|
Не доверяйте гэндальфам
|
Пойди туда, не знаю куда,
принеси то, не знаю что.
Царь
Высшее мужество состоит в том,
чтобы в одиночку сделать то,
на что другие отваживаются
лишь в присутствии многих свидетелей.
Франсуа де Ларошфуко
|
Мне Алексея Пехова рекомендовали, как "симпатейную фэнтезуху". Дескать,
"ничего такого, но прикольно". После первой книги ("Крадущийся
в тени") я поняла, что мое впечатление лучше всего описывает фраза Остапа
Бендера "Вас обманули, вам подсунули куда лучший мех. Это не мексиканский
тушкан, а шанхайские барсы". "Симпатейная фэнтезуха" оказалась
посильнее пусть и не "Фауста" Гете (другой жанр, знаете ли), но множества
книг с претензией на оригинальность и глубину. Да, трилогия про Танцующего с
тенями и впрямь является классической фэнтези с элементами пародии и плутовского
романа, кто б спорил, и, вместе с тем...
Сыр-бор загорается, когда в некотором королевстве формируется группа разнорасовых
героев, которая по заданию мудрого мага отправляется за неким артефактом, который
нужен, чтобы остановить собравшееся пробудиться в очередной раз Зло. Классичнее
и вторичнее, вроде, и быть не может, но дело в том, КАК этот поход подается.
Для начала Пехов ставит с ног на голову устоявшееся представление о старых,
добрых фэнтезийных расах и добавляет к ним новенькие. Перворожденными у него
оказываются орки, за которыми идут эльфы. Братские народы ненавидят друг друга
всеми фибрами своих эльфийско-орочьих душ, но при этом отличить эльфа от орка
могут лишь профессионалы, да и то если эльфы и орки будут сидеть смирно. Что
перво, что второрожденные у Пехова смуглы, желтоглазы, черногубы, клыкасты и
рознятся, главным образом, прическами и деталями туалета. Орки шаманствуют,
бегают с ятаганами, играют в весьма своеобразный тотализатор и всячески презирают
низшие расы. Эльфы более терпимы, но и им пальца в клыкастый рот не клади.
Второрожденные бывают, как светлыми, так и темными, но ни к их моральным качествам,
ни к Свету и Тьме это деление никоим образом не относятся. Вся разница в том,
что одни практикуют магию, а другие - шаманство. Более традиционны гномы, которые,
как и положено, любят поворчать, выпить и помахать кулаками и топорами, но есть
трудности и у них. Кроме гномов в этом дивном мире наличествуют еще и карлики.
Эти опять-таки братские народы, разумеется, друг друга терпеть ненавидят, но
не аристократически, как эльфы и орки, а по-простому, и поэтому не только режутся,
но и ругаются, причем с упоением. Есть в книге и шут-гоблин Кли-Кли. Маленький
и зеленый, вредный, как старуха Шапокляк, мудрый и непобедимый, как магистр
Йода трогательный, как Чебурашка. У гоблина имеется дедушка-шаман, на первый
взгляд малость выживший из ума, а на второй - величайший колдун всех времен
и народов. Впрочем и сам Кли-Кли личность настолько противоречивая, что в конце
концов оказывается... законспирированной девочкой-шаманшей, отправленной приглядывать
за главным героем, дабы тот не наделал глупостей (о главном герое речь еще пойдет).
Короче, в мире "Танцующего" не соскучишься. Там на неведомых дорожках
полно неведомых зверей, там на стрекозлах летают корыстолюбивые флинни; машут
дубинками созданные по образу и подобию козлиному доралиссцы, призывающие к
ответу каждого, кто их назовет "козлами", а к гражданам то и дело
пристают демоны (между нами говоря, весьма ограниченные и невоспитанные твари
с манией величия). А уж от зомби, мерзких гхолов и прочих чудищ и чудовищ разного
калибра, выскакивающих из-за угла в самый неподходящий момент в рассуждении
чего бы покушать, и вовсе прохода нет. Еще в мире Пехова имеются дриады, спускающиеся
на землю боги, маги, короли, полководцы, профессора, экзамены, пушки, шляпы,
сомы, дохлые кошки, морковка и даже кактус в горшке. Короче, перечислить то,
что есть сложно, куда проще посчитать, чего нет. Вроде бы при первых прочтениях
не замечено звездолетов, пылесосов и рыцарей-джедаев, но если как следует вчитаться...
Лично мне из прочитанной мной русской фэнтези приходит в голову только один
роман, сопоставимый с "Танцующим" по богатству красок, балансированию
на грани пародии и романтики и общей немрачности и неапокалиптичности, увы,
пока еще не вышедший. Однако фэнтезийное изобилье для Пехова отнюдь не является
самоцелью и не маскирует отсутствие сюжета и шаблонность характеров, так как
и с сюжетом в книге все слава богам, и характеры у персонажей имеются, и мыслей
хватает. Правда множество юмористических и пародийных коллизий, необычные, подчас
вызывающие герои и стремительно раскручивающийся сюжет при поверхностном чтении
отвлекают от серьезных тем книги.
Конечно, лучшее - враг хорошего, а хорошая книжка всегда кажется маленькой,
но, на мой взгляд, трилогии о Гаррете не повредило бы немного воды, так как
события сменяют друг друга таким галопом, что в глазах читателя "гасят"
друг друга, да и некоторые удачные находки отодвигаются на обочину. Небезызвестный
в Питере журналист Юрий Нерсесов, к слову сказать, весьма взыскательный, чтобы
не сказать сварливый читатель сетовал, что недоработаны столь на его просвещенный
взгляд перспективные доралисцы. Почему, - вопрошает Нерсесов, - не показано
путешествие героев через земли этого племени? Почему не показана истории любви
сэра Алистана или, хотя бы, Эграссы и прекрасной доралиски?
