–Ю—Д–Є—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–є —Б–∞–є—В –Т–µ—А—Л –Ъ–∞–Љ—И–Є
–Ю—Д–Є—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–є —Б–∞–є—В –Т–µ—А—Л –Ъ–∞–Љ—И–Є
–Р–≤—В–Њ–њ–Њ—А—В—А–µ—В –Є –љ–µ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –Т—В–Њ—А–∞—П –і—А–µ–≤–љ–µ–є—И–∞—П –Ъ–љ–Є–≥–Є, —З–Є—В–∞—В–µ–ї–Є, –Ї—А–Є—В–Є–Ї–∞ –Ч–∞—А–∞–Ј–Є–ї—Б—П —Б–∞–Љ, –Ј–∞—А–∞–Ј–Є —В–Њ–≤–∞—А–Є—Й–∞ –Ъ–ї—Г–± –§–Њ—А—Г–Љ –Ъ–Њ–љ–Ї—Г—А—Б –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ
     
 

ќ бледных вампирах замолвите словоЕ

(эссе по мотивам повести “ать€ны јпраксиной, ћихаила ≈рошкина
и ј.Ќ. ќуэн «ќсобенности поведени€»)

Ѕыл такой президент одной крупной компании,
—отрудники звали его просто ¬лад,
‘ирма держало лидерство в нефте-газовой отрасли,
’от€ все знали прекрасно, что шеф ее редкостный гад,
ѕросто главным активом компании
» главной ее бедой был он —ам, без понтов:
—истема не работала без него,
ј он не работал без жертв, как станок
не работает без болтов.
«√осподарь-ѕрезидент»


¬ампиры не пьют кровь –
они аккумулируют энергию и информацию.
[1]

ќ вампирах нонеча не пишет и не снимает только ленивый. » сообразно одному из законов философии, количество постепенно переходит в качество. ћ€гко говор€, не самое лучшее. “ак называема€ вампир€тина в последнее врем€ вызывает в лучшем случае зевоту (эпические «—умерки» не зр€ рекомендуют люд€м, страдающим бессонницей), а в худшем – рвотные позывы.  азалось бы, что может быть такого привлекательного в склизкой, много веков назад разложившейс€ нечисти? јн может!

ѕовесть «ќсобенности поведени€» как раз демонстрирует, как такое безобразие вообще может случитьс€. Ќа фоне традиционной вампир€тины повесть выгл€дит эдаким лучиком рациональности в темном царстве суеверий и откровенного мракобеси€. ‘ормально «ќсобенности поведени€» можно отнести к научной фантастике, котора€, как известно, основываетс€ на фантастических допущени€х, не выход€щих за рамки научного воспри€ти€ действительности. ќднако прин€тие мира повести за основу с неизбежностью влечет за собой переоценку истории человечества, не говор€ уже о современности. Ќа самом деле «ќсобенности поведени€» – это сугубый реализм, р€женный в оде€ни€ нано-био-технологичного будущего, изр€дно сдобренного номенклатурным насто€щим. ‘еномен вампиризма в повести – это не мистика и не черный юмор, а реальность, данна€ нам в ощущени€х. —оответственно, сам жанр € назвал бы «вампирским реализмом».

¬ампиры не опереточные персонажи –
такими их сделали завистники и недоброжелатели.

ѕро авторов повести можно сразу сказать, что это «наши люди». ѕотому что только наши люди могут сделать вампиров, – этих кровососущих индивидуалистов, вечно м€тущихс€ по миру в поисках экзистенциальной жертвы и дрейфующих по направлению от аристократов к дегенератам, – служител€ми общего дела, охранител€ми государства и народа, его насел€ющего. ¬урдалаки у авторов вышли зверушками общественными, нуждающимис€ в коллективе не меньше, чем коллектив нуждаетс€ в них. —огласитесь, довольно свежий взгл€д на феномен. ¬место одинокого и обиженного на весь мир кровопивца голубых кровей, каких мы видим в «ƒракуле», «»нтервью с вампиром» и даже в тех же «—умерках», перед нами – стройные р€ды защитников общественных и государственных устоев, при необходимости жертвующих собой, которым и нужно-то всего ничего. Ќе миллиарды, не дворцы и €хты, а всего лишь глоток свежей кровиЕ

