важнее - идея или мастерство? Для начала, поспорим, что важнее, чтобы автомобиль поехал – бензин, или двигатель? Ответ нам даст очевидная практика – чтобы автомобиль ехал, даже быстро, не нужны ни бензин, ни двигатель, главное, чтобы был крутой уклон, толкни, и сам поедет. Эвон, многие наши дарьидонцовы, несть им числа, разогнались, и несутся на бешеной скорости. Вниз. А то, что нет ни идеи, ни мастерства, так кому это нужно, коли продажи идут вверх? Однако феномен хороших продаж бездарных книг сам по себе является вопросом чисто маркетинговым, как и бешеная езда под уклон на колымаге без двигателя и бензина, лишь вопрос личного скудоумия. Мы же вернёмся к вопросу написания хороших книг. Аркадий Аверченко – один из любимейших моих писателей. И не только, конечно, мой, его очень многие любят и ценят. Отчего великолепная его повесть про Походцева, с невероятным юмором, с обаятельными героями, чудесная, непредсказуемая книга, мастерски написанная, за многие десятилетия так и не стала той классикой, что у всех на устах? Почему тот же Походцев не стал именем нарицательным? Практически в то же время, что и «Шутка Мецената» была написана дилогия об Остапе Бендере. Давайте сравним обе книги признанных классиков, благо, тексты практически идеально сопоставимы по критерию писательского мастерства. Благо, многое объединяет Походцева и Бендера. Каждый – личность крайне незаурядная. Силён физически, силён духом, умён. Не унывает. Обаятелен. Притягивает людей. Осмеивает всё и вся, но может отлично посмеяться и над собой. Не зол. Не жлоб. Не подлец. Если видит интересную цель, идёт к ней, а не рассусоливает. В чём же принципиальная разница? Книги Ильфа и Петрова несут идеологию. По нраву ли кому-то идеология построения социализма, или нет, авторам безразлично. У них есть убеждения, и они их горячо отстаивают. Из этих убеждений, из этого отстаивания убеждений, в книгах их во весь свой гигантский рост виден ещё один, крайне важный герой. Это – огромная, молодая, сильная и воодушевлённая страна. Страна, которая растёт, строится, крепнет, жадно учится, жадно работает, мечтает. Страна, которая делает дело. Страна, что ставит перед собой головокружительные цели, и неуклонно рвётся к этим целям. Обаяние этой огромной, этой живой, сильной, жизнерадостной трудолюбивой страны покоряет и нас, читателей. Одолевший кореек, берлаг и полыхаловых, Остап и не пытается тягаться с этим Героем, уходит Остап от борьбы. А ведь ему интересна именно борьба, он хоть бы и добрался бы до своего благословенного Рио, ведь затосковал бы! Как бы ни нравился нам Остап Бендер, мы видим, что даже ему не по силам противостоять идеологии Великой Страны. Благополучие своего кармана, как бы сильно оно ни было, не в силах преодолеть надличностные социалистические ценности, которые с пылом отстаивают авторы дилогии. Это конфликт. Это искра. Это жизнь. В книге Аверченко никакая идеология герою не противостоит. И нет ощущения страны, нет ощущения общества. Есть люди, той или иной степени симпатичности или мерзости, есть мещанское окружение, а общества – нет. Ведь что такое общество без идеологии? Толпа. Походцев с удовольствием троллит особо убогих мещан. Одиночек, конечно, а не толпу, ведь против толпы и сильный Походцев бессилен. Потроллил, вышло забавно, молодец. В повести описаны несколько камушков разной величины, закинутые развлекающимся Походцевым в мещанское болото, что весьма любопытно, конечно, и даже весело, и… что? И ничего. Новые камушки? Остап Бендер, хотя бы, деньжат подзаработал, хоть пытался помочь тем же своим приятелям, Козлевичу с запчастями, Шуре Балаганову с деньгами. Походцев же, сильный, умный, весёлый, лишь развлекался, потешая себя, да кучку лизоблюдов, дела же и вовсе не делал. Представим себе Илью Муромца, который вместо того, чтобы постоять за Землю Русскую, гонять Соловьёв-Разбойников да половцев, устраивает в селе соревнования по армрестлингу. Победил всех в Карачарове, потом в уезде, потом во всей Муромщине… А с Тугарин-змеями пусть центральная власть разбирается, ей за то дани плочены. Были, надо думать, на Руси и такие «богатыри», только кто бы их помнил? По большому счёту, Походцев тот же Обломов, только пошустрее. Что Обломову и Походцеву до идеологии? Ничего, как и всем мещанам. Мещане героями не становятся. Оттого пусть и трижды талантливый, но всё же мещанин Походцев – никто, а пусть и трижды жулик, но уж никак не мещанин О. Бендер – имя нарицательное. Идеология «Шутки Мецената» такова: будь хоть талантлив, хоть силён, а болото тебя заест. Так себе идеология, если честно. А точнее, это отсутствие идеологии вовсе, потому что жалобы на «заедающее мещанское болото» суть лишь жалобы, а никак не выше. Книга без идеологии может стать бестселлером, это верно. Но ненадолго. А то, что многие наши русские авторы, «идеологически переделывающие мир», пишут корявым языком, это тоже правда. До таланта Аверченко даже многим известным и состоявшимся авторам далеко, что уж говорить про начинающих. Но так, или иначе корявый язык, уж простите, никак не вина идеологии, это всего лишь личная профнепригодность авторов. А это уже совсем другой вопрос.
