Официальный сайт Веры Камши
Автопортрет и не только Вторая древнейшая Книги, читатели, критика Заразился сам, зарази товарища Клуб Форум Конкурс на сайте
     
 

Эта статья написана девушкой, погибшей несколько лет назад. Настя заинтересовалась журналистикой, у нее был несомненный талант, и я, как могла, пыталась ей помочь. Статья о лошадях была одной из первых. Она была почти готова, когда я узнала, что Настя погибла. Погибла трагически, невероятно, невозможно... Эта девушка любила жизнь и спешила жить так, как будто бы догадывалась, что судьба отпустила ей всего двадцать два года. Почему люди уходят так страшно и не вовремя? Почему жизнь бывает чудовищно несправедлива? На эти вопросы так никто, наверное, и не ответит.
Больно думать, что Насти никогда с нами не будет. И все же пусть эта страница будет не о смерти, а о жизни. О красоте, о любви, о том, что жить все-таки стоит.

Анастасия Арцишевская.

"ПУСТЬ СТУЧАТ КОПЫТА ДРОБЬЮ ПО МОСТОВОЙ..."

Всего лишь несколько десятков лет назад славный город Санкт-Петербург был наполнен не гулом автомобильных двигателей, а звонким цокотом лошадиных копыт.
К началу века в столица Российской империи насчитывалось до 10 тысяч личных коней и саней. Забавно, что извозчики ( неотъемлемая частичка городской жизни того времени) имели схожие нравы с современными автомобилистами. Существовала даже категория "лихачей" - любителей быстрой езды на породистых лошадях в красивых экипажах. В то время и появились первые ограничения скорости: по улицам "ездить смирно и на конях не скакать". Смирно - значит не быстрее 12 верст в час.
Остались кони на улицах старого Петербурга и в век тотального увлечения техникой. Правда, долгое время они были ... бронзовыми и мраморными. Медный всадник, памятники Николаю Первому и Александру украшают бывшую столицу на протяжении
многих лет. Всего у нас 27 конных статуй, 11 из них - творения знаменитого Петра Карловича Клодта. Шестерка коней на Нарвских воротах, один, грациозно застывший на двух (!) точках опоры над Исаакиевской площадью и Аничков мост - вот наследие великого мастера. Именно они долгое время напоминали жителям великого города о
многодетней дружюе, связавшей человека с лошадью. А как представляет себе человек, далекий от коневодства или конного спорта, лошадь? Обычно, это немного абстрактный образ, ну, например:

Несется конь быстрее лани,
Храпит и рвется, будто к брани;
То вдруг осадит на скаку,
Прислушается к ветерку,
Широко ноздри раздувая;
То, разом в землю ударяя
Шипами звонкими копыт
Взмахнув растрепанною гривой,
Вперед без памяти летит.

