Страницы: [1] 2 3 ... 10
|
|
|
Автор
|
Тема: Сборник НДП-2 "Герои на все времена". Читаем. Обсуждаем. - 2 (прочитано 26142 раз)
|
Пан Жыжма
Граф
Карма: 46
Offline
Пол:
сообщений: 357
Я не изменил(а) свой профиль!
|
Сборник прочитал, дал впечатлениям отлежаться и - написал отзыв, но прежде самого отзыва считаю необходимым отметить, что я – один из авторов сборника. Мои рассказы собраны в крохотный цикл «…под белыми крылами». Их я, понятное дело, в этом отзывы никак не оцениваю и даже не упоминаю.
Теперь о сборнике. Общие впечатления – понравилось. Кое-где и затянуло даже.
Больше всего впечатлила и порадовала компоновка сборника. Может, мне показалось, но в сборнике присутствует отличный, очень чёткий и грамотный ритм.
Есть пролог («Сорок вторая»), завязка («Дворник на радуге»), развитие («Заступник», «Здравствуйте, я ваша тёща»), кульминация («Стурнийские мозаики», и особенно «Всех поимённо»), развязка («Сказание о падении Константинополя», «Самолёт по особым поручениям») и развёрнутый эпилог (весь раздел «Старая сказка»). Ну и обрамление из стихов – это как intro и outro воспринимается. В итоге получилось весьма цельно, как хороший фильм. Или, может быть, как альбом хорошей группы.
Плюс энергичные рассказы перемежаются лиричными, резкие – плавными, драматичные – ироничными.
В результате читалось на одном дыхании.
Заметил, что в сборнике есть сквозные темы (кроме основных, заданных на конкурсе).
Во-первых, тема «…чтобы помнили». Очень ярко выражена в тексте Ирины Барковской «Всех поимённо» (для меня рассказ стал самым ярким и эмоциональным в сборнике; срезанировало, видимо). Суть темы – последующие поколения забывают деяния поколений предыдущих, теряют их стойкость и силу, становятся, хм, мельче. Глядя на память о Великой Отечественной Войне, не могу не признать – да, забывают. И, получается, тема в сборнике появилась не зря, она вызвана тем контекстом, в котором живут авторы. По крайней мере, я этот контекст тоже вижу.
Во-вторых, совершенно неожиданная тема: «Англия – родина чудес». Совсем не могу придумать, откуда тема всплыла, но всплыла очень звонко – тут и паропанк «Народ шестерни», и каминно-пледный рассказ «Самолёт для особых поручений», и колониальный «Твоё Эльдорадо» и глубоко магический текст «Не буди…». В последнем не совсем Англия, но реалии в целом из неё.
Откуда такой интерес к Великобритании – ума не приложу. Но четыре разных автора так или иначе построили свои рассказы на реалиях и/или декорациях именно этой страны.
Российских реалий, кстати, не на много больше – в целом авторы предпочитают работать в выдуманных мирах («Паромщик», «Сорок оттенков чёрного»).
Не сквозная тема, но наблюдение: в сборнике большинство рассказов – это фентэзи («Всякой твари земной») или городские сказки («Дворник на радуге»). Научной фантастики мало – фактически это только притча «Сосны на морском берегу» и абсурдистская гипербола «Я, русский».
Состав сборника показался ровным. Есть рассказы, которые мне не понравились («Твоё Эльдорадо», «Двум смертям не бывать», «Не буди…»; последний вообще не дочитал). Есть такие, которым хотелось аплодировать стоя («Стурнийские мозаики», «Всех поимённо», «Сказание…»). Есть такие, которые прошли совсем мимо («Осенние яблоки», «Воевода и ночь», «Хранитель рукописей»). Есть рассказы, которые было просто интересно читать ("Заступник", "Всякой твари земной").
Полный комплект, короче. Ста пятидесяти пяти рублей, потраченных на книгу (брал на Озоне, неожиданно случилась распродажа – поэтому цена такая низкая), не жалко ни разу. Деньги окупились уже к «Сорока оттенкам чёрного».
Ну и в качестве итога: не так давно довелось прочитать несколько журналов «Если» подряд. Хочу сказать, что в НДП-2 рассказов, которые мне понравились, никак не меньше, чем в «Если». Возможно, даже больше.
|
|
« Последняя правка: 02 июля 2010 года, 17:58:49 от Gatty »
|
Авторизирован
|
Самое главное - быть человеком.
|
|
|
Dama
|
Dama, а почему насегда-то? Почему для дублёра можно сделать двухлетнюю повинность, а для основного Щита – нет?
