Страницы: [1] 2 3 ... 8
|
|
|
Автор
|
Тема: Школа и нелюбовь к официальной классике (прочитано 25868 раз)
|
boris2311
|
Скорее всего, именно школа. 90% учителей литературы способны привить стойкое отвращение к самым гениальным книгам.
|
|
|
Авторизирован
|
Слушали бы меня - все бы остались живы.
|
|
|
zareen
Барон
Карма: 8
Offline
сообщений: 113
перекати-поле
|
Интересный факт, мне в школе не довелось проходить "Мастера и Маргариту", и вот результат. Книгу я люблю. А те из моих знакомых, кто имел несчастье изучать ее и писать по ней сочинения - нет. И как они (учителя) ухитряются? В институте их учат этому, что ли?
|
|
|
Авторизирован
|
Выйдешь - поневоле! Тяжело, хоть плачь! Смотришь - через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч...(с)
|
|
|
Лийса
Граф
Карма: 66
Offline
Пол:
сообщений: 405
Да здравствует Дом Молний!
|
Скорее всего, именно школа. 90% учителей литературы способны привить стойкое отвращение к самым гениальным книгам. Я вообще ненавидела школьные уроки литературы, при том, что читать обожаю с детства. Мне очень не нравится, что те самые 90% учителей литературы мыслят догмами и отучают детей думать самостоятельно, вдалбливая им в голову мнение критиков. Хотя, думаю, здесь я в своей нелюбви не одинока. Самый яркий пример книги, которую я возненавидела после упорного прохождения в школе - это "Американская история" Драйзера. После детальнейшего двухмесячного обсуждения преступления и наказания Клайда Гриффитса я поняла, что больше Драйзера я в руки не возьму. А список нелюбимых книг у меня, в общем, большой: практически вся русская классика 19 века, которая есть в школьной программе, кроме творчества Пушкина (Лермонтов (всё, кроме "Демона"), Гоголь ("Ревизор" и "Мёртвые души"), Л. Н. Толстой, Достоевский, Чехов (ненавижу!!!!!), Горький (люблю только его воспоминания о детстве)), из зарубежной литературы - уже упомянутый Драйзер и Эмиль Золя. Из детских писателей не люблю только Корнея Чуковского.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Нелл
|
На мой взгляд, книги всех перечисленных авторв (Драйзер, Чехов, Достоевский, Толстой и т.д.) в принципе не предназначены для изучения в школе. Уроки литературы в принципе должны прививать ребенку любовь к чтению, а не превращаться в "прохождение" классиков. Но для того, чтобы привить оную любовь, детям надо предлагать то, что им интересно читать: посильно и по возрасту; наша же программа абсолютно не учитывает детский возраст. Она составлена по принципу "пройти по произведению всех признанных классков". Есть дети, которым и в двенадцать интересен и даже понятен Достоевский; но "прохождение" убивает интерес даже у них. В этом-то и есть первородный грех все школьных программ по литературе - формальный подход; в головах большинства наших "образованцев" просто не укладывается мысль, что человек, которому в дестве пивили любовь к книгам и чтению все равно придет к прочтению классики, но уже тогда, когда она бжет ему по возрасту и по силам; а "похождение" приводит вовсе не к тому, что детям якобы прививаются культурные ценности, а к тому, что любой нормально мыслящий ребенок считает всю класскику нудной принудилдовкой. Что же до форм отчетности, то СОЧИНЕНИЯ, которые надо писать по строго определнным лекалам отбивают охоту мыслить даже у тех, кто готов что-то читать.
|
|
|
Авторизирован
|
Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда.
Надежда умирает последней! А первым кто?
Это мой кактус! И я его никому не отдам!
|
|
|
taiverin
|
Интересный факт, мне в школе не довелось проходить "Мастера и Маргариту", и вот результат. Книгу я люблю. А те из моих знакомых, кто имел несчастье изучать ее и писать по ней сочинения - нет. И как они (учителя) ухитряются? В институте их учат этому, что ли?