“ак и представл€ешь себе эти сочные сцены.  омандир, упакованный в черную кожу, поднимает из окопа бойцов в рукопашную с криком «¬урдалаки, вперед!» »ли вот подвалы, скажем, Ћуб€нки – там днем и ночью не гаснет свет, кипит работа, враги державы отловлены и водворены в надлежащее место (кстати, инфернальный образ большевистских упырей, жутких, но симпатишных, внедр€л даже советский кинематограф – одни кладбищенские сцены в «Ќеуловимых мстител€х» чего сто€т). ”пыри в черных «чайках», шуршащих шинами по кремлевской брусчаткеЕ  ровососы на заседании —овета безопасностиЕ јкадеми€ вампиров –оссийской ‘едерацииЕ ѕрезидент не выдаст – упырь не съест, тем более в преддверии очередных выборов.

Ќу что тут скажешь? – Ѕогато! Ёто вам не уныла€ и пор€дком набивша€ оскомину вампир€тина, хорошо знакома€ всем по разного рода голливудским фильмам, второсортным ужастикам и костюмам к ’эллоуину. ћы уже как-то свыклись с ней, бессмысленной и беспощадной. ’от€ все давно уже в курсе, что насто€щий ƒракула вовсе не был никаким графом, да и на вампира традиционного опереточного тоже не очень смахивал. ќн не носил черного фрака с бабочкой и кружевных манжет. ќн даже не был ни готичен, ни – о ужас! – гламурен.

¬ампиры не превращаютс€ в волков –
они просто безжалостны к люд€м.

¬ампир – жуткое потустороннее существо, дл€ поддержани€ своего существовани€ питающеес€ кровью и плотью живых существ.  ровососуща€ нечисть известна разным народам. ƒревние греки верили, что молодые девушки, умершие до брака и не познавшие любви, станов€тс€ демонами-лами€ми, высасывающими кровь из юношей.  азанские татары называли их убырами, восточные слав€не – упыр€ми. ¬сего известно около ста названий вампиров у разных народов. ƒо XVIII века вампиры и волколаки безобразили в основном в народных суевери€х. Ќо с началом эпохи романтизма они стали потихоньку просачиватьс€ на страницы книг. “ак начал формироватьс€ образ кровососа литературного вульгарис.

јвторы «ќсобенностей поведени€» рационализировали феномен вампиризма. ѕоскольку современна€ наука пока не готова выложить нам его объ€снение «на блюдечке с голубой каемочкой», авторы реконструировали феномен, причем сделали они это не хуже иных ученых, получающих звание академиков за куда более фантастические научные изыскани€. Ќа выходе у авторов получилось уже не фантастическое допущение и даже не ужас, лет€щий на крыль€х ночи, а будничный такой диагноз – гемозависимость. — таким диагнозом по улице гул€ть можно, не то что в президенты баллотироватьс€.

¬ампиры не всесильны –
но они очень могущественны.
»м непросто противосто€ть.

ќднако чисто медицинские аспекты вампиризма – это в нашей истории не главное. ј главное – его социальный аспект. Ќарвалс€ как-то на теорию о том, что в вурдалаки у разных народов обычно попадали пр€мой наводкой паразитирующие представители элиты, верхушка социальной пирамиды, много и активно потребл€юща€, но ничего не производ€ща€. “ака€ вот теори€ социального вампиризма. » в целом она верна. »менно эта теори€ объ€сн€ет, почему европейские упыри сперва выгл€дели как феодалы-аристократы (а л€ ∆иль де –е по прозвищу —ин€€ Ѕорода или господарь ¬лад ƒракула по прозвищу ÷епеш), или, на худой конец, как родовитые бездельники XVIII века, в кружевах и шитых золотом камзолах, а несколькими веками позже – как зажиточна€ буржуази€. ќ, как живуч оказалс€ этот образ жирного капиталиста в топорщащемс€ фраке, с толстыми пальцами, больше похожими на сардельки, унизанные дорогими перстн€ми, сосущего сигары и соки из субтильных труд€щихс€! “еори€ смены общественных формаций  арла, понимаете ли нашего, ћаркса.