Скорее всего, для этого просто не хватает магов.
|
|
|
Авторизирован
|
Ничьим богам не служи, ничьей веры не оскорбляй.
|
|
|
prokhozhyj
Естествоиспытатель
Хранитель
Герцог
Карма: 4671
Offline
Пол:
сообщений: 9534
Без звериной серьёзности.
|
Скорее всего, для этого просто не хватает магов.
На разумный срок (да если ещё и с выплатой "щитовых") они нашлись бы куда скорее...
|
|
|
Авторизирован
|
Я повидал морское дно, Оно печально и темно, И по нему, объят тоской, Лишь таракан ползёт морской...
|
|
|
Dama
|
Скорее всего, для этого просто не хватает магов.
На разумный срок (да если ещё и с выплатой "щитовых") они нашлись бы куда скорее... Может быть. Но претендент на должность Щита обязательно должен быть женат, да ещё первым браком, и непременно на дворянке или магичке, но ни в коем случае не на вдове или разведённой, только на девице. Думаю, это тоже сильно суживает возможность выбора. Скорее стоит удивляться, что находится достаточное число дублёров. Впрочем, вполне возможно, что в дублёры берут и холостяков - профессор Энстре не производит впечатления семейного человека - и женят их по мере необходимости, что, кстати, может служить ещё одним отпугивающим фактором. А ещё интересно, может ли овдовевший Щит жениться вторично?
|
|
« Последняя правка: 29 июня 2010 года, 15:11:35 от Dama »
|
Авторизирован
|
Ничьим богам не служи, ничьей веры не оскорбляй.
|
|
|
Nadia Yar
|
Надя - поскольку мы с Вами абсолютно по-разному оцениваем реальность - неудивительно, что мы и к рассказу по-разному относимся. Это совершенно нормально. Дело же не в том, как её, реальность, оценивать, а в том, какова она фактически, какие элементы в ней есть, вне зависимости от их оценки. Дзыговбродский спародировал реально существующие гримасы глобализма. Претензий к нему _по этому поводу_ легитимно предъявить невозможно. А рассказ плох, в частности, именно тем, что восприятие его зависит от политических убеждений читателя. Хороший текст равно убеждает всех - от ультралибералов до ультрадержавников.
Ничего подобного. Даже самый гениальный текст не "убеждает" - кстати, в каком смысле? - людей, не согласных с выраженными в тексте убеждениями автора. Не пересчитать, сколько раз я видела агрессивные нападки и поношения хороших, очень хороших и просто замечательных книг именно по идеологическим причинам. Меня и саму ни один текст не убедит в том, что я считаю враньём, как бы хорошо он ни был написан. На счет "Я, русский" - это единственный рассказ на НДП-2008, на который я не написал отзыв. Точнее, написал, но его удалили за нарушение правил. Мне лично этот рассказ неприятен и непонятен его смысл. Я все же перечитаю его в ближайшее время и отзыв напишу. Если для Вас это важно. ИМХО, не стоит мучить себя. Если бы рассказ был шедевром... впрочем, я вот не стала читать один признанный шедевр, увидев, что ну никак не идёт. (Не из сборника.) Но вот одна загвоздка - понятия "национальной самоидентификации" в моей системе координат не существует. Никогда не видел смысла в национальностях - есть множество других средств самоидентификации, заработанных, а не полученных по дефолту от родителей. Я когда-то тоже так думала, но объективная реальность, в которой национальная/племенная/родовая идентичность - один из краеугольных камней, несколько подправила мои приоритеты. И получилось к лучшему.
|
|
|
Авторизирован
|
... you have to consider we're only made out of dust. ... But even considering, I mean it's a sort of bad beginning, we are not doing too bad. © Leo Bulero
|
|
|
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
Карма: 2112
Offline
Пол:
сообщений: 12010
Legendary Creature - Gnome Illusionist
|
Дело же не в том, как её, реальность, оценивать, а в том, какова она фактически,
Угу. Мы не соглашаемся именно насчёт того, какова она фактически. Дзыговбродский спародировал реально существующие гримасы глобализма.
