Форум официального сайта Веры Камши

Внимание! Данный форум доступен только для чтения,
для общения добро пожаловать на новый форум forum.kamsha.ru

Добро пожаловать, гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, если хотите стать полноправным участником форума.
16 марта 2025 года, 19:44:46

Войти
Поиск:     Расширенный поиск
ВНИМАНИЕ! В ближайшие дни должен состояться переезд форума на новый хостинг и новый движок! Переезд будет сопровождаться временным отключением доступа к форуму. Подробности - в разделе "Работоспособность форума"
844443 Сообщений в 12090 темах от 7410 участников
Последний участник: Vera_Kamenskaya
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти зарегистрируйтесь
+  Форум официального сайта Веры Камши
|-+  Увлечения
| |-+  История
| | |-+  Ворскла, Витовт и Восточнорусско-Литовские взаимотоношения
« предыдущая следующая »
Страницы: 1 ... 4 5 [6] Печать
Автор Тема: Ворскла, Витовт и Восточнорусско-Литовские взаимотоношения  (прочитано 14913 раз)
Wormann
Гаруспик
Граф
****

Карма: 36
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 451


Истина где-то рядом... (с) x-Files


просмотр профиля E-mail
Re: Ворскла, Витовт и Восточнорусско-Литовские взаимотоношения
« Ответить #75 было: 26 февраля 2006 года, 22:13:54 »

 Витаутас - в смысле - Витовт. Не знаю, есть ли в хрониках и летописях упоминание литовского князя Александра Кейстутьевича, - а это тот же Витовт, после католического крещения.
Авторизирован

Наёмники не умирают: они уходят в Ад для перегруппировки.
                  Евангелие Кровавого Иоанна, 3:25.
otchelnik
Верноподданный шахиншаха Ирана
Герцог
*****

Карма: 235
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 4394

Да будет свет!


просмотр профиля E-mail
Re: Ворскла, Витовт и Восточнорусско-Литовские взаимотоношения
« Ответить #76 было: 04 февраля 2008 года, 20:48:45 »

