Официальный сайт Веры Камши
Официальный сайт Веры Камши
Сказки Старой Руси Вторая древнейшая Книги, читатели, критика Иллюстрации к книгам и не только Клуб Форум Конкурс на сайте
     
 

«Стиляги» как зеркало русской тусовки

(Рецензия на фильм «Стиляги»)


Сходил на «Стиляг».

И вот знаете – понравилось! Просто очаровательный фильм. Жанр музкомедии у нас основательно подзабыт, пересматриваешь по 10 раз старые фильмы – а тут новенькое и отличного качества!

Сюжет незамысловат (парень влюбляется в девушку и заради нее становится стилягой), но сюжет в этом фильме не главное.

Главное – это ЖЫЗНЯ! Во-первых, с невероятной скурпулезностью показаны детали тогдашней жизни. Во-вторых, они полностью вписаны в клипообразное повествование, в котором даже распитие пива в грязной пивнушке или утренняя готовка на коммунальной кухне смотрятся просто монументально. Ну и третья находка создателей фильма – это современные песни, перепетые якобы на тогдашний лад, хотя, разумеется, не на тогдашний (рэпа тогда точно не было), но хотя бы спетые в жанре нарочитой псевдостилизации. Постмодернизьм рулит нещадно.

А теперь о главном. О чем фильм? Фильм о нашей с вами, граждане, неформальной тусовке – о ее зарождении, развитии и отбрасывании тапок. И о последующем новом рождении в ином качестве. О, какая эта плодотворная тема для гамбита! Я смотрел на стиляг – но видел (а вот дальше слабонервным можно не читать)... видел некую абстрактную, и в то же время – до ужаса конкретную сетевую тусовку. Черт, это ж надо, так все показать, снимая совсем о другом и не имея про эту самую тусовку никакого понятия! Когда такое случается вдруг – это верный признак того, что перед нами архетипы и системное видение мира. Тусовка сама по себе – это и есть системная категория. Сложная социальная система, живой организм. И она всегда живет по законам, по которым эти организмы живут в природе.

Вот группа смеющихся, веселых людей – яркая, искрящаяся, непохожая на остальную массу. Они замечательно проводят время, вольно обращаются с общественными нормами, ведут себя вызывающе – ведь участие в тусовке это своеобразная форма протеста, желание выделиться. В этой среде весьма демократичные, если не сказать – беспорядочные сексуальные отношения (зашел в курилку – а там люди уже лежат вполвалку, все со всеми). И все так хорошо, и гомофобы (либо серые советские граждане – один черт) нервно курят в стороночке (либо вставляют палки в колеса, впрочем – без особого успеха), и родители нервно заламывают руки. А потом... потом приходит понимание... Это всего лишь тусовка, парень! Тусовка случайных людей! Они могут казаться друзьями или любовниками, но это иллюзия. Яркая, красивая, завлекательная мишура. И эта тусовка не заменит жизни. А тем, кому она ее все-таки заменила, не позавидуешь. И живые позавидуют мертвым (с) Да и жить им недолго: до отчисления, до потери работы, до перинатального центра, до больницы, до армии, до смерти самой тусовки, наконец...

Апофеозом снятия масок в фильме стало рождение у главной героини... негритенка. Все хорошо в меру: туси пока молодой, мальчик, туси пока молодой. Играйся, позабався всласть – а потом, парень, – за дело, никто за тебя жить твою жизнь не будет и уж тем более выполнять твои обязанности, коих выше крыши. Вот и умерла тусовка: кто с дитем сидит, кто – на подводной лодке, кого вообще выслали за 101 километр – это по фильму. А по жизни вы и сами все знаете. Когда тусовка перестает быть неформальной, когда вся эта «неформальность» прет на каждом углу отовсюду, когда маргиналы становятся мэйнстримом, тусовка вырождается, ибо таким образом протест уже никому не покажешь. И джаз уже не протест, и блюз, и юбочки с оборочками, и даже – о ужас! – слэш.

Фильм абсолютно правдив – несмотря на мелькающий то и дело гротеск. Он о правде нашей тусовочной жизни, о ее устойчивых архетипах, о том, что они отличаются от аналогичных в других странах – все-таки, есть и у наших «стиляг» всех времен некие особенности, этого у них не отнять.

Кстати, очень понравилась предпоследняя сцена, где Фред говорит, что никаких стиляг в Америке нет, что это чисто наше изобретение, типа национального колорита, и что это все несерьезно и пройдет. Ну и реакция главного героя – адепта стиляжеского движения – тоже вполне предсказуема: типа «нас на бабу, т.е. карьеру променял», хотя карьера – это всяко серьезнее, чем набриолиненый боб на голове, галстух «пожар в джунглях», веселая тусня и те самые доступные барышни в энном количестве. А панорамы веселья стиляг лично у меня оставили неистребимое впечатление всяческих конов, квартирников, клубных вечеринок и прочих форм тусовочного взаимодействия – вот никак не могу отделаться от этих ассоциаций.

Так что... если вы поняли, о чем я – посмотрите фильм, не пожалеете.

Если выразить впечатления от фильма кратко, то выйдет:

Русский бунт, т.е. русская тусовка не всегда бессмысленна – но она всегда беспощадна (с) как бы Пушкин и Радзинский одновременно.


 
 
Iacaa
 
Официальный сайт Веры Камши © 2002-2012