Страницы: [1] 2
|
|
|
Автор
|
Тема: Как убивают персонажей (прочитано 7278 раз)
|
Павел Парвус
|
Как умирают персонажи
В любом более-менее населенном и более-менее продолжительном сюжете почти независимо от жанра персонажи умирают. Есть сюжеты полностью построенные вокруг одной или двух смертей «Смерть Ивана Ильича» или «Преступление и наказание», например. Есть военные сюжеты, где сотни серо-зеленых силуэтов ломаются и падают в прицеле. Есть криминальные рОманы, где на пяти страницах «мочат» больше народу чем полегло не то, что в Кастелламмарской, но и чечено-славянской войне мафий. Эти сюжеты в данном случае мне не интересны. Интересны сюжеты приключенческие, где смерть персонажа не является основой для философского рассуждения или постановки сюжетообразующей этической проблемы. При прочтении таких, по преимуществу фантастических сюжетов, я выделил 4 наиболее ярких варианта подхода к «убийству». Не утверждаю, что это число окончательно. Рассмотрю эти варианты на примере произведений 4 авторов.: 1. Вадим Денисов, сериал «Стратегия»; 2. Андрей Круз, 6-томная эпопея «Эпоха мертвых»; 3. Олег Верещагин, эпос «Путь в Архтипелаге», повесть «Тамбовские волки» и, прилегающий к ней сборник «Клич мятежников»: 4. Вера Камша «отблески Этерны». *** Итак, способ первый, формула Денисова. Этот способ я бы определил как стратегический, холодно-игровой Собственно уже в названии серии автор указал на эти критерии или, как минимум, намекнул на них. Он персонажей «не сохраняет». Это такая компьютерная стратегия типа «Героев меча и магии». Есть Герои, очень немногочисленные,. И есть персонажи: «эльфы», «драконы» и т.д. герои решают военные и экономические квесты, набирают экспириенс и уходят на левел-ап. Иногда с ними переходят их «армии» иногда нет. У Денисова вообще «имеющие имена» умирают редко. Это вполне в логике «производственного романа». Из заметных павших только милиционер в последнем томе, да и там легкая рефлексия альтер-эго автора на тему «зачерствел я здесь, смерть воспринимаю как кадровую и производственную проблему.» *** Андрей Круз тоже играет в компьютерную игру, но в отличие от администратора и хозяйственника Денисова стрелок Круз играет в шутер. Его способ среди рассматриваемых мне наиболее неприятен. Он от своих героев избавляется. В одном из модов к первому Халф-лайфу были эпизоды требующие участников узкой специализации, солдат с автогеном, например, который вскрывает дверь мимо которой дальше не пройти, послен открытия двери он не нужен. Куда девается, сказать по чести не помню. Но при втором-третьем прохождении этой игры в 1990-х, однажды бросил играть на несколько месяцев. Обнаружил у себя «дип-психоз». Там был такой нюанс: солдаты, полицейские и ученые могли к тебе присоединяться, можно было и оставить их простым кликом. Так вот, заметил, что если вначале тянул с собой, особенно полицейских для огневой поддержки, из них, кстати, при гибели выпадала запасная обойма, то с какого-то момента стал собирать их в толпы (человек до 6-8) и оставлять в безопасном месте, чтобы выжили. Круз присоединяет к ГГ людей, когда они нужны для раскрытия какого-либо эпизода, а чаще, когда нужны напарники: сменщица за рулем, знающий изнутри закрытый город, специалист по судовым дизелям. Когда в них отпадает нужда, их убивают. Просто потому, кмк, что лень с ними дальше возиться, не нужны. *** Олег Верещагин эмоционально наиболее симпатичный мне автор. Он своих героев теряет. Может быть потому, что эти герои почти всегда и исключительно дети, подростки. Но если среди них оказываются взрослые, более того – военные, более того американские военные, правда перешедшие на нашу сторону, это чувство остается. Каждая смерть имеющего имя персонажа, кстати, из трех рассмотренных авторов, именно у Верещагина они наиболее «живые», полные не просто индивидуальности, но уникальной человеческой ценности, – это БЕДА, трагедия, рыдание. Это разрушение детской веры в бессмертие и разрыв большого сильного взрослого сердца. Он не оставляет на предыдущем уровне и не выбрасывает своих героев, но хоронит их мавзолее своего сердца, частично в памяти читателей. Это, кмк, – большой