Официальный сайт Веры Камши
Официальный сайт Веры Камши
Сказки Старой Руси Вторая древнейшая Книги, читатели, критика Иллюстрации к книгам и не только Клуб Форум Конкурс на сайте
     
 

Старые аватары о главном или апокалипсис форева

(Рецензия на фильм «Аватар»)


Часть 1. Не пора ли ставить клизму классику постмодернизьму?

Сказать, что фильм состоит из штампов и цитат – это еще мало сказать. Удивительно другое – что он умудряется при этом быть самостоятельным произведением. Всё-таки он вполне запоминаем – особенно на фоне прочей развесистой голливудчины, одолевающей нас в последнее время. И таки да – это не очередная перепевка «Властелина колец», что не может не радовать: Пластилина я нежно люблю, многие вышли из штанов Арагорна – но у любого же цитирования есть предел!

А цитат в Аватаре много – и каких сочных! Вот, например, ручным образом управляемые роботы – это привет из Матрицы, как собсно и способ функционирования самих аватаров – вне тел носителей их мозгов. Это тоже привет от Нео – тело лежит где-то, опутанное проводками, а моск в это время в ином воплощении где-то фантастически рассекает. Космофлот – реверанс в сторону «Звездных войн». Выдвижные полки-лежанки в госпитале, а такоже хитрый и злобный, но при этом инфантильный и недалекий глава(рь) корпорации – подарок из Пятого элемента. Инфернальные грейдеры, срывающие под корень прекрасный тропический лес, – это из некоего фильма (название не помню), где Шон Коннери в роли ученого и врача спасает джунгли и их обитателей от строителей дороги. Стрелянный американский орел войны, он же батяня-комбат, инструктирующий новобранцев и заботливо называющий их сынками, а равно и старослужащие, встречающие оных с криками "о, новые девочки!" – это я видел уже в десятке фильмов. Ученые, спасающие что-то там от тупых военных, мировая чувиха на вертолете... и т.д. и т.п.

Но есть и вещи посерьезнее. Это не банальное цитирование (кое где даже, на мой взгляд, ироничное), а некая общность идей. Так вот, идея Аватара тоже крайне неоригинальна – и это тоже мягко сказано. Создается впечатление, что оригинальность тут и не предусматривалась. Старые песни о главном. Произведений на сей сюжет в мировом кинематографе – вагон и маленькая тележка. Это целая кучу фильмов про Колумба и открытие Америки – со всеми последующими безобразиями. Это целая куча фильмов про индейцев (эх, жаль, что главный герой – не Гойко Митич :). Это тот самый Шон Коннери, защищающий джунгли и аборигенов от тупой и вредоносной цивилизации. Даже гибсоновское Апокалипто сюда вполне вписывается – только там опасность исходит не от европейцев, а от своих же собратьев – поклонников "цивилизации", а на самом деле – смерти, мортидо. Идея «цивилизация = смерть» в Аватаре, как и в куче фильмов до (и, надо полагать, после) него – основная идея фильма, на которую все нанизывается. Если копнуть еще глубже, то у нас есть смотренный всеми американцами в детстве Бэмби, который, представьте, о том же самом: в лес приходят злые люди и губят его; главный герой, пока маленький, натерпевается от них по самое нимагу, но выросши и возмужав, обзаведшись подружкой (пардон – дамой сердца) он вступает на путь борьбы и в чем-то даже побеждает – фактом собственного выживания и выживания своего рода. На эту же темку есть славный мульт, знакомый всем детям – «Лисенок Вук» называется. О как! Даже детские сказки – и те в ход пошли. Так что фильм прост и понятен еще до того, как начинаешь его смотреть: прекрасная планета, дивная, существующая по своим законам, самодостаточная природа и люди, живущие в гармонии с ней, но тут появляется придурочная и ублюдочная цивилизации и всё крушит до основания – даже не столько из-за ресурсов и прибыли, а так... чтоб не мешалась под ногами. Но эта простота не из тех, что хуже воровства. Она живет по принципу "хоть сто раз повтори слово халва, а во рту слаще не станет". Ибо сколько раз товарищам американцам было говорено, что ТАК СЕБЯ ВЕСТИ НЕЛЬЗЯ! И сказки людям показывают, и песенки поют, вон и Аватар сняли – а многие ли сделали для себя соответствующие выводы?

Поэтому у нас сейчас будет ...

Часть 2. Валькирии – к бою! Или американские горки грабли в действии

Итак, предыдущую часть нашего опуса мы посвятили доказыванию того, что Аватар построен на образах и аллегориях, "вшитых" в матрицу американского (под)сознания – мы этим (под)сознанием не обладаем, но вполне можем реконструировать его – в научных и диверсионных целях :)

