Страницы: 1 [2]
|
|
|
Автор
|
Тема: Малоизвестные книги о войне. (прочитано 6737 раз)
|
Павел Парвус
|
Эр Ankabut , спасибо за информацию, кмк, Вам просто не повезло с учителем. Мне повезло в детстве больше, наша только поощряла искать книги. Уже в училище, преподаватель обещал плюс-балл за неизвестную ему книгу по теме. Правда с выпускником РГФ МГУ тягаться было трудно . Эрэа vitashtefan, фильм 1948 года, не уступает книге. Как обещал. По хорошему, это надо в тему о наводнении в Крымске, наверное. Но основной вопрос: книга, так, что соответственно… Было дело, перечитал я в Крымске несколько книг. Среди них «Повесть о настоящем человеке». Читал утром и вечером в машине (мы ночевали не в Крымске, там не было места от «понаехавших») и по ночам. Как я эти книги раздобыл? По букве украл из гуманитарной помощи. По факту – я не могу видеть, как книги лежат на земле и люди (?) ворошат их ногами – а вдруг под книгами есть что поинтереснее? Захотел привести значимые цитаты, получилось 6 страниц. Выбрал, на мой взгляд, главные. Он видел Камышин, маленький пыльный городок в сухой и плоской степи у Волги. Только в социалистическом государстве сбылась их мечта: люди договорились и вместе начали борьбу с ветрами и песком. По субботам весь город выходил на улицу с лопатами, топорами, ломами. На пустой площади появился парк, вдоль маленьких улиц выстроились аллеи тоненьких топольков. Их бережно поливали и подстригали, как будто это были не городские деревья, а цветы на собственном подоконнике. И вдруг он живо представил себе немцев на улицах родного Камышина. Они жгут костры из этих деревьев, с такой любовью выращенных камышинцами. Окутан дымом родной городок, и на месте, где был домик, в котором вырос Алексей, где жила его мать, торчит вот такая закоптелая и уродливая труба. <…> — Так в лесу и живете? — еле слышно спросил мальчика Алексей … — А как же, так и живем. Трое нас теперь: мы с Федькой да матка. Сестренка была Нюшка — зимой померла, опухла и померла, и еще маленький помер, так что, выходит, нас трое... <…> Немцы лишили жителей Плавней домов, добра, инвентаря, скота, обиходной рухляди, одежды — всего, что нажито было трудом поколений; жили люди теперь в лесу, терпели великие бедствия, страх от ежеминутной угрозы, что немцы их откроют, голодали, мерли, — но колхоз, который передовикам в тридцатом году после полугодовой брани и споров еле-еле удалось организовать, не развалился. Наоборот, великие бедствия войны еще больше сплотили людей. Даже землянки рыли коллективно и расселились в них не по-старому, где кому пришлось, а по бригадам. Председательские обязанности взамен убитого зятя взял на себя дед Михайла. Он свято соблюдал в лесу колхозные обычаи, и вот теперь руководимая им пещерная деревня, загнанная в чащу бора, по бригадам и звеньям готовилась к весне. Страдающие от голода крестьянки снесли и ссыпали в общую землянку до последнего зернышка все, у кого что сохранилось после бегства. За телятами от коров, заблаговременно уведенных от немцев в лес, был установлен строжайший уход. Люди голодали, но не резали общественного скота. Рискуя поплатиться жизнью, мальчишки ходили на старые пепелища и в углях пожарища выкапывали посиневшие от жара плуги. К наиболее сохранившимся из них приделали деревянные ручки. Из мешковины мастерили ярма, чтобы с весны начать пахать на коровах. Бабьи бригады ловили по нарядам в озерах рыбу, и ею всю зиму питалась деревня. <…> Есть у нас в деревне на старом месте дубок на площади, да... Его лет тридцать назад <…>молнией полоснуло — и вершина напрочь. Да, а он крепкий, дубок-то, корень у него могучий, соку много. Вверх ему ходу не стало, дал вбок росток, и сейчас, гляди, какая опять шапка кудрява... Так вот и Плавни наши... Только бы солнышко нам светило, да земелька рожала, да родная наша власть у нас, а мы, брат Алеха, лет за пяток отойдем, отстроимся! Живучие. Ох-хо-хо, будь здоров! Да еще — чтоб война бы поскорей кончилась! Разбить бы их, да и за дело всем, значит, миром! <…> Ить, и ничего решили министры-то мои долговолосые. А, Алеха? Одна бригада, значит, на коровах пашет, это где ложок в низинке, где пахота тяжелая. Да много ли напашешь: всего шесть коровенок от стада-то нашего осталось! Второй бригаде поле, что повыше, посуше, — это лопатой да мотыгой. И ништо — огороды-то ведь копаем, выходит. Ну, а третья — на взгорье, там песочек, под картофель, значит, земельку готовим; этим