талант. В рассмотренных произведениях Олега Верещагина по-настоящему, негромко, но настойчиво звонит колокол. *** Наконец, последняя в этом ряду, потому, что высшая ступень мастерства в убийстве персонажей – Вера Викторовна Камша. Она своих героев вообще не убивает. Не спешите предъявлять списки, сам писал некрологи. Но десятки и сотни павших, умерших, затоптанных и отравленных – это не хозяйка. Их убивал мир. Логика истории, люди, живущие там и тогда. Лично я почти не вижу в жизни и смерти заметных персонажей «ОЭ», а их, слава Абвениям, едва ли не сотни – авторского произвола. И даже те дискуссии, которые читал здесь, похожи на разговоры в реале о реальных людях. «как же так?», «а был ли у него шанс?» Логика мира, действия персонажей, настолько прописанных и логичных, что они представляются совершенно живыми и реальными, может быть даже выходящими из-под авторского контроля. Вот это: создать целостный непротиворечивый мир, населить его, дать ему физические и магические (кмк, магия в Кэртиане вполне «физична») законы, и зримо пустить его в самостоятельное плавание – высшее искусство Автора, почти божественная беспощадность. Вот вам мир – живите.
|
|
« Последняя правка: 19 декабря 2012 года, 10:18:42 от Павел Парвус »
|
Авторизирован
|
Я и был сержантом. Лучшим долбаным сержантом в этой долбаной армии
Б. Корнвелл, "Стрелки Шарпа@
|
|
|
Dama
|
Ай, браво!
|
|
|
Авторизирован
|
Ничьим богам не служи, ничьей веры не оскорбляй.
|
|
|
Дочь короля Рене
Барон
Карма: 53
Offline
Пол:
сообщений: 165
|
Первых трёх авторов не читала, а про стиль В. В. Камши очень верно, на мой взгляд сказано. У меня возник вопрос, а о ком из перечисленных авторов можно сказать, что читая их, memento mori?
|
|
|
Авторизирован
|
Не жалею ничуть, ни о чём, ни о чём не жалею, Ни границы над сердцем моим не вольны́, ни года! Так зачем же я вдруг при одной только мысли шалею, Что уже никогда, никогда… Боже мой, никогда!.. А.Галич
|
|
|
Красный Волк
|
Вспомнилось старое интервью Веры Викторовны "Миру Фантастики", кажется, за 2004 год - там речь шла как раз об этом. Ее спросили, не жалко ли ей бывает убивать полюбившихся читателям героев. И ответ был: "В своих книгах я ориентируюсь на реальную, земную историю, а в ней очень много крови и горечи". А еще она говорила о том, что писатель своей авторской волей ( точнее, произволом) может, конечно, спасти идущего на таран Гастелло, выдернув его за секунду до гибели из пространственно-временной воронки - "но выглядеть это будет по-идиотски". Потому что сразу же вступит в противоречие со всем тем, о чем Вы так замечательно написали, эр Павел Парвус. С логикой обстоятельств,характеров, сюжета, а самое главное - созданного автором "целостного и непротиворечивого мира". Где, как и в мире реальном, часто погибают , закрывая собой ненужные амбразуры... И Ваши слова о "совершенно живых и реальных персонажах, может быть, даже выходящих из-под авторского контроля" - тоже в точку. В том же самом интервью Вера Викторовна, помню, призналась, что Рене Аррой и Шандер Гардани в "ХА" выжили, видимо, просто ей назло...
|
|
|
Авторизирован
|
Автор рассказа "Чугунная плеть"
|
|
|
Nadia Yar
|
2. Андрей Круз, 6-томная эпопея «Земля мертвых»;
"Эпоха мёртвых"? Или "Земля лишних"? Одно из двух, но эпопеи "Земля мёртвых" у Круза нет. У меня также не возникло ощущения, что Круз избавляется от лишних персонажей. Скорее, он показывает, как некоторые умирают, показывает, почему. Как камера фиксирует, объективно.
|
|
|
Авторизирован
|
... you have to consider we're only made out of dust. ... But even considering, I mean it's a sort of bad beginning, we are not doing too bad. © Leo Bulero
|
|
|
Мишель
гость
|
Как умирают персонажи Так же как люди. Для окружающих, в смысле для читателей, это или событие, или просто информация, или они вообще в неведении… Круз присоединяет к ГГ людей, когда они нужны для раскрытия какого-либо эпизода, а чаще, когда нужны напарники: сменщица за рулем, знающий изнутри закрытый город, специалист по судовым дизелям. Когда в них отпадает нужда, их убивают. Просто потому, кмк, что лень с ними дальше возиться, не нужны.