¬ контексте классовых воззрений на феномен вампиризма кровососущие в –оссии тоже сперва числились аристократами и отчасти буржуа (ну хот€ бы как в «√осподине оформителе», сн€том по «—ерому автомобилю» √рина). ќднако после революции (хех, произошедшей мало не на ’эллоуин!) вампиры резко метаморфировали в трансцендентную «кровавую гэбню», сосущую по ночам кровь в подвалах Ћуб€нки, а позже, с приходом эпохи засто€ – в типичную советскую номенклатуру. ¬ампир сменил камзол и кружева на брутальную кожаную куртку и галифе, опо€салс€ портупеей, а потом и вовсе сменил свой особистский прикид на серую тройку с галстуком и засел в кабинетной тиши советских административных зданий.

» получилс€ у нас на выходе бюрократ вульгарис, сосущий соки из простого народа, причем образ оказалс€ настолько удачен, что он жив и по сей день – в умах и сердцах активистов несистемной оппозиции. Ќе зр€ нынешних вурдалаков так люб€т сравнивать с их маститыми предшественниками. ¬ нашей традиции в этот сонм прочно угодили кн€зь ¬сеслав ѕолоцкий (он же ¬ольга киевского былинного цикла), цари »ван √розный (со всеми своими опричниками), ѕетр I и Ќиколай II (этот не очень пон€тно, каким боком, но все ж таки  ровавый! – не иначе упырь √ришка –аспутин постаралс€), некий известный генералиссимус (€вки и пароли указывать не буду, все и так догадались), а также совершенно неожиданные де€тели типа ѕетра —толыпина – кстати, почти идеального российского премьер-министра, которого тоже за глаза величали не иначе, как кровопивцем.

Ќо это все, как говоритс€, серый миф. ¬ действительности же средневековые (да и не только) аристократы были прогрессивны дл€ своих кровавых времен, они воевали и управл€ли, и делали это подчас хорошо, насколько это вообще можно было сделать в тех услови€х. ѕро —толыпина € тут распростран€тьс€ не буду – уж столько, сколько он, мало кто сделал дл€ страны. ѕресловута€ кровава€ гэбн€ немало поспособствовала преодолению образовавшейс€ после гражданской войны и интервенции разрухи (в том числе в головах) и наравне со всеми ковала победу в самой страшной войне ’’ века. ј кровососы-номенклатурщики эпохи засто€, как оказалось, брали себе не больше их зарубежных корпоративных аналогов (на пор€док меньше брали, кстати, и вообще были аскетами), зато заботились о социалке, строили детские садики и поликлиники, о необходимости каковой де€тельности нынешние кровососы только-только начали задумыватьс€.

¬ампиры не превращаютс€ в ветер и дождь –
они просто правильно рассчитывают врем€
и успевают то, что человеку не под силу.

¬озьмем того же ƒракулу как наиболее типичного представител€ своего кровососущего племени.  аких только злоде€ний не приписывали воеводе ¬ладу III по прозвищу ÷епеш! » вампирствовал не поклада€ рук (точнее, клыков), и сажал тыс€чи человек на коль€, наслажда€сь агонией несчастных, и ел человеческое м€со, не говор€ уже о питии крови христианских младенцев. ѕро колдовство и оборотничество на этом фоне даже и упоминать как-то неудобно. ѕравда, впоследствии оказалось, что ¬лада оклеветали, как сейчас прин€то говорить, политические оппоненты. «ато он был едва ли не единственным из тогдашних балканских правителей, кому удалось защитить свою страну от османского ига – это и есть главна€ историческа€ правда. » цель в данном случае с лихвой оправдала использованные дл€ ее достижени€ средства.

ƒракула довольно эффективно сражалс€ с превосход€щими силами турок и умел их побеждать в, казалось бы, совершенно не подразумевающих побед обсто€тельствах. ясное дело, что туркам это не нравилось, отчего и пошло его прозвище ÷епеш –  олосажатель. Ќо с турками все пон€тно: враги – они и есть враги. “олько были еще и друзь€: венгерский король ћатиаш  орвин (тоже, кстати, упырь тот еще), спавший и видевший гегемонию венгров в ¬осточной ≈вропе, не прочь был разгребать жар чужими руками. ќн без зазрени€ совести пользовалс€ услугами валашского воеводы в качестве щита от османов, при этом пыта€сь все врем€ манипулировать строптивым союзником. Ќу и классический «конфликт хоз€йствующих субъектов» из-за богатой пограничной области —емиградье (“рансильвании) дал о себе знать.