На рубеже 15-16 веков еврейский мир трех континентов : Европы, Азии и Африки был потрясен великим изгнанием евреев - сефардов из Испании в 1492 г и Португалии в 1497 г. Беженцы, прибывая в другие страны вызывали тревогу правителей , фанатизм религиозных священнослужителей и ненависть невежественной толпы. Города  Италии покрылись пятнами гетто, экономика Османской империи оживилась благодаря сотням тысяч беженцев.
Но и для евреев- ашкенази жизнь не была легкой. На протяжении 15 столетия происходило их вытеснение сначало из экономики, а затем и с територии   Германии. Евреев изгнали из Вены и Линца в 1421 г., из Кельна - в 1424, Аугсбурга- в 1439 г, дважды из Баварии - в 1442 и 1450 гг., в 1454 г.- из крупных городов Моравии, они вытеснялись из крупной торговли и промышленности.Еврееи были вынуждены двигаться в менее развитые восточные земли- первоначально  в Богемию, Моравию, Силезию, а затем- в  Польшу и Литву.там тоже не обходилось без неприятностей-  в 1495 г. их изгнали из Кракова и Литвы. Но неразвитые по сравнению с Западной Европой Польша и Литва нуждались в людях и капиталах, то евреям удалось остаться и вскоре Польша стала  надежным тылом ашкенази, тем более ценным, что евреи не допускались в Московское государство ( по крайней мере, официально).
В результате этого барьера происходило интенсивное оседание евреев в Польше, Литве и Украине.  Евреи служили ключевым элементом колонизации , в подъеме с.х . и торговли. В 1500 г. в Польше из общего населения в 5 миллионов евреев было 20-30 тысяч. К 1575 г. , когда население увеличилось до 7 миллионов  , число евреев подскочило до 150 тысяч , а дальнейший прирост был еще более стремительным.В 1503 г. король назначает равви Якова поляка раввином Польши евреи Польши получают централизованное управление, чего не было со времен экзархата Багдадского халифата. С 1551 г. главный раввин избирается самими евреями.
Колонизации Украины Польшей способствали льготы: полному освобождению от податей в течении 20-30 лет, умеренному оброку, прощению за прошлые преступления.  Растущее население Западной Европы нуждалось в зерне , Польша превратила Украину в цветущую житницу, в значительной мере  спомощью евреев. Такие магнаты как Радзивиллы, Собесские, Острожские, Любомирские  нуждались в  знающих управленцах, тем более, что многие шляхтичи не проживали в своих имениях. Евреи не только управляли именьями, но и брали их в аренду или заклад под оборотные средства, взымали арендную плату.Они строили и эксплуатировали мельницы и винокурни. Они на своих кораблях вывозили пшеницу и привозили обратно вина, ткани и предметы роскоши, которыми торговали в своих лавках.Они участвовали в мыловаренном, керамическом, кожевенном и пушномеховом производстве.
Перед 1569 г., когда Польша и Литва окончательно соединились в единое государство Брест- Литовской унией, в Украине существовало всего 24 еврейских поселения ( штетлей) с населением в 4 тысячи человек. К 1648 г. их было уже 115 с официальным населением в 51 325 человек, на самом деле в штетлях проживало гораздо больше, жили евреи и в крупных городах. В  Виннице в 1559 г. было только 15 евреев, а в 1604 году было 70 еврейских семей.Впервые после разрушения Второго Храма евреи в некоторых районах стали состовлять большинство населения. Евреи выступали в качестве посредников между помещиками и крестьянами. Часто и в роли арендаторов. Разумеется, они заменяли собственника во всех правах. Так, Израиль из Злочева арендовал у консорциума шляхтичей целый район площадью в несколько сот квадратных километров, за что выплачивал огромную сумму в 4 500 злотых. Он в свою очередь сдавал более бедным евреям в субаренду трактиры, мельницы и право сбора пошлин. в одном документе сказано, что " светлейший сеньор Авраам Шмойлович и его жена Рыкла, дочь Иуды" имеют полные юридические права.
Если в коронных землях, в старостиях, барщины практически не было, а подати выплачивались натурой или деньгами, то в частных владениях условия были более тяжелыми. Так , в волынских имениях князя Осторжского с 1620 г. видим три или даже пять дней барщины , плюс натуральные повинности. Увеличивались оброки и подати: меры хлеба и пары куплунов трижды в год, подати на ульи, на рогатый скот, на рыбную ловлю, на пастбища, на сбор желудей, на охоту, на помол зерна.