Таких "почему" можно набрать десятки. Лично мне, например, очень жаль,
практически сошедшие на нет к концу трилогии отсылы в прошлое. Мне кажется,
что разбросанные по роману новеллы о делах давно минувших несомненная удача
автора. Каждая из "встроенных" историй хороша сама по себе и при этом
трагична. В них нет и намека на юмор и иронию, которыми так богат основной сюжет.
Судите сами. Славного парня Джока предает его собственная невеста, и он осужден
за преступление, которого не совершал. Но это еще не все, Джок обманут второй
раз уже на пороге смерти и превращается в слугу зла, хотя ничего в его короткой
жизни не указывало на такой исход.
Небольшой отряд прикрывает собой армию и спасет страну. Воины и привязавшаяся
к ним девчонка-волшебница знают, что идут на смерть, и все-таки идут.
Эльфийский принц чуть не погибает от руки охотника за таинственным артефактом,
только это заставляет его отказаться от дурацких предрассудков и повернуться
лицом к настоящей любви.
Маг становится свидетелем величайшей глупости и величайшего предательства и
ценой своей жизни и своего посмертия смягчает последствия катастрофы, давая
уцелевшим шанс спасти этот жестокий, противоречивый, но не заслуживающий гибели
мир.
Да, наверное, можно было обойтись без прыжков в прошлое, ограничившись парой
фраз в тексте о том, что когда-то случилось то-то и то-то, но тогда пропало
бы то самое "нечто", о котором пел Владимир Высоцкий "время подвиги
эти не стерло, нужно только поднять верхний пласт и дымящейся кровью из горла
чувства вечные хлынут на нас". Эти "чувства вечные" определяют
судьбу и главного героя трилогии вора Гаррета и всех его спутников, как бы они
ни бурчали и ни иронизировали. Все они от шута-гоблина до эльфийского принца
живут по принципу "если не мы, то кто". И врет Гаррет, когда твердит,
что у него нет другого выхода, он взял Заказ, его загнали в угол и так далее.
Он все равно бы пошел до конца, смеясь над собой, выпендриваясь, доказывая всем
и больше всех себе, что он - вор, а не дурак и не собирается отдуваться за всех.
Гаррет не более, но и не менее свободен в своем выборе, чем милорд Крыса, он
же граф Алистан, доверенное лицо короля, пожертвовавший собой, чтобы остальные
и, в первую очередь презренный вор со своей бесценной добычей выбрались из ловушки.
Алистан стал последней жертвой в отряде, изрядно поредевшим с момента выхода
из столицы. Они гибли один за другим, люди и эльфы, а уцелевшие продолжали идти
к цели и при этом улыбаться. Эти смерти среди шуток еще одно достоинство книги.
Шок от того, что во вроде бы веселой повести умирают по настоящему. Эльфы говорят,
что когда гибнет их соплеменник, в небе загорается звезда, но книга написана
так, что звезды загорелись над всеми погибшими, какого бы роду-племени они ни
были. Но звезды звездами, память памятью, а жизнь жизнью, и она продолжается.
Поход завершен, враг разбит (кстати, поединки и военные действия в книге описаны
профессионально и достоверно), артефакт вручен мудрому магу, все замечательно,
можно почивать на лаврах, пить вино, ходить к девочкам. Можно стать добропорядочным
горожанином или вернуться к воровской профессии. Только все не так просто, потому
что главным мерзавцем оказывается... самый мудрый маг, организовавший и направлявший
поход. Именно он приложил все усилия, чтобы дело сорвалось, именно его раз за
разом на шаг, на полшага на четвертьшага опережал Гаррет. И именно у него теперь
в руках пресловутый артефакт. Выход один - украсть! Объяснять, что к чему, искать
помощи и союзников некогда, промедление смерти подобно. Это уже не работа, не
"Заказ", не отмазка от каторги, а осознанный выбор. Выбор вора и выбор
человека. Если не он, то кто? Никого не видно? Значит, он! Вот, собственно,
и все.
Напоследок должна оговориться - вcякий раз, когда мне случается писать о прочитанной
книге, я честно оговариваюсь - это не рецензия, а мнение человека, получившего
удовольствие от прочитанного и не желающего сидеть на своей радости, как собака
на сене. Никаких высокоученых слов, определения героев, как типичных представителей
чего-то типичного (или атипичных представителей чего-то атипичного), зеркал
гоблинской демократии и лучей света в темном царстве здесь не будет. Равно я
никоим образом не собираюсь объяснять народу, что хотел сказать автор и почему
у него это получилось (или не получилось). ИМХО (по моему скромному мнению)
книга говорит сама за себя, а мы лишь можем объяснить, чем и почему она "зацепила"
лично нас.
"Цеплючей" книжке от профессионального препарирования не жарко и не
холодно, а ту, которую можно одолеть лишь из снобистского самоутверждения, никакая
критика не спасет - нормальные люди такое читать не станут. Нормальным людям
хочется чего-то живого, иногда грустного, иногда - веселого и всегда человечного.
Именно поэтому произведения с претензией на абсолютную истину, дальним и ближним
прицелом на литпремии, одобрение "тусовки" и высокую литературность
проигрывают вещам, которые пишутся просто потому что пишутся. Кто-то "заболел"
темой и героями, слово оказалось материальным и созданный мир зажил собственной
жизнью, затягивая к себе множество людей, настроенных на схожую с автором волну.
Все! Книга зажила, слух о ней пошел и по всей Сети великой и от человека к человеку.
Именно к таким вещам, на мой взгляд, относится трилогия Алексея Пехова о Гаррэте,
воре и, по совместительству, Танцующем с тенями. Остается надеяться, что следующие
сольные книги Пехова будут не хуже.
| |