Форум официального сайта Веры Камши

Внимание! Данный форум доступен только для чтения,
для общения добро пожаловать на новый форум forum.kamsha.ru

Добро пожаловать, гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, если хотите стать полноправным участником форума.
28 марта 2024 года, 13:37:50

Войти
Поиск:     Расширенный поиск
ВНИМАНИЕ! В ближайшие дни должен состояться переезд форума на новый хостинг и новый движок! Переезд будет сопровождаться временным отключением доступа к форуму. Подробности - в разделе "Работоспособность форума"
844443 Сообщений в 12090 темах от 7410 участников
Последний участник: Vera_Kamenskaya
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти зарегистрируйтесь
+  Форум официального сайта Веры Камши
|-+  Художественная литература
| |-+  Любимые и не очень книги, но не фантастика и не фэнтези
| | |-+  Школа и нелюбовь к официальной классике
« предыдущая следующая »
Страницы: [1] 2 3 ... 8 Печать
Автор Тема: Школа и нелюбовь к официальной классике  (прочитано 25858 раз)
boris2311
Граф
****

Карма: 62
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 331


Безнадежных положений не бывает...


просмотр профиля E-mail
Школа и нелюбовь к официальной классике
« было: 09 января 2010 года, 12:35:48 »

Скорее всего, именно школа. 90% учителей литературы способны привить стойкое отвращение к самым гениальным книгам.
Авторизирован

Слушали бы меня - все бы остались живы.
zareen
Барон
***

Карма: 8
Offline Offline

сообщений: 113


перекати-поле


просмотр профиля WWW
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #1 было: 09 января 2010 года, 13:51:17 »

Интересный факт, мне в школе не довелось проходить "Мастера и Маргариту", и вот результат. Книгу я люблю. А те из моих знакомых, кто имел несчастье изучать ее и писать по ней сочинения - нет.
И как они (учителя) ухитряются? В институте их учат этому, что ли?
Авторизирован

Выйдешь  -  поневоле!
Тяжело, хоть плачь!
Смотришь  -  через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч...(с)
Лийса
Граф
****

Карма: 66
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 405


Да здравствует Дом Молний!


просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #2 было: 09 января 2010 года, 14:33:19 »

Цитата
Скорее всего, именно школа. 90% учителей литературы способны привить стойкое отвращение к самым гениальным книгам.


Я вообще ненавидела школьные уроки литературы, при том, что читать обожаю с детства. Мне очень не нравится, что те самые 90% учителей литературы мыслят догмами и отучают детей думать самостоятельно, вдалбливая им в голову мнение критиков. Хотя, думаю, здесь я в своей нелюбви не одинока.
Самый яркий пример книги, которую я возненавидела после упорного прохождения в школе - это "Американская история" Драйзера. После детальнейшего двухмесячного обсуждения преступления и наказания Клайда Гриффитса я поняла, что больше Драйзера я в руки не возьму.

А список нелюбимых книг у меня, в общем, большой: практически вся русская классика 19 века, которая есть в школьной программе, кроме творчества Пушкина (Лермонтов (всё, кроме "Демона"), Гоголь ("Ревизор" и "Мёртвые души"), Л. Н. Толстой, Достоевский, Чехов (ненавижу!!!!!), Горький (люблю только его воспоминания о детстве)), из зарубежной литературы - уже упомянутый Драйзер и Эмиль Золя. Из детских писателей не люблю только Корнея Чуковского.
Авторизирован
Нелл
Мечтательница
Герцог
*****

Карма: 444
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 1794


Усато-полосато-когтистая

205470176
просмотр профиля WWW E-mail
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #3 было: 09 января 2010 года, 16:29:23 »

На мой взгляд, книги всех перечисленных авторв (Драйзер, Чехов, Достоевский, Толстой и т.д.) в принципе не предназначены для изучения в школе. Уроки литературы в принципе должны прививать ребенку любовь к чтению, а не превращаться в "прохождение" классиков. Но для того, чтобы привить оную любовь, детям надо предлагать то, что им интересно читать: посильно и по возрасту; наша же программа абсолютно не учитывает детский возраст. Она составлена по принципу "пройти по произведению всех признанных классков". Есть дети, которым и в двенадцать интересен и даже понятен Достоевский; но "прохождение" убивает интерес даже у них. В этом-то и есть первородный грех все школьных программ по литературе - формальный подход; в головах большинства наших "образованцев" просто не укладывается мысль, что человек, которому в дестве пивили любовь к книгам и чтению все равно придет к прочтению классики, но уже тогда, когда она бжет ему по возрасту и по силам; а "похождение" приводит вовсе не к тому, что детям якобы прививаются культурные ценности, а к тому, что любой нормально мыслящий ребенок считает всю класскику нудной принудилдовкой. Что же до форм отчетности, то СОЧИНЕНИЯ, которые надо писать по строго определнным лекалам отбивают охоту мыслить даже у тех, кто готов что-то читать.
Авторизирован

Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда.