Ситуация осложнилась с Тридцатилетней войной.И католикам и протестантам нужен был провиант, фураж, лошади, снаряжение.Евреи находились на территориях обоих воюющих блоков, снабжая  и католиков и протестантов. Польские помещики богатели , благодаря высоким ценам на продукты, гнет на крестьян усиливался. У каждого польского помещика был свой еврей,  который вел деловую и экономическую документацию. Нельзя сказать , что евреи не видели опасности и несправедливости подобной системы. Так, в 1602 собрание раввинов и общинных лидеров обратилось к еврееям- арендаторам с призывом освобождать крестьян от работы по субботам и еврейским праздникам в качестве жеста доброй воли : " Да не будут ( евреи) неблагодарны к Дающему и щедротам его пусть имя Господа прославляется ими" Однако  многие евреи были не в состоянии заниматься благотворительностью, будучи суб и субсубарендаторами; тем более, что помещики, ведущие расточительный образ жизни вдалике от своих обширных латифундий , оказывали постоянный нажим на евреев, поднимая арендную плату при каждом возобновлении договора на аренду, не говоря уже о тех случаях, когда еврееи были только управлющими.Ситуация ослажнялась тем, что католическая шляхта и еврейская прослойка отличались в религиозном отношении от православного крестьянства.
Когда вспыхнуло восстание 1648 г. украинских крестьян и запарожских казаков, к которым присоединились крымские татары, оно было направлено против поляков и католической церкви. Его жертвами стали множество поляков и католического духовенства. не щедили и тех , кто принадлежа к православной вере не принимал участия в казнях и бесчинствах или не одобрял их. Достат очно было польского платья, чтобы поплатиться за это жизнью. Но главный удар пришелся по более беззащитным евреям. Тысячи евреев из деревень и штетлей  искали спасение в городах, которые превращались для них в западню, т.к. поляки часто бросали евреев ради собственного спасения.В Тульчине польские войска выдали евреев казакам в обмен на собственную жизнь. В Тернополе  гарнизон вообще отказался впустить евреев .А баре крепость пала и все евреи были перебиты. Тоже произошло в Нароле. В Немирове казаки проникли в крепость, переодевшись поляками  и "они погубили в городе 6000 душ, утопив несколько сот в воде и подвергнув всякого рода жестоким пыткам". В синагоге они убили евреев,  почему-то воспользовашись для этого ритуальными ножами, после чего сожгли ее, порвали свитки Торы, попирали их ногами, а кожанные переплеты использовали для изготовления обуви. Еврейский хронист Масула описывает бедствия, коим вторят другие документы: евреев сжигали живьем, сдирали с них кожу; иных живыми зарывали в землю , а   тела других отдавали на растерзания собакам.Беременным женьщинам разрезали животы и недоношенный плод выбрасывали, а в живот вкладывали кошек и собак. В одном католическом храме повесили над алтарем каточеского священника , еврея и собаку и написали : " Ксендз, еврей  и собака- усе вира одинака".
Это тем более удивительно, что по мнению украинскоого писателя Фомы Падурры, который ссылается на архивы семьи Шереметьевых и другие документы,утверждая, что отцом Богдана Хмельницкого был еврей, мясник из города Хмельника в Подолии, по имени Берко, крещенный Михаилом и поселившийся после этого в деревне Субботово и содержавший там кабак.Но с другой стороны, известно, что во все времена и в разных странах наибольшую ненависть к евреея питали выкресты.
Неизвестно, сколько в точности евреев погибло, считается, что не менее 100 000 человек, было уничтожено 300 общин. Известие о украинском геноциде вызвало ужас среди евреев Европы и Османской империи , усиливая иррациональные и апокалептические настроения. Результатом их стало появление в Османской империи  такой экцентричной  и неоднозначной фигуры как Шаббетай Цеви, обьявивший себя мессией. Между прочим, Шаббетай дважды вступал в брак, но разводился , не одводя дело до сексуальных отношений. Затем  устроил мистическое бракосочетание с Торой, причем накрывшись покрывалом и в 1664 г. в Каире вступил в брак с девушкой Сарой, бежавшей от резни с Украины и имевшей сомнительную репутацию. На упреки Шаббетай говорил о пророке Осии , женившемся на на блуднице.Деятельность Шаббетая едва не расколола иудаизм.
Авторизирован

