–Ю—Д–Є—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–є —Б–∞–є—В –Т–µ—А—Л –Ъ–∞–Љ—И–Є
–Ю—Д–Є—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–є —Б–∞–є—В –Т–µ—А—Л –Ъ–∞–Љ—И–Є
–Р–≤—В–Њ–њ–Њ—А—В—А–µ—В –Є –љ–µ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –Т—В–Њ—А–∞—П –і—А–µ–≤–љ–µ–є—И–∞—П –Ъ–љ–Є–≥–Є, —З–Є—В–∞—В–µ–ї–Є, –Ї—А–Є—В–Є–Ї–∞ –Ч–∞—А–∞–Ј–Є–ї—Б—П —Б–∞–Љ, –Ј–∞—А–∞–Ј–Є —В–Њ–≤–∞—А–Є—Й–∞ –Ъ–ї—Г–± –§–Њ—А—Г–Љ –Ъ–Њ–љ–Ї—Г—А—Б –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ
     
   
Ћёƒ» ¬ „®–Ќќћ Ќј ЌјЎ»’ ”Ћ»÷ј’
 то такие готы

ѕриемный покой одной из питерских дежурных больниц. √лубока€ ночь. «—кора€» привозит девушку с резаной раной, платье и руки в крови, лицо, разумеетс€, бледное. Ќаблюдающий эту картину молодой человек с серьгой в виде летучей мыши тоном исстрадавшегос€ знатока произносит: « ак готично...» ¬рач пожимает плечами, это его не удивл€ет.

ќбразцы современной готичной моды. ‘ото јртема „ернова (Ќ√-фото)

ћосква и ѕитер потихоньку привыкают к люд€м в черном, увешанным кладбищенской символикой, хот€ необычный имидж – только видима€ часть айсберга.  лассифицировать тех, кто называет себ€ готами, довольно сложно, так как само течение весьма неоднородно, а его приверженцы стараютс€ подчеркнуть свою индивидуальность. “ем не менее закономерности просматриваютс€. √отов характеризуют как новый виток декаданса, —еребр€ного века, модерна, однако сам термин имеет куда более длинную историю.

 ак вы €хту назовете…

∆или-были в I веке нашей эры на южном побережье Ѕалтийского мор€ и в области нижнего течени€ ¬ислы германские племена, и звали их готами. ¬ конце II – первой половине III веков готы двинулись на юг и расселились на территории от ƒона до ƒуна€, разделившись на восточных и западных. » те и другие прин€лись воевать с римл€нами, полагавшими свалившихс€ на голову соседей неотесанными варварами.

«атем пришли гунны. √оты были частью уничтожены, частью отброшены в южнорусские степи, где просуществовали до ’II века, удостоившись упоминани€ в «—лове о полку »гореве», после чего канули в Ћету, но их дело не пропало.

√отикой (от итал. gotico – готский) стали называть художественный стиль, возникший в середине ’II века во ‘ранции и распространившийс€ в «ападной, ÷ентральной и частично в ¬осточной ≈вропе. ¬озникша€ на основе достижений романской культуры и завершивша€ развитие европейского средневекового искусства готика не имела никакого отношени€ к сгинувшим германцам, но какое до этого дело было утонченным италь€нцам эпохи ¬озрождени€? ѕреисполнившись презрени€ к средневековью, они оптом записали своих предшественников в грубые варвары. “ак возник термин, которому посчастливилось пережить века и обрести несколько значений.

√отическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. ќно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению, но постепенно готику начали ассоциировать с мрачноватой средневековой и псевдосредневековой мистикой, чему немало способствовали так называемые готические романы, которые правильней было бы назвать романами ужасов и тайн.

ќснователь жанра, английский писатель и политик √ораций ”олполл (1717–1797), среди всего прочего отстаивавший честное им€ корол€ –ичарда III, безвинно оклеветанного Ўекспиром и “омасом ћором, создал направление, процветающее и поныне. »стории, полные роковых страстей, жутких прокл€тий, кошмарных призраков и вампиров, имеют множество приверженцев, а спрос, как известно, рождает предложение.

