Официальный сайт Веры Камши
Сказки Старой Руси Вторая древнейшая Книги, читатели, критика Иллюстрации к книгам и не только Клуб Форум Конкурс на сайте
     
 

Интервью с Маргаритой Константиновой.
(ОГВК - официальная группа Веры Камши
М.К. - Маргарита Константинова
В коллаже использованы фотографии из личного архива Маргариты Константиновй с согласия собственника. Использование и репосты без разрешения владельца запрещены)

     Мы и наши подписчики неоднократно имели удовольствие любоваться артами одного из наверное самых давних и верных фанатов, Маргариты Константиновой. Пейзажи, портреты, в том числе и четвероногих героев, давно стали неотъемлемой частью мира Этерны. А какие дивные получились этикетки для спиртсодержащей продукции. Прелесть! Однако, список талантов этого человека куда более обширен. Вспомним украшения-вышивки и победу в осеннем поэтическом турнире. Нам очень захотелось познакомиться поближе со столь незаурядным и талантливым человеком. Админы собрались, набрались, нет, не Дурной крови, а смелости и решили взять интервью.
Маргарита оказалась человеком отзывчивым и душевным и согласилась ответить на несколько вопросов. На наш взгляд, ответы слишком самокритичны, впрочем скромность всегда числилась в списках украшений человека. Итак, знакомьтесь.

ОГВК: Здравствуйте, Маргарита. Спасибо, что откликнулись на нашу просьбу. Традиционно, для начала стандартный вопрос. Расскажите немного о себе. Где и когда начался ваш жизненный путь. Понятно, что багаж знаний и умений у вас огромный. Пару слов, "где и как вы его собрали".

М.К.: Родилась в Ленинграде в 1971 году, живу в Зеленогорске. Родители - инженеры. Забавный момент: родители познакомились “на картошке”. Работали в одном НИИ, но в разных филиалах, в разных концах города, и никогда по работе не пересекались. Могли бы так никогда и не встретиться, но однажды хмурым осенним днём очутились в одном колхозе.
Что до “багажа знаний”, то он скопился, в основном, благодаря чтению. Сколько себя помню, родители все время читали: художественную литературу, научную, научно-популярную, выписывали журналы. Рыться в книгах и ходить в библиотеки я в детстве любила, пожалуй, больше, чем есть конфеты и пирожные. И сейчас люблю. Мне очень повезло - я уже пятнадцать лет работаю в Зеленогорской городской библиотеке, меня окружают замечательные люди и множество книг.
По образованию я, к сожалению, не библиотекарь, окончила топографический техникум и экономический вуз.
В детстве ходила в изостудию, потом в художественную школу, но это нельзя назвать художественным образованием, так что в этой области я не профессионал, а дилетант.

ОГВК: А как рисование появилось в вашей жизни? То есть из семьи или извне.

М.К: Рисовать я начала в раннем детстве просто потому, что очень хотелось. Мне нравились карандаши, краски, фломастеры сами по себе, и нравилось то, что с их помощью можно придумывать и “рассказывать” истории. Вот был пустой белый лист - и вот появился домик, и те, кто в нем живёт, и они что-то делают…

ОГВК: Тогда позвольте сразу еще один вопрос: быть художником для вас - призвание, состояние души, профессия, хобби.

М.К: Я не считаю себя художником, хотя люди меня так называют, видимо, “по внешним признакам” - потому что я рисую и принимаю участие в выставках. У меня нет специального образования, мне недостает знаний и навыков, которыми должен обладать профессионал. Так что рисование для меня - хобби, ну и ещё жизненная потребность.

ОГВК: Вы помните, с какого возраста начали рисовать?

М.К: Лет с четырех, наверное. Первое отчётливое воспоминание “я рисую” - передо мной лист ватмана, у меня набор советских фломастеров “Союз” (аж пять штук, такие коротенькие, толстые), я провожу линию, замыкаю круг, старательно вывожу треугольник и квадрат. Палка-палка-огуречик и кривые домики были уже потом, лет в пять. Сначала - чудо появления цветной линии на белой бумаге.

ОГВК: Кто был вашим первым учителем на этом пути , и какие на ваш взгляд, главные уроки вы получили?