Смотри на каждого  человека, как на заброшенный рудник,наполненный алмазами неограненными.
               Баха-Улла.
роббин
Граф
****

Карма: -4
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 260


Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля E-mail
Re: Ворскла, Витовт и Восточнорусско-Литовские взаимотоношения
« Ответить #77 было: 05 февраля 2008 года, 01:41:20 »

а вы не знете, куда подались евреи после "великой украинской революции"?  Подмигивание
уж не в Россию ли? Хех
Авторизирован
otchelnik
Верноподданный шахиншаха Ирана
Герцог
*****

Карма: 235
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 4394

Да будет свет!


просмотр профиля E-mail
Re: Ворскла, Витовт и Восточнорусско-Литовские взаимотоношения
« Ответить #78 было: 06 февраля 2008 года, 16:00:30 »

а вы не знете, куда подались евреи после "великой украинской революции"?  Подмигивание
уж не в Россию ли? Хех

Сли считать  выступление Хмельницкого "великой украинской революцией", то часть бежала в Польшу, часть в Османскую империю.
Авторизирован

Смотри на каждого  человека, как на заброшенный рудник,наполненный алмазами неограненными.
               Баха-Улла.
роббин
Граф
****

Карма: -4
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 260


Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля E-mail
Re: Ворскла, Витовт и Восточнорусско-Литовские взаимотоношения
« Ответить #79 было: 10 февраля 2008 года, 01:57:01 »

а в Российском государстве евреев разве не прибыло?
ну в прмнципе это неважно...
есть такое мнение, что битва на Ворскле была выгодна в первую очередь Тамерлану - поражение Тохтамыша и Витовта позволило ему начать подготовку похода против Баязета... Подмигивание
Авторизирован
Joyeux
Герцог
*****

Карма: 222
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 522


Nemo me impune lacessit


просмотр профиля E-mail
Re: Ворскла, Витовт и Восточнорусско-Литовские взаимотоношения
« Ответить #80 было: 10 февраля 2008 года, 09:29:22 »

а в Российском государстве евреев разве не прибыло?
ну в прмнципе это неважно...
есть такое мнение, что битва на Ворскле была выгодна в первую очередь Тамерлану - поражение Тохтамыша и Витовта позволило ему начать подготовку похода против Баязета... Подмигивание

В первую очередь она была выгодна хану Темир-Кутлуку и Эдигею, а Тимуру как минимум во вторую.  Подмигивание  Улыбка Улыбка
Авторизирован

"Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал  цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда не любил. Он  занят только одним: складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: "Я  человек серьезный! Я человек серьезный!" И прямо  раздувается  от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб".
otchelnik
Верноподданный шахиншаха Ирана
Герцог
*****

Карма: 235
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 4394

Да будет свет!


просмотр профиля E-mail
Re: Ворскла, Витовт и Восточнорусско-Литовские взаимотоношения
« Ответить #81 было: 10 февраля 2008 года, 16:32:13 »

а в Российском государстве евреев разве не прибыло?
ну в прмнципе это неважно...

Насколько я знаю, отношение к евреям в Московском государстве  ухудшилось после возникновения в Новгороде и Москве ереси " жидовствующих" ( правда, сомнительно, что евреи имели к ней отношение).
Иван Грозный например, приказывал  топить евреев , которые не желали креститься. Официально евреи не допускались в пределы России до раздела Польши, но некоторое количество  жило. По крайней мере,  выкресты были ( например , Шафиров). В шутах у Петра 1 был португальский еврей ( по фамилии д, Акоста, кажется). О нем написана книга ( помнится , ее лет 20 назад читали не то по " Голосу Америки", не то на " Свободе").
Авторизирован

Смотри на каждого  человека, как на заброшенный рудник,наполненный алмазами неограненными.
               Баха-Улла.
Troy
Личный нобиль
*

Карма: 0
Offline Offline

сообщений: 3

Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля
Re: Ворскла, Витовт и Восточнорусско-Литовские взаимотоношения
« Ответить #82 было: 20 февраля 2008 года, 23:09:45 »

Тут до кучи не хватает моих братьев беларусов-литвинистов, они бы вам рассказали и про аукштайтского князя Витовта Улыбка ( не преведи господь Витуатаса Смех), про русский Смоленск Улыбка, войны середины 17 века, так называемый потоп (тут кто то жаловался, что мол мало веразали, это почти половину значит мало, да уж мы беларусы з братняю руссю  Злость), и будет картина маслом Улыбка
Авторизирован
Troy
Личный нобиль
*

Карма: 0
Offline Offline

сообщений: 3

Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля
Re: Ворскла, Витовт и Восточнорусско-Литовские взаимотоношения
« Ответить #83 было: 20 февраля 2008 года, 23:19:28 »

Как и обещал, ответ! Заранее извиняюсь, что посты после своего субботнего прочесть не успею, если что – дам ответ позже.