Надежда умирает последней! А первым кто?

Это мой кактус! И я его никому не отдам!
taiverin
Герцог
*****

Карма: 193
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 939


реквизит


просмотр профиля E-mail
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #4 было: 09 января 2010 года, 18:47:23 »

Интересный факт, мне в школе не довелось проходить "Мастера и Маргариту", и вот результат. Книгу я люблю. А те из моих знакомых, кто имел несчастье изучать ее и писать по ней сочинения - нет.
И как они (учителя) ухитряются? В институте их учат этому, что ли?

Ну глупости это. Кто-то изучал и не любит, кто-то не изучал и не любит... Я писала сочинение по "Мастеру и Маргарите", по "Онегину", по "Горю от ума", читала на семинары в универе почти всего Достоевского, пьесы Островского - да вагон еще всего, но почему-то очень многое понравилось. А не понравились просто единицы.

Лийса
А за что вам Золя не нравится?
Авторизирован

- Кладовка! Вы  называете суфлерскую будку кладовкой! Вы называете сцену гостиной,  кулисы
- картинами, занавес - занавеской, а реквизит - дядей! (с) "Опасное лето"
Лийса
Граф
****

Карма: 66
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 405


Да здравствует Дом Молний!


просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #5 было: 09 января 2010 года, 22:43:59 »

Эреа Нелл, я с Вами согласна практически на сто процентов.

Цитата
На мой взгляд, книги всех перечисленных авторв (Драйзер, Чехов, Достоевский, Толстой и т.д.) в принципе не предназначены для изучения в школе. Уроки литературы в принципе должны прививать ребенку любовь к чтению, а не превращаться в "прохождение" классиков. Но для того, чтобы привить оную любовь, детям надо предлагать то, что им интересно читать: посильно и по возрасту; наша же программа абсолютно не учитывает детский возраст. Она составлена по принципу "пройти по произведению всех признанных классков".

То, что я выделила курсивом - просто золотые слова. Я не говорю, что программу надо сильно упрощать, но можно часть произведений заменить на что-то более приемлемое для школьников. Имхо, большая часть российских (и не только) школьников вряд ли поймёт и оценит "Преступление и наказание" или "Войну и мир" (особенно философскую подоплёку ВиМ). Если ученик ознакомится с кратким содержанием произведения и скопирует сочинение из книжки в духе "100 лучших сочинений по школьной программе" для получения отметки, это ему ничего не даст. Лучше, если школьник начнёт знакомство с творчеством того или иного писателя с несложных (а самое главное - доступных для понимания) произведений.

Цитата
Что же до форм отчетности, то СОЧИНЕНИЯ, которые надо писать по строго определнным лекалам отбивают охоту мыслить даже у тех, кто готов что-то читать.

Когда-то меня аж на месяц отлучили от уроков литературы за то, что я отказалась повторять мнение Белинского касательно Катерины из "Грозы". Ну не видела я в ней никакого "луча света", а видела обыкновенную несчастную женщину, которая сама толком не знает, чего хочет. Но раз классик сказал по-другому, значит, нужно повторять его мнение. До сих пор помню фразу своей учительницы: "Да кто ты такая, чтобы спорить с гением!" А может, у Белинского своё мнение, а у меня - своё? Смех

А вообще, именно эта необходимость писать по лекалам отбивает способность думать самостоятельно. И вот это уже страшно.

taiverin

Эреа Тайверин, мне Золя не нравится из-за очень тяжёлой манеры изложения событий. Не знаю, может, это виноваты переводчики, но читать романы этого писателя мне было трудно. "Жерминаль" мне не понравился ещё и сюжетом (не люблю я околореволюционные темы), а "Тереза Ракен", в принципе, хороша. Но из похожих произведений мне больше по вкусу "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова. И вообще я Лескова люблю.
Авторизирован
Dama
Герцог
*****

Карма: 3477
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 6769


Мы возвратимся туда, где мы не были прежде.


просмотр профиля E-mail
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #6 было: 09 января 2010 года, 23:35:34 »

Как же мне всё-таки повезло с преподавателями! И в школе, и в институте можно было нести любую ересь при условии, что сумеешь её обосновать. И очень ценились работы "не по источникам".

А вот Лескова читать не могу, настолько меня раздражают "плакончики" и "мелкоскопы". Хотя знаю людей, которые восхищаются его словотворчеством. По этой же причине не выношу Маяковского. Видимо, я пуристка, но считаю, что четверти миллиона слов русского языка достаточно для выражения любой мысли.

