Официальный сайт Веры Камши
Сказки Старой Руси Вторая древнейшая Книги, читатели, критика Иллюстрации к книгам и не только Клуб Форум Конкурс на сайте
     
 

Синай, Византия, Русь

      Не так давно в Эрмитаже прошла выставка с интригующим названием "Синай, Византия, Русь. Православное искусство с 6 до начала 20 века", подготовленная Государственным Эрмитажем совместно с международным Фондом Святой Екатерины и знаменитым синайским Монастырем. Экспозиция насчитывала около 500 экспонатов и была призвана привлечь внимание к монастырю св. Екатерины и помочь сохранить эту цитадель Православия и культуры.

      "Эта выставка, - рассказывает директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский, - призвана высветить аспекты взаимоотношений государства и Церкви, показать преемственность духовных институтов России и Византии. Радует, что мы смогли расположить экспозицию в Большом соборе Зимнего дворца, откуда убрана помещавшаяся там многие годы выставка фарфора. Пусть это и прекрасная коллекция, но в церкви она была неуместна. Теперь же она будет находиться в присоединенном к нам левом крыле Главного Штаба. Мы надеемся, что нынешняя выставка - первый шаг к тому, что Большой Собор обретет иное, более ему подобающее положение".

      Что ж, "первый шаг" впечатляет. Даже если на мгновение забыть о религиозной и исторической ценности представленных шедевров, остаются мастерство и тончайший вкус создававших их мастеров. Впервые в едином контексте показаны произведения церковного искусства, исполненные мастерами Византии, Грузии и России, причем как России великокняжеской и царской, так и России императорской. Это великолепная иллюстрация к теоретическим трудам по развитию Православной культуры и национальным особенностям в церковном искусстве. Но, разумеется, главным остается то, что те, кому посчастливилось этим летом побывать в Эрмитаже, оказались причастными одной из древнейших и знаменитейших православных святынь.

      Монастырь Св.Екатерины – православный монашеский центр, существующий без перерыва с VI века, а точнее, с 527 года, однако на возведение крепких гранитных стен и великолепной даже по византийским меркам базилики ушло немало времени. Строительство было закончено где-то между 548 и 556 годами. Надпись по-гречески, сделанная на одной из балок церковной крыши, обессмертила имена императора Юстиниана, давшего монастырю устав и ставшего его ктитором, его жены Теодоры и архитектора Стефаноса. С самого своего основания и по 1575 год монастырь был предметом спора между патриархами Иерусалимским и Александрийским. В 1575 году собор в Константинополе окончательно закрепил права Монастыря и его статус в Иерусалимской патриархии. Согласно этому постановлению Монастырь независим и свободен в своих действиях, управляется же он игуменом-архиепископом, которым может стать только инок Синайского Монастыря.

      За почти полторы тысячи лет существования обители она ни разу не была захвачена или разграблена. Многие властители земные (среди которых основатель ислама, чтимый в мусульманских странах как пророк Мохаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже Наполеон) покровительствовали Монастырю. Неудивительно, что там в целости сохранились уникальные рукописи, книги, лицевое шитье, литургические предметы. Особую же ценность и для верующих, и для историков представляют написанные восковыми красками в VI-VII веках энкаустические иконы и сиропалестинские иконы VIII-IX века, благополучно пережившие в удаленной обители период охватившего Византийскую империю иконоборческого безумия.

      Многое из византийского искусства или погибло вместе с великой империей, или же было рассеяно по всему миру, но в Синайской пустыне оно сохранилось в неприкосновенности. Более того, богатство обители с годами прирастало. В монастыре хранится уникальное собрание икон, отражающее все направления и школы. В эпоху крестовых походов в ней появились иконы, сочетающие в себе черты востока и запада - "латинства" и "византивизма". С 1368 года Монастырь начал получать официальную помощь владык "третьего Рима", каковыми себя считали (и достаточно обоснованно) российские самодержцы.

      Синай для России – один из важных символов Православия и связи с его истоком – Святой землей. Поддерживая обитель, Россия следовала прекрасной византийской традиции – активного государственного покровительства духовным учреждениям. Объявив себя преемниками византийских императоров, русские властители особо заботились о том, чтобы это было признано остальным миром, и покровительство старинному монастырю, расположенному на исконных византийских землях, стало для них делом чести. Великие князья, цари, а затем императоры – все они внесли свою лепту в преумножении монастырских богатств.

      Всем ведома серебряная гробница Святого Благоверного князя Александра Невского, изготовленная по приказу юных государей Иоанна и Петра и правительницы царевны Софьи. Куда менее известен тот факт, что в 1691 году была создана и доставлена на Синай аналогичная рака для мощей покровительницы монастыря св. Екатерины, которая и ныне хранится в алтаре и доступна для обозрения верующих. Среди множества церковных светильников есть и серебряное паникадило - еще один дар царской семьи. Впрочем, на "святую Екатерину" жертвовали не только августейшие особы. Монастырь, начиная с IX века, был (и, будем надеяться, вновь станет таковым) местом традиционного паломничества русских людей, и нет ничего удивительного, что здесь хранится много икон, колоколов и церковной утвари русской работы, книг на славянских языках.