М.К: У меня было много преподавателей - в художественной школе, в студиях и на курсах, - но я с благодарностью вспоминаю Регину Эдуардовну, мою первую учительницу в кружке рисования районного дома пионеров. Мне было восемь лет, я помню первое занятие, это была аппликация из цветной бумаги, нужно было вырезать и скомпоновать (слово-то какое!) цветы, фрукты и вазу, чтобы получился натюрморт (ещё одно новое слово!). Она, конечно, учила каким-то азам рисунка, объясняла про пейзажи и натюрморты, но в основном давала полную свободу и давала пробовать новое - пастель, гуашь, аппликацию, лепку. И да, было два урока, которые я усвоила исподволь, так как была ещё слишком мала, чтобы понимать. Во-первых, если что-то не умеешь, можно пробовать, можно ошибаться, если не получается - это не повод всё бросить, просто нужно начать сначала, это нормально - отступить и снова двинуться вперёд. И во-вторых, оказывается, человека можно учить, не ругая, не ставя двойки, не отчитывая. Советовать, подсказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, подводящие к верному решению. Это работает! Потом были разные учителя и разные ситуации, меня ругали, ставили двойки, выгоняли вон, внушали, что я ленива, бездарна и ничего не добьюсь, я со всем этим соглашалась, но рисовать не бросала.

ОГВК: Большинство работ, которые выложены в сети выполнено в карандаше или акварели. Почему именно эти техники?

М.К: Я иногда позволяю себе живопись, но в основном работаю в графике чисто из утилитарных соображений. Графические материалы не пачкаются, не пахнут, не занимают много места. Одна картина на подрамнике занимает столько же места, сколько папка с полусотней рисунков или акварелей. Конечно, цифровая живопись в этом смысле ещё удобнее, но я привыкла рисовать по-старинке, на бумаге.

ОГВК: А если, образно выражаясь, перейти по другую сторону мольберта, творчество каких художников лично у вас вызывает отклик в душе?

М.К: О, тут можно взять многотомную “Историю мирового искусства” и, начиная с каменного века, в каждой эпохе находить что-то, вызывающее отклик в душе. Мне в живописи нравится, как ни странно, “графичность”, лаконизм, элементы кубизма, конструктивизма. Из отечественных художников - Кузьма Петров-Водкин, Александр Дейнека, Георгий Нисский. “Бомбовоз” Дейнеки - одна из любимых картин. Из акварелистов очень мне нравится Максимилиан Волошин. И если уж речь зашла о поэтах-художниках, то нельзя не назвать Лермонтова.

ОГВК: Лично вас, что вдохновляет на творчество больше: природа, книги, музыка, театр и кино?

М.К: Меня вдохновляют природа и книги, иногда музыка. Кино и театр - сами по себе визуальные искусства, у них свой изобразительный ряд, там ты смотришь, и тебе уже всё показали. А вот когда читаешь книгу - у тебя своё кино идёт в голове, и можно пытаться нарисовать это по воображению или искать натуру, похожую на образы из твоего “персонального фильма”.

ОГВК: Развивая предыдущий вопрос, часто ли смотрите фильмы, спектакли? Каковы ваши предпочтения в литературе, музыке, кино, театре?

М.К: Художественные фильмы я смотрю настолько редко, что можно сказать, практически никогда. Все дело в том, что фильмы, которые я смотрела в юности - советская классика, зарубежные (французские, итальянские) - были (или казались мне) настолько хорошими, что всё, что снимают в последние десятилетия, в сравнении с ними… как бы это помягче выразиться, никуда не годится. Ну вот реально, ещё двадцать лет назад в голливудском “Солярисе” доктор Сарториус был женщиной-негритянкой, а Крис увез материализованную Хари на Землю и снова на ней женился. Потому что публике же нужен хеппиэнд.
С театром то же самое. Я в школьные годы росла на спектаклях Ленинградского ТЮЗа - великого театра, без всяких скидок на “юность” зрителей, в юности смотрела постановки в БДТ, в Москве ходила во МХАТ, он тогда целый был, не раздвоенный. А потом, в 90-х меня угораздило попасть на спектакль Виктюка “Философия в будуаре”, я посмотрела и подумала: если театр теперь такой, то ну его совсем. И больше в драматические театры не ходила, только на оперу и балет, предпочтительно старые классические постановки, а то ведь и там можно нарваться на такой “будуар”, что фу. Да, я старая ханжа :)
Из музыки я больше всего люблю фольклор разных стран и народов, особенно тех, что вокруг Средиземного моря. Люблю инструментальную музыку, классическую гитару и фламенко, барочную музыку.
С художественной литературой у меня всё плохо. Что ни спроси - ничего не читала. Ну, классику как бы проходили в школе, читала, что положено по программе, ну и ладно. Современной беллетристики вот прям боюсь, особенно модной, которую все кидаются читать. Я пару раз попалась по молодости, тогда все вокруг схватились читать Коэльо, потом Дэна Брауна. “Как, ты не читала “Код Да Винчи”? Такая книга, такая книга!” Ну я и прочла сдуру. С тех пор, как только входит в моду какая-нибудь”Зулейха”, я стараюсь держаться подальше, даже не притрагиваюсь. Думаю себе: пусть отлежится, а я пока почитаю то, что было в моде полвека назад. Вот Хемингуэй или Гарсиа Маркес были в свое время очень модными писателями, прошло время - и стали классиками, их по-прежнему читают. А эту вашу Зулейху если кто-нибудь вспомнит хотя бы лет через пять, тогда я, так и быть, подумаю. Я, пожалуй, просто перечислю любимых авторов в разных жанрах.
Нон-фикшн: в детстве - Б.А.Воронцов-Вельяминов (Да, я такая старая, но это ещё что! У меня отец в своем детстве аж Фламмариона читал), в школе - И.С.Шкловский, И.Д.Новиков, из зарубежных - Карл Саган, Кип Торн, из новых авторов С.Попов.
Художественная: Сент-Экзюпери, Дж.Даррелл, И.А.Ефремов, С.А.Снегов, М.Семенова, В.Камша
Поэзия: А.Тарковский, Н.Рубцов, К.Симонов, зарубежная - Неруда, Гарсиа Лорка, Толкин, Киплинг