вовсе легко: там ребятишек с лопатами копать заставим и кои бабы слабые — тех. А там, глядишь, и помощь нам будет от правительства, значит. Ну, а не будет, опять невелика беда. Уж мы и сами как-нибудь, уж мы земельку непокрытой не оставим. Спасибо, немца отсюда шугнули, а теперь жисть пойдет. У нас народ жилист, любую тяготу вытянет. К чему я о книгах вообще и об этой особенно? К пониманию разительного контраста. Главный отрывок приведен последним. Вы видели матерчатые мешочки, присланные откуда-то из Республики Коми с тапочками, которые моя бабушка называли «в гроб», тщательно уложенным теплым халатом, бруском мыла и увязанным в наволочку сахарным песком? И неграмотно написанной запиской о том, что если есть пожилая женщина, которой негде жить, то пусть приезжает, хата крепкая, довекуем. Я – видел. И видел, как «пострадавшие жители» пинали этот мешочек и возмущались, что вот у соседнего штаба, говорят, кожаные куртки давали, а вы нам хрень суете. Видел, как пьяные сорокалетние мужики в женских джинсовых курточках с неоторванными этикетками матом требовали себе еще чего-нибудь. Едва ли не в первый и, надеюсь в последний раз в жизни, я брал людей за грудки и бросал через живую изгородь, советуя возвращаться, как проспится. Видел, как люди приезжали на новых Ниссанах и криком требовали себе сахар и еще чего-нибудь, как занимали очередь к штабу с раннего утра, чтобы успеть разобрать масло, крупу и то самое «еще что-нибудь». Это в середине августа, при полностью работающих магазинах, когда около 70% уже получили по 150 т.р. и почти 100% по 10 т.р. на человека. Как интеллигентного вида бабулька в той же середине августа (!) просила вычистить от нанесенного ила гараж, только не сейчас, а вот 30-летние (!) зять и сын (!) по своим делам уехали, а ключ от гаража у зятя. Как квартальные, беззаветные люди, просили приказом и с милицией выгнать людей на субботник, потому, что скосить сорную траву перед дворами косарей привезли, в конце концов, из Анапы. Как если ты видишь чумазого человека с лопатой, то это кто-то из Белой Глины или Кущевки, а в середине буднего дня чистеньких и разряженных с айфоном в одной руке и бутылкой максимально дорогого пива в другой – то это пострадавший. Напоминаю: это август. Видел, как терялись матерые отставные полковники, замы глав МО по ЧС, когда у них незамутненно спрашивали: а кто будет копать крымчанам огороды или просили прислать двух рабов – прибрать во дворе. «Рабов» – это цитата! Думаю, что самарская, кажется, ЦБС, приславшая книги, не пыталась сбросить списанную макулатуру и поставить галочку об оказании помощи. Самарцы прислали книги, чтобы показать, что бывало и труднее, чтобы не отчаивались. Чтобы знали, что с бедой справиться можно и тебе всегда помогут. Размахнулся что-то, резюмирую. Подзаголовком книги Бориса Полевого можно ставить «Повесть о настоящих людях». Это были ГРАЖДАНЕ, жившие в СВОЕЙ стране, жившие одной с ней жизнью, одной семьей. Граждане, а не посетители кафе, выискивающие повод поесть подешевле, а желательно еще и повод не платить за съеденный суп. А хорошие люди были. Просто описанных здесь видел заметно больше. Что меня успокаивало: сотрудники штабов, а это были ремонтники, трактористы, муниципальные служащие были больше моего в изумлении: у них не так! А дома построены, и люди в них живут. Такая вот рецензия на «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого от меня и XXI века.
|
|
« Последняя правка: 30 июня 2014 года, 20:31:57 от Павел Парвус »
|
Авторизирован
|
Я и был сержантом. Лучшим долбаным сержантом в этой долбаной армии
Б. Корнвелл, "Стрелки Шарпа@
|
|
|
Ankabut
|
Эр Парвус, учитель она была не плохая, а просто партийная. И не могла она, КМК, допустить, чтобы я рассказывал другим о том, что был десант, не менее героический (а то и более...), чем под Новороссийск. Уж не помню, в этой ли книге или другой, посвященной Эльтигену, меня потрясло описание, как уходя на прорыв десантники вынуждены были оставить тяжелораненных и как эти безногие, однорукие калеки до последнего сдерживали врагов, последней гранатой подрывая себя вместе с ними. Может это и был пропагандистский ход, но уж больно сильный. И встречался он в нескольких источниках.
|
|
|
Авторизирован
|
Если место в аду для влюблённых и пьяниц, То кого же прикажете в рай допускать?
|
|
|
Camel
|
"Это мы, Господи" К. Воробьева. О судьбе наших военнопленных в офицерских лагерях Германии.