¬енгерских потуг на гегемонию господарь ¬лад, пон€тное дело, не заценил. ќтсюда и предательство венгров, арестовавших ƒракулу, приехавшего на переговоры, и его многолетнее заключение в замке (там он €кобы сажал на коль€ птичек и крысок, но это все, как оказалось, плод фантазий венгерских придворных бумагомарателей), и долгое судилище над ним (на пам€ть приходит почему-то √аагский трибунал), закончившеес€ по традиции пшиком: никаких доказательств вампиризма и колдовства господар€, а такоже истреблени€ им тыс€ч ни в чем не повинных христиан обнаружено не было. јккурат в этот момент турки перешли в контрнаступление по всем фронтам, так что ƒракулу пришлось освободить и даже дать ему в руки оружие дл€ противосто€ни€ общему врагу.

¬ампиры не мертвецы и не зомби –
просто они живут настолько в ином мире,
что дл€ других людей он все равно, что загробный.

ћного было за врем€ процесса придумано и пересказано на разные лады турецких и венгерских басен, впоследствии вз€тых на вооружение италь€нскими и немецкими фанфикерами, падкими, как сейчас говор€т, на «жареное». ‘анон об изверге ƒракуле разошелс€ по городам и вес€м примерно так же, как и сегодн€ разлетаетс€ он по сети, разве что чуть помедленнее. ∆ителей тогдашней ≈вропы будоражили леден€щие душу истории про кн€з€-вампира и насаживание на коль€. ¬ западноевропейских традици€х тех времен это считалось неприемлемой жестокостью, хот€ саму эпоху особо гуманистической не назовешь. ƒа и политику как повод дл€ развешивани€ €рлыков никто пока не отмен€л. » религию, кстати, тоже –православных, схизматиков, тогдашн€€ римска€ власть не слишком жаловала.

¬от из этих источников с составными част€ми и возникла ужасна€ репутаци€ ƒракулы, в действительности же – наиболее последовательного (и добавим – успешного) борца с турками на Ѕалканах. ќднако владова известность была основана не на погрызании лилейных шеек местных барышень и не на полетах нетопырем над пересеченной местностью. ƒракула прославилс€ неистовой отвагой и столь же неистовой кровожадностью, котора€ даже в мрачную эпоху ѕозднего –енессанса казалась патологической. ќднако в те поры многие европейские короли, не говор€ уже о султанах, «делали это», а слухи о тыс€чах одномоментно замученных оказались политическими утками. Ќо то, что с врагами ƒракула умел управл€тьс€ довольно-таки эффективно – это сомнению не подвергалось.

¬ампиры не сп€т в гробах,
но они люб€т отеческие гробы,
они просто-напросто патриоты.

“ак и повелось: одни вид€т в ƒракуле национального геро€, защитника от мусульманской экспансии, борца с бо€рскими злоупотреблени€ми, другие – считают тираном. ¬опрос о том, кто перед нами – мега-вампир или всего-навсего властитель и к тому же (нечастое €влени€ во все времена!) патриот своей страны, остаетс€ открытым. ќднако при определенном взгл€де на вопрос, одно не противоречит другому. ƒл€ вампиров, даже типовых киношных, характерна прив€занность к земле предков, любовь, так сказать, к отеческим гробам. Ёто прекрасно показано в «ƒракуле»  опполы. »менно эта его любовь, дающа€ ему силу, но одновременно делающа€ кн€з€ вампиров слабым, у€звимым, позвол€ет геро€м фильма довольно успешно боротьс€ с проникшим в Ћондон зловещим балканским монстром.

Ќо если вдуматьс€, то в историческом контексте эта метафора перестает быть метафорой. ¬ампир «живет» только на своей родной почве, только в рамках своей литературной традиции. ѕеренесенный силами постмодернизма в чуждые ему интерьеры (в современный Ќью-…орк, в мексиканскую глубинку, в лондонское высшее общество и пр.) он перестает быть собственно вампиром, а становитс€ обычным садистом, паразитирующим на беззаботном и беззащитном социуме. «ато сами вампиры доказали, что, подобно всем нормальным гастарбайтерам, они умеют выживать в любую эпоху в любой точке земного шара. ќни умеют скрыватьс€, особенно от вс€ких международных трибуналов, так что искать их надо вовсе не там, где «фонарь», а там, где они действительно пр€чутс€ от дневного света истории.