ОГВК: Многие ваши работы, посвящены циклу Отблески Этерны. В связи с этим интересно, как и когда состоялось ваше знакомство с циклом?
М.К: Мне посоветовала одна приятельница из “испанофильской” тусовки, вкусу которой я вполне доверяю, она сказала, что читает такой роман, где один из главных героев то и дело поет под гитару “расскажи мне о море, моряк”. А поскольку это одна из моих любимых песен, я, в свою очередь, подумала, что у автора хороший вкус. И не ошиблась ;)
В один прекрасный день я взяла с библиотечной полки одну из книг цикла - это был не первый том. В библиотеке ты берешь ту книгу, которая сейчас свободна. Я начала читать с середины - с Зимнего Излома, со сцены в будуаре у Марианны. На первых же страницах было всё, что я любила в книгах про мушкетеров - прекрасная дама в роскошном платье, и у нее роза за корсажем, и у нее левретка, и канарейка, пардон, морискилла в клетке, и рядом с нею кавалер в камзоле и при шпаге, и… вместо того, чтобы соблазниться прелестями дамы, он старается напиться, потому что его мучит совесть. Ему стыдно за то, что случилось в предыдущем томе (что там было в этой Доре, я ещё не знала, явно что-то ужасное). Это было что-то новое! Мои любимые мушкетёры и прочие обладатели плащей и шпаг у Дюма, Мериме или Борна муками совести не страдали. Ба, да он интеллигент - подумала я. Такую книгу я точно хочу читать. Потом ворвались разбойники, Марианна ударила его подносом и всё заверте… И Робер стал моим навсегда любимым персонажем.

ОГВК: А есть любимые и нелюбимые герои? Кроме Алвы) Чем определяется выбор?

М.К: Нелюбимых героев нет, они все такие разные и интересные! Ну вот, например, Штанцлер, или мэтр Капотта, или мэтр Шабли - прекрасные персонажи, замечательно написанные, хотя с такими людьми в жизни, конечно, лучше не встречаться. Ричард Окделл - вообще чудо, невероятно интересно смотреть на мир его глазами, следить за его мыслями, наблюдать, как он с каждым шагом все дальше углубляется в дебри своих заблуждений. Великолепный персонаж, мне очень нравится, хотя опять же, когда попадаются в жизни люди с такими чертами характера и образом мыслей, стараешься держаться от них подальше. Вообще-то мои любимые персонажи уже умерли в предыдущих томах, один Робер остался, надеюсь хоть он потянет до финала :) Мне больше всего по душе были Вейзель и Фок Варзов. Потому что они не придворные, не политики, просто военные, просто солдаты, пусть один - генерал, а другой - маршал. Пожалуй, ещё Юлиана да Ульрих-Бертольд мне нравятся по той же причине. Интриги, политика, хитрые планы - все это так сложно для моего понимания. Хорошо иметь дело с человеком, который, если что-то говорит, то вот буквально именно это он и думает. Может быть, не всегда приятно и куртуазно, зато просто и понятно.

ОГВК: А есть ли герои, с котороми вы чувствуете сродство?
По внутренеим ощущениям, быть может схожие черты характера или привычки?

М.К: Трудно сказать… Какое-то время назад мне казалось, что это Зоя. Она, мягко говоря, не блещет ни умом, ни красотой, и я тоже. Однако Зоя весьма деятельная и решительная, мне в этом смысле до неё далеко.

ОГВК: Кого еще из героев вам бы хотелось изобразить? Кого бы вы не нарисовали ни за что?

