Форум официального сайта Веры Камши

Внимание! Данный форум доступен только для чтения,
для общения добро пожаловать на новый форум forum.kamsha.ru

Добро пожаловать, гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, если хотите стать полноправным участником форума.
31 марта 2020 года, 12:28:34

Войти
Поиск:     Расширенный поиск
ВНИМАНИЕ! В ближайшие дни должен состояться переезд форума на новый хостинг и новый движок! Переезд будет сопровождаться временным отключением доступа к форуму. Подробности - в разделе "Работоспособность форума"
845927 Сообщений в 12092 темах от 7410 участников
Последний участник: Vera_Kamenskaya
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти зарегистрируйтесь
+  Форум официального сайта Веры Камши
|-+  Художественная литература
| |-+  Любимые и не очень книги, но не фантастика и не фэнтези
| | |-+  Школа и нелюбовь к официальной классике
« предыдущая следующая »
Страницы: 1 [2] 3 4 ... 8 Печать
Автор Тема: Школа и нелюбовь к официальной классике  (прочитано 23002 раз)
Нелл
Мечтательница
Герцог
*****

Карма: 444
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 1794


Усато-полосато-когтистая

205470176
просмотр профиля WWW E-mail
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #15 было: 10 января 2010 года, 14:31:40 »


На мой взгляд, книги всех перечисленных авторв (Драйзер, Чехов, Достоевский, Толстой и т.д.) в принципе не предназначены для изучения в школе. Уроки литературы в принципе должны прививать ребенку любовь к чтению, а не превращаться в "прохождение" классиков.

Это как раз те намерения, которыми выстлана дорога в известное тёплое местечко.

Любой человек, претендующий хотя бы на самое общее образование должен знать некоторое количество текстов, считающихся в обществе образцом хорошей литературы. Нравится ему это или нет, забудет он их через пять минут после экзамена/сочинения или будет перечитывать их регулярно до конца дней своих. Это требуется не для отдельно взятого человека, это требуется для формирования единого культурного пространства в обществе. Отдельным гражданам может не нравится творчество Пушкина (целиком или полностью), но в российской обществе априори подразумевается. что он - Нашё Всё и Солнце Русской Поэзии. И не в последнюю очередь именно потому, что его творчество мы все изучали в младшей и средней школе, вне зависимости нравился он нам или нет. Так точно и с другими классиками - мы может не любить их творчество, но мы о них знаем. Знаем, а значит, имеем общее культурное пространство, в котором возможно вести диалог. Реализуй ваше предложение на практике  и ничего подобного не будет, ибо только в детстве, в школьные годы можно обеспечить возможность ознакомление абсолютного большинства членов общества с образцами классической литературы. Последствия от этого будут весьма печальными. И никакая «любовь к чтению» (которая, кстати, у большинства детей всё равно не возникнет) тут не поможет.



*терпеливо*
Любовь к чтению НЕ возникает именно потому, что детей принуждают читать то, что им непосильно. Школьная прогрмма составлена механически, а не с учетом возраста детей. Тараса Бульбу походят в пятом классе - это когда детям по 10-11 лет. И абсолютно бессмысленно "изучать" произведения классиков в школе. Это не оставит никакого следа, просто потому, что большинство детей в силу психологического возраста не в состоянии понять и принять эти тексты. Тогда как если школа будет предлагать детям то, что им по возрасту интересно, то возникнет та самая "любовь к чтению", которая и побуждает человека читать. Говоря очень грубо - у ребенка с етсва формируется представление о том, что чтене - это интересно и здорово. И с психологической точки зрения чтение Стивенсона в 10-11 лет много полезнее, чем "прохождение" Тараса Бульбы, от какового прохождения не останется ни малейшего следа. То, о чем вы говорите - это усвоение культуры, а УСВОЕНИЕ происходит только добровольно. В школе же процесс усвоения подменяют процессом... даже трудно описать одним словом... процессом механического запоминания: Пушкин классик - написал Евгения Онегина - шедевр русской литературы - выучи письмо Татьяны - садись, два/три/четыр/пять. Единственное следствие такого обучения - ребенок запомнил, чтол Пушкин - классик и написал Е.О. - в лучшем случае. А чтобы усвоить СОДЕРЖАНИЕ Е.О. ему надо прочесть, понять и осознать.
Авторизирован

Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда.

