Страницы: 1 ... 4 5 [6]
|
 |
|
Автор
|
Тема: Ворскла, Витовт и Восточнорусско-Литовские взаимотоношения (прочитано 14913 раз)
|
Wormann
Гаруспик
Граф
  
Карма: 36
Offline
Пол: 
сообщений: 451
Истина где-то рядом... (с) x-Files
|
Витаутас - в смысле - Витовт. Не знаю, есть ли в хрониках и летописях упоминание литовского князя Александра Кейстутьевича, - а это тот же Витовт, после католического крещения.
|
|
|
Авторизирован
|
Наёмники не умирают: они уходят в Ад для перегруппировки. Евангелие Кровавого Иоанна, 3:25.
|
|
|
otchelnik
|
На рубеже 15-16 веков еврейский мир трех континентов : Европы, Азии и Африки был потрясен великим изгнанием евреев - сефардов из Испании в 1492 г и Португалии в 1497 г. Беженцы, прибывая в другие страны вызывали тревогу правителей , фанатизм религиозных священнослужителей и ненависть невежественной толпы. Города Италии покрылись пятнами гетто, экономика Османской империи оживилась благодаря сотням тысяч беженцев. Но и для евреев- ашкенази жизнь не была легкой. На протяжении 15 столетия происходило их вытеснение сначало из экономики, а затем и с територии Германии. Евреев изгнали из Вены и Линца в 1421 г., из Кельна - в 1424, Аугсбурга- в 1439 г, дважды из Баварии - в 1442 и 1450 гг., в 1454 г.- из крупных городов Моравии, они вытеснялись из крупной торговли и промышленности.Еврееи были вынуждены двигаться в менее развитые восточные земли- первоначально в Богемию, Моравию, Силезию, а затем- в Польшу и Литву.там тоже не обходилось без неприятностей- в 1495 г. их изгнали из Кракова и Литвы. Но неразвитые по сравнению с Западной Европой Польша и Литва нуждались в людях и капиталах, то евреям удалось остаться и вскоре Польша стала надежным тылом ашкенази, тем более ценным, что евреи не допускались в Московское государство ( по крайней мере, официально). В результате этого барьера происходило интенсивное оседание евреев в Польше, Литве и Украине. Евреи служили ключевым элементом колонизации , в подъеме с.х . и торговли. В 1500 г. в Польше из общего населения в 5 миллионов евреев было 20-30 тысяч. К 1575 г. , когда население увеличилось до 7 миллионов , число евреев подскочило до 150 тысяч , а дальнейший прирост был еще более стремительным.В 1503 г. король назначает равви Якова поляка раввином Польши евреи Польши получают централизованное управление, чего не было со времен экзархата Багдадского халифата. С 1551 г. главный раввин избирается самими евреями. Колонизации Украины Польшей способствали льготы: полному освобождению от податей в течении 20-30 лет, умеренному оброку, прощению за прошлые преступления. Растущее население Западной Европы нуждалось в зерне , Польша превратила Украину в цветущую житницу, в значительной мере спомощью евреев. Такие магнаты как Радзивиллы, Собесские, Острожские, Любомирские нуждались в знающих управленцах, тем более, что многие шляхтичи не проживали в своих имениях. Евреи не только управляли именьями, но и брали их в аренду или заклад под оборотные средства, взымали арендную плату.Они строили и эксплуатировали мельницы и винокурни. Они на своих кораблях вывозили пшеницу и привозили обратно вина, ткани и предметы роскоши, которыми торговали в своих лавках.Они участвовали в мыловаренном, керамическом, кожевенном и пушномеховом производстве. Перед 1569 г., когда Польша и Литва окончательно соединились в единое государство Брест- Литовской унией, в Украине существовало всего 24 еврейских поселения ( штетлей) с населением в 4 тысячи человек. К 1648 г. их было уже 115 с официальным населением в 51 325 человек, на самом деле в штетлях проживало гораздо больше, жили евреи и в крупных городах. В Виннице в 1559 г. было только 15 евреев, а в 1604 году было 70 еврейских семей.