ƒань потусторонним ужасам отдало множество писателей, поэтов, художников, композиторов. Ёжен —ю и  онан ƒойль, Ќиколай √оголь и Ќиколай √умилев, √абриэль –оссетти и ќбри ЅЄрдслей, –ихард ¬агнер и »горь —травинский – все они так или иначе приложили руку к «делу великой тьмы». –езкий всплеск интереса к мистике, любовани€ смертью, наслаждени€ предчувствием гр€дущих бед наблюдалс€ в начале теперь уже прошлого века, затем он несколько пошел на убыль, и вот оп€ть все те же темы.

 онечно, эстеты —еребр€ного века и нынешние готы весьма сильно отличаютс€ друг от друга – времена нынче не те. Ќа смену «башн€м из слоновой кости» пришел интернет, но суть человеческа€ никуда не делась.

Ќаследники панков

 ак ни странно, готы вылупились не из прерафаэлитов, а из панков. Ќачалось все в јнглии лет тридцать назад, когда панк-волна, достигнув апоге€, стала стихать, одновременно мутиру€. “отальный панковский нигилизм см€гчалс€, становилс€ меланхоличней и лиричней. “ак возник пост-панк, декадентски-депрессивное музыкальное течение. ћузыканты и их аудитори€ и стали тем питательным бульоном, из которого вышла нова€ субкультура.

ѕротоготы, которых дл€ удобства часто именуют «темные панки», и нынешние готы весьма сильно розн€тс€, но родство очевидно. ƒаже пришедший к нам из 80-х девиз «Goth’s Undead» по сути повтор€ет сакраментальное «Punks Not Dead».

 стати, о девизе. ¬ 1979 году по€вилс€ сингл английской группы «Bauhaus» «Bela Lugosi’s Dead». »значально написанный как шутка, он был посв€щен Ѕэле Ћагоши, культовому актеру венгерского происхождени€, в 1931 году осчастливившему человечество образом ƒракулы. ѕрипев песни «Undead, undead, undead» и породил вышеупом€нутый готский клич.

Ѕудущие готы услышали судьбоносную песню в фильме «√олод», повествующем о нелегкой судьбе двух современных вампиров в исполнении ƒэвида Ѕоуи и  атрин ƒенев, и прониклись. ¬озможно, потому, что упыри соблюдали правила гигиены и не кусали своих жертв, а вскрывали им горло ножиками в форме анха – египетского символа вечной жизни. “ак анх стал символом готов, которые себ€ еще так не называли.

Ќова€ мода, как и положено моде, сначала заполонила все вокруг, а затем пошла на спад.  азалось бы, должна была ув€нуть и подпитывающа€ ее субкультура, но за первой волной подн€лась втора€. Ёту генерацию музыкантов можно считать первыми «полноценными» готами. ƒвижение шло вширь, подт€гива€ к себе все, что было идейно или художественно близким – литературу, живопись, классическую музыку, символику. ќсобенно активно готическое движение развивалось в √ермании (до сих пор остающейс€ главным «оплотом» готов), јмерике и јнглии, в нем формировались стили и течени€.

  середине 90-х готы обрели развитую изолированную инфраструктуру – журналы, радио, лейблы, клубы, магазины. «“емные» жили р€дом со всеми остальными и при этом были сами по себе, а количество уже начинало переходить в качество.

 онец ’’ века среди всего прочего ознаменовалс€ формированием общей «темной» субкультуры, включившей в себ€ готов, любителей вампирской тематики, всевозможных фетишистов, оккультистов, «темных» €зычников и проча€. —качку изр€дно способствовало развитие интернета, где «темные» искали и находили товарищей по музе, по судьбам. ƒостаточно сказать, что в базе линков Dark Side of the Net содержитс€ более 8000 сайтов.

¬прочем, готы не только сид€т за мониторами, они активно встречаютс€ в реальной жизни, организу€ крупные фестивали. Ќе стоит на месте и музыка.   «темным» перешло и продолжает переходить множество сторонников металла. Ќеудивительно, что возник gothic metal, который, пройд€ недолгую стадию непри€ти€ со стороны «насто€щих» готов, стал третьей волной готической музыки и вызвал очередной виток ее попул€рности.

√от, кто не гот?

