–Ю—Д–Є—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–є —Б–∞–є—В –Т–µ—А—Л –Ъ–∞–Љ—И–Є
–Ю—Д–Є—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–є —Б–∞–є—В –Т–µ—А—Л –Ъ–∞–Љ—И–Є
–Р–≤—В–Њ–њ–Њ—А—В—А–µ—В –Є –љ–µ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –Т—В–Њ—А–∞—П –і—А–µ–≤–љ–µ–є—И–∞—П –Ъ–љ–Є–≥–Є, —З–Є—В–∞—В–µ–ї–Є, –Ї—А–Є—В–Є–Ї–∞ –Ч–∞—А–∞–Ј–Є–ї—Б—П —Б–∞–Љ, –Ј–∞—А–∞–Ј–Є —В–Њ–≤–∞—А–Є—Й–∞ –Ъ–ї—Г–± –§–Њ—А—Г–Љ –Ъ–Њ–љ–Ї—Г—А—Б –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ
     
 
Ђƒобрын€ї против Ђѕираньиї

ѕока корифеи нашего кино старательно топ€т в нечистотах российскую историю и готов€т пушечное м€со дл€ будущих хоз€ев Ѕелого ƒома, их коллеги-мультипликаторы пытаютс€ запустить обратный процесс.

«лой чекист ползет на койку

ќчередную годовщину безоговорочной капитул€ции “ретьего –ейха киношники встретили новыми разоблачени€ми кровавых бериевских сатрапов. Ќа сей раз эти бессмысленно злобные, как толкиеновские орки, существа призваны не только истребить как можно больше советских солдат. —верх того они должны растоптать гр€зными сапожищами светлую любовь главных героев, не дав им слитьс€ в экстазе с предметом обожани€. »зничтожение доблестных красноармейцев и их нежных возлюбленных потребовало столько времени и сил, что заниматьс€ основным делом Ц хватать немецких шпионов Ц луб€нским орлам оказалось просто некогда.  ажетс€, единственным фильмом последнего времени, где вражеских агентов все же ловили, оказалс€ Ђ¬ августе сорок четвертогоЕї. Ќеудивительно: снимали-то его не в демократической –оссии, а в тоталитарной Ѕелоруссии.

–оссийских режиссеров вражеские шпионы не интересует. “о ли дело леден€ща€ душу истори€ о созданном злыми чекистами борделе дл€ мор€ков  союзных конвоев! »ли о суровом лагерном сексе немецких пленных с лагерными конвоиршами и красноармейскими вдовами! », наконец, обещающий стать насто€щим хитом сюжет о душераздирающей лесбийской любви бойциц женского штрафбата!

‘инал везде предусматриваетс€ самый трагический. «а семь секунд до оргазма в койку влюбленных скорпионом заползают бериевцы и цинично ломают кайф. ѕленных расстреливают, штрафбаб пускают в атаку на минное поле, а загнанных в бордель розовощеких комсомолок топ€т в барже. —ентиментальные зрители утирают слезы, не зна€, что  женские штрафбаты и комсомольские публичные дома существовали исключительно в воспаленных мозгах охочей до бабла кинобратии.

—ейчас ей уже мало разоблачений луб€нских монстров и братва переключаетс€ на дикую злобную орду именовавшуюс€ во времена тоталитаризма —оветской јрмией. ”же готов сценарий о монстре-комбате напавшем на созданный престарелыми эмигрантками приют дл€ слепых немецких девочек. Ќесчастным грозит гибель, но за них  вступаетс€ положительный командир разведроты и проплывавшие мимо добрые солдаты вермахта. »х совместными усили€ми монстр убит, его банда разгромлена, а победители вместе с эмигрантками и девочками уплывают на благословенный «апад!

ќсобенно примечательно, что создатель данного кошмара, некто ƒмитрий ‘ост имеет целых двух однофамильцев. ќдин регул€рно выступает на армейском телеканале Ђ«вездаї, ну а другой даже пресс-службой Ђ≈диной –оссииї рулит!

ѕока же единый во трех лицах разоблачитель, готовитьс€ разоблачить очередные зверства сталинского режима, его опередили создатели сериала.о паранормальных €влени€х. ¬ нем российские ћалдер и —калли раскрывают чудовищное преступление кремлевских генетиков. ”сатый тиран велел им создать дл€ завоевани€ мира идеальных солдат Ц человекокрыс.

—пецназ на поводке

ѕредставл€ете, как при столь залихватском отношении к истории киношники относ€тс€ к экранизации художественной литературы! ѕолузабытый хит начала 90-х Ђќхота на пираньюї обрезали так, что родной папа в лице јлександра Ѕушкова еле дит€тко узнал.

¬ книге, если кто помнит, бравый морской спецназовец  ирилл ћазур, гул€€ по —ибири с молодой женой, попал в плен к свихнувшемус€ Ђновому русскомуї. “от, по природной вредности отлавливал проезжающих, выпускал в тайгу, а потом гон€лс€ за ними с ружь€ми, собаками и друзь€ми из элитного американского охотничьего клуба Ђ«олотой арбалетї. Ќо на сей раз, дичь попалась така€ зубаста€, что порвала охотников, как “узик грелку.