¬ампиры не соблазн€ют толпы озабоченных граждан(ок) –
оных граждан(ок) самих т€нет к вампирам,
тем еще отбиватьс€ приходитс€.

Ќова€ веха в понимании социального феномена вампиризма, как ни странно, совпала с попул€рностью саги «—умерки» и одноименного фильма.  ак ни странно, – потому что большинство читателей-зрителей наход€т в сем плоде коллективного бессознательного западного мира скучную либо напротив – милую подростковую мелодраму. ќднако попул€рность «—умерек» одним только этим объ€снить не получитс€ – мелодрам тыс€чи, но успех ждет далеко не каждую. —оздатели саги – веро€тно, даже помимо своей воли – поставили диагноз (нет, не вампирам, с ними все давно уже €сно – современному обществу) и диагноз этот оказалс€ неутешителен.

—умеречную јмерику просто наводнили вурдалаки и оборотни всех мастей.  инешь камень – попадешь в нежить. ¬любилась девушка в парн€ – а тот вампиром оказалс€ («так вот, под этой личиной, скрывалс€, блинЕ»). ¬любилась в другого – а он тоже не лучше, оборотень. ¬ышла потусить в город – наткнулась на байкеров-упырей, гул€ла по лесополосе – набрела на волколаков, пошла в океане искупнутьс€ – на голодную вампиршу нарвалась. “акое впечатление, что население јмерики (как белое, так и черное, и даже серо-буро-малиновое в лиловую крапинку) – сплошь кровососы-паразиты. » это уже не на уровне предчувстви€, а вполне себе экономический факт: јмерика удивительным образом проела то, что при помощи финансовых и прочих механизмов было изъ€то у других.  арта средней калорийности пищи на человека в день показывает, что более всего такой пищи схарчили именно в —Ўј. јреал повышенного потреблени€ м€са и м€сных продуктов, таким образом, примерно совпал с ареалом распространени€ вампиризма. “ак что вампиры – это вам не шутки, а 15 триллионов госдолга. ѕресловутое геополитическое лидерство и есть кровососущесть высшей пробы. ќднако знает кошка, чье сало съела. «—умерки» – это всего лишь зеркало. ј уж что оно отражает...

¬ампирами не станов€тс€ –
вампирами рождаютс€,
но любой вампир должен пройти инициацию.

«ќсобенности поведени€», кстати, тоже зеркало. » показывает оно наших доморощенных гемозависимых кровопивцев, которые официально называютс€ «перестроенными» (вспоминаетс€ лозунг «ѕерестройка! ƒемократи€! √ласность!» – очень даже в тему). Ёти перестроенные у авторов «ќсобенностей поведени€» вышли самые что ни на есть правильные. ќни спасают страну от хаоса и полураспада ценой неимоверных усилий. ѕравда, не очень пон€тно, кто эту самую страну до такого состо€ни€ довел, но это уже отдельный коленкор. — другой стороны, в мире там тоже ситуаци€, м€гко говор€, не фонтан, островки стабильности возникают исключительно как результат усилий тамошних гемозависимых. “ак что все как всегда.

Ќаши перестроенные – реб€та правильные и честные, насто€щие управленцы-хоз€йственники, сотрудники бесчисленных департаментов и служб, в штатском и в форме. ќни не пожалеют живота своего (исключение – капл€ крови) заради ближнего. » неудивительно, что кровососы эти дл€ страны и простых людей зело полезны – и криминал на скаку останов€т, и в гор€щие города и веси войдут, причем без охраны (жаль только вот преступность все растет и растет, а города и веси – гор€т и гор€т). ј все потому, что правильно инициированы, по науке, а не в услови€х антисанитарии, гр€зным клыком в темной подворотне.

»нициаци€ вампира –
это вам не кровушки глотнуть,
это весьма т€жкий и длительный процесс,
большинство потенциальных вампиров его не выдерживает.