Впервые после разрушения Второго Храма евреи в некоторых районах стали состовлять большинство населения. Евреи выступали в качестве посредников между помещиками и крестьянами. Часто и в роли арендаторов. Разумеется, они заменяли собственника во всех правах. Так, Израиль из Злочева арендовал у консорциума шляхтичей целый район площадью в несколько сот квадратных километров, за что выплачивал огромную сумму в 4 500 злотых. Он в свою очередь сдавал более бедным евреям в субаренду трактиры, мельницы и право сбора пошлин. в одном документе сказано, что " светлейший сеньор Авраам Шмойлович и его жена Рыкла, дочь Иуды" имеют полные юридические права. Если в коронных землях, в старостиях, барщины практически не было, а подати выплачивались натурой или деньгами, то в частных владениях условия были более тяжелыми. Так , в волынских имениях князя Осторжского с 1620 г. видим три или даже пять дней барщины , плюс натуральные повинности. Увеличивались оброки и подати: меры хлеба и пары куплунов трижды в год, подати на ульи, на рогатый скот, на рыбную ловлю, на пастбища, на сбор желудей, на охоту, на помол зерна. Ситуация осложнилась с Тридцатилетней войной.И католикам и протестантам нужен был провиант, фураж, лошади, снаряжение.Евреи находились на территориях обоих воюющих блоков, снабжая и католиков и протестантов. Польские помещики богатели , благодаря высоким ценам на продукты, гнет на крестьян усиливался. У каждого польского помещика был свой еврей, который вел деловую и экономическую документацию. Нельзя сказать , что евреи не видели опасности и несправедливости подобной системы. Так, в 1602 собрание раввинов и общинных лидеров обратилось к еврееям- арендаторам с призывом освобождать крестьян от работы по субботам и еврейским праздникам в качестве жеста доброй воли : " Да не будут ( евреи) неблагодарны к Дающему и щедротам его пусть имя Господа прославляется ими" Однако многие евреи были не в состоянии заниматься благотворительностью, будучи суб и субсубарендаторами; тем более, что помещики, ведущие расточительный образ жизни вдалике от своих обширных латифундий , оказывали постоянный нажим на евреев, поднимая арендную плату при каждом возобновлении договора на аренду, не говоря уже о тех случаях, когда еврееи были только управлющими.Ситуация ослажнялась тем, что католическая шляхта и еврейская прослойка отличались в религиозном отношении от православного крестьянства. Когда вспыхнуло восстание 1648 г. украинских крестьян и запарожских казаков, к которым присоединились крымские татары, оно было направлено против поляков и католической церкви. Его жертвами стали множество поляков и католического духовенства. не щедили и тех , кто принадлежа к православной вере не принимал участия в казнях и бесчинствах или не одобрял их. Достат очно было польского платья, чтобы поплатиться за это жизнью. Но главный удар пришелся по более беззащитным евреям. Тысячи евреев из деревень и штетлей искали спасение в городах, которые превращались для них в западню, т.к. поляки часто бросали евреев ради собственного спасения.В Тульчине польские войска выдали евреев казакам в обмен на собственную жизнь. В Тернополе гарнизон вообще отказался впустить евреев .А баре крепость пала и все евреи были перебиты. Тоже произошло в Нароле. В Немирове казаки проникли в крепость, переодевшись поляками и "они погубили в городе 6000 душ, утопив несколько сот в воде и подвергнув всякого рода жестоким пыткам". В синагоге они убили евреев, почему-то воспользовашись для этого ритуальными ножами, после чего сожгли ее, порвали свитки Торы, попирали их ногами, а кожанные переплеты использовали для изготовления обуви. Еврейский хронист Масула описывает бедствия, коим вторят другие документы: евреев сжигали живьем, сдирали с них кожу; иных живыми зарывали в землю , а тела других отдавали на растерзания собакам.