Н-ну... Если спародировал - то и спрос с него другой. Глупо оценивать Свифта по тем же критериям, что и Оруэлла. Но мне почему-то кажется, что он писал на полном серьёзе. Жаль, что у него самого спросить нельзя. Ничего подобного. Даже самый гениальный текст не "убеждает" - кстати, в каком смысле? - людей, не согласных с выраженными в тексте убеждениями автора.
Да, тут я откровенно погорячился. Беру свои слова назад.
|
|
|
Авторизирован
|
Перестаньте, черти, клясться на крови...
|
|
|
Gatty
|
Теперь о сборнике. Общие впечатления – понравилось. Кое-где и затянуло даже.
Больше всего впечатлила и порадовала компоновка сборника. Может, мне показалось, но в сборнике присутствует отличный, очень чёткий и грамотный ритм.
Есть пролог («Сорок вторая»), завязка («Дворник на радуге»), развитие («Заступник», «Здравствуйте, я ваша тёща»), кульминация («Стурнийские мозаики», и особенно «Всех поимённо»), развязка («Сказание о падении Константинополя», «Самолёт по особым поручениям») и развёрнутый эпилог (весь раздел «Старая сказка»). Ну и обрамление из стихов – это как intro и outro воспринимается. В итоге получилось весьма цельно, как хороший фильм. Или, может быть, как альбом хорошей группы.
Плюс энергичные рассказы перемежаются лиричными, резкие – плавными, драматичные – ироничными.
В результате читалось на одном дыхании.
А вот за это отдельное спасибо. Потому что... Потому что, к примеру, я делала свои "Мозаики", ориентируясь на известный мне состав сборника (за исключением повести Элы, которая пришла последней). Не окажись среди отобранных произведений "Паромщика" и "Всех поименно", "Мозаики были бы немного другими и было бы их не четыре, а пять. А тут я четко встраивалась между конкретными двумя рассказами, подразумевая своеобразный общий эпилог раздела "Всех поименно" и стараясь подчеркнуть своими рассказами рассказы соседей. Будем считать, что эксперимент, когда учредитель не просто выдает подходящую по тематике вещь определенного объема, а "играет в команде" на общее впечатление, ИМХО себя оправдал. Ну, поскольку эту компановку уже несколько раз замечали.
|
|
|
Авторизирован
|
"Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых". Маршал Советского Союза Рокоссовский
|
|
|
Пан Жыжма
Граф
Карма: 46
Offline
Пол:
сообщений: 357
Я не изменил(а) свой профиль!
|
А вот за это отдельное спасибо. Потому что... Потому что, к примеру, я делала свои "Мозаики", ориентируясь на известный мне состав сборника (за исключением повести Элы, которая пришла последней). Не окажись среди отобранных произведений "Паромщика" и "Всех поименно", "Мозаики были бы немного другими и было бы их не четыре, а пять. А тут я четко встраивалась между конкретными двумя рассказами, подразумевая своеобразный общий эпилог раздела "Всех поименно" и стараясь подчеркнуть своими рассказами рассказы соседей. Будем считать, что эксперимент, когда учредитель не просто выдает подходящую по тематике вещь определенного объема, а "играет в команде" на общее впечатление, ИМХО себя оправдал. Ну, поскольку эту компановку уже несколько раз замечали. От всей души - пожалуйста! Теперь я понимаю, откуда появилось впечатление, что "Мозаики" связаны с "Всех поимённо" в одну кульминацию. Я думал, это тонкий расчёт компоновщика, но получается ещё круче! И это... нехорошо конечно... Но жаль, что Мозаик всего четыре. Кстати, хочется отметить, что текст Элы Раткевич (даже если он не писался под состав сборника) стоит тютелька в тютельку на том месте, где и надо. По крайней мере, в других местах я его не вижу. То есть вижу - но смотреться будет хуже.
|
|
|
Авторизирован
|
Самое главное - быть человеком.
|
|
|
Вук Задунайский
|
|
|
|
Авторизирован
|
Ко пе не дође на бoj на Косово Од руке му ништа не родило Ни у пољу бjелища шеница Ни у брду винова лозица.
|
|
|
Вук Задунайский
|
|
|
|
Авторизирован
|
Ко пе не дође на бoj на Косово Од руке му ништа не родило Ни у пољу бjелища шеница Ни у брду винова лозица.
|
|
|
Пан Жыжма
Граф
Карма: 46
Offline
Пол:
сообщений: 357
Я не изменил(а) свой профиль!