¬ремена самоде€тельности прошли. ѕерестройка организма методом —антаны (если убрать буковку «н», интересные коннотации выход€т) – это последнее слово нано-био-супер-пупер-технологий. ¬ыведенные с помощью этого, безусловно прогрессивного (процент брака – не более, чем при прививках ј ƒ—) метода упыри не просто сосут народную кровушку (да и сколько они там ее высосали, курам на смех, хаос забирает гораздо больше жизней, причем – безо вс€кой пользы), они еще и охран€ют крепкий народный сон, подчас разума. Ќо это из лучших побуждений, ибо, как известно, нельз€ в –оссии никого будить, особенно местных ¬ан ’еллсингов.

—южет повести прост и бесхитростен. ќн хорошо знаком нам по голливудским боевикам, в которых погибает девушка главного геро€, у того едет крыша и он начинает мстить за нее плохим парн€м. ¬ повести девушка умирает при неудачной инициации, и герой с говор€щей фамилией  ривцов (вампир) очень быстро становитс€ головной болью сначала дл€ коллег (вампиров), а потом и дл€ «правой руки» президента ≈–‘ г-на –ождественского (оп€ть же вампира) и все€ —Ѕ ≈–‘ (—лужбы Ѕезопасности ≈вропейской –оссийской ‘едерации; контингент смешанный), начинает мстить, причем сразу всему миру, не разменива€сь на детали. ¬прочем, сюжет тут – дело дес€тое. √ораздо важнее и интереснее – тот фон, на котором он разворачиваетс€, атмосфера нашего недалекого будущего, когда нами окончательно и на законных основани€х (легитимно, то есть) будут управл€ть перестроенные, а также те выводы, которые делаютс€ по результатам нештатного происшестви€ с сотрудником спецподразделени€  ривцовым.  ак говоритс€, победа осталась за нами, но у нее какой-то странный вкусЕ

¬ампиры не бо€тс€ дневного света –
просто они и ночью не сп€т,
у них много дел.

—ами упыри, начина€ с президента и заканчива€ простым диверсантом, предстают пред нами людьми (хех!) умными, умудренными летами, хот€ еще и по-юношески бодрыми (два раза хех!), и, что совсем удивительно, гуманными.  ормовую базу в лице электората они не топчут, не загон€ют в угол и не бросают на произвол судьбы, а забот€тс€ о ней, хол€т и лелеют.  ак говоритс€, не подмажешь – не попьешь. ј уж что кровушку сосут, так то редко, по большим праздникам, и вообще – в ƒ“ѕ и то больше погибает.

» вообще – кто сказал, что нам, упыр€м, легко? ƒа нам молоко за вредность давать нужно! ћучительна€ перестройка (три раза хех!), питие этой самой крови (бррр! «кака€ гадость эта вашаЕ!» или даже так – «Е€ сегодн€ пила безо вс€кого удовольстви€»), посто€нна€ зависимость от нее, посто€нное пребывание на острие турбулентных и крайне нездравых общественно-политических процессов, а то и вообще на линии огн€, многа€ мудрость, от которой, как известно, многа€ печаль, оторванность от нормальной жизни и любвиЕ

¬ампиры умеют любить –
но странною любовью.

—топ! ЋюбовьЕ  то сказал, что вампиры не могут любить? ≈ще как могут! ≈сли они в состо€нии так зациклитьс€ на земле предков, то уж и в вопросах любви должны про€вл€ть известное упорство, переход€щее в упертость, граничащую с упоротостью.  опполовский ƒракула вон любит свою жену, погибшую п€тьсот лет назад, и на многое готов пойти, дабы соединитьс€ узами с ее реинкарнацией. ≈сли уж вампир к кому-то присосалс€, то уже не отпустит.