Надежда умирает последней! А первым кто?

Это мой кактус! И я его никому не отдам!
Лийса
Граф
****

Карма: 66
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 405


Да здравствует Дом Молний!


просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #16 было: 10 января 2010 года, 15:22:53 »

Станислав

Цитата
Любой человек, претендующий хотя бы на самое общее образование должен знать некоторое количество текстов, считающихся в обществе образцом хорошей литературы. Нравится ему это или нет, забудет он их через пять минут после экзамена/сочинения или будет перечитывать их регулярно до конца дней своих. Это требуется не для отдельно взятого человека, это требуется для формирования единого культурного пространства в обществе. Отдельным гражданам может не нравится творчество Пушкина (целиком или полностью), но в российской обществе априори подразумевается. что он - Нашё Всё и Солнце Русской Поэзии. И не в последнюю очередь именно потому, что его творчество мы все изучали в младшей и средней школе, вне зависимости нравился он нам или нет. Так точно и с другими классиками - мы может не любить их творчество, но мы о них знаем. Знаем, а значит, имеем общее культурное пространство, в котором возможно вести диалог. Реализуй ваше предложение на практике  и ничего подобного не будет, ибо только в детстве, в школьные годы можно обеспечить возможность ознакомление абсолютного большинства членов общества с образцами классической литературы.


Пушкин, по моему мнению, не самый удачный пример, поскольку его начинают изучать со сказок (о царе Салтане, о попе и Балде, о мёртвой царевне и т.д.) или "Руслана и Людмилы" (по сути, тоже сказки, хоть более взрослой). Здесь как раз тот случай, когда изучаемое произведение адекватно возрасту изучающего. Если бы творчество Пушкина начинали изучать сразу с "Евгения Онегина", то это было бы намного менее продуктивно.
А ознакомление с образцами классической литературы можно сделать более приемлемым. Часть произведений школьной программы оставить для изучения в институте, а другую часть изучать в старших классах. Достоевского и Толстого я бы, например, дала изучать в институте, поскольку этих писателей можно полностью понять только во взрослом возрасте.

taiverin

"Дамское счастье" поищу, поскольку описание всяческих предметов гардероба меня равнодушной не оставит - люблю я историю костюма. Улыбка

Цитата
Насчет изучения литературы в школе. Можно просто меньше слушать учителей, а больше - самого себя, тогда, может, и исчезнет эта проблема. Потому что не бывает так, чтоб прям кругом плохие преподы отвращают внимание и интерес умных детишек от литературы. Иногда (во мне заговорил преподаватель литературы) умные детишки просто находят себе оправдание не любить классику - "плохие учителя" и т.д. 
 
И это тоже верно. Но в некоторых случаях дело всё-таки в неумелом преподавании. Помню, наша преподавательница, задавая нам прочитать "Гамлета", сказала что-то вроде: "Ну, это совсем неинтересное для вас произведение, но вы уж его прочитайте хотя бы ради оценки". И у кого после таких слов возникнет желание читать эту (и любую другую) книгу?
Другое дело, когда учитель может заинтересовать учеников, дать им понять, что проблематика того или иного произведения актуальна  и для нашего времени, и привлечь школьников к активному обсуждению прочитанного.