|
Сказание о падении Константинополя Одна из самых сложных писательских задач – рассказать исторю, конец которой известен всем. Это требует недюжинных способностей, поскольку чаще сего современный читатель внимание обращает на «неожиданную концовку», а что уж тут может быть неожиданного, когда всё знают, что Константинополь падёт? Вуку Задунайскому, на мой вкус, вполне удалось справится с этой сложной задачей. В первую очередь, конечно, за счёт подробного и очень сочного описания того, как именно пал Контантинополь. Описание это сделано мастерски – от тревожного настроения первых страниц, когда ещё есть надежда на спасение, через середину, в которой только безысходность и мужество обречённых, к финалу, который неожиданно оказывается оптимистичным. Фантастики в рассказе почти нет – так, крохотный элемент, больше приличествующий магическому реализму. Но это в данном случае не просто хорошо, а идеально. Эльфы, боевые маги или драконы бы смотрелись малость совершенно неумесно. Героев в рассказе много. В удивительно малом обёме Задунайский смог уместить тму характеров и судеб. Что особенно приятно, все они оказались живыми людьми и – что особенно ценно для меня – запутаться в этих героях не получилось соврешенно. В принципе, понятно, отчего выбран именно такой путь – настоящий герой в «Сказании» только один, и это не человек. Поэтому персонажей-людей в текст можно было добавлять бесконечно – всё равно центральную глыбу они бы никогда не перекрыли. Отдельно хочется сказать о языке. Стилизация получилась замечательная. С одной стороны, это безусловно язык сказаний – тягучий, напевный, певучий. С другой – это язык современный, привычный, его легко читать. Как это получилось – сам не понимаю. Подводя итог: «Сказание о падении…» удивительно похож на музыкальную композицию – из-за ритмичности текста, постоянных смысловых рифм, множества эпизодов. Причём речь идёт не о просто композиции, а о песни из репертуара испанцев Ska-P ( http://www.youtube.com/watch?v=1_YU6gro7Os). Эти парни умудряются в одной композиции использовать столько гармоний, мелодий, и гамм, что другой группе их хватило бы на половину альбома (а какие-нибудь рэперы и целый альбом слепили бы). Так и здесь – где иной мог бы сделать трилогия, а потом склепать ещё несколько вбоквелов, Вук организовал плотный, вкусный текст. На мой вкус – один из лучших в сборнике.
|
|
|
Авторизирован
|
Самое главное - быть человеком.
|
|
|
Вук Задунайский
|
Спасибо за отзыв, автору всегда приятно получать такие.
А развернуто я ответил на фантлабе.
|
|
|
Авторизирован
|
Ко пе не дође на бoj на Косово Од руке му ништа не родило Ни у пољу бjелища шеница Ни у брду винова лозица.
|
|
|
Уленшпигель
Старый циник
Россомахи
Герцог
Карма: 967
Offline
Пол:
сообщений: 12892
Я ваше зеркало
|
У меня в голове возник фанфик, когда наши пришли, подняли флаг с орлом над Царьградом, провели богослужение в храме -и нате выходит из стены монах...
|
|
« Последняя правка: 03 июля 2010 года, 14:56:11 от Уленшпигель »
|
Авторизирован
|
"Вы смогли бы к примеру уважать киркореллу?" Рокэ Алва<br />Неча на зеркало пенять...<br />" Но человек -не зверь, когда смешно -смеяться должен он." "Тим Тайлер, или проданный смех." Джеймс Крюс<br /> "Прерывая жизнь грешных, ты обрываешь цепь непотребств, ими творимых..." Бонифаций
|
|
|
Вук Задунайский
|
Понимаешь, если монах выйдет, добредет до берега и опустит реликвию в воду - тут случится нечто глобальное. Поэтому просто так лучше за это не браться. Раскрою секрет: в финальном сказании нечто вроде того и произойдет
|
|
|
Авторизирован
|
Ко пе не дође на бoj на Косово Од руке му ништа не родило Ни у пољу бjелища шеница Ни у брду винова лозица.
|
|
|
фок Гюнце
|
До чего же не хочется дожить до времен, когда потребуется прибегнуть к Омофоре...
|
|
|
Авторизирован
|
Barbara, Celarent, Darii, Ferio "Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
|
|
|
|
Страницы: [1] 2 3 ... 10
|
|
|
|