Эр Etlau,
Позвольте вмешаться соавтору эра Kris_Reid?
Итак, обсуждается вопрос:
То есть по мнению. эра рациональный расход возможных допседств в плане "подтягивания тылов": насыщения автотранспортом мехкорпусов и --таки-да
--налаживание снабжения запчастями и наработки моточасов экипажей --практически исключен?
Давайте смотреть.
Первое. Отказ от "большого флота" никоим образом не означает отказ от
"морского водоплавания" вообще, скорее он предполагает продолжение прежней линии - опоры на "асимметричный ответ", всемерное развитие легких сил флота и морской авиации. То есть постройка легких крейсеров, лидеров, эсминцев, катеров и подлодок будет продолжаться. Уже в этот момент, полагаю, понятно, что наклевывающаяся экономия окажется "копеечной".
Второе. Отказ от "большого флота" означает аннулирование заказов на:
- строительство и оснащение судостроительных предприятий для "большого флота";
- заготовку материалов под постройку кораблей "большого флота";
- НИОКР на "большой флот".
То есть в стране появляется некоторый (незначительный) избыток, по сравнению с реальностью, бетона и металлоконструкций, броневой и конструкционной стали, высвобождается некоторое количество оборудования металлообработки, а ряд НИИ не получает "морских" заказов.
Третье. А что, собственно, недоставало формируемым мехкорпусам в частности и армии вообще?
- автомобилей;
- спецмашин на их базе;
- средств тяги (трактора и тягачи);
- матчасти бронетанковых и мехвойск (танки, бронеавтомобили, разнообразные бронемашины вроде САУ, БРЭМ,
возможно БТР для людей и груза);
- средств связи;
- жилья/учебных классов/полигонов/учебных полей/учебных пособий и т.д.;
- ГСМ и боеприпасов
и многого-многого другого.
Полагаю, несложно увидеть, что "высвобождаемое" (отказом от "Большого флота") и "потребное" между собою не пересекаются. От слова "совсем". Вопрос же конверсии "высвобождаемого" в "средства производства для изготовления потребного" - это вопрос на единицы лет. Которых нет - дедлайна 22-го июня 1941-го года никто не отменял.
Второе. Мой глубокоуважаемый соавтор совершенно справедливо отметил, что хотелки армии, совершенно разумные, рациональные и причинно обусловленные (если рассматривать их в
абсолютно упругом твердотельном вакууме ), никоим образом не повысят, а лишь снизят боеготовность войск на ближайшую перспективу. Примеры:
- уже в мае-июне 1941 г. головной завод по производству Т-34 - ХПЗ - отчитывается о работах по развертыванию производства Т-34М. Т-34 во втором полугодии 1941 года должен был быть снят с производства на ХПЗ, а в 1942-м году - и на СТЗ. Следует отметить, что развертывание производства, по опыту развертывания производства Т-34, займет 6-9 месяцев мирного времени;
- к КВ предъявляют обоснованные претензии, главная из которых - отсутствие преимущества вооружения тяжелого танка прорыва перед средним танком и его уязвимость для снарядов противотанковой и полевой артиллерии противника. Соответственно, КВ во втором полугодии 1941 г. предстоит быть снятым с производства на Кировском заводе с временной заменой его на КВ-3, а в 1942-м - на КВ-4 или КВ-5. То есть ритмичное серийное производство тяжелого танка также прекращается, начинается период перестройки;
- по танку Т-40 наличествует множество предложений снять его с производства в силу легкости бронирования и вооружения, целесообразность самого типа
отвратительно плавающего малого танка под большим вопросом;
- со второго полугодия 1941 г. предполагается развернуть массовое производство танков Т-50, под которые на то же самое начало второго полугодия 1941 г. еще не освоено массовое производство двигателей. По современной экспертной оценке, период постепенной "раскачки" займет не менее года;
- к бронеавтомобилям Красной Армии предъявляются заслуженные претензии, основная из которых - совершенно неудовлетворительная проходимость. Армия с нетерпением ждет результатов испытаний новых шасси повышенной проходимости и бронеавтомобилей на их базе. То есть производство бронеавтомобилей также останавливается и полностью перекраивается;
- наиболее массовые типы тракторов Красной Армии не устраивают военных с точки зрения технических и эксплуатационных характеристик, они (военные) требуют тягач специальной постройки. Каковой тягач долженствует разработать и поставить в серию;
- армия настоятельно нуждается в полноприводных автомобилях повышенной проходимости и напряженно ждет результатов испытаний (по опыту реальной истории результаты позитивны). Следовательно, и автопарк армии ждет переоснащение...
Скажите, Вы в самом деле уверены, что воплощение в жизнь этих "хотелок" поднимет боеготовность и боеспособность танковых войск Красной Армии на недосягаемую высоту
?
Предупреждая следующий возможный вопрос - "Неужто никто не осознавал важность снабжения армии запчастями?": вполне осознавали. Однако в силу занятости "головных" заводов производством машин новых типов изготовление запчастей к машинам старых типов было возложено на всевозможные "Глававтотрактородетали". Которые военных просто и безыскусно слали подальше, требуя отдельных решений своих профильных наркоматов по заключению договоров с Наркоматом обороны (переписки ГАБТУ с профильными наркоматами вида
"Прошу обязать директора завода такого-то заключить договор с НКО на производство того-то и сего-то в соответствии с утвержденным правительством планом" в архиве пруд пруди). Или просто проваливали планы производства, не справляясь с массовым производством новой сложной для них продукции. И мне почему-то не кажется, что именно на предприятиях "Глававтотрактородетали" выполнялась основная часть программы строительства "Большого флота", так, что отказ от оного позволит производственникам перевыполнить планы и насытить армию запчастями.
Наконец, последний вопрос. Метафизического, если хотите, толка. Рассматривая вопрос о возможности перевооружения и переоснащения армии, мы по умолчанию предполагали дату "22-го июня 1941 г." незыблемой. Однако это принципиально неверно.
Едва ли не самой значимой проблемой подавляющего большинства версий альтернативной истории является полное, можно даже сказать "демонстративное" игнорирование
реакции системы (всего окружающего мира) на внесенные изменения. Это приводит к неустранимому внутреннему противоречию - с одной стороны, происходившие в мире события предполагаются обусловленными "субъективно", коль скоро внесением желательных изменений авторы альтернативок желают изменить ход и последствия событий к лучшему; но, в то же самое время, указывавшееся игнорирование реакции окружающего мира на эти изменения подразумевает "объективно" обусловленный ход событий. Соответственно, в привязке к теме разговора данное глубокомысленное высказывание
означает, что никакого непреложного закона истории, который с неумолимостью рока притащит немцев в СССР 22-го июня 1941 г., не существует. Решение о "повороте на восток" было принято немецким руководством летом-осенью 1940 г. после осознания себя в стратегическом тупике; если в СССР семимильными шагами идут работы по повышению боеготовности армии, то немцы могут либо решиться на авантюристичную высадку в Англии, либо снизить требования и искать политического урегулирования конфликта с Англией. В любом случае достаточно велика вероятность того, что 22-го июня 1941 г. СССР будет готов к войне, которая не случится. Или случится ранее. Или вовсе никогда не произойдет.
Где-то так...