|
|
|
Авторизирован
|
"Каддз и Че Гевара", "Такса"
|
|
|
Лисса д'Арнэ
Защитница
Герцог
Карма: 311
Offline
сообщений: 1163
Лучшая защита - нападение!
|
Вообще, конечно, рассуждение интересное, дельное. Правда, я изначально ожидала подробного сравнительного анализа зарубежных авторов и наших - ведь с этого статья и начинается. А вышло - наших же с нашими. Вообще, далеко не секрет, что наиболее успешными становятся именно авторы, пишущие о вещах насущных, а не о высоких материях. Людям в большинстве своем интересно читать о том, что их волнует, а магия и драконы в разных проявлениях, согласитесь, волнуют все-таки сравнительно небольшое число народа. А в России многие авторы страдают сентиментальной тоской по иным, более прекрасным, чем наш, мирам. Сейчас эта ситуация уже переломилась, но, возможно, пока рановато для тех авторов, которых будут сметать на полках и за рубежом. Впрочем, просто известные "там" авторы у нас уже есть (хотя, если верить некоторым передачам, это далеко не эталоны российской литературы). Ну и книги-тупики, не ведущие никуда, а только "открывающие глаза" на существующие недостатки, вряд ли будут пользоваться успехом. Людям нужны ответы, способы решения, ну или, хотя бы, надежда на лучшее. Что есть и в "Двенадцати стульях" и в (если все-таки вспомнить зарубежное) "Унесенных ветром". И там и там общество меняется неотвратимо и радикально. Только у Ильфа и Петрова это уже горящий взгляд в светлое будущее, а у Митчел - это вера и надежда, смешанные с ностальгией по веку уходящему.
|
|
|
Авторизирован
|
Мне снился бой, и я была волчицей, В моих глазах горел огонь войны... Как трудно новой жизни научиться, И перестать смотреть былые сны.
|
|
|
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
Карма: 2112
Offline
Пол:
сообщений: 12010
Legendary Creature - Gnome Illusionist
|
Без стыда признаюсь, что "шутку мецената" я не читал, и не имею желания. Я читал О.Генри. И склонен думать, что Питерс и Такер не уступают Бендеру ничуть. А может, и превосходят - они не осквернены лживо-идеологическим финалом, призванным помножить героя на ноль и отнять у него вполне заслуженную им победу - жульническим способом отнять. Как-то так.
|
|
|
Авторизирован
|
Перестаньте, черти, клясться на крови...
|
|
|
Уленшпигель
Старый циник
Россомахи
Герцог
Карма: 967
Offline
Пол:
сообщений: 12892
Я ваше зеркало
|
Жульническим? Был показан наиболее реалистичный финал, это ему надо было на Аляску прорываться, а румыны, то точно бы отобрали все и напинали, а скорее всего пристрелили бы нарушителя при переходе границы, чтобы молчал и информация не всплыла бы, а то пришлось бы делиться с начальством... Учитывая тогдашние нравы в тех краях, но возможность резко увеличить свое благосостояние за счет человека, за которого никто не спросит - однозначно была бы реализована без тени сомнений в правильности такого поступка.