Нелл

Цитата
И с психологической точки зрения чтение Стивенсона в 10-11 лет много полезнее, чем "прохождение" Тараса Бульбы, от какового прохождения не останется ни малейшего следа. То, о чем вы говорите - это усвоение культуры, а УСВОЕНИЕ происходит только добровольно. В школе же процесс усвоения подменяют процессом... даже трудно описать одним словом... процессом механического запоминания: Пушкин классик - написал Евгения Онегина - шедевр русской литературы - выучи письмо Татьяны - садись, два/три/четыр/пять. Единственное следствие такого обучения - ребенок запомнил, чтол Пушкин - классик и написал Е.О. - в лучшем случае. А чтобы усвоить СОДЕРЖАНИЕ Е.О. ему надо прочесть, понять и осознать.


Подпишусь под каждым словом. Кстати, о Стивенсоне. В девятом классе на уроке зарубежной литературы наш класс прочитал "Чёрную стрелу", и, должна сказать, произведение почти всем понравилось. Не в последнюю очередь благодаря преподавательнице по "зарубежке". Она, я помню, старалась нам показать, что характеры, описанные в романе, частично сохранились и в наше время, поскольку эпоха меняется, а люди остаются прежними, и над ними властвуют те же чувства, что и над их далёкими предками. Таким образом, герои романа (в первую очередь, конечно, Дик Шелдон))) как бы оказались приближены к нам, и мы смогли увидеть в них именно людей, а не просто персонажей. А про людей читать интереснее. Подмигивание
Вот это я называю умелым подходом. Но часть учителей озабочена только тем, чтобы ученик для оценки (фактически - "для галочки") вызубрил произведение, а запомнится оно или не запомнится - дело десятое.
Авторизирован
Ингрид
Герцог
*****

Карма: 441
Offline Offline

сообщений: 3033

Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #17 было: 10 января 2010 года, 15:37:07 »

Не, это все не про меня! Я обожала уроки русской литературы и языка. Украинская лит-ра тоже была интересная.
Видимо, действительно повезло с учителями. Улыбка
Авторизирован

"Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит... То есть он летит - но сам по себе. И плюёт на вас. Нужно быть таким - легким и независимым".  (М. Жванецкий)
Пламя Земли
Барон
***

Карма: 50
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 194


Нравственность - подчинение в свободе

354164008
просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #18 было: 10 января 2010 года, 15:41:18 »

Тогда как если школа будет предлагать детям то, что им по возрасту интересно, то возникнет та самая "любовь к чтению", которая и побуждает человека читать.

к несчастью не бывает интересов "по возрасту". Человек и в 10 и 30 лет может страстно увлекаться историей и ему может быть совершенно не интересно читать про любовь.

Да, я согласна, что очень часто школьная программа бывает достаточно сложна для понимания школьников, но для этого и нужен учитель - помочь понять, увидеть в произведении то что интересно именно этому ребенку.

А любовь к чтению, по моему опыту у людей начинается с одной единственной КНИГИ, которая нужна именно этому человеку именно в данный момент времени.
Авторизирован

Я - огонь.
Я согреваю души.
Я - огонь.
Я освещаю путь.
Я - огонь,
И мой покой нарушив
Ты об этом,
Странник, не забудь.
Уленшпигель
Старый циник
Россомахи
Герцог
*****

Карма: 967
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 12892

Я ваше зеркало


просмотр профиля WWW
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #19 было: 10 января 2010 года, 16:05:34 »

В четвертом классе я зачитывался Плутархом, раз пять за год точно перечитал. Я тащился от описаний поисков Ниневии, от описания ползания  Роулингсона по Бехистунской скале.
И много таких было?
Авторизирован

"Вы смогли бы к примеру уважать киркореллу?" Рокэ Алва<br />Неча на зеркало пенять...<br />" Но человек -не зверь, когда смешно -смеяться должен он." "Тим Тайлер, или проданный смех." Джеймс Крюс<br />  "Прерывая жизнь грешных, ты обрываешь цепь непотребств, ими творимых..." Бонифаций
Ингрид
Герцог
*****