Беременным женьщинам разрезали животы и недоношенный плод выбрасывали, а в живот вкладывали кошек и собак. В одном католическом храме повесили над алтарем каточеского священника , еврея и собаку и написали : " Ксендз, еврей и собака- усе вира одинака". Это тем более удивительно, что по мнению украинскоого писателя Фомы Падурры, который ссылается на архивы семьи Шереметьевых и другие документы,утверждая, что отцом Богдана Хмельницкого был еврей, мясник из города Хмельника в Подолии, по имени Берко, крещенный Михаилом и поселившийся после этого в деревне Субботово и содержавший там кабак.Но с другой стороны, известно, что во все времена и в разных странах наибольшую ненависть к евреея питали выкресты. Неизвестно, сколько в точности евреев погибло, считается, что не менее 100 000 человек, было уничтожено 300 общин. Известие о украинском геноциде вызвало ужас среди евреев Европы и Османской империи , усиливая иррациональные и апокалептические настроения. Результатом их стало появление в Османской империи такой экцентричной и неоднозначной фигуры как Шаббетай Цеви, обьявивший себя мессией. Между прочим, Шаббетай дважды вступал в брак, но разводился , не одводя дело до сексуальных отношений. Затем устроил мистическое бракосочетание с Торой, причем накрывшись покрывалом и в 1664 г. в Каире вступил в брак с девушкой Сарой, бежавшей от резни с Украины и имевшей сомнительную репутацию. На упреки Шаббетай говорил о пророке Осии , женившемся на на блуднице.Деятельность Шаббетая едва не расколола иудаизм.
|
|
|
Авторизирован
|
Смотри на каждого человека, как на заброшенный рудник,наполненный алмазами неограненными. Баха-Улла.
|
|
|
роббин
|
а вы не знете, куда подались евреи после "великой украинской революции"?  уж не в Россию ли? 
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
otchelnik
|
а вы не знете, куда подались евреи после "великой украинской революции"?  уж не в Россию ли?  Сли считать выступление Хмельницкого " великой украинской революцией", то часть бежала в Польшу, часть в Османскую империю.
|
|
|
Авторизирован
|
Смотри на каждого человека, как на заброшенный рудник,наполненный алмазами неограненными. Баха-Улла.
|
|
|
роббин
|
а в Российском государстве евреев разве не прибыло? ну в прмнципе это неважно... есть такое мнение, что битва на Ворскле была выгодна в первую очередь Тамерлану - поражение Тохтамыша и Витовта позволило ему начать подготовку похода против Баязета... 
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Joyeux
|
а в Российском государстве евреев разве не прибыло? ну в прмнципе это неважно... есть такое мнение, что битва на Ворскле была выгодна в первую очередь Тамерлану - поражение Тохтамыша и Витовта позволило ему начать подготовку похода против Баязета...  В первую очередь она была выгодна хану Темир-Кутлуку и Эдигею, а Тимуру как минимум во вторую. 
|
|
|
Авторизирован
|
"Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда не любил. Он занят только одним: складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: "Я человек серьезный! Я человек серьезный!" И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб".
|
|
|
otchelnik
|
а в Российском государстве евреев разве не прибыло? ну в прмнципе это неважно...
Насколько я знаю, отношение к евреям в Московском государстве ухудшилось после возникновения в Новгороде и Москве ереси " жидовствующих" ( правда, сомнительно, что евреи имели к ней отношение). Иван Грозный например, приказывал топить евреев , которые не желали креститься. Официально евреи не допускались в пределы России до раздела Польши, но некоторое количество жило. По крайней мере, выкресты были ( например , Шафиров). В шутах у Петра 1 был португальский еврей ( по фамилии д, Акоста, кажется). О нем написана книга ( помнится , ее лет 20 назад читали не то по " Голосу Америки", не то на " Свободе").
|
|
|
Авторизирован
|
Смотри на каждого человека, как на заброшенный рудник,наполненный алмазами неограненными. Баха-Улла.
|
|
|
Troy
Личный нобиль
Карма: 0
Offline
сообщений: 3
Я не изменил(а) свой профиль!