Всерьез же представить себя скачущим на поджаром скакуне с развевающейся гривой, способен далеко не каждый. Но... Если кто-то влюбился в лошадей, то это - навсегда. Это страсть, болезнь, которую невозможно излечить. Даже если сама по себе верховая езда не увлекает, вряд ли найдется хоть кто-то, не признающий красоту и элегантность лошади - одного из самых красивых животныхна земле. Они уже столько лет вместе, человек и конь. Около 6 тысяч лет назад в разных местах Евразии были одомашнены первые лошади. Первоначальным их предназначением были война и помощь в хозяйстве (кстати вспомним добром лошадей, участвовавших в строительстве Петербурга), но постепенно коневодство обособлялось, превращаясь в самостоятельную отрасль. Кони имели исключительную ценность, и долгое время владеть ими могли лишь наиболее влиятельные особы. Знаете ли вы, что по законодательству Ярослава Мудрого в 11 веке виновный в убийстве чужого коня должен был уплатить пеню в казну в 12 гривен и 1 гривну потерпевшему, а за убийство свободного крестьянина ( смерда)- пеня составляла всего лишь 3 гривны?! А рассказанная Лермонтовым история о мальчишке Азамате, в обмен на приглянувшуюся ему лошадь отдавшем сестру?! Это уже девятнадцатый век!
Разумеется за минувшие столетия внешний вид лошади заметно изменился. Невысокого роста ( около 135 см), сильные, тучные и медлительные, а именно таким был идеал верхового коня не одно десятилетие, превращались в рослых, легконогих, стремительных красавцев. Способность быстро передвигаться и выносливость стали необходимым требованием для хорошей лошади.
К концу прошлого века стал активно развиваться конный спорт, в основу которого легли - старинные традиции конных состязаний и игр. Многие наверняка слышали о джигитовке, зародившейся у народов Кавказа и Средней Азии и "взятой на вооружение" русскими казаками. Это необычайно захватывающее зрелище. Всадник на передвигающейся разными аллюрами (шагом, рысью или галопом) лошади встает, прыгает на землю и обратно в седло, поднимает различные предметы. Если же говорить о классических видах конного спорта, то к ним относят выездку, конкур (преодоление препятствий различной высоты) и троеборье. Выездка - езда в прямоугольном манеже по специальной программе, когда всадник демонстрирует как естественные движения лошади ( шаг, рысь, галоп, остановки, повороты, движение по кругу), так и более сложные упражнения ( перемены ног на галопе, пируэты, пассажи, пиаффе). Троеборье состоит из выездки, полевых испытаний и преодоления препятствий. Это наиболее трудный вид соревнований, и для всадника и для лошади. Несколько особняком стоит стипль-чез, то есть скачки по замкнутому кругу в три-семь километров с невысокими, но трудными препятствиями. Родина стипль-чеза - Англия, где находится самый трудный стипль-чез мира - Большой (Ливерпульский) национальный.
Впрочем возвратимся в Петербург. Именно наш город стал центром развития конного спорта в России. Здесь находились десятки манежей, несколько ипподромов, проводились первые состязания конников. Очень известным был ипподром в Красном селе, где разыгрывается одна из ключевых сцен "Анны Карениной". Огромную роль сыграла и Петербургская офицерская кавалерийская школа, в которой учился генерал А.А. Брусилов, впоследствии ее возглавивший. Долгое время в этой школе работал знаменитый англичанин Д. Филлис - один из основателей выездки и школы верховой езды. Его методика обучения лошади используется до сих пор.
В Петербурге сейчас много конюшен, от маленьких, где частные владельцы держат 3-4 лошади, до крупных конноспортивных школ и прокатов. К сожалению, многие из них имеют далеко не лучший уровень не только обучения, но и содержания лошадей. Не хватает средств, умения, а иногда и просто трудолюбия. Больно и неприятно смотреть на плохо вычещенных лошадей с выступающими ребрами, грустно рысящих по городским улицам. Сегодня конный спорт переживает не лучшие свои времена. Ведь лошадь - живое существо, требующее заботы. Вырастить хорошую лошадь, а тем более - хорошую спортивную, очень сложно. Надо обеспечить нормальные условия: большие левады для выгула кобылы с жеребенком, удобные денники, тренинг молодняка зимой. Очень важно правильно кормить лошадь: не только овес и сено, но и свежая трава весной и летом, комбикорма, витамины, минеральные добавки, морковь осенью и зимой.
Профессиональный спорт - дело всей жизни. Как и в любом другом спорте, здесь есть свои правила и законы, порой довольно жестокие. Но вот на любительском уровне... В конноспортивных прокатах нет недостатка в желающих заниматься. Ездят верхом и дети, и взрослые, даже те, кому за 60. Было бы желание и любовь к лошади. Бояться нечего, все когда-нибудь начинали, и, если вы попали в нормальную школу или прокат, никто не бросит вас, не объяснив основ управления лошадью. Если же вы оставлены в гордом одиночестве посредине манежа на коне, который стоит в течении 15 минут не двигаясь ни в какую сторону - поищите другое место ради собственной безопасности.
В нормальных конюшнях новички должны пройти обязательный инструктаж и элементарную технику безопасности. Первое время им дают наиболее спокойных лошадей, оставляя удовольствие от родео тем, кто более или менее уже сидит в седле. Обязательно учат чистить и седлать лошадь - любишь кататься, как известно, люби и саночки возить. Постепенно вы будете узнавать больше и больше. Очень много значит практика - чем чаще вы ездите, тем выше результаты. Одно из любимейших удовольствий каждого конника - езда в полях (лесах, холмах и т. п.). Прогулка на коне по почти сказочному зимнему лесу или скачки по покрытому зеленым ковром травы лугу - в этом есть нечто фантастическое. Правда, для того, чтобы подобные мероприятия приносили исключительно радость, необходимо хорошо держаться в седле и уметь управлять лошадью.
Конный спорт хорош тем, что по силам каждому, кто готов серьезно заниматься. Пусть не сразу, по прошествии времени, но результаты все равно появятся, а усилия окажутся не напрасными. Как все-таки прекрасно, что и в нашу эпоху поездов и скоростных автострад множество людей не мыслят свою жизнь без коня, не случайно являющегося символом благородства, красоты и вдохновенья.



 

 
 
Iacaa
 
Официальный сайт Веры Камши © 2002-2012