А мне вот кажется, что подобное утверждение (или это версия?), либо правомочно в отношении всех авторов, либо вообще неверно. Другое дело, что конкретный читатель может или согласиться, в смысле принять, гибель персонажа, или не принимать. Но тогда этому читателю, уже никто не указ. Даже сам автор…
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Wareshka
|
Почитайте "Выйти в тираж" Олдей - там на эту тему хорошо. Ох, вру. "Орден святого Бестселлера или Выйти в тираж"- полное название
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Уленшпигель
Старый циник
Россомахи
Герцог
Карма: 967
Offline
Пол:
сообщений: 12892
Я ваше зеркало
|
Вспомнился мне в свое время знаковый роман "Мальвиль" Мерля. Там пусть и для жанра постапокалипсис, смертей хватает, описываются смерти многих значимых персонажей, включая главного героя, но они все сюжетно оправданны и объяснимы. Умирает дурачок Момо, чтобы до людей наконец дошло, что прежняя жизнь закончилась, и люди реально такая тормозная тварь, что пока смерть их не коснется, не происходит психологической перестройки... Как то нелепо с точки зрения благополучных семидесятых умирает главный герой - умирает от аппендицита, умирает тяжело и в муках, описание тяжести дано парой строчек, но очень емко и сильно. Но сюжетно все объяснимо и оправдано и не выглядит авторским произволом - просто автор еще раз показывает, что давала нам цивилизация...
|
|
|
Авторизирован
|
"Вы смогли бы к примеру уважать киркореллу?" Рокэ Алва<br />Неча на зеркало пенять...<br />" Но человек -не зверь, когда смешно -смеяться должен он." "Тим Тайлер, или проданный смех." Джеймс Крюс<br /> "Прерывая жизнь грешных, ты обрываешь цепь непотребств, ими творимых..." Бонифаций
|
|
|
Штырь
|
Любопытный пост, и со многим я согласен. Первых трёх авторов я не читал, ничего не могу сказать, но ведь это лишь примеры, не так ли? Суть классификации вполне убедительна, а проиллюстрировать её может кто угодно уже своими примерами. Что касается множества критиков т.н. "авторского произвола в ОЭ". Соглашусь с автором поста: Но десятки и сотни павших, умерших, затоптанных и отравленных – это не хозяйка. Их убивал мир. Логика истории, люди, живущие там и тогда Всё верно. Если мы начнём брюзжать, зачем, мол, в "На войне как на войне" убили младлея, только-только вышедшего из боя и представленного к званию Героя Советского Союза, резонным возражением нам будет простое утверждение - не Курочкин его убил, а миномётный обстрел. Ну, что поделать, на войне миномётные обстрелы - обыденность. Вот и Левия не Камша убила, а убил бесноватый. Если бы бесноватые убивали только тех, кого мы и сами бы не прочь укокошить, это были бы уже не бесноватые, а вполне себе осмысленные ассасины какие-нибудь. Но бесноватые тем и отличаются, что убивают всех, без разбора, не глядя, есть там кардинальская шапочка, нет ли... Автор задаёт условия задачи. Персонажи их решают. Трусы - трусят, подлецы - подлят, герои - геройствуют, случайности - случаются, закономерности - закономерно соблюдаются (а если вдруг не соблюдаются, то это либо исключительная случайность, либо проявление иной закономерности). На выходе получается некий итог. А произвол - это уже нечто иное. Оставить в живых и здоровых Альдо Ракана со сломанным позвоночником - вот это уже был бы произвол, нарушение закономерности.