Ну глупости это. Кто-то изучал и не любит, кто-то не изучал и не любит... Я писала сочинение по "Мастеру и Маргарите", по "Онегину", по "Горю от ума", читала на семинары в универе почти всего Достоевского, пьесы Островского - да вагон еще всего, но почему-то очень многое понравилось. А не понравились просто единицы. ЛийсаА за что вам Золя не нравится?
|
|
|
Авторизирован
|
- Кладовка! Вы называете суфлерскую будку кладовкой! Вы называете сцену гостиной, кулисы - картинами, занавес - занавеской, а реквизит - дядей! (с) "Опасное лето"
|
|
|
Лийса
Граф
Карма: 66
Offline
Пол:
сообщений: 405
Да здравствует Дом Молний!
|
Эреа Нелл, я с Вами согласна практически на сто процентов. На мой взгляд, книги всех перечисленных авторв (Драйзер, Чехов, Достоевский, Толстой и т.д.) в принципе не предназначены для изучения в школе. Уроки литературы в принципе должны прививать ребенку любовь к чтению, а не превращаться в "прохождение" классиков. Но для того, чтобы привить оную любовь, детям надо предлагать то, что им интересно читать: посильно и по возрасту; наша же программа абсолютно не учитывает детский возраст. Она составлена по принципу "пройти по произведению всех признанных классков". То, что я выделила курсивом - просто золотые слова. Я не говорю, что программу надо сильно упрощать, но можно часть произведений заменить на что-то более приемлемое для школьников. Имхо, большая часть российских (и не только) школьников вряд ли поймёт и оценит "Преступление и наказание" или "Войну и мир" (особенно философскую подоплёку ВиМ). Если ученик ознакомится с кратким содержанием произведения и скопирует сочинение из книжки в духе "100 лучших сочинений по школьной программе" для получения отметки, это ему ничего не даст. Лучше, если школьник начнёт знакомство с творчеством того или иного писателя с несложных (а самое главное - доступных для понимания) произведений. Что же до форм отчетности, то СОЧИНЕНИЯ, которые надо писать по строго определнным лекалам отбивают охоту мыслить даже у тех, кто готов что-то читать. Когда-то меня аж на месяц отлучили от уроков литературы за то, что я отказалась повторять мнение Белинского касательно Катерины из "Грозы". Ну не видела я в ней никакого "луча света", а видела обыкновенную несчастную женщину, которая сама толком не знает, чего хочет. Но раз классик сказал по-другому, значит, нужно повторять его мнение. До сих пор помню фразу своей учительницы: "Да кто ты такая, чтобы спорить с гением!" А может, у Белинского своё мнение, а у меня - своё? А вообще, именно эта необходимость писать по лекалам отбивает способность думать самостоятельно. И вот это уже страшно. taiverin Эреа Тайверин, мне Золя не нравится из-за очень тяжёлой манеры изложения событий. Не знаю, может, это виноваты переводчики, но читать романы этого писателя мне было трудно. "Жерминаль" мне не понравился ещё и сюжетом (не люблю я околореволюционные темы), а "Тереза Ракен", в принципе, хороша. Но из похожих произведений мне больше по вкусу "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова. И вообще я Лескова люблю.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Dama
|
Как же мне всё-таки повезло с преподавателями! И в школе, и в институте можно было нести любую ересь при условии, что сумеешь её обосновать. И очень ценились работы "не по источникам".
А вот Лескова читать не могу, настолько меня раздражают "плакончики" и "мелкоскопы". Хотя знаю людей, которые восхищаются его словотворчеством. По этой же причине не выношу Маяковского. Видимо, я пуристка, но считаю, что четверти миллиона слов русского языка достаточно для выражения любой мысли.