Достоевского тоже не люблю, но по иной причине. Как-то сидела я и вспоминала, есть ли у него хоть один персонаж, не нуждающийся в помощи психиатра. Наконец вспомнила - матушка Родиона Раскольникова, которая в конце романа сходит с ума...
Авторизирован

Ничьим богам не служи, ничьей веры не оскорбляй.
Лучезар
Граф
****

Карма: 144
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 268

Вот это да!


просмотр профиля WWW
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #7 было: 10 января 2010 года, 00:17:58 »

*пробегая мимо*
Цитата
Как-то сидела я и вспоминала, есть ли у него хоть один персонаж, не нуждающийся в помощи психиатра. Наконец вспомнила - матушка Родиона Раскольникова, которая в конце романа сходит с ума...
Эрэа Dama, браво!  Смех
Авторизирован

Каждый день должен содержать яркий поступок. Пусть даже самый нелепый. Пусть даже это будет жёлтый шарф, банально завязанный на берёзе. Йозеф Эметс
taiverin
Герцог
*****

Карма: 193
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 939


реквизит


просмотр профиля E-mail
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #8 было: 10 января 2010 года, 00:18:25 »

Лийса
Интересно... мне как раз Золя очень легко читать, но у него почти все почти всегда так мрачно ("Жерминаль" и "Западня" - мрак и ужас), что я по своей воле (а не по программе) прочитала только "Дамское счастье" - менее известное, остросоциальное и серьезное, зато романтичное и с хэппи-эндом... А Лескова я ужасно не люблю.  Кривая усмешка Кстати, вот еще один очень нелюбимый писатель.
Авторизирован

- Кладовка! Вы  называете суфлерскую будку кладовкой! Вы называете сцену гостиной,  кулисы
- картинами, занавес - занавеской, а реквизит - дядей! (с) "Опасное лето"
Лийса
Граф
****

Карма: 66
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 405


Да здравствует Дом Молний!


просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #9 было: 10 января 2010 года, 00:34:57 »

taiverin

Мне в отношении Золя вообще не повезло. Улыбка Помню, то ли мне кто-то сказал, то ли я где-то прочитала, что у этого писателя основное произведение - эпопея "Ругон-Маккары", томов на ...дцать. Не прочтёшь всё по порядку - ничего не поймёшь, потому что книги очень тесно связаны между собой. Я подумала... ещё раз подумала и пошла читать Дюма. Смех Предубеждение было создано. А уже потом, когда я всё-таки взялась за Золя, впечатление намного лучше не стало - не мой всё-таки это писатель.

Dama, taiverin

О Лескове. Язык у него, конечно, очень своеобразный, но у меня после прочтения сказов этого писателя остаётся достаточно светлое чувство. "Очарованного странника" и "Леди Макбет Мценского уезда" я не очень люблю, зато "Час воли божией", "Маланья, голова баранья" и ещё несколько сказов очень хороши. А "Тупейный художник" - невероятно печальная вещь, но впечатление от неё остаётся мощное. Плач Имхо, конечно.
Кстати, сказы я вообще люблю. И лесковские, и бажовские, и ремизовские. Поцелуй
Авторизирован
Rochefort
Advocatus diaboli
Имперец
Герцог
*****

Карма: 2053
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 4366


Быть, а не казаться


просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #10 было: 10 января 2010 года, 00:53:35 »

Уроки литературы в принципе должны прививать ребенку любовь к чтению, а не превращаться в "прохождение" классиков.

Не знаю, что должна прививать ребенку школьная программа, но классическая литература это корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи. Мне кажется, что школьная программа должна ознакомить ученика с реперными произведениями по крайней мере за последние две-три сотни лет. Чтобы на примере характерных произведений дать представление о том как развивалась литература. А то что ребенку интересно читать он прочитает сам.
Авторизирован

История оправдывает все, что угодно. Она не учит абсолютно ничему, ибо содержит в себе все и дает примеры всего
/Поль Валери/

Но лица многие перед моим лицом
К моей руке имели уваженье.
Ведь то, что для нее всего лишь продолженье
Для них уже является концом.
Пламя Земли
Барон
***

Карма: 50
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 194


Нравственность - подчинение в свободе

354164008
просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #11 было: 10 января 2010 года, 05:18:03 »

Мне все годы обучения в школе ОЧЕНЬ везло с преподавателями литературы. После занятий моих учителей меня не покидает стойкое впечатление, что литература - это один из немногих школьных предметов  на котором ребенок может научиться иметь собственное мнение, научиться его отстаивать. А еще уроки литературы, на мой взгляд, должны развивать нравственность детей. И вот для этого и нужны произведения в которых есть хоть какие-то нравственные проблемы.

