Официальный сайт Веры Камши
Официальный сайт Веры Камши
Сказки Старой Руси Вторая древнейшая Книги, читатели, критика Иллюстрации к книгам и не только Клуб Форум Конкурс на сайте
     
 

1612 или Россия – родина Единорогов, Гэндальфов и саботажников

(Рецензия на фильм «1612»)


Фильм оставил странное впечатление.

О нем многое написано, но смысла происходящего в фильме (и вокруг него) все это не объясняет. А между тем – есть нечто серьезное, над чем стоит задуматься.

Заказ создателями фильма был получен явно на псевдопотреотическую бодягу. Что Хотиненко из нее сделал – сложно сказать Что-то неведомое. Заказ он формально отработал – но при этом умудрился сделать все наоборот. Обсосанные неоднократно и в извращенно-официозной форме идеи о благостности царя для земли русской и о необходимости встать всем миром на защиту родной земли Хотиненко превратил в балаган. Кто-то этому оскорбится. Но на мой взгляд – это лучше, чем действительно превращать хорошие идеи в профанацию и вызывать на них аллергию у населения. Ага, мол – вы тут нас агитируете за эту власть, а ведь это она реально довела страну...

Смута – страшное и символичное время. Там все расставлено по местам, ошибиться сложно, нужно только знать, где и что искать. Уроков из Смуты народ наш и государство по итогам не извлекли за 400 лет – значит, время еще не пришло. Не надо будить спящую собаку, если не уверен, что готов отвести ее погулять во двор. Пусть пока Смута спит, являя коллективному подсознательному лишь белых единорогов (у стен Кремля), русских Гэндальфов (православного вероисповедания), гишпанских сотонистов (воюющих в итоге за матушку-Русь), мусульманских потреотов (кидающих бомбы в поляков с криками «Аллах акбар!», при этом русские кричат ура и в воздух чепчики бросают), польско-католических злодеев (опереточных, но симпатишных и в некотором роде сексуальных, в отличие от мужского населения Московии), медведей с сиськами, непорочных голубоглазых царевен (изрядно потрепанных с панами заезжими и уже успевших детей нарожать) и проч.

Общий фантасмагорический балаган фильма – это не отсутствие идеи, хотя именно так и кажется на первый взгляд. Это констатация того факта, что ни народ, ни власть до этой идеи пока не доросли, так что нечего им ее и показывать. И это грустно. Хотиненко тут уже не причем, не он довел народ и власть до предсмутного состояния. Он только снял невесть чего и черпал, как говорится, не фильтруя, но главное – его ж не спрячешь, оно всегда пробьется, даже помимо воли и сознания авторов.

Не доросли мы еще до понимания Смуты. Вот главная идея фильма. И она верна. За эту идею я в режиссера и в других создаталей камень не кину. Не они не доросли говорить – мы не доросли слушать. Сними Хотиненко что-то более историчное – это была бы уже ложь. А так – да здравствует... балаган!

В одном только эпизоде вольный или невольный режиссерский мессидж таки прорывается. В самом начале во время титров сцена: Лжедмитрий устраивает народные гуляния и громогласно вещает – «Танцуют все! Хочу, чтобы русский народ веселился!» И народ взаправду веселится вполне себе балаганно, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». А через миг тело самозванца уже тащат по земле, а потом долго и смачно глумятся, сжигают, прыгают на костях и заряжают в пушку... Это все не просто так. Веселись, русский народ, веселись. Все колокола по тебе давно отзвонили...


 
 
Iacaa
 
Официальный сайт Веры Камши © 2002-2012