|
|
« Последняя правка: 19 декабря 2012 года, 10:21:03 от Штырь »
|
Авторизирован
|
"Каддз и Че Гевара", "Такса"
|
|
|
Павел Парвус
|
Эрэа Nadia Yar, конечно, «Эпоха мертвых», спасибо, исправил. Впрочем, в «ЗЛ» картонность второстепенных персонажей, как и крутизна ГГ зашкалила совсем. Круз, конечно очень репортёрен, но люди, кмк, его не интересуют в принципе. Его книги о стреляющем и ездящем железе. Олди умели, говоря о «придатках» расширять поле человечности, а Круз его сужает. Не поднимает клинки до людей, а опускает людей до стволов. Эрэа Красный Волк, собственно это интервью и навело меня на мысль. Здесь, кмк, психология близко сходится с мат.частью. Произвол возможен в малой форме, например – бытовом рассказе, да и там ограничен принципом «выдумать можно все, кроме психологии». В масштабном произведении, где действуют «кони, люди и тысячи орудий» – это почти невозможно при честном подходе. Если это конечно не юмор/пародия. Дело тут не в организации умирания, а в психологической мотивации, авторском отношении. К персонажу, его жизни и смерти. Что касается Рене Арроя и Шандера Гардани, второй случай даже без магии можно отнести к флюктуации, достаточно вспомнить сколько раз убивали абсолютно реальных Джо Массерию, Шарля де Голля и Александра II. Эр Уленшпигель, согласен. У Мерля это очень яркая иллюстрация того, чего не замечаешь, пока это не исчезнет. На эту тему довольно много примеров разбросано по всем хорошим постап-текстам. Эрэа Дочь короля Рене, не очень понял вопрос относительно memento mori, но наиболее яркое ощущение трагедии смерти у Верещагина, особенно в "Пути в архипелаге". Подозреваю в названии аллюзию на "каждый человек - это остров". Если, конечно, Вас не отпугнут расизм автора и натурализм некоторых описаний. В пример приводил тексты с самиздата. Бумажные полностью не читал, просмотренные показались приглаженными до полуузнаваемости. О войне и смерти замечательно написано у Акимова в «Балладе об ушедших на задание», найдите – не пожалеете, кмк, одна из лучших военных повестей на русском языке вообще. Эр Штырь, согласен с Вашим согласием . У Курочкина даже фамилии героев работают на основную, кмк, идею – невоенные люди на войне. В указанной Вами книге меня, помнится, прорубило вот это Пришел в себя Саня, когда Чегничка сообщил, что погиб Пашка Теленков. – Кто? Кто? -- испуганно переспросил Малешкин. – Пашка сгорел с экипажем,– сказал Чегничка и отвернулся. Легкий озноб пробежал по телу Малешкина, на секунду сжалось сердце, потом стало жарко. Только сейчас Саня понял, что сгорел не он, а Пашка, что героем стал не кто-нибудь другой, а он, младший лейтенант Малешкин. – Очень жаль Пашку,-- сказал Саня. Но сказал без печали за судьбу товарища. Он был слишком счастлив в эту минуту, чтоб о ком-либо печалиться. Он был переполнен счастьем, а для печали-жалости не осталось в его душе ни одного, даже крохотного, закоулка. Жизнь на войне… у Симонова, кажется, сказано, что человек на войне смертен, а бывает, смертен внезапно. И, добавлю, – случайно. Как Левий.
|
|
« Последняя правка: 19 декабря 2012 года, 12:30:25 от Павел Парвус »
|
Авторизирован
|
Я и был сержантом. Лучшим долбаным сержантом в этой долбаной армии
Б. Корнвелл, "Стрелки Шарпа@
|
|
|
Дочь короля Рене
Барон
Карма: 53
Offline
Пол:
сообщений: 165
|
опрос относительно memento mori... У Симонова, кажется, сказано, что человек на войне смертен, а бывает, смертен внезапно. И, добавлю, – случайно...