Авторизирован

Я - огонь.
Я согреваю души.
Я - огонь.
Я освещаю путь.
Я - огонь,
И мой покой нарушив
Ты об этом,
Странник, не забудь.
Станислав
Хранитель
Герцог
*****

Карма: 1744
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 7466


просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #12 было: 10 января 2010 года, 09:58:31 »


На мой взгляд, книги всех перечисленных авторв (Драйзер, Чехов, Достоевский, Толстой и т.д.) в принципе не предназначены для изучения в школе. Уроки литературы в принципе должны прививать ребенку любовь к чтению, а не превращаться в "прохождение" классиков.

Это как раз те намерения, которыми выстлана дорога в известное тёплое местечко.

Любой человек, претендующий хотя бы на самое общее образование должен знать некоторое количество текстов, считающихся в обществе образцом хорошей литературы. Нравится ему это или нет, забудет он их через пять минут после экзамена/сочинения или будет перечитывать их регулярно до конца дней своих. Это требуется не для отдельно взятого человека, это требуется для формирования единого культурного пространства в обществе. Отдельным гражданам может не нравится творчество Пушкина (целиком или полностью), но в российской обществе априори подразумевается. что он - Нашё Всё и Солнце Русской Поэзии. И не в последнюю очередь именно потому, что его творчество мы все изучали в младшей и средней школе, вне зависимости нравился он нам или нет. Так точно и с другими классиками - мы может не любить их творчество, но мы о них знаем. Знаем, а значит, имеем общее культурное пространство, в котором возможно вести диалог. Реализуй ваше предложение на практике  и ничего подобного не будет, ибо только в детстве, в школьные годы можно обеспечить возможность ознакомление абсолютного большинства членов общества с образцами классической литературы. Последствия от этого будут весьма печальными. И никакая «любовь к чтению» (которая, кстати, у большинства детей всё равно не возникнет) тут не поможет.

Авторизирован
Fiametta
Поэтическая натура
Герцог
*****

Карма: 328
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 1637

Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #13 было: 10 января 2010 года, 10:31:26 »

 Мне не очень повезло со школой, но очень повезло с учителями литературы (их сменилось трое). Они не спрашивали с нас  умение пересказывать учебник, они спрашивали, что мы сами думаем о Базарове и Андрее Болконском. Другое дело, наши мнения нужно было подтверждать текстом (один учитель так и говорил: "Доказательство  так же нужно в литературе, как и в геометрии"). Иногда на уроках от споров о Щедрине и Чернышевском мы переходили к спорам о смысле жизни. По-моему, такие разговоры были нам очень полезны.
Про Лескова. Для меня он, прежде всего, религиозный писатель. Когда я его читаю, я почти не замечаю особенностей его языка, так для меня важны его религиозные мысли (в чем-то близкие, в чем-то совсем для меня далекие).
Про революционную литературу. В детстве я ее не очень любила, но когда самой пришлось столкнуть с невыплатой зарплат, унизительной системой штрафов и т.д., эти книги стали для меня... актуальнее Кривая усмешка.
« Последняя правка: 10 января 2010 года, 10:44:46 от Fiametta » Авторизирован

Ты хочешь меду, сын?  - так жала не страшись;
Венца победы? - смело к бою!
Ты перлов жаждешь? - так спустись
На дно, где крокодил зияет под водою.
Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец.
Лишь смелым перлы, мед, иль гибель... иль венец.
taiverin
Герцог
*****

Карма: 193
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 939


реквизит


просмотр профиля E-mail
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #14 было: 10 января 2010 года, 13:01:05 »

Лийса

А "Дамское счастье" читали? Почитайте. )) Там тоже местами мрачно, но заканчивается все хорошо и там такие описания ассортимента магазина - тканей, платьев, перчаток и проч., я хоть и не любила раньше описания, просто тащилась.  Глазки вверх

Насчет изучения литературы в школе. Можно просто меньше слушать учителей, а больше - самого себя, тогда, может, и исчезнет эта проблема. Потому что не бывает так, чтоб прям кругом плохие преподы отвращают внимание и интерес умных детишек от литературы. Иногда (во мне заговорил преподаватель литературы) умные детишки просто находят себе оправдание не любить классику - "плохие учителя" и т.д.  Глазки вверх
Авторизирован

- Кладовка! Вы  называете суфлерскую будку кладовкой! Вы называете сцену гостиной,  кулисы
- картинами, занавес - занавеской, а реквизит - дядей! (с) "Опасное лето"
Страницы: [1] 2 3 ... 8 Печать 
« предыдущая следующая »
Перейти в раздел:  

Powered by MySQL Powered by PHP Форум официального сайта Веры Камши | Powered by SMF 1.0.10.
© 2001-2005, Lewis Media. All Rights Reserved.
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!