«ѕолитики в готах никакой нет, – рассказывает петербургский музыкальный журналист ћихаил √ончаров, – равно как и религии. √отом может быть христианин, атеист, сатанист, €зычник, кришнаит и даже… ситх, спасибо Ћукасу и ««вездным войнам».  акое уж тут мировоззрение, а вот мировоспри€тие и эстетика у них схожи. –азумеетс€, € говорю об «идейных» готах, а не о молодых люд€х, надевающих черное, чтобы поразить воображение ћаши или —аши.

Ќасто€щих готов объедин€ет то, что англичане называют «темной сценой». јдекватного аналога в русском €зыке € не знаю, ближе всего было бы «темна€ тусовка», но это слишком упрощенно.

Ќа погосте.  ладбище јлександро-Ќевской лавры в —анкт-ѕетербурге – одно из первых по части «готичности». ‘ото јлександры Ћьвовой—уществуют дес€тки тестов и опросников дл€ определени€ уровн€ готичности, но это все шутки. “ипичного гота в отличие от типового скинхеда или металлиста не существует».

¬ теории гот ходит на встречи с себе подобными, слушает особого рода музыку, соответствующим образом выгл€дит и имеет соответствующее мировоззрение, но такого «идеального» гота встретишь нечасто. » сложнее всего с мировоззрением.

”важающий себ€ гот по определению декадент. ќн романтичен, меланхоличен, замкнут, нервен, подвержен депресси€м, не любит ширпотреба, отрицает большинство общественных стереотипов и про€вл€ет болезненный интерес к смерти. —реди «идейных» готов немало танатофилов, а то и чего похуже. ѕодобные изыски часто идут рука об руку с артистизмом. ƒекаданс и в ’’I веке декаданс, а декаденты – люди творческие. «ан€тно, что творени€ современных «темных скитальцев» во многом повтор€ют созданное столетие назад. ќсобенно это относитс€ к неофитам, восприн€вшим общую эстетику и направление, но незнакомым, к примеру, с Ёдгаром ѕо или символистами.

—лучаетс€, что вольными или невольными кумирами и идеологами готов оказываютс€ писатели, музыканты или актеры, в жизни весьма далекие от дела “ьмы. ќсобенно это относитс€ к авторам вампириад и фэнтези. ’удожник Ћуи –ойо – исключительно жизнелюбивый и приветливый человек, нежно люб€щий свою кошку и воспринимающий смерть и все с ней св€занное с чисто испанской легкостью. » тем не менее работы –ойо влекут готов, как белый цвет влечет столь любимых ими нетопырей. «√отично» – и все тут!

—делайте мне красиво!

» готы в меру своего понимани€ делают. Ќачинают они с имен. ¬ нынешних субкультурах прин€то пользоватьс€ псевдонимами, так называемыми никами, под которыми их носителей знают в интернете, а часто и при живом общении. √оты не исключение. ќбщих требований к именованию нет и быть не может, но, поскольку готы читают одни книги, смотр€т одни фильмы, слушают одну музыку и т€готеют к ночи и смерти, то и имена выбирают соответствующие. ѕричем количество ¬оронов, ¬ладов и Ћестатов в тусовках сопоставимо с количеством ƒенисов, јртемов и ћаксимов в обычных компани€х.

√оты – по определению эстеты. Ќеудивительно, что они придают огромное значение внешнему виду. ѕричем, по иронии судьбы, современна€ «готична€» мода вступает в серьезное противоречие с тем, что носили в эпоху готики. “огда, на излете —редневековь€, взлетела и развилась так называема€ «бургундска€ мода», роскошна€ и изысканна€. Ѕлагородные рыцари и прекрасные дамы носили дорогие узорчатые материи, часто затканные золотом. Ёто была эпоха меховых оторочек, фламандского кружева и роскошных украшений. Ќа пальцы нанизывали до двадцати колец, шею и грудь украшали массивные цепи, на одежду нашивались миниатюрные колокольчики. » все это было золотым. ј вот гот золото не наденет ни за что, а всем матери€м предпочитает черный бархат, в крайнем случае – темно-красный или фиолетовый. ¬прочем, иногда отголоски бургундской моды в оде€ни€х готов просматриваютс€ – об этом говор€т удлиненные и заостренные формы. ¬ыполн€ютс€ в виде зубцов кра€ одежды, используютс€ шнуровки, отдаетс€ предпочтение обуви с узкими длинными носами.