Вот об этом я и спросила Вас, эр: после прочтения какого автора наиболее ясно (ярко, неотвратимо) возникает мысль о смертности людей. Вопрос не подразумевал, что надо жить с оглядкой на эту самую смертность. После прочтения В. Камши скорее убеждаешься, что "Бывает в жизни всё, бывает даже смерть. Но надо жить и надо сметь" (цитата из Ростана не точная, на память). Спасибо за представленное Вами рассуждение.
|
|
|
Авторизирован
|
Не жалею ничуть, ни о чём, ни о чём не жалею, Ни границы над сердцем моим не вольны́, ни года! Так зачем же я вдруг при одной только мысли шалею, Что уже никогда, никогда… Боже мой, никогда!.. А.Галич
|
|
|
Павел Парвус
|
Кстати, об Акимове. Категорически рекомендую как упомянутую «Балладу об ушедших на задание», так и, особенно, «Легенду о малом гарнизоне», известную также как «Дот». Изумительно прописанные прекрасные люди, более живые даже, чем у К.Симонова. Такие, какими люди должны быть. И при этом нет чувства ни «рояльности», ни картонности. Во всяком случае, у меня.
|
|
|
Авторизирован
|
Я и был сержантом. Лучшим долбаным сержантом в этой долбаной армии
Б. Корнвелл, "Стрелки Шарпа@
|
|
|
Красный Волк
|
Дело тут не в организации умирания, а в психологической мотивации, авторском отношении. К персонажу, его жизни и смерти. Что касается Рене Арроя и Шандера Гардани, второй случай даже без магии можно отнести к флюктуации, достаточно вспомнить сколько раз убивали абсолютно реальных Джо Массерию, Шарля де Голля и Александра II.
У Ивана Ефремова в "Лезвии бритвы" есть такая мысль, в уста Гирина вложенная, если не ошибаюсь: поговорка "Смелого пуля боится" на самом деле не так уж и не права. Потому что когда у сильного духом, волевого и по- настоящему крепко любящего жизнь человека, оказавшегося в экстремальных обстоятельствах, есть заветная цель, до которой хоть умри, хоть наизнанку вывернись, а дойти надо, перед ним порой даже сама смерть отступает - словно он и вправду заговоренный... И именно поэтому у самого Ефремова нисколько не выглядит фальшивым и надуманным хэппи-энд в романе "На краю Ойкумены" - хотя Пандион там мог погибнуть, наверное, раз десять, если не больше. И поэтому веришь на сто процентов, что главный герой его же рассказа "Белый Рог" действительно мог одолеть неприступную скалу, подъем на которую считался чистой воды самоубийством. А главный герой рассказа "Юрта Ворона" - не только выжить в единоборстве со стихией в не менее самоубийственной ситуации, но и посрамить все прогнозы медиков, приговоривших его к инвалидности. Та самая логика характеров...Переигрывающая обстоятельства.
|
|
|
Авторизирован
|
Автор рассказа "Чугунная плеть"
|
|
|
Nadia Yar
|
Круз, конечно очень репортёрен, но люди, кмк, его не интересуют в принципе. Его книги о стреляющем и ездящем железе. Олди умели, говоря о «придатках» расширять поле человечности, а Круз его сужает. Не поднимает клинки до людей, а опускает людей до стволов. Когда писателей нелестно сравнивают с Олдями, у меня случается когнитивный диссонанс, потому что кто-кто, а Олди для меня не являются даже приемлемым чтивом. Но, вне зависимости от этого, не следует путать несентиментальность Круза с незаинтересованностью. Если бы он не знал и не понимал людей, он не смог бы описывать их поведение и мотивы настолько реалистично.
|
|
|
Авторизирован
|
... you have to consider we're only made out of dust. ... But even considering, I mean it's a sort of bad beginning, we are not doing too bad. © Leo Bulero
|
|
|
Павел Парвус
|
Эрэа Nadia Yar, приемлемость произведений Олди (у меня идиосинкразия на слово «чтиво») – дело вкуса. Сам я с удовольствием читал и Круза и Олди, правда, в обоих случаях, не все. При этом, кмк, именно психология у Круза – самое слабое место, даже хуже, чем с макрологикой вселенной. Собственно, творчество Круза обсуждали здесь. http://kamsha.ru/forum/index.php?topic=13547.0
|
|
« Последняя правка: 21 декабря 2012 года, 01:06:27 от Павел Парвус »
|
Авторизирован
|
Я и был сержантом. Лучшим долбаным сержантом в этой долбаной армии
Б. Корнвелл, "Стрелки Шарпа@
|
|
|
|
Страницы: [1] 2
|
|
|
|