      В благодарность монахи приносили на Русь святые реликвии – камень с образом Неопалимой Купины, мощи святых и мучеников, драгоценные старинные иконы и рукописи...

      Вот и сейчас Монастырь св. Екатерины на Синае представил древние иконы (X-XIII век), большинство из которых постоянно находятся в монастырской базилике. Одно то, что в музей были привезены иконы из действующего храма, говорит о том доверии и уважении, которые питают в Синайской обители к России, Петербургу, Эрмитажу.

      Теперь посетители великого музея могут своими глазами увидеть созданную в конце XII века донатором Стефаносом парную икону "Святой Илья Пророк" и "Святой Пророк Моисей". Эти изображения - одни из самых совершенных и впечатляющих икон, созданных на Синае. И дело даже не в том, что они явились к нам из глубины веков и представляют собой один из самых монументальных образцов византийской живописи, дошедших до наших дней, что двойные (на греческом и арабском языках) надписи делают эти иконы уникальными в глазах ученых. Главное - это гений мастера Стефаноса, сумевшего удивительно сильно создать ощущение общения Человека с Богом.

      Пророк Илья, облаченный в традиционные для него желто-охряный хитон и зеленый, подбитый мехом плащ, изображен в полный рост, но не фронтально, как на большинстве икон, а в небольшом повороте, словно бы он остановился и повернул голову, услышав голос Бога. В правом верхнем углу изображен ворон, согласно Библии, приносивший пророку в пустыню пищу, и "Благословляющая десница".

      Пророк Моисей также предстает перед нами получающим Закон Божий. Под его ногами - объятый пламенем куст Неопалимой Купины. Ноги пророка босы, поскольку он стоит на священной земле, снятые сандалии стоят рядом...

      Совсем другим настроением проникнут образ Архангела Михаила из Деисусного чина, также обычно находящийся в монастырской базилике. Величие и справедливость – вот какие чувства вызывает эта икона, созданная неизвестным константинопольским или кипрский мастером XIII века (фон и поля шедевра покрыты золотом, и это настоящий золотой фон, а не характерная для синайских икон XII-XIII веков имитация).

      Нельзя равнодушно пройти и мимо иконы, в каталоге выставки значащейся как "Христос Пантократор с ктиторами". Расколотая на две части, эта икона была найдена Петром Севастьяновым во время экспедиции 1859-1860 года в кладовой монастыря Пантократор, какое-то время хранилась в музе древнерусского искусства Академии Художеств Санкт-Петербурга, затем в Русском музее, а в 1930 году была передана в Эрмитаж. Однако за время лежания в кладовой и более чем столетнего пребывания в качестве музейного "экспоната" она не утратила того незримого ореола святости, что отличает икону от пусть очень хорошей, но обычной картины.

      "Эту икону нельзя рассматривать как простое произведение искусства, пусть даже и выдающееся, - считают сотрудники Эрмитажа, - ее создание – не выполнение заказа высокопоставленного сановника, а духовный акт, совершенный византийским иконописцев по Слову Всевышнего".

      Другой шедевр, которым по праву гордится Эрмитаж - чаша, созданная, видимо, в северо-восточном Средиземноморье около 1200 года и приобретенная музеем специально для выставки "Синай. Византия. Русь". Размеры и форма чаши и представленные на ней изображения не оставляют сомнения в ее принадлежности – это Евхаристическая чаша, использовавшаяся в литургии. Такие чаши хорошо известны по памятникам византийской живописи – они изображаются на мозаиках, фресках и иконах, однако среди сохранившейся византийской литургический утвари аналогичных памятников очень немного.

      Впрочем, рассказать в одной статье даже о самых ценных экспонатах просто невозможно. К счастью, Эрмитаж совместно с Фондом св. Екатерины подготовил и издал каталог, содержащий более 550 цветных иллюстраций, который предваряют обращения Его Святейшества Патриарха Всея Руси Алексия Второго, Его Высокого Преосвященства Архиепископа Синая Даминианоса, Его Королевского Высочества Принца Уэльского Чарльза и вступительное слово директора Государственного Эрмитажа доктора исторических наук М.Б.Пиотровского.

      "Для Эрмитажа, подчеркивает Пиотровский, - образ Святой Екатерины вдвойне почитаем. Мы видим в ней и свою покровительницу, ибо музей был основан Екатериной Великой, в крещении названной в честь александрийской святой. Эрмитаж отмечает теперь каждый год свое основание в день Святой Екатерины. Эта выставка для нашего музея – не просто рассказ о прекрасном прошлом. Мы делали ее вместе с самим Монастырем и с международным Фондом монастыря святой Екатерины и не сомневаемся, что она поможет доброму делу сохранения, возрождения и реставрации монастыря. Для нас высокая честь – возрождать славные традиции нашей страны, пусть и не на прежнем царском уровне..."

 
 
Iacaa
 
Официальный сайт Веры Камши © 2002-2012