ƒругой стиль в одежде можно назвать «андрогенным», когда мужчина стараютс€ выгл€деть нарочито женственно, при этом длинные волосы и бархатные рубашки сочетаютс€ с разнообразным пирсингом.

¬олосы у «правильного» гота должны быть черными, иногда с красным или лиловым, виски выбритыми, лицо мертвенно-бледным (никакого загара!), глаза обведены черным, губы и ногти крас€тс€ в черный или кроваво-красный. ”крашени€ самые разнообразные, но из белого металла, кожи и камней. ќсобое предпочтение, разумеетс€, отдаетс€ черным камн€м.

¬ наследство от панков готам достались шипованные ошейники и браслеты. ѕоследние, впрочем, нос€т еще и металлисты. „то до браслетиков, браслетов и браслетищ, диадем, серег, амулетов и разного вида колец и «когтей», закрывающих весь палец, то тут равных готам нет.

»х нельз€ назвать ни пьющими, ни непьющими. Ќа своих фестивал€х они запросто пьют пиво, но истинные готы предпочитают любимый декадентами прошлого абсент и красное вино, напоминающее цветом, а иногда и названием кровь.

√оты вообще т€готеют ко всему вампирскому, будь то фильмы или книги. Ќекоторые идут дальше и начинают играть в вампиров, а то и верить в них и считать себ€ таковыми. ¬прочем, далеко не все вампиры – готы, у этих господ есть свои клубы, сайты, игры. ¬ампиры частенько удлин€ют себе клыки, нос€т черно-красные плащи и цилиндры. Ќекоторым это идет, некоторым – не очень, но люди, всерьез уверенные в своей вампирской сущности, производ€т, м€гко говор€, специфическое впечатление.

Ќу а где вампиры, там и кладбища. ѕро€вл€етс€ это в виде прогулок по некропол€м, желательно в ночное врем€, а наиболее продвинутые дополн€ют сии прогулки сексом. –азумеетс€, наибольшей попул€рностью пользуютс€ старинные кладбища. ¬ –оссии пальму первенства по части «готичности» держат ¬веденское и ƒонское в ћоскве, а также —моленское и кладбище јлександро-Ќевской лавры в ѕитере.

Ќаши готы

–усские готы отличаютс€ от своих зарубежных собратьев прежде всего крайней молодостью субкультуры. Ќа «ападе движение размен€ло третий дес€ток со всеми вытекающими, у нас же традиции только формируютс€, а идейный «кост€к», который не дает движению растворитьс€ в волне привлеченных модой неофитов, весьма невелик. —ейчас по€вл€ютс€ зачатки магазинов с готической одеждой и аксессуарами, но на первых порах все делалось своими руками или привозилось из-за границы, где существует цела€ индустри€, обслуживающа€ готов. Ќет пока в –оссии и многотыс€чных фестивалей уровн€ Wave Gothic Treffen в Ћейпциге, Mera Luna в ’ильдесхейме или же польского Castle Party. “олько по€вл€ютс€ тематические журналы, далеко и до насто€щего становлени€ звукозаписывающих и издающих лейблов, специализирующихс€ на готической музыке. » все равно движение стремительно развиваетс€, вызыва€ интерес, шокиру€, привлека€, отталкива€, порожда€ множество вопросов, сплетен, слухов, порой принимающих вид «черных легенд».

Ќа самом же деле готы, несмотр€ на мрачноватую символику, совершенно не агрессивны (в миролюбии с ними могут сравнитьс€ разве что хиппи) и дл€ общества не опасны. –азве что их кладбищенские похождени€ могут вызывать внимание правоохранительных органов и легкую оторопь у обывателей, но это вполне можно пережить. „то до сути €влени€, то, если не огл€дыватьс€ на тех, кто привлечен исключительно внешней экзотикой, мы получим декадентов новейшего образца, которым хочетс€ чего-то запредельного и волнующе-красивого. ѕо крайней мере с их точки зрени€.

—анкт-ѕетербург

¬ера  амша

"Ќезависима€ √азета", #210 (3607), 30 сент€бр€ 2005 г.
 
 
Iacaa
 
–Ю—Д–Є—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–є —Б–∞–є—В –Т–µ—А—Л –Ъ–∞–Љ—И–Є ¬© 2002-2012