–азумеетс€, при переработке книжки в сценарий Ђзолотые арбалетыї, цинично обсуждающие достоинства приготовленных к отстрелу туземцев, загадочно испарились.–усский абориген будь он хоть пирань€, хоть цела€ акула даже на экране не должен поднимать руку на  расу господ.

ѕоэтому в фильме враг главного геро€ не только озверевший хоз€ин тайги. ѕо€вл€етс€ и  зловещий посланец международного исламского терроризма, приехавший в —ибирь покупать секретное оружие, упр€танное на дне озера. «а этим же арсеналом отправилс€ и наш храбрый рыбец. ѕоскольку озеро с окружающей территорией передаЄтс€  итаю, смертоносный клад велено ликвидировать.

—воей-то земли у нас много Ч можем и поделитьс€, а вот супербиохимическую хреновину отдавать никак нельз€! ¬друг пекинские гегемонисты, сговорившись с мусульманскими фундаменталистами, не удовлетвор€тс€ российской территорией и захот€т вдарить по просвещЄнному «ападу!  рутой спецназовец  ирюша и пославшие его луб€нские генералы об€заны лечь костьми, но спасти белых хоз€ев даже ценой собственной жизни! » конечно спасают, как и персонажи  сериала Ђћорские дь€волыї не щад€ жизни защищающие скандинавского дипломата от очередных ваххабитов.

„тобы тупа€ публика случайно не отождествила нынешних демократических хоз€ев дома на Ћуб€нской площади с их тоталитарными предшественниками, в картину судорожно впихнуто очередное разоблачение прокл€того прошлого. ќказываетс€, сверхроружие на дне озера спр€тал коварный —талин. ќн же приказал испытать его на окрестных сибир€ках, отчего погибли родители белокурого деревенского пацаненка, и тот вырос в озверевшего барыгу.

ѕоскольку бывший разоблачитель сталинизма Ѕушков ныне зарабатывает на создании исключительно светлого образа »осифа ¬иссарионовича, предполагалось, что он возмутитс€ и даже подаст в суд. Ќо вместо этого —ан —аныч с удовольствием радостно вписалс€ в рекламную кампанию сн€того по мотивам его книги убожества.  стати сейчас на подходе еще одно. ѕомните, героическое восстание в √”Ћјге под руководством невинно осужденного майора ѕугачева?  оторый потом оказалс€ не ѕугачевым, не безвинным страдальцем, а вполне законно посаженным власовцем? “еперь Ѕушков его клонировал, переделав в репрессированного кровавыми бериевцами летчика —партака.

Ѕудет ли экранизаци€ пока не€сно, а пока на встрече с потребител€ми красно€рскому строкогону вручили плюшевую пираний. Ќасто€щую она напоминала мало. Ќе более, чем сам Ѕушков пор€дочного человека, не готового за бабки восхвал€ть или проклинать кого угодно, вплоть до родной мамы.

ћатрица пограничного столба

Ќеожиданный просвет в бесконечном потоке кинотухл€тины неожиданно обнаружилс€ в виде двух симпатичных мультиков. ќ Ђ н€зе ¬ладимиреї и Ђƒобрыне Ќикитиче и «мее √орынычеї написано немало, но идейна€ составл€юща€ обоих фильмов осталась за кадром, а она €вно заслуживает внимани€.

ѕри€тные сюрпризы начались едва ли не с первых кадров Ђ н€з€ ¬ладимираї. –усска€ дружина захватывает какой-то северный приморский и €вно европейский город. ѕоход откровенно захватнический и даже грабительский. Ўтурмующих возглавл€ют рыжий вар€жский наемник (впоследствии оказываетс€ гадом) и однозначно положительный воевода ƒобрын€ (историческое лицо и отчасти прообраз богатыр€ Ќикитича). ¬ финале эпизода оба сид€т над горой золота и вар€г предлагает его немедленно поделить... “ут € грешным делом подумал, что ƒобрынюшка в ответ начнет гундеть о несовместимости агрессивных войн со св€щенным писанием, моральным кодексом строител€ коммунизма и уставом ќќЌ, но через секунду торжественно сел в лужу! ¬место этого воевода солидно пробасил о необходимости выделить часть добычи на починку оружи€ и лишь потом перейти к дележке.

јвторы кн€жескую дружину не осуждают. «ато последующее печенежское разорение русских сел они показали исключительно в черных красках. ѕочему? ѕотому что когда мы их Ч это хорошо, а когда они  нас Ч это плохо!

“а же картинка наблюдаетс€ и в Ђƒобрынеї. Ќевозмутимый богатырь по заданию кн€з€ громит и обдирает до подштанников степного хана. ’анские намеки насчет несоответстви€ происход€щего традици€м остаютс€ без малейшего внимани€ и  осуждени€. ƒобрын€ Ч наш, а хан Ч ихний, да и все дела!