|
Тут до кучи не хватает моих братьев беларусов-литвинистов, они бы вам рассказали и про аукштайтского князя Витовта  ( не преведи господь Витуатаса  ), про русский Смоленск  , войны середины 17 века, так называемый потоп (тут кто то жаловался, что мол мало веразали, это почти половину значит мало, да уж мы беларусы з братняю руссю  ), и будет картина маслом 
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Troy
Личный нобиль
Карма: 0
Offline
сообщений: 3
Я не изменил(а) свой профиль!
|
Как и обещал, ответ! Заранее извиняюсь, что посты после своего субботнего прочесть не успею, если что – дам ответ позже. Wormann на 10 Февраль 2006 года, 17:26:53 Ну Вы, блин, даёте... Я уже приводил примеры, когда русские режутся между собой и называют друг друга: москвичи, рязанцы, тверичи, новгородчи... Единый русский народ к Ворсклинской битве - явный перебор! Ну, а о том влиянии, которое оказало на русский народ поглощение Литвой и Польшей: ситуация на Украине и Беларуси ко времени правления Алексея Михалыча ни о чем не говорит? Ну резались, и что? Как будто в то же время нигде внутри одного этноса не резались? На ту же Германию посмотрите или Италию. Народ один, государств много, если Родина в лице князя сказала, что надо идти резать соседа – пошли резать. Что касается поглощения Беларуси и Украины Литвой… Вам напомнить, как Миндовг стал великим князем Литвы? И где эта Литва находилась? Начнём с того, что многие путают историческую Литву с нынешней. На 13 век литовские племена заселяли три области – Жемайтию, Аукшайтию и Литву. Так вот Литва находилась между Новагрудком и Минском. И Миндовг, которого «попросили» родные литовцы, постучался в ворота Новагрудка, на которых как раз висело объявление «Требуется князь. Оплата сдельно-премиальная». Погомонило вече, и решило призвать Миндовга «князем по ряду». А потом собрали ополчение, бояре, опять же, пришли с «холопами збройными», и пошли воевать Литву. Вот так и стал Миндовг Великим князем. А почему страну Литвой назвали… Сложный вопрос. Там по соседству ещё Пруссия была… Вы, эр, не подскажете, много ли среди Великих Магистров и герцогов этих самых пруссов было, и как долго прусский язык оставался государственным? И беларуские и украинские княжества присоединялись Литвой постепенно, в подавляющем большинстве путём признания местными князьями себя вассалами Новогрудка (затем - Вильно) – те же Слуцкие Олельковичи, к примеру. И тех же татар прекрасно били – Киев и окрестности как раз и освободили после битвы при Синих водах, в 1369 году (пораньше, заметьте, Куликовской). Полоцк – освободили от немцев. Относительно ситуации при Тишайшем… Ню-ню! С одной стороны, Литва и украинские воеводства Короны расколоты религиозными противоречиями. Плюс – «золотые шляхетские вольности», которые страну в бардак превращали. И в итоге в НАЧАЛЕ войны на территории ВКЛ русские войска имели успех. А потом, распробовав «отеческого попечения» царя-батюшки, ПОЛЫХНУЛО. В Могилёве, к примеру, горожане поднялись и вырезали стрелецкий гарнизон. И во многих других городах – также. По стране кроме войск ВКЛ и магнатских дружин стали ходить ещё и крестьянские хоругви, которые с «освободителями» не церемонились. В результате войны ВКЛ потеряла половину населения! Простите, вы белорус? Просто удивительно найти тут поклонника великого Миколы Ермаловича  , этой концепции даже официальная белоруская история не предерживается, а запостили бы вы что-нибудь подобное на литовском форуме... 
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Minchuk
Личный нобиль
Карма: 6
Offline
сообщений: 34
От винта!!!
|
а запостили бы вы что-нибудь подобное на литовском форуме... И шооо?  Там бы так обиделись, что кушать не смогли бы? 
|
|
|
Авторизирован
|
Ваше дело — правое, мое — львиное...
|
|
|
|
Страницы: 1 ... 4 5 [6]
|
|
|
 |