“ак что, девушки-юноши, св€зыва€сь с перестроенным, вы, безусловно, обретете ту самую верность, о которой, возможно, мечтали всю жизнь. ј в придачу к ней невиданный доселе драйв и хард-кор. Ќо только имейте в виду – в комплектации будут еще и другие опции. Ћюбить вампиров и жить с ними под одной крышей весьма непросто. –азвлекуха выше среднего. ѕосильнее ‘ауста √ете будет. ¬ход€т в дом и в сердце вампира исключительно по своей воле (это, кстати, очень четко оговариваетс€ в специальной литературе), потому что выйти оттуда уже не получитс€. ≈сли вы стали предметом вампирских вожделений – даже не пытайтесь смытьс€. Ќе выйдет. Ёто на всю жизнь, а может и дольше. ≈сть, конечно, и такие кровопийцы, которые берут пример с  азановы, про€вл€ют неразборчивость в св€з€х и шл€ютс€ где ни попад€, но это опустившиес€ особи – среди людей ведь тоже встречаютс€ алкаши и бывшие интеллигентные люди.

“олько низшие вампиры берут и ничего не дают взамен;
высшие вампиры – это передаточные звень€:
они берут, усиливают и испускают в мир волны, как реакторы.

 стати, и вампиры тоже бывают разными, совсем как люди. ≈сть высшие, а есть и низшие. » ведут они себ€ пр€мо противоположным образом. ¬ысшие умеют управл€ть своими инстинктами и жить, принос€ пользу другим – низшие этого категорически не могут и не хот€т. ¬ысшие – сильнее, зато низших – больше. ≈сли в подворотне нашли обескровленный труп – значит, тут «работает» вурдалак низшей касты, которого по всем правилам надо привлечь к ответственности как нелегала и преступника – в «ƒозорах» у Ћукь€ненко об этом кое что написано. —оответственно, противосто€ние между низшими и высшими кровососами гораздо более ожесточенное, нежели между вампирами и людьми, ибо между последними чисто функциональна€ зависимость: вампиры не могут прожить без людей, а люди – без вампиров (только они еще пока не знают об этом). ј вот друг по отношению к другу кровососы наход€тс€ в позиции конкурентов за одну и ту же целевую аудиторию, что не способствует теплым отношени€м.

¬от потому-то наши перестроенные в законе и при чинах (кстати, околоуголовный лексикон тут вполне уместен – один «смотр€щий» чего стоит!) денно и нощно зан€ты борьбой со вс€кими преступными кровососущими элементами, мешающими жить простым люд€м. » борьба их, что интересно, успешна. ≈ще бы – ведь упырь упыр€ видит издалека, и не токмо видит, но и нюхом чует. ќ территории же и населении перестроенные забот€тс€ отменно: у детей в сфере их вли€ни€ всегда есть детское питание, а очереди в пресловутые детские садики давно уже стали досто€нием истории. ѕотому что насто€щие упыри прекрасно осведомлены о том, что «нет населени€ – нет территории», как сказал один известный и тоже, есть подозрение, что кровососущий де€тель по имени дедушка «бигнев.

“олько низшие вампиры не могут останавливатьс€ –
у высших железна€ вол€.

ћы плавно переходим к глобальному срезу проблемы кровососани€.  артина мира в «ќсобенност€х поведени€» такова, что она не просто допускает, но даже подразумевает такого рода масштабирование. „ем наши вурдалаки отличаютс€ от ихних, заокеанских? ѕо сути – ничем. » те, и эти сосут. Ќо, как говоритс€, дь€вол кроетс€ в детал€х.

Ќаши вампиры консервативны, пепел модернизации редко стучитс€ в их заскорузлые сердца. » «работают» они по старой проверенной схеме с прив€зкой к принципу «почвы»: это наша территори€, это наше население, кто тронет – сам виноват. » уж конечно люди всегда знают, кто и когда пьет у них кровь. –аспальцовка, дорогие тачки и золотые цепи. » сакральна€ нефт€нка под боком – совсем как у волка-оборотн€, генерал-лейтенанта ‘—Ѕ из «—в€щенной книги оборотн€» ѕелевина.

“амошние кровососы оторвались от своих корней и работают в основном по экстерриториальному принципу (впрочем, он действует в основном в отношении чужой территории, со своей там все в пор€дке, «ни п€ди родной земли врагу»), в контексте которого пить кровушку они могут везде, где дот€нутс€, причем таким образом, что люди даже не догадаютс€ об этом. “ранснациональные корпорации кровососов. ѕижоны.  ровь из трубочки, замороженные кубики, фаст-фуд.

ƒва медвед€, т.е. вампира
в одной берлоге не уживаютс€.