ѕрисутствует в мультике и цивилизованна€ ≈вропа. ѕри€тель богатыр€ Ч милейший толстенький √орыныч красочно описывает кн€жеской дочке, как унес раненого друга от толпы озверевших рыцарей. ѕравда, потом оказалось, что трехглавый симпат€га и свою-то упитанную тушку еле-еле на куцых крылышках поднимает, но дело уже сделано. «ловещие истуканы в рогатых шлемах, словно перескочившие  из эйзенштейновского Ђјлександра Ќевскогої, в кадре по€вились и в сознание впечатались.  ак и украшающий богатырскую заставу пограничный столб, где всего два указател€: к заставе Ч Ђ–усьї и от нее Ч Ђ¬рагиї.

«агрузка сознани€ образами Ђсвоихї и Ђчужихї в обоих мультах поставлена безукоризненно. ѕри этом Ђчужиеї, зафиксированы и на восточных, и на западных пределах страны, но совершенно по-разному. Ђ«ападныеї враги ни во Ђ¬ладимиреї, ни в Ђƒобрынеї не конкретизированы, и это правильно. —редневекова€ мешанина феодальных владений не похожа на ≈вросоюз Ќаполеона, тот имеет мало общего с объединенной ≈вропой √итлера, а нынешнее евроамериканское пространство мало напоминает своих предшественников. Ћичины мен€ютс€ Ч враждебна€ суть одна, и лишние подробности, особенно дл€ детей, тут только вред€т.

— Ђвосточнымиї супостатами сложнее. »х территори€ и население уже который век вход€т в состав –оссии, а значит подход должен быть совсем иной. “ак и происходит: в Ђ н€зе ¬ладимиреї Ђвосточныеї злыдни  Ч давно сгинувшие печенеги, а в Ђƒобрынеї побиваютс€ крымские татары. ¬ыбор оп€ть архиточный Ч с народом, грабившим –оссию в эпохи »вана √розного и ≈катерины ¬еликой, почти стопроцентно дезертировавшим из армии к немцам при —талине и однозначно враждебным сейчас церемонитьс€ бессмысленно.

¬ р€ду соседей –уси особн€ком стоит ¬изанти€, выведенна€ во Ђ¬ладимиреї исключительно благостной.  онечно, константинопольска€ импери€ такой не была, но в XXI веке это неважно. Ќаследников у  ¬торого –има, кроме как в “ретьем, все равно нет! ј значит формировать с помощью ее образов систему Ђсвой-чужойї в сознании зрителей бессмысленно.

 ровь, почва и вера

»з€щно решив национальный вопрос, создатели Ђ¬ладимираї могли реально погореть на религиозном. ѕеред просмотром € успел прочесть тупую аннотацию, обещавшую борьбу хороших православных с мерзкими €зычниками, знал о благословлении мультика патриархией, устал от нав€зчивой рекламы и потому был настроен довольно мрачно. “ем при€тнее оказалось увиденное.

»з трех волхвов гадом выведен всего один, да и того карают €зыческие боги, призванные добрым дедушкой-кудесником. —тарик оказалс€ просто образцом гражданина и патриота. Ѕорец за единство –уси, отец двух удалых богатырей, играючи гром€щих печенежскую ватагу, да еще и преуспевающий пасечник, снабжающий народ экологически чистым медом!

Ѕолее того, из беседы дедули с уверовавшим в ’риста мальчиком следует, что русского Ѕога можно называть по-вс€кому, и он не обидитс€. «лой же волхв  ривжа плох совсем не потому, что чтит ѕеруна. ¬ысшие силы казн€т его за стравливание ¬ладимира с братом и привод на русскую землю печенегов. ј так обе традиционные религии хороши, если их исповедуют правильные русские люди, люб€щие свою страну. “ем более сама страна показана так €рко и сочно, что не полюбить ее просто невозможно. ’очетс€ верить, что  втора€ часть Ђ н€з€ ¬ладимираї  и продолжающий Ђƒобрынюї Ђ»ль€ ћуромецї получатс€ не хуже, а родное киноначальство не запакостит их общечеловеческими поправками.

ћежду тем оное начальство в лице главы ‘едерального агентства по культуре и кинематографии ћихаила ≈фимовича Ўвыдкого бдит. Ќедавно приемна€ комисси€ ‘ј   сурово отказала в государственном финансировании проекту российско-белорусского фильма о том же кн€зе ¬ладимире. Ќе потому что он слабый Ц качество даже не обсуждалось. ‘ј  еры просто отказались рассматривать сценарий, сославшись на нехватку времени. Ќа фига им фильм, создатели которого не хот€т обливать свою страну дерьмом?

 
 
Iacaa
 
–Ю—Д–Є—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–є —Б–∞–є—В –Т–µ—А—Л –Ъ–∞–Љ—И–Є ¬© 2002-2012