|
|
|
Авторизирован
|
"Вы смогли бы к примеру уважать киркореллу?" Рокэ Алва<br />Неча на зеркало пенять...<br />" Но человек -не зверь, когда смешно -смеяться должен он." "Тим Тайлер, или проданный смех." Джеймс Крюс<br /> "Прерывая жизнь грешных, ты обрываешь цепь непотребств, ими творимых..." Бонифаций
|
|
|
Вук Задунайский
|
А я выступаю за диалектическое единство формы и содержания
|
|
|
Авторизирован
|
Ко пе не дође на бoj на Косово Од руке му ништа не родило Ни у пољу бjелища шеница Ни у брду винова лозица.
|
|
|
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
Карма: 2112
Offline
Пол:
сообщений: 12010
Legendary Creature - Gnome Illusionist
|
Жульническим? Был показан наиболее реалистичный финал, это ему надо было на Аляску прорываться,
Зачем вообще куда то-то прорываться? С миллионом можно было и в Эрэсэфэсэрии жить в белых штанах. Жульничество - в утверждении, что у богатого Бендера была хоть какая-нибудь необходимость уходить за границу.
|
|
|
Авторизирован
|
Перестаньте, черти, клясться на крови...
|
|
|
Уленшпигель
Старый циник
Россомахи
Герцог
Карма: 967
Offline
Пол:
сообщений: 12892
Я ваше зеркало
|
У него было такое желание. И вполне обоснованное, а реализовать свои желания он мог только за границей. Советский Союз той поры для реализации его желаний мало подходил, он хотел чувствовать себя хозяином жизни, но воспринимать в таковом качестве его никто не собирался. Просто жить, хорошо жить можно было. Но сравнить положение миллионера в той же Румынии и в СССР, ой таки две большие разницы... И именно эта разница и свербела у Бендера.
|
|
|
Авторизирован
|
"Вы смогли бы к примеру уважать киркореллу?" Рокэ Алва<br />Неча на зеркало пенять...<br />" Но человек -не зверь, когда смешно -смеяться должен он." "Тим Тайлер, или проданный смех." Джеймс Крюс<br /> "Прерывая жизнь грешных, ты обрываешь цепь непотребств, ими творимых..." Бонифаций
|
|
|
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
Карма: 2112
Offline
Пол:
сообщений: 12010
Legendary Creature - Gnome Illusionist
|
а реализовать свои желания он мог только за границей.
Не верю. Совковая пропаганда. Собственно, что Остапу было надо? Не заводов, газет и пароходов, а только чтоб баба отдалась ему за деньги и чтобы вокруг было много попрошаек-клиентов. И что, в Совдепии бы этого не нашлось? Смешно.
|
|
« Последняя правка: 31 июля 2012 года, 22:36:05 от TheMalcolm »
|
Авторизирован
|
Перестаньте, черти, клясться на крови...
|
|
|
Уленшпигель
Старый циник
Россомахи
Герцог
Карма: 967
Offline
Пол:
сообщений: 12892
Я ваше зеркало
|
Ему хотелось, чтоб проехаться по главной улице с оркестром... И баба была ему нужна не просто из разряда, чтоб просто за деньги, а такая чтоб восхищалась им потому, что он крутой - у него есть миллион, но в СССР у девушки этот факт из числа обычных и нормальных не вызвал бы особого восторга, это вызывало восторг разве что у маргиналов в мире СССР. Ничего подобного в СССР не было возможно. Он ведь именно хотел блеска, быть звездой...
|
|
|
Авторизирован
|
"Вы смогли бы к примеру уважать киркореллу?" Рокэ Алва<br />Неча на зеркало пенять...<br />" Но человек -не зверь, когда смешно -смеяться должен он." "Тим Тайлер, или проданный смех." Джеймс Крюс<br /> "Прерывая жизнь грешных, ты обрываешь цепь непотребств, ими творимых..." Бонифаций
|
|
|
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
Карма: 2112
Offline
Пол:
сообщений: 12010
Legendary Creature - Gnome Illusionist
|
у него есть миллион, но в СССР у девушки этот факт из числа обычных и нормальных не вызвал бы особого восторга, это вызывало восторг разве что у маргиналов в мире СССР.
