Для Serkeruth ( 13.10.2006г):
«Эр Отшельник
Вы считаете Фэанаро отрицательным персонажем? Но ведь таковым считал Толкин. Но ведь и Горький много чего считал по поводу своих персонажей. А они, как известно, имеют привычку жить отдельной жизнью. Я не считаю Фэанаро отрицаетльным героем.»
Строго говоря, я тоже не считаю Феанора отрицательным персонажем.
Заблуждающимся, совершающим ошибки и преступления, можно употребить термин «падшим»…Но не отрицательным! Отрицательные- это Мелькор- Моргот и Саурон.
Не думаю, что таким его считал и Толкиен .По крайней мере , в письмах такого вроде нет….
На мой взгляд (это мое субъективное мнение) ситуация с Феанором такая:
1.Эру дал Феанору великие способности и таланты, но Мастер возвысился в своей гордыни.
2.Творения искусства не принадлежат в широком смысле слова мастеру – они принадлежат всей мировой культуре и человечеству ( в данном случае- эльфам).Феанор же
«сильно любил Сильмаррилли и не показывал их свет никому , кроме отца и своих семерых сыновей; редко вспоминал он теперь, что свет тот не принадлежит ему».
3.Вооруженный Феанор угрожал невооруженному Фингольфину.
4.Феанора осудили на 12 лет высылки из Тириона ( для бессмертного эльфа невеликое наказание).Причем Феанор не ответил на завуалированное предложение о перемирии Фингольфина.
5.После гибели Дерев Йаванна обращается к Феанору с просьбой дать Сильмарили .Вала (!) с просьбой(!).
«И тогда Феанор заговорил и воскликнул с горечью:
- Есть малые вещи, которые, как и большие, могут быть исполнены всего лишь один раз. Возможно, я отдам свои камни, но никогда уже не создать мне их подобие, и если я должен разбить их, я разобью свое сердце, и это убьет меня первого из всех Эльдарцев Амана!»(примечание Отшельника- какой-то перевод странный у электронной версии , а привычный мне перевод Н.Галь. лень набирать.)
Т.е. Феанор говорит, мол я бы и готов отдать , да ведь и сам умру потом.
«И он громко воскликнул: - Я не сделаю этого по доброй воле! Но если Валар принудят меня, тогда я буду знать, что Мелькор действительно их родич.
И Мандос ответил:
- Ты сказал.»
Т.е. Феанор ответил отказом. Но ведь речь –то шла не только ( и не столько ) о Феаноре , Сильмариллях и о Древах. Речь шла о освящении всего Валинора .Мне сразу вспоминается рассказ Горького о Данко. Сомнительно, что- бы Толкиен читал Горького но идея ясна. Данко пожертвовал собой ради Света и спасения людей, Феанор отказался это сделать ради Валинора , эльфов и валаров .В принципе , это было его право и никто не бросил в него за это камень( обычный).Но тем не менее…
Мотив жертвенности весьма распространен в литературе Толкиена. Фродо и Гендальф , Финрод и Эарендил, Амандил и Лютиэн , эльфы третьей эпохи жертвуют собой.
Everard_Took подметил :
«>А вот чего я не могу понять в Сильмариллионе, это зачем Валарам понадобились все
>три сильмарилла
Мне эта сцена вообще кажется просто проверкой Фэанора на то, отдаст он камни или же нет. Думаю, что Йаванна ему просто солгала, а все остальные Валар это знали (вместе задумывали), причем Тулкас чуть не проболтался, едва не сорвавшись на "ну так чо, братан, отдашь камни Йаванне или нет?".
Когда принц отказался отдавать камни, Валар сделали для себя некий вывод, что отразилось в реплике Намо "Ты сказал".»
Все так но сложнее…Валар (Йаванна, Тулкас, Манвэ , Ауле) спектакль не разыгрывали. Они действительно хотели спасти Древа. Но Намо -то провидец! Он знал, что ничего не получится, он знал, что дальше будет .Или , что даже более вероятно, видел вероятные параллельные будущего.
Т.е. возможно, Феанор сказал бы «Да! Берите сильмарилы !Пусть я умру . но Дерева возродятся».Он был бы готов пожертвовать собой ради других. И Эру , видя это , пришел бы на помощь Феанору в критическую минуту ( как это было с Фродо).
Камни к тому времени уже были похищены , а Финвэ был убит ( первая смерть в Валиноре).Намо это уже знал по предвиденью и заметил это Феанору .
«И тогда Феанор заговорил и воскликнул с горечью:
- Есть малые вещи, которые, как и большие, могут быть исполнены всего лишь один раз. Возможно, я отдам свои камни, но никогда уже не создать мне их подобие, и если я должен разбить их, я разобью свое сердце, и это убьет меня первого из всех Эльдарцев Амана!
- Не первого, - сказал Мандос, но никто не понял смысла его слов.»
Когда же Феанор окончательно отказался дать Камни . Мандос заметил вновь, «Ты сказал», т.е. ты себе путь отрезал .
Толкиен намекнул на это :
«Сильмарили исчезли, и могло показаться безразлично, сказал бы Феанор Яванне "да" или "нет". И все же, сказал бы "да" до того, как пришли вести из Форменоса, может быть его последующие действия стали бы иными. Но теперь судьба Нольдора была решена.»
И совершенно понятно, что . как заметил Everard_Took ( ) :
«Сказано, что "крушение духа Фэанора" им было неприятнее гибели Дерев.»
Понятное дело! Валар и без света проживут. А душа Феанора гибнет и народ нолдор должны постигнуть бедствия.
5.Уход происходит против воли Валар. Не страшно, что нолдор уходят, плохо то, что мятеж поднимают. Попросили бы добром- отпустили бы.
6.Клятва Феанора- это кощунство перед лицом Эру.И клятва оборачивается против самих феанорингов, губя их.
7.Резня над безоружными талери, сжигание корабле, оставление войск родственников на берегу…
8.
«Взглянув в последний раз со склонов Эред Витрина, он увидел вдали пики Тангородрима, величайшей из башен Средиземья, и узнал предвидением смерти, что никаким силам Нольдора никогда не низвергнуть ее.
И он трижды проклял имя Моргота и возложил на своих сыновей исполнение их клятвы и месть за отца.»
Т.е.не победить им Моргота самим , но продолжать бороться.