Страшная книга.
|
|
|
Авторизирован
|
Лучше умереть за Императора, чем жить ради себя. No surrender, no retreat. Capt. John Sheridan.
|
|
|
Змей
|
Но основной вопрос: книга, так, что соответственно…Было дело, перечитал я в Крымске несколько книг. Среди них «Повесть о настоящем человеке». Поскольку книга это не малоизвестная и включена в школьную программу, не очень понятно, почему она тут упомянута? Впрочем понятно: исключительно для рецензии "от меня и XXI века", чтобы можно было лишний раз поговорить о плохих крымских затопленцах и нехороших оппонентах из Кубла, прикрывшись авторитетом рецензируемого. Если же вернуться к теме, то рекомендую хорошую, но сейчас малоизвестную книгу. http://www.ozon.ru/context/detail/id/2659623/
|
|
« Последняя правка: 04 февраля 2013 года, 18:03:46 от Змей »
|
Авторизирован
|
Потому что заслужил, потому-что надо! ПРИПОЛЗ. УВИДЕЛ. УКУСИЛ.
|
|
|
vitashtefan
|
Но основной вопрос: книга, так, что соответственно…Было дело, перечитал я в Крымске несколько книг. Среди них «Повесть о настоящем человеке». Поскольку книга это не малоизвестная и включена в школьную программу, не очень понятно, почему она тут упомянута? Впрочем понятно: исключительно для рецензии "от меня и XXI века", чтобы можно было лишний раз поговорить о плохих крымских затопленцах и нехороших оппонентах из Кубла, прикрывшись авторитетом рецензируемого.
Эр Змей, свое любимое произведение Полевого в этой теме упомянула я, не Павел Парвус. Ну, а поскольку у нас с ним обнаружились сходные взгляды, наш разговор получил продолжение. Эр Павел Парвус, о крымских "затопленцах" могу сказать одно - у каждого свои ценности. Наверно, к этому нужно относиться как к диагнозу.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Змей
|
Эр Змей, свое любимое произведение Полевого в этой теме упомянула я, не Павел Парвус. Спасибо за уточнение. Значит я ошибся, а он просто использовал.
|
|
« Последняя правка: 04 февраля 2013 года, 23:30:30 от Змей »
|
Авторизирован
|
Потому что заслужил, потому-что надо! ПРИПОЛЗ. УВИДЕЛ. УКУСИЛ.
|
|
|
Павел Парвус
|
Эр Ankabut, боюсь, что самую малость, но все же не повезло и партийность здесь ни при чем. Для примера: мой папа был твердокаменным рядовым коммунистом, но когда я году в 1988-м приволок «Архипелаг ГУЛАГ» он добросовестно прочел и сказал примерно следующее: не знаю, я такого не читал и не слышал, поищи еще книги, проверь. Примеры с тяжелораненными мне попадались и в книгах о других войнах, в частности о 1 Мировой, где именно, уже не вспомню. Так что, думаю, это вполне реальная ситуация. Что ни в коем случае не умаляет героизма людей. *** Эр Camel, спасибо, слышал, но не читал. *** Эр Змей, здравствуйте! Если бы Вы последовали собственному неоднократному и многоадресному совету и дали себе труд пройти по теме вверх, а она не особенно длинна, увидели бы причину появления этой квазирецензии вообще и здесь в частности. Лично Вам объясню, почему она появилась именно здесь: 1. Меня спросили – я ответил. Поскольку речь шла в первую очередь о книге, а уже затем о моем к ней отношении, описал обстоятельства, при которых перечел и которые повлияли на особенности ее восприятия в этот раз. 2. Не стал выкладывать в крымской теме и помещать здесь ссылку, чтобы не плодить лишних постов. Я не гонюсь за частотой написания и не стремлюсь к поздравлениям с многотысячностью. Сроду ни за что и ни за кого, тем более за себя самого не прятался. Кстати, логичнее предположить, что Вы вмешались здесь по своим квазипублицистическим причинам, прикрывшись ссылкой на хорошую книгу. Не потрудившись сказать о ней ни одного слова, поясняющего Ваш выбор. А за книгу спасибо. Читал в детстве. Для меня она ценна бытоописательностью и отсутствием пропагандистского пафоса, что сближает ее с упомянутыми здесь произведениями Байрак и Ржевской. На этом Вам и здесь – все. Спасибо, что зашли. *** Эрэа vitashtefan, спасибо. Простите, что продолжаю оффтоп, просто на мой взгляд, ценности делятся на свои личные и общие и здоровье народа измеряется по соотношению первой и второй группы в каждый момент времени существования народа. Это как температура тела. Если дольше определенного периода она выше 41 или ниже 35 (условно, я не врач) организм умирает. Это о диагнозе . А книги – это, в определенном смысле жаропонижающее или наоборот согревающее. Это я снова о книгах.
|
|
|
Авторизирован
|
Я и был сержантом. Лучшим долбаным сержантом в этой долбаной армии
Б. Корнвелл, "Стрелки Шарпа@
|
|
|
|
Страницы: 1 [2]
|
|
|
|