Гы! Насчёт неисчерпаемого ресурса попрошаек-клиентов возражений нет?
|
|
« Последняя правка: 31 июля 2012 года, 22:35:23 от TheMalcolm »
|
Авторизирован
|
Перестаньте, черти, клясться на крови...
|
|
|
Dreamer
|
Хммм!
|
|
|
Авторизирован
|
Печальный крик, крылом скользящий в пене, Уходит в скалы, вверх, рождая волны, Ветер умирает ...
|
|
|
Лисса д'Арнэ
Защитница
Герцог
Карма: 311
Offline
сообщений: 1163
Лучшая защита - нападение!
|
А я выступаю за диалектическое единство формы и содержания Краткость - сестра таланта (что в данном случае, по-моему, только подтверждается). И ведь, главное, не поспоришь. Полностью согласна.
|
|
|
Авторизирован
|
Мне снился бой, и я была волчицей, В моих глазах горел огонь войны... Как трудно новой жизни научиться, И перестать смотреть былые сны.
|
|
|
Штырь
|
А я выступаю за диалектическое единство формы и содержания Краткость - сестра таланта (что в данном случае, по-моему, только подтверждается). И ведь, главное, не поспоришь. Полностью согласна. Диалектическое единство формы и содержания, это, конечно, здорово, да. Ну, ладно. Сформулируй я свой вопрос так: «что лучше – по настоящему идейный и хорошо написанный текст, или безыдейная бессмысленная тягомотина?» - это было бы, на мой взгляд, проявлением неуважения к форумчанам. В самом деле, кто же будет ломиться в открытую дверь, и с пеной у рта доказывать, что хорошее плюс хорошее лучше, чем плохое плюс плохое? Что быть богатым и здоровым всё же лучше, чем бедным и больным? Я вот о чём: текст, несущий чёткую осмысленную идею, пускай и неумело написанный, на мой взгляд лучше, чем красивая, умело написанная бессмыслица. И тут есть ещё один важный момент: правильная идея, будучи рациональной и логичной, уже сама по себе структурирует даже плохонький текст, несколько подтягивает его. А красиво написанных безделушек полным полно, только все они мигом забываются. Живое питательное ядро, пусть и горькое, лучше, чем позолоченная шелуха.
|
|
|
Авторизирован
|
"Каддз и Че Гевара", "Такса"
|
|
|
Лисса д'Арнэ
Защитница
Герцог
Карма: 311
Offline
сообщений: 1163
Лучшая защита - нападение!
|
Я вот о чём: текст, несущий чёткую осмысленную идею, пускай и неумело написанный, на мой взгляд лучше, чем красивая, умело написанная бессмыслица. Тут весь вопрос, для чего лучше. Как показывает практика, для развития, для того, чтобы когда-то остаться в памяти людей, да - лучше. Хотя плохие тексты, как бы хороша ни была их идея, вряд ли когда-то войдут в золотой фонд человеческого наследия. А вот для того, чтобы, к примеру, подзаработать здесь и сейчас, лучше как раз что-то попроще. Как у Донцовой, например. Чего-то чересчур умного, во-первых, могут не понять, а, во-вторых, когда надо гнать тонны мукулатуры без остановки, с идеей там могут быть проблемы.
|
|
|
Авторизирован
|
Мне снился бой, и я была волчицей, В моих глазах горел огонь войны... Как трудно новой жизни научиться, И перестать смотреть былые сны.
|
|
|
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
Карма: 2112
Offline
Пол:
сообщений: 12010
Legendary Creature - Gnome Illusionist
|
Я вот о чём: текст, несущий чёткую осмысленную идею, пускай и неумело написанный, на мой взгляд лучше, чем красивая, умело написанная бессмыслица.
А это тоже ложная дихотомия. Фетовское "шёпот, робкое дыхание" - это бессмыслица? Полтораста лет назад так и считали. И где теперь Фет и где его горе-критики? Хорошая книга должна будить фантазию и трогать чувства. Если она это делает - она по определению не бессмысленна. Просто её смысл не укладывается в искусственные рамки чисто логических, умственных понятий. Его нельзя свести к банальному моралитэ.
|
|
|
Авторизирован
|
Перестаньте, черти, клясться на крови...
|
|
|
|
Страницы: [1] 2 3 4
|
|
|
|