Карма: 441
Offline Offline

сообщений: 3033

Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #20 было: 10 января 2010 года, 16:37:48 »

В четвертом классе я зачитывался Плутархом, раз пять за год точно перечитал. Я тащился от описаний поисков Ниневии, от описания ползания  Роулингсона по Бехистунской скале.
 И много таких было?
Я любила про Лукулла и Гая Марция Кориолана, правда в старших классах. Подмигивание
Авторизирован

"Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит... То есть он летит - но сам по себе. И плюёт на вас. Нужно быть таким - легким и независимым".  (М. Жванецкий)
Уленшпигель
Старый циник
Россомахи
Герцог
*****

Карма: 967
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 12892

Я ваше зеркало


просмотр профиля WWW
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #21 было: 10 января 2010 года, 16:41:30 »

В четвертом классе я зачитывался Плутархом, раз пять за год точно перечитал. Я тащился от описаний поисков Ниневии, от описания ползания  Роулингсона по Бехистунской скале.
 И много таких было?
Я любила про Лукулла и Гая Марция Кориолана, правда в старших классах. Подмигивание
Кориолан вообще моя любовь (не в том , конечно, плане).. . Лучшего доказательства роли личности и масс в истории...  В зависимости от того на чьей стороне личность, та сторона и побеждает....
Авторизирован

"Вы смогли бы к примеру уважать киркореллу?" Рокэ Алва<br />Неча на зеркало пенять...<br />" Но человек -не зверь, когда смешно -смеяться должен он." "Тим Тайлер, или проданный смех." Джеймс Крюс<br />  "Прерывая жизнь грешных, ты обрываешь цепь непотребств, ими творимых..." Бонифаций
Tany
Россомахи
Герцог
*****

Карма: 6265
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 11073


И это пройдет!


просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #22 было: 10 января 2010 года, 17:17:25 »

Лийса

А "Дамское счастье" читали? Почитайте. )) Там тоже местами мрачно, но заканчивается все хорошо и там такие описания ассортимента магазина - тканей, платьев, перчаток и проч., я хоть и не любила раньше описания, просто тащилась.  Глазки вверх

Насчет изучения литературы в школе. Можно просто меньше слушать учителей, а больше - самого себя, тогда, может, и исчезнет эта проблема. Потому что не бывает так, чтоб прям кругом плохие преподы отвращают внимание и интерес умных детишек от литературы. Иногда (во мне заговорил преподаватель литературы) умные детишки просто находят себе оправдание не любить классику - "плохие учителя" и т.д.  Глазки вверх
Также подписываюсь под каждым словом! Конечно, во мне говорит школьный учитель. 30 лет в школе - это не стаж, это диагноз Смех Но дети и в самом деле не хотят ни думать, ни читать. Да я была бы счастлива, если бы у них были хоть какие-то свои мысли о прочитанном и о жизни. Они ведь толком не знают, куда будут поступать и что делать в этой жизни. Все спихнули на родителей и лучай. Да, таких, как эр Уленшпигель во все времена немного, но сейчас стало еще меньше.
Авторизирован

Приятно сознавать себя нормальным, но в нашем мире трудно ожидать, что сохранить остатки разума удастся.
Yaga
Vax
Ленивец
Герцог
*****

Карма: 592
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 2904


Лень - двигатель прогресса!

vax@previo.ee
просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #23 было: 10 января 2010 года, 17:29:28 »

Но дети и в самом деле не хотят ни думать, ни читать.

