Интересно было бы общими усилиями составить фильмографию Ричарда III. Кроме очевидных экранизаций Шекспира наверняка ведь найдутся и другие фильмы, посвященные Ричарду и/или его эпохе. Давайте делиться сведениями.
Киноверсий шекспировского "Ричарда" я видела три: 1912 года (франко-американская постановка Андре Калметта и Джеймса Кина), 1955 (режиссер - Лоуренс Оливье), 1995 (Ричард Лонкрейн).
1. Фильм 1912 года, если верить аннотации - самый старый из доживших до наших дней американских фильмов. И самый старый из тех, что я видела - вообще не знала, что тогда уже снимали такие длинные и осмысленные ленты. Никакого мельтешения, люди двигаются с нормальной скоростью и выглядят естественно. Конечно, кино немое, поэтому актеры вынужденно экспрессивны, но это смотрится натурально, без переигрывания. Разве что сцены, где персонажи активно спорят - тут возникает ощущение южного базара, никуда не денешься. Поражает размах - большая массовка, даже пару десятков лошадей нашли для Босворта, длина фильма (он идет почти час). Я не знаток кино, но рискну предположить, что для того времени это сопоставимо с "Титаником"
Про финал скажу, что батальные сцены снимать тогда не умели, увы. Правда, режиссер остроумно выкрутился - сражение большею частью отнесено к сну Ричарда накануне боя, а во сне, понятное дело, правдоподобия может не быть вовсе.
Сам Ричард показан классически коварным и трагичным (каким еще он может быть в постановке шекспировской пьесы?), но вовсе не уродливым (кстати, в других фильмах внешне он тоже вполне привлекателен - во всяком случае, на мой извращенный вкус). О злом нраве, возможно, говорят густые брови плечи, конечно, не античных пропорций, но в целом облик нормальный, не ужас-ужас.
В середине девяностых фильм был восстановлен со старой пленки и снабжен закадровой музыкой (Морриконе).
2. Постановка Лоренса Оливье 1955 года - вообще из моих любимых фильмов, поэтому объективной не буду.
Фильм очень театральный, может быть, это даже киноверсия спектакля, не знаю. Театральность во всем - от декораций (городские и загородные сцены происходят на фоне красиво нарисованных задников, не слишком-то претендующих на реалистичность) до построения сцен, тоже ориентированного не на
правдоподобие, а на сценичность. Например, сцена у постели умирающего Эдуарда, где все персонажи замирают в неподвижности, как фигуры на доске, а двигаются только двое говорящих, Ричард и Бэкингем, двигаются, потому что настало время им сделать ход; или сцена после коронации Ричарда, когда начинают прибывать гонцы с дурными вестями - они с разных углов темной залы по очереди бросаются к трону, держа в руках факелы, что создает иллюзию загоревшейся с четырех сторон страны. Я так внимательно останавливаюсь на театральности этих элементов фильма, чтобы подойти к главному: персонажей постановки тоже нужно воспринимать не прямо, а отчасти как достаточно символические фигуры или театральные маски. Что нисколько не противоречит Шекспиру: вступительный монолог Ричарда с его заявлениями, что он - страшный и ужасный злодей, странен в качестве прямой речи человека о себе, но естественен в качестве декларации амплуа актера или маски. "Я несчастен, сейчас сами увидите" заявляет, выходя на сцену Пьеро; "я - обманщик и ловкач" прямо предупреждает Пульчинелла; "я - чудовище, предназначенное самой природой к злодейству" говорит зрителю Ричард Шекспира. Мне кажется, что это первое, "программное" заявление Ричарда у Шекспира - прием отстранения, создающий дистанцию между зрителем и персонажем и между персонажем и реальностью. Этот прием сразу выносит Ричарда из исторического
контекста в театральный (а затем - и в эпический). И еще этот прием, возможно, дань традиции театра условных масок. Чтобы не отвлекаться все-таки от темы кино, итог этих рассуждений: фильм театрален, до Станиславского далеко, но это вполне соответствует духу оригинала.
Собственно о воплощении Ричарда Лоренсом Оливье. Актеру удалось передать и условность образа (это вам не реалистический мерзавец, а эпический злой гений) и обаяние личности. Разнообразные (мнимые или истинные - тут не важно, не об этом речь) преступления Ричарда общеизвестны, поэтому ясно, что
фильм - не о них. Мы и так знаем, что Кларенс утонул в мальвазии, деток придушили и т.д. Эти злодейства составляют как бы декорации или костюм главного героя, некие заданные условия. И в этих условиях Лоренс Оливье показывает зрителю героя, исполненного обаяния ума, силы, воли, сомнений и их преодоления, наконец, горечи, трагизма и храбрости. Обаяние получается мрачное, но сильное
Честно говоря, смотреть финал фильма без слез на глазах у меня обычно не получается. И финал правильный,
без заключительного слащавого монолога Ричмонда. На глазах зрителя Ричарда буквально раздирают на части озверелые лучники, Стенли поднимает корону и ею все кончается. А заключительная фраза фильма - honni soit qui mal y pense. Стыдно должно быть тому, кто дурно подумает об этом. О чем - этом, к чему относится в данном случае фраза? Мне хочется думать, что к Ричарду - ведь это он главный герой этого фильма и этой трагедии.