Wormann на 10 Февраль 2006 года, 17:26:53

Ну Вы, блин, даёте...  ХехЯ уже приводил примеры, когда русские режутся между собой и называют друг друга: москвичи, рязанцы, тверичи, новгородчи... Единый русский народ к Ворсклинской битве - явный перебор! Ну, а о том влиянии, которое оказало на русский народ поглощение Литвой и Польшей: ситуация на Украине и Беларуси ко времени правления Алексея Михалыча ни о чем не говорит? 
Ну резались, и что? Как будто в то же время нигде внутри одного этноса не резались? На ту же Германию посмотрите или Италию. Народ один, государств много, если Родина в лице князя сказала, что надо идти резать соседа – пошли резать.
Что касается поглощения Беларуси и Украины Литвой… Вам напомнить, как Миндовг стал великим князем Литвы? И где эта Литва находилась?
Начнём с того, что многие путают историческую Литву с нынешней. На 13 век литовские племена заселяли три области – Жемайтию, Аукшайтию и Литву. Так вот Литва находилась между Новагрудком и Минском. И Миндовг, которого «попросили» родные литовцы, постучался в ворота Новагрудка, на которых как раз висело объявление «Требуется князь. Оплата сдельно-премиальная». Погомонило вече, и решило призвать Миндовга «князем по ряду». А потом собрали ополчение, бояре, опять же, пришли с «холопами збройными», и пошли воевать Литву. Вот так и стал Миндовг Великим князем.
А почему страну Литвой назвали… Сложный вопрос. Там по соседству ещё Пруссия была… Вы, эр, не подскажете, много ли среди Великих Магистров и герцогов этих самых пруссов было, и как долго прусский язык оставался государственным?
И беларуские и украинские княжества присоединялись Литвой постепенно, в подавляющем большинстве путём признания местными князьями себя вассалами Новогрудка (затем - Вильно) – те же Слуцкие Олельковичи, к примеру. И тех же татар прекрасно били – Киев и окрестности как раз и освободили после битвы при Синих водах, в 1369 году (пораньше, заметьте, Куликовской). Полоцк – освободили от немцев.
Относительно ситуации при Тишайшем… Ню-ню! С одной стороны, Литва и украинские воеводства Короны расколоты религиозными противоречиями. Плюс – «золотые шляхетские вольности», которые страну в бардак превращали. И в итоге в НАЧАЛЕ войны на территории ВКЛ русские войска имели успех. А потом, распробовав «отеческого попечения» царя-батюшки, ПОЛЫХНУЛО. В Могилёве, к примеру, горожане поднялись и вырезали стрелецкий гарнизон. И во многих других городах – также. По стране кроме войск ВКЛ и магнатских дружин стали ходить ещё и крестьянские хоругви, которые с «освободителями» не церемонились. В результате войны ВКЛ потеряла половину населения!
Простите, вы белорус? Просто удивительно найти тут поклонника великого Миколы Ермаловича Улыбка, этой концепции даже официальная белоруская история не предерживается, а запостили бы вы что-нибудь подобное на литовском форуме... Радость
Авторизирован
Minchuk
Личный нобиль
*

Карма: 6
Offline Offline

сообщений: 34


От винта!!!


просмотр профиля E-mail
Re: Ворскла, Витовт и Восточнорусско-Литовские взаимотоношения
« Ответить #84 было: 25 февраля 2008 года, 22:54:50 »

Цитата
а запостили бы вы что-нибудь подобное на литовском форуме...


И шооо?  Глазки вверх Там бы так обиделись, что кушать не смогли бы?  Круто
Авторизирован

Ваше дело — правое, мое — львиное...
Страницы: 1 ... 4 5 [6] Печать 
« предыдущая следующая »
Перейти в раздел:  

Powered by MySQL Powered by PHP Форум официального сайта Веры Камши | Powered by SMF 1.0.10.
© 2001-2005, Lewis Media. All Rights Reserved.
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!