Есть еще одна цитата, которую я не указал в предыдущей части, и которая является определяющей для нахождения места Аватара в упомянутой матрице. Кто видел – вспоминайте. Баражирующие над джунглями вертолеты под предводительством опытного орла войны, которые под его ухмылки «а ну-ка, парни, добавьте огоньку! » выжигают напалмом лес вместе с его обитателями... Чего в этой сцене не хватает? Правильно – музыкального оформления. Причем не просто какого-нибудь, а «Полета валькирий» самого Вагнера. Теперь вспомнили, где вы это видели? И чтобы ошибки не было – а это не случайность, это камеруновский замысел, зуб даю – вместо музыки тот же орел командует что-то вроде: «А теперь валькирии (это кодовое название летательных аппаратов) – заходим справа и даем этим засранцам прикурить! » То есть, кроме собственно стержня у фильма есть еще и четко определенная идеологическая миссия – та же, что и у опознанного выше копполовского «Апокалипсиса нау». Вспоминаем, что было тогда – глобальный экономический кризис, неудачная вьетнамская война (кстати, в фильме вполне себе показан один такой аватар, перешедший на сторону «дикарей» – тот самый, которого играет Марлон Брандо, – но это так, лирическое отступление), депрессия в обществе, самоубийства и пр. Общество совершает рывок – чтобы выйти из проблем с максимально малыми потерями. Ну и пиплу надо объяснить, что ... ну, обшибочка вышла... ну бывает... а так мы ваще белые, пушистые и за мир, за права человека, за природу и ваще... Копполовский Апокалписис был своего рода покаянием старшего поколения и бунтом младшего. И ведь многие тогда уверовали, что да, так дальше нельзя, нельзя лезть по всему миру и везде видеть зону своих интересов, нельзя все делать только из-за сверхприбыли, нельзя бесконтрольно потреблять, нельзя, нельзя...

Вопрос на засыпку: надолго ли хватило этого понимания? Вот тот-то и оно. Когда закачался Советский Союз, про Апокалипсис и покаяние быстренько забыли и опять полезли по всему миру делить ресурсы и гешефты будущих периодов... И опять всё пошло по-старому. Гешефты, надо сказать, были что надо гешефты, это позволило ублюдочной модели производства и потребления профункционанировать еще какое-то время. Но вечно же не бывает такой лафы! Вот и снова глобальный кризис стучится в двери. Вот и снова неудачные войны по всему миру. Вот и снова деградация общества не за горами. Что делать? Правильно, проверенный рецепт – покаяться. Даже не перед кем-то – убедить самих себя, что мы, американцы, добрые, что мы любим природу и других людей, которые не такие, как мы, что мы не считаем их дикарями и не собираемся уничтожать их и их цивилизации, за счет ресурсов которых мы хотим продлить свою жизнь.

Короче – это предание из числа свежих и в которые посему верится с трудом. Не знаю, верят ли в него сами американцы. С другой стороны, хотя и шито белыми нитками, оно крайне удобно для конкретного лица в смысле «ну покаялся я, покаялся, чего вы от меня еще хотите? а секретные тюрьмы ЦРУ я не одобряю». Я даже не могу сказать, насколько в это покаяние верит сам Камерон – хэппи-энд в фильме какой-то неубедительный. Но уж вот в том, что в искренность покаяния волков перед овцами не поверят ни жители Ирака, ни Сербии, ни даже России, да и много кто еще – тут у меня нет сомнений. У волков просто линька. А когда она пройдет – они опять будут нас есть, и будут появляться совсем другие фильмы: про то, что террором нужно отвечать на террор (это цитата из Аватара), про злобных русских, сербских и арабских террористов, взрывающих белый дом и мешающих праздновать Рождество, про дикарей, молящихся в своих дебильных храмах своим дебильным богам, которых надо уничтожать, забрав после этого столь полезную нефть и т.д. и т.п. Липовое покаяние, короче. Симулякр. Потому и верить ему мы не будем.

Черт, не успел изложить всё в двух частях, потому просится...

Часть 3. Цивилизация и сифилизация шли рука об руку (с) Ван Хелсинг.

Ну и собсно о главном :) Так что же делать нашей цивилизации? Загибаться, как в Аватаре, без ресурсов, с убитой средой обитания и от того нездоровыми морально и физически людьми? Тут сперва надо разобраться, где тут мы – а где цивилизация. По отношению к пресловутой Западной цивилизации (которая в Аватаре и загибается) мы вовсе не ее часть – мы та самая планета Пандора, один из ее материков. Да, мы когда-то тоже пытались прорваться в фарватер цивилизованного мира и делали это, на мой взгляд, гораздо мягче и лучше Запада (для сравнения – практически все народы, очутившиеся в Российской империи, сохранились до настоящего времени), но в гонке с настоящими борцами за гешефт мы, и это тоже надо признать, потерпели полное и окончательное фиаско. Настолько полное и окончательное, что нами управляют теперь вроде бы и свои братья-аборигены, но насквозь пропитанные западными (а на самом деле – ублюдочными потребительскими) ценностями. Аборигены в Аватаре честнее – они на службу к корпорации не нанимались, для них это немыслимо. И еще мне «понравилась» тактика борьбы с аборигенами. Когда встает вопрос о том, что массовые убийства, жертвы – это как-то нехорошо, следует ответ – «да не, вы чо! Мы только так, шуганем их, мы ж цивилизованные. А еще надо разнести это их дерево, через которое они общаются с душами своих предков – так мы покоцаем их генетический код, они потом сами не разберутся, кто они». Нави из фильма разрушить свой код не дали. А мы? Не разрушаем ли мы его сами? И кто нам в этом виноват? Уж точно не злые засланцы в камуфляже.

Цивилизация, конечно, нужна. Но это далеко не джинсы и не жвачка. И тем более это не сверхприбыли и потребление. И уж конечно это не житие одним днем по принципу «после нас хоть потоп». Цивилизация может и не идти рука об руку с сифилизацией моска, это вполне людям по силу. Цивилизация нужна, но не больная, не ублюдочная, не видящая дальше своего носа, погибающая и губящая мир за компанию. Цивилизация должна быть здоровой первой и единственной свежести – а иначе кому она нужна?


 
 
Iacaa
 
Официальный сайт Веры Камши © 2002-2012