Резюмируя: сильная постановка шекспировской пьесы, вполне сохраняющая ее дух (хотя вольно обращающаяся с буквой) и, на мой взгляд, создающая трагический и привлекательный образ героя.
3. "Ричард III" 1995 года, снятый Ричардом Лонкрейном, далек и от Шекспира, и от истории. Время действия перенесено в тридцатые годы прошлого века, пьеса существенно сокращена и частично переделана. Фильм красивый и смотрится на одном дыхании, но, конечно, такие переделки - на любителя. И я - тот самый любитель, меня приводят в восторг остроумные режиссерские находки, делающие кино интересным и неожиданным. Никаких привычных бесконечных монологов и статичных сцен, знакомые строки вдруг
оказываются перенесенными в телеграфное сообщение, текст закадровой песни, официальное заявление. Это делает пространство фильма крайне насыщенным, что приятно. Эстетика - джаз, танцы, шляпки, красивый быт и красивые лица, красивая жизнь - ласкает взгляд. Но кино это - не про Ричарда, оно про чьи-то злые амбиции и последние дни легкой, легкомысленной и красивой жизни на грани катастрофы мирового масштаба. Мы еще скользим по натертому паркету с шампанским в бокалах, а они уже топают черными сапожищами и цепляют на рукава повязки, как-то так. Мне обычно интересны такие "переодевания", неожиданные прочтения классики, показывающие, что она "про нас", а не только "про то, что было". Но надо понимать, собираясь брать кассету в прокате, что про Ричарда Глостера тут не будет. Хотя образ, сыгранный МакКелленом, изящен и запоминается надолго. Его Ричард - игрок, маньяк игры даже не в престолы, а в страсти, танцор на грани возможного. Он выигрывает свою игру, получив при сдаче скверные карты, а дальше ему не интересно, поэтому сожалеть о его гибели не стоит.
Теперь о том, что я не видела, но хотела бы увидеть.
Поиски в сети принесли следующий результат:
4. 1911 год, "Richard III", режиссёр Фрэнк Бенсон (Frank Benson), Великобритания
5. 1908, Richard III: A Shakespearian Tragedy, американский, режиссеры J. Stuart Blackton, William V. Ranous
6. 1980, "Ричард Третий", советский фильм, грузинский (в ролях Чхиквадзе, Гегечкори, Канчели). Информация с сайта imdb.com. Правда, в фильмографии Чхиквадзе этого фильма не видно, так что есть подозрение, что на сайте ошибка и речь идет о спектакле - такой спектакль в тбилисском театре им. Руставели, действительно, шел когда-то. Может быть, существует его запись или телеверсия.
7. 1983, The Complete Dramatic Works of William Shakespeare: The Tragedy of Richard the Third (USA) (video title), UK / USA
8. 1986, то же название, франко-швейцарская лента, режиссер Raoul Ruiz
9. 2002, фильм King Rikki (The Street King ), реж. James Gavin Bedford - перенос времени-места действия в Лос-Анжелес и 21 век. Что бы это могло быть?..
10. 1964, немецкая версия - "Konig Richard III"
11. 1996, " Looking for Richard ", фильм Аль Пачино. Судя по аннотации, это документальный фильм о съемках фильма о Ричарде (или подготовке спектакля) с Аль Пачино в гл. роли - рассуждения о пьесе, о Ричарде, об эпохе, о театральном мастерстве, интервью с актерами и пр. Интересно было бы посмотреть, но непредсказуемо.
12. Некто Scott M. Anderson снимает сейчас очередное кино, рабочее название не оригинально, "Ричард Третий"
. Никаких подробностей пока нет, судя по списку ролей это может быть вольной экранизацией Шекспира, но не факт - там нет, например, короля Эдуарда и Джейн Шор, зато присутствует королева Маргарита.
Также существует какой-то фильм 1965 года "Война роз" Джона Бартона, Глостера играет Ян Хольм; "Войны роз" 1989 года, телесериал; "Войны роз" 2002 года - документальный фильм.
Если кто-то видел что-то из этого списка или может его дополнить, скажите свое слово...