М.К: Нет таких, кого бы я не стала рисовать ни за что. Мне бы хотелось много кого нарисовать, это вопрос свободного времени, ведь у меня рисовать персонажей - хобби, а не работа. Мэллит хотелось бы, ещё Марселя - но непременно с козлом :)

ОГВК: Если это не секрет, кто становится "моделями" для портретов героев: актёры, знакомые или это придуманные лица, может быть образы из других книг?

М.К: Разные люди - знакомые, “френды” в соцсетях, артисты (поскольку я предпочитаю оперу и балет - в основном оттуда). Вот например, я смотрю интервью Хосе Каррераса, и в какой-то момент у него такой ракурс, взгляд, выражение лица, что я говорю себе: вот так мэтр Капотта мог бы рассказывать Арлетте о своей горькой судьбе. А потом я вижу балерину Аньес Летестю в балете “Дама с камелиями”, и в какой-то драматический момент у неё такая поза и выражение, что я думаю: а вот так Арлетта могла бы смотреть на него, с трудом сдерживая гнев и отвращение.

ОГВК: У вас совершенно восхитительные коты и кошки на рисунках. Вы часто их изображаете. Как говорят некоторые "теньенты", так получилось? Или все же нет и причина есть?

М.К: Определенно, кошки в мире Кэртианы занимают особое, важное место. И вообще кошки - красивые, грациозные животные, их приятно рисовать.

ОГВК: Как рождаются ваши пейзажи и интерьер? Есть ли в реальной жизни где-то "Вальдзее", "Кэналлоа"?

М.К: Большинство кэртианских “локаций” - замки, пейзажи - я увидела в виртуальных путешествиях по Испании, благо там есть всё - романский и мавританский стиль, готика, барокко.

ОГВК: Вопрос про вдохновение. Оно всегда с вами? Случается, что надо ждать, искать, ловить? Или достаточно просто начать рисовать?

М.К: Вдохновение - редкая птица, ко мне практически никогда не залетает. Просто бывают какие-то задумки, эскизы, с которыми я либо начинаю работать, если есть время и силы, либо откладываю до отпуска, до новогодних праздников. До некоторых так руки и не доходят.

ОГВК: Не можем не затронуть тему рукоделия. Ваши вышивки неповторимы и незабываемы. Расскажите немного, как пришли к этой теме: украшения с вышивкой.

М.К: Я люблю украшения - кольца, брошки, кулоны - и коль скоро могу их делать, то и делаю. На самом деле я помню момент в юности, когда впервые увидела у одной девушки вышитую брошь, и подумала: ага, так тоже можно, ну тогда и я себе вышью. Но украшения у меня “побочный продукт”, в основном я вышиваю картины гладью - пейзажи, цветы, насекомых. И это для меня не совсем “рукоделие”, скорее, ещё один способ рисовать. Я рисую нитками, как красками или цветными карандашами.

ОГВК: Чем еще вы наполняете жизнь кроме рукоделия и живописи. Хотели ли бы научиться чему-то ещё?

М.К: В принципе, коме работы и творчества, ничего у меня больше нет. Была ещё “виртуальная жизнь” жизнь в соцсетях, которые теперь заблокированы, были каналы на YouTube, один из них, с коллекцией редких видеозаписей фламенко, где было больше миллиона просмотров, я удалила, но, конечно, ценители фламенко многое оттуда скачали, так что оно бродит где-то в сети, хотя я этого уже никогда не увижу.
Ещё у меня есть стихи, вот моя книжка на ЛитРес https://www.litres.ru/book/margarita-konstantinova/sm..

ОГВК: Спасибо вам, Маргарита, за вашу откровенность и искренние ответы , спасибо, что нашли для нас время. В завершении нашей беседы Кэртианский блиц. И… Радуйтесь!

Блиц по ОЭ:
1. Шадди или Тизан – шадди
2. Коты или собаки – крысы!
3. Шпага или пистолет – пушки
4. "Слезы" или "Кровь" – “Слезы”
5. Веннен или Дидерих – Веннен
6. Север или Юг – Север
7. Талиг или Талигойя – всему своё время, была Золотая империя, была Талигойя, потом Талиг, потом будет ещё что-нибудь, если вообще будет
8. Песня или Танец – танец
9. Пиво или тюрегвизе – вино, а если нет вина, тогда уж лучше вода
10. Бонифаций или Левий – не могу выбрать. Оба.
11. Шпага или шестопер – шестопер
12. Гитара или лютня – гитара
13. Розы или маки – розы, они с шипами
14. Козлерия или артилерия – артиллерия
15. Флот или кавалерия – флот
16. Готти или Котик – что так, что эдак, всё одно – волкодав

 
 
Iacaa
 
Официальный сайт Веры Камши © 2002-2012