|
Михаил
Успенский: Все хорошие книги написаны о войне, любви и смерти
«Жизнь
дается
человеку одни раз, и ту ему по-человечески прожить не дают!»
–
сокрушался добрый молодец Жихарь, смахнув слезу по тяжкой судьбе Павки
Корчагина. Некоторые граждане из числа писателей-патриотов сочли такой
литературный стиль недопустимым глумлением, но кому нужны созданные ими
худосочные уродцы? А Жихаря полюбили сразу, и до сих пор другого столь
обаятельного русского богатыря в нашей литературе нет. Попадет ли он на
экран? С этого вопроса и начался наш разговор с приехавшим на
петербургский конгресс фантастов «Странник»
«отцом» славного витязя
красноярским писателем Михаилом Успенским.
– Приходили какие-то. Но как
дошло до финансирования, сразу исчезли. Похоже, просто хотели выманить
авторские права...
– А о чем ваша новая книга?
– Очередная фантастическая сказка с очень романтическим
названием: «Невинная
девушка с мешком золота».
– Конец, как у вас обычно бывает, открытый?
– До конца еще далеко, впереди вторая часть. Скорее всего да.
И
читатели зачастую любят додумывать судьбу полюбившихся героев, и мне
может захочется продолжить.
– Ваши книги читаются легко, но некоторые моменты там
воспринимают
далеко не все. Например, в трилогии о Жихаре действует бог Пропп,
которому полагается приносить жертву в виде рассказанной легенды.
– ...И не каждый догадается, что Владимир Яковлевич Пропп,
слушающий
жихаревский сказ про витязя Закаленную Сталь, реальный человек и
крупнейший русский фольклорист? Значит, кто-то получит большее
удовольствие, а кто-то меньшее. Но таких сюжетов, как с Проппом, у меня
не так много.
– Зато подтекст истории о заморских мудрецах, обещавших князю
Стремглаву наладить хозяйство за 500 дней и посланных вместо того
строить дороги, понятен каждому. Может, стоит воплотить подобные меры в
жизнь?
– Это только в сказке получается, а в реальности халтурщик
– всегда
халтурщик. И дорогу он построит такую же кривую, как раньше
экономические советы давал.
– На позапрошлом «Страннике» вы
рассказывали, что при Лебеде Красноярск
по части культуры стал болотом. С приходом молодого энергичного
олигарха Александра Хлопонина что-нибудь изменилось?
– Относительно культуры ничего. Меня неизвестно с какого
перепугу
включили в Совет по ней при новом губернаторе. Пришел, а там стоит
какой-то мальчик и читает доклад. Очень много умных слов, а смысл
такой: ежели кто хочет взять на содержание какой-нибудь театр или музей
– пусть берет. Не хочет – пускай разваливаются.
Больше всего впечатлило, когда докладчик произнес слова
«мониторинг
сельских клубов». Я не выдержал и предложил, что, раз уж мы
на совете
по культуре, давайте говорить по-русски, а не по-собачьи, и теперь меня
на заседания не приглашают.
– Неужели вся культура в таком уж загоне?
– Не вся. Красноярский краеведческий музей процветает. Его
директор
Валентина Ярошенко, женщина потрясающей энергии. Выбивала деньги сперва
из губернатора Зубова, потом из Лебедя, теперь выбивает из Хлопонина. И
все дают! Даже от Путина сумела получить грант на создание действующей
модели тунгусского метеорита.
– ???
– Сам я пока ее не видел. Но говорят, получилось очень
красиво. Лазеры,
голография и все такое... Но, к сожалению, такой хваткой обладает
далеко не каждый. Вот наш Театр юных зрителей еле жив, а раньше там
ставили Мочалов, Гинкас, Яновская... Или
«Джаз-балет» Валерия Терешкина
недавно получил на конкурсе в США «Золотую туфлю».
Хотя иностранцам там
дают награды очень неохотно. Так его реально и знают только в Америке и
в Красноярске.
Не балуют нас и гастролями. Раньше каждое лето гастролировали три
театра: музыкально-драматический, из какой-нибудь братской республики и
столичный, например «Ленком» Марка Захарова. А
сейчас... Вот «Дип
перпл» приезжали – хотел пойти, но потом вспомнил,
как мечтал об этом
тридцать лет назад, и не пошел. Подумал: «Неужели я такой
старый?»
– Я вспомнил о подобных призраках прошлого, когда прочел
указание
Министерства образования усилить изучение столь удачно спародированного
вами романа «Как закалялась сталь».
– Видимо, в министерстве хотели, чтобы дети читали не
Мураками и не
маркиза де Сада, а Островского. Наверное, это и вправду лучше, только
сделано, как обычно, по-идиотски. Никакую книгу нельзя заставить
открывать из-под палки. Чтобы возбудить интерес, лучше ее запретить
–
сразу все искать бросятся!
– А вам «Как закалялась сталь» нравится?
– Да, но я рассматриваю ее вне идеологии. Ну кому сейчас дело
до
какого-то троцкистского уклона? Меня это никогда не интересовало, я в
партию не вступил, хотя в армии сильно приставали. Скажу больше: победи
в Гражданской войне белые, нечто подобное все равно могло быть
написано. Только уже о парнишке, ушедшем на Дон к Корнилову. Эта книга
– свидетельство величия человеческого духа, роман-воспитание,
роман о
войне, любви и смерти. То есть о вечных для человечества темах, про
которые написаны все хорошие книги.
Юрий Нерсесов
| |