„то лучше – решать электорату, разумеетс€.  ому-то ближе правда и знакомое зло, кому-то – переливающа€с€ всеми цветами радуги иллюзи€ свободы. Ќо какой бы выбор ни был сделан, нужно помнить одно – система власти (не только государственной) всегда зиждетс€ на крови, и если свою страну вы уже умудрились потер€ть – это совсем не значит, что у вас никто не сосет. —осет, еще как сосет, даже больше чем обычно – только об этом вы догадаетесь не сразу, а только обозрев статистику рождаемости и смертности за последние дес€тилети€.

ѕростым люд€м в общем-то эти упырские разборки до лампочки, им, по большому-то счету, фиолетово, как организованы сильные мира сего, кровушку-то они все равно сосут народную (хот€, как показано в повести, собственно кровь дл€ вампиров не главное, главное – психо-энергетический контакт с жертвой). Ќо дл€ самих упырей это мало что не основной вопрос философии. ј посему – будут жертвы, вернее доноры. —осали, сосем и будем сосать.

¬ампиры не бессмертны –
но они просто так не покидают этот мир,
они снова и снова возвращаютс€ в него,
ибо энерги€ и информаци€ бессмертны.

»бо вампиры – это вам не темной ночью в темной комнате. » не маргиналы, вылезающие из канав в необорудованных фонар€ми переулках мирно сп€щих городов и сел. ¬ампиры – это серьезно. ќни живут практически вечно, если их не аннигилировать при помощи спецсредств. ’от€ чаще всего они и тогда не погибают, а только мен€ют €вки и пароли и снова возвращаютс€ в наш мир.

ќни такие же, как люди. ћожет, в чем-то сильнее – но в чем-то, безусловно, и слабее. “ак же, как люди, а может быть и сильнее, они чувствуют грусть и радость, боль и наслаждение. “ак же, как люди, они могут любить и ненавидеть, быть одержимыми иде€ми либо заниматьс€ кропотливым трудом. “ак же могут жертвовать собой и другими. Ћюди все врем€ жалуютс€ на то, что они несвободны. Ќо есть способ исцелитьс€ от сего недуга – пройти перестройку, после чего прежн€€ мера несвободы покажетс€ грудничковой группой на фоне тех ограничений, которые накладывает потустороннее бытие. Ќо зато взамен даютс€ сверхъестественные способности, позвол€ющие прокачать функционал до зи€ющих высот – правда, редко кому принос€щих радость. Ќо ведь тут не о радости речь идетЕ

«ќсобенности поведени€» обо всем этом, а также о многом другом. » пусть повествование будто распадаетс€ на кусочки паззла, пусть оно сделано крупными мазками, как у импрессионистов, и не дает полной картины происход€щего. Ёто уже дело читател€, – напр€гать мозги и достраивать эту мозаику до всей полноты предчувстви€, данного нам в ощущении. ќсобенно доставило раскрытие роли ÷еркви в социализации перестроенных, а также де€тельность главы синодального ќтдела по взаимоотношени€м ÷еркви и общества, протоиере€ ¬ладимира ÷аплина.

ѕопробуйте, настройтесь на эту волну. ¬озможно, вы узнаете о себе что-то новое. “олько в самом начале неплохо было бы поместить варнинг – ни в коем случае не рекомендуетс€ повтор€ть все это в жизни во избежание жертв со стороны мирного населени€. ѕодделыватьс€ под вампиров нет нужды. »бо себе дороже.


» ви таки еще не знаете наших €вок и паролей?


  утру господарь выходит из дома,
—адитс€ в свой ћайбах – он всегда у рул€,
ќн мчитс€ в свой офис сквозь пробки,
ћетров двести не доезжа€  ремл€,
Ќа сей раз манжеты чисты. ќн врубает мигалку,
ј в пробках повсюду стоит миллион
ѕрекрасных и юных созданий,
¬о власти таких же чудовищ, как он.
«√осподарь-ѕрезидент»



[1] Ћозунговое хоз€йство здесь и далее по тексту: «20 фактов из жизни вампиров. »з политической программы –ѕ¬ - –оссийской ѕартии ¬ампиров».


 
 
Iacaa
 
–Ю—Д–Є—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–є —Б–∞–є—В –Т–µ—А—Л –Ъ–∞–Љ—И–Є ¬© 2002-2012