Достоевского тоже не люблю, но по иной причине. Как-то сидела я и вспоминала, есть ли у него хоть один персонаж, не нуждающийся в помощи психиатра. Наконец вспомнила - матушка Родиона Раскольникова, которая в конце романа сходит с ума...
|
|
|
Авторизирован
|
Ничьим богам не служи, ничьей веры не оскорбляй.
|
|
|
Лучезар
|
*пробегая мимо* Как-то сидела я и вспоминала, есть ли у него хоть один персонаж, не нуждающийся в помощи психиатра. Наконец вспомнила - матушка Родиона Раскольникова, которая в конце романа сходит с ума... Эрэа Dama, браво!
|
|
|
Авторизирован
|
Каждый день должен содержать яркий поступок. Пусть даже самый нелепый. Пусть даже это будет жёлтый шарф, банально завязанный на берёзе. Йозеф Эметс
|
|
|
taiverin
|
ЛийсаИнтересно... мне как раз Золя очень легко читать, но у него почти все почти всегда так мрачно ("Жерминаль" и "Западня" - мрак и ужас), что я по своей воле (а не по программе) прочитала только "Дамское счастье" - менее известное, остросоциальное и серьезное, зато романтичное и с хэппи-эндом... А Лескова я ужасно не люблю. Кстати, вот еще один очень нелюбимый писатель.
|
|
|
Авторизирован
|
- Кладовка! Вы называете суфлерскую будку кладовкой! Вы называете сцену гостиной, кулисы - картинами, занавес - занавеской, а реквизит - дядей! (с) "Опасное лето"
|
|
|
Лийса
Граф
Карма: 66
Offline
Пол:
сообщений: 405
Да здравствует Дом Молний!
|
taiverin Мне в отношении Золя вообще не повезло. Помню, то ли мне кто-то сказал, то ли я где-то прочитала, что у этого писателя основное произведение - эпопея "Ругон-Маккары", томов на ...дцать. Не прочтёшь всё по порядку - ничего не поймёшь, потому что книги очень тесно связаны между собой. Я подумала... ещё раз подумала и пошла читать Дюма. Предубеждение было создано. А уже потом, когда я всё-таки взялась за Золя, впечатление намного лучше не стало - не мой всё-таки это писатель. Dama, taiverinО Лескове. Язык у него, конечно, очень своеобразный, но у меня после прочтения сказов этого писателя остаётся достаточно светлое чувство. "Очарованного странника" и "Леди Макбет Мценского уезда" я не очень люблю, зато "Час воли божией", "Маланья, голова баранья" и ещё несколько сказов очень хороши. А "Тупейный художник" - невероятно печальная вещь, но впечатление от неё остаётся мощное. Имхо, конечно. Кстати, сказы я вообще люблю. И лесковские, и бажовские, и ремизовские.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Rochefort
Advocatus diaboli
Имперец
Герцог
Карма: 2053
Offline
Пол:
сообщений: 4366
Быть, а не казаться
|
Уроки литературы в принципе должны прививать ребенку любовь к чтению, а не превращаться в "прохождение" классиков.
Не знаю, что должна прививать ребенку школьная программа, но классическая литература это корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи. Мне кажется, что школьная программа должна ознакомить ученика с реперными произведениями по крайней мере за последние две-три сотни лет. Чтобы на примере характерных произведений дать представление о том как развивалась литература. А то что ребенку интересно читать он прочитает сам.
|
|
|
Авторизирован
|
История оправдывает все, что угодно. Она не учит абсолютно ничему, ибо содержит в себе все и дает примеры всего /Поль Валери/
Но лица многие перед моим лицом К моей руке имели уваженье. Ведь то, что для нее всего лишь продолженье Для них уже является концом.
|
|
|
Пламя Земли
Барон
Карма: 50
Offline
Пол:
сообщений: 194
Нравственность - подчинение в свободе
|
Мне все годы обучения в школе ОЧЕНЬ везло с преподавателями литературы. После занятий моих учителей меня не покидает стойкое впечатление, что литература - это один из немногих школьных предметов на котором ребенок может научиться иметь собственное мнение, научиться его отстаивать. А еще уроки литературы, на мой взгляд, должны развивать нравственность детей. И вот для этого и нужны произведения в которых есть хоть какие-то нравственные проблемы.
|
|
|
Авторизирован
|
Я - огонь. Я согреваю души. Я - огонь. Я освещаю путь. Я - огонь, И мой покой нарушив Ты об этом, Странник, не забудь.