Так ведь это как раз и дело учителей (и семьи, конечно) - научить думать и привить любовь к чтению. А если просто принять за данность, что "не хотят ни думать, ни читать" - то и получаются те самые 90% из оригинального поста
Авторизирован

Не откладывай на завтра то, что можно отложить на послезавтра.
Эстравен
Книгочей. Мечтатель
Герцог
*****

Карма: 1091
Offline Offline

сообщений: 3081


Мир - Книга, книга - мир, то фолиант, то эльзевир


просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #24 было: 10 января 2010 года, 19:26:46 »


Также подписываюсь под каждым словом! Конечно, во мне говорит школьный учитель. 30 лет в школе - это не стаж, это диагноз Смех Но дети и в самом деле не хотят ни думать, ни читать. Да я была бы счастлива, если бы у них были хоть какие-то свои мысли о прочитанном и о жизни. Они ведь толком не знают, куда будут поступать и что делать в этой жизни. Все спихнули на родителей и лучай. Да, таких, как эр Уленшпигель во все времена немного, но сейчас стало еще меньше.

   Филолог - это тоже диагноз!  Смех Пусть и несостоявшийся. В смысле, красный диплом имеется, а вот желания работать в школе - нуль.  Улыбка Аспирантура пролетела по причине смерти научного руководителя. Грусть
   СПОЙЛЕРЫ

   Что касается нежелания детей читать - так меня в этой беде убеждать не надо. Вон, сидит в другой комнате младший брат. В Интернете, где ж ещё.  Глазки вверх Последний раз нормальную бумажную книгу видел у него с год назад.  Смущение Хотя вру. Время от времени он ко мне заходит и декламирует понравившиеся стихи.  Улыбка Так что ещё не всё потеряно. Правда, ему через пару месяцев 25 исполнится...  В замешательстве
Авторизирован

Лишь неведение пробуждает мысль. Недоказанность - вот основа для любого действия.

Настоящий человек должен отбрасывать свою собственную тень. Урсула Ле Гуин

In angello cum libello.
Tany
Россомахи
Герцог
*****

Карма: 6265
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 11073


И это пройдет!


просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #25 было: 10 января 2010 года, 21:31:10 »

Но дети и в самом деле не хотят ни думать, ни читать.

Так ведь это как раз и дело учителей (и семьи, конечно) - научить думать и привить любовь к чтению. А если просто принять за данность, что "не хотят ни думать, ни читать" - то и получаются те самые 90% из оригинального поста
Да, буквально все "умеют" лечить и учить.  Смех "Привить любовь к чтению" - это типа прививки от оспы? Сделали моему поколению, а в 1978 году ООН официально объявила, что угрозы эпидемии больше не существует. А уж научить думать, это вообще раз плюнуть, непонятно, причем тут вообще семья, если всегда во всем школа виновата? Кривая усмешка
Авторизирован

Приятно сознавать себя нормальным, но в нашем мире трудно ожидать, что сохранить остатки разума удастся.
Yaga
Ингрид
Герцог
*****

Карма: 441
Offline Offline

сообщений: 3033

Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #26 было: 10 января 2010 года, 22:06:47 »

В четвертом классе я зачитывался Плутархом, раз пять за год точно перечитал. Я тащился от описаний поисков Ниневии, от описания ползания  Роулингсона по Бехистунской скале.
 И много таких было?
Я любила про Лукулла и Гая Марция Кориолана, правда в старших классах. Подмигивание
Кориолан вообще моя любовь (не в том , конечно, плане).. . Лучшего доказательства роли личности и масс в истории...  В зависимости от того на чьей стороне личность, та сторона и побеждает....
Да, наверно. Я, впрочем, его отметила интуитивно, как человека противоречивого, сильного и потому интересного. Улыбка А в истории Лукулла привлекал не столько Лукулл, сколько живо описанная римская тактика, бои, в целом ИМХО это одно из лучших жизнеописаний у Плутарха.
Авторизирован

"Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит... То есть он летит - но сам по себе. И плюёт на вас. Нужно быть таким - легким и независимым".  (М. Жванецкий)
Кутуша
Потомственный нобиль
**

Карма: 16
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 90

Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля E-mail
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #27 было: 10 января 2010 года, 23:11:27 »