|
|
|
Станислав
|
На мой взгляд, книги всех перечисленных авторв (Драйзер, Чехов, Достоевский, Толстой и т.д.) в принципе не предназначены для изучения в школе. Уроки литературы в принципе должны прививать ребенку любовь к чтению, а не превращаться в "прохождение" классиков. Это как раз те намерения, которыми выстлана дорога в известное тёплое местечко. Любой человек, претендующий хотя бы на самое общее образование должен знать некоторое количество текстов, считающихся в обществе образцом хорошей литературы. Нравится ему это или нет, забудет он их через пять минут после экзамена/сочинения или будет перечитывать их регулярно до конца дней своих. Это требуется не для отдельно взятого человека, это требуется для формирования единого культурного пространства в обществе. Отдельным гражданам может не нравится творчество Пушкина (целиком или полностью), но в российской обществе априори подразумевается. что он - Нашё Всё и Солнце Русской Поэзии. И не в последнюю очередь именно потому, что его творчество мы все изучали в младшей и средней школе, вне зависимости нравился он нам или нет. Так точно и с другими классиками - мы может не любить их творчество, но мы о них знаем. Знаем, а значит, имеем общее культурное пространство, в котором возможно вести диалог. Реализуй ваше предложение на практике и ничего подобного не будет, ибо только в детстве, в школьные годы можно обеспечить возможность ознакомление абсолютного большинства членов общества с образцами классической литературы. Последствия от этого будут весьма печальными. И никакая «любовь к чтению» (которая, кстати, у большинства детей всё равно не возникнет) тут не поможет.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Fiametta
Поэтическая натура
Герцог
Карма: 328
Offline
Пол:
сообщений: 1637
Я не изменил(а) свой профиль!
|
Мне не очень повезло со школой, но очень повезло с учителями литературы (их сменилось трое). Они не спрашивали с нас умение пересказывать учебник, они спрашивали, что мы сами думаем о Базарове и Андрее Болконском. Другое дело, наши мнения нужно было подтверждать текстом (один учитель так и говорил: "Доказательство так же нужно в литературе, как и в геометрии"). Иногда на уроках от споров о Щедрине и Чернышевском мы переходили к спорам о смысле жизни. По-моему, такие разговоры были нам очень полезны. Про Лескова. Для меня он, прежде всего, религиозный писатель. Когда я его читаю, я почти не замечаю особенностей его языка, так для меня важны его религиозные мысли (в чем-то близкие, в чем-то совсем для меня далекие). Про революционную литературу. В детстве я ее не очень любила, но когда самой пришлось столкнуть с невыплатой зарплат, унизительной системой штрафов и т.д., эти книги стали для меня... актуальнее .
|
|
« Последняя правка: 10 января 2010 года, 10:44:46 от Fiametta »
|
Авторизирован
|
Ты хочешь меду, сын? - так жала не страшись; Венца победы? - смело к бою! Ты перлов жаждешь? - так спустись На дно, где крокодил зияет под водою. Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец. Лишь смелым перлы, мед, иль гибель... иль венец.
|
|
|
taiverin
|
ЛийсаА "Дамское счастье" читали? Почитайте. )) Там тоже местами мрачно, но заканчивается все хорошо и там такие описания ассортимента магазина - тканей, платьев, перчаток и проч., я хоть и не любила раньше описания, просто тащилась. Насчет изучения литературы в школе. Можно просто меньше слушать учителей, а больше - самого себя, тогда, может, и исчезнет эта проблема. Потому что не бывает так, чтоб прям кругом плохие преподы отвращают внимание и интерес умных детишек от литературы. Иногда (во мне заговорил преподаватель литературы) умные детишки просто находят себе оправдание не любить классику - "плохие учителя" и т.д.
|
|
|
Авторизирован
|
- Кладовка! Вы называете суфлерскую будку кладовкой! Вы называете сцену гостиной, кулисы - картинами, занавес - занавеской, а реквизит - дядей! (с) "Опасное лето"
|
|
|
|
Страницы: [1] 2 3 ... 8
|
|
|
|