Все кивают на учителей и школу - не научили, не привили любовь к чтению. А часто ли родители в семье задают вопрос "Что вы сейчас проходите по литературе?". Скорее спросят про алгебру-физику-английский, на худой конец. С литературой "сам разберется" - вызубрит, выучит, сдерет из интернета. Все! А уж устроить в семье "разбор полетов" по поводу того же Гоголя или Достоевского - бога ради! не в этой жизни! И что мы тогда хотим от учителей, если сами ничего кроме телека в упор не видим? Ладно "надоевшая" классика, но что-нибудь другое из прочитанного за столом обсуждается? У меня в семье обсуждалось, причем так горячо, что подружки попавшие раз на такое обсуждение между мной и мамой аж позавидовали - о чем вы так горячо спорите, нужно и нам прочесть. И после таких "литературных вечеров" мне уже было все равно луч света в темном царстве там Катерина или не луч - для меня существовало "две" литературы - одна та что я читала и над чем думала, а другая - тот официоз что нужно было оттарабанить в школе, благо язык всегда был хорошо подвешен, и память хорошая. У меня сейчас двое своих оболтусов подрастают, так вот - "заниматься" литературой приходится с таким же упорством как алгеброй или химией, чтобы добиться не жалкого блеяния, а более-менее связных и осознанных ответов-пересказов. Ей-богу, иногда семь потов сойдет, прежде чем увидишь в глазах хоть какую-то искру понимания прочитанного. А их таких "гениев" в классе аж 25 штук, на мой характер я бы всех давно переубивала, либо с ума сошла. А их учить пытаются, хоть чему-то.
« Последняя правка: 10 января 2010 года, 23:14:35 от Кутуша » Авторизирован
Dama
Герцог
*****

Карма: 3477
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 6769


Мы возвратимся туда, где мы не были прежде.


просмотр профиля E-mail
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #28 было: 11 января 2010 года, 02:21:16 »

В нашей семье тоже было принято и читать вслух, и обсуждать книги. Своей дочери я в своё время прочла вслух "Евгения Онегина", с собственными комментариями по ходу дела, а потом подсунула и Белинского, и Лотмана - прекрасный комментарий, кстати. Она и сейчас может прочесть почти весь роман наизусть, и я тоже. И как "Онегина" читает Юрский, мы слушали вместе. Недавно по наводке эрэа Пенелопы (спасибо ещё раз, эрэа!) скачали эту запись с торрента, это полнейший восторг!

А тут иду я по улице и слышу, как молодая мама говорит сыну лет десяти: "Пока не прочитаешь сколько-то там страниц, гулять не пойдёшь!" Ну можно ли вернее отбить у мальчишки желание читать?
Авторизирован

Ничьим богам не служи, ничьей веры не оскорбляй.
Ингрид
Герцог
*****

Карма: 441
Offline Offline

сообщений: 3033

Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля
Re: Школа и нелюбовь к официальной классике
« Ответить #29 было: 11 января 2010 года, 08:54:16 »

Один мой знакомый рассказывал:
запер ревущего сына в комнате с приказом прочитать "Капитанскую дочку", мол, пока не прочитает, гулять не пойдет.
Через время выпускает:
- Ну? Прочитал?
- Прочитал. /шмыгает/
- Ну рассказывай, про что оно?
- /мрачно/ Про корабли и капитаны.
Отец заржал, дал подзатыльник и говорит:
- Иди отсюда!

Методы!
« Последняя правка: 11 января 2010 года, 14:11:54 от Ингрид » Авторизирован

"Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит... То есть он летит - но сам по себе. И плюёт на вас. Нужно быть таким - легким и независимым".  (М. Жванецкий)
Страницы: 1 [2] 3 4 ... 8 Печать 
« предыдущая следующая »
Перейти в раздел:  

Powered by MySQL Powered by PHP Форум официального сайта Веры Камши | Powered by SMF 1.0.10.
© 2001-2005, Lewis Media. All Rights Reserved.
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!