Страницы: [1] 2 3 ... 7
|
|
|
Автор
|
Тема: Сказание о том, как князь Милош судьбу испытывал (прочитано 19405 раз)
|
Пророк
|
Знаете, что мне вспомнилось после прочтения этого рассказа?
Песня о походе
Как в поход собирался Вук, говорил ему старый друг, старый друг воевода Милош: - Чем могу помочь тебе, Вук, если руки не держат лук и копье мое преломилось?
Я гляжу как сквозь тусклый лед и не бью уже птицу влет, не валю на скаку зверя. Зажирел мой конь от овса. И ни в сына, и ни в отца, и ни в чох, ни в сон я не верю.
И ответствовал Вук: - Ну что ж! Если ты для битвы негож и не веришь в святого духа, я и сам воевать могу. - Чем же я тебе помогу? - Снова Милош спросил у Вука.
- А помочь мне? Можешь помочь. У меня остается дочь и младенец о третьем годе. Если долго я не приду, посылай моим чадам еду, - отвечает Вук воеводе.
- Да и матушку не забудь. Навести ее как-нибудь, соболезнуй ее заботе. А когда истекут ее дни, по обряду похорони, - отвечает Вук воеводе.
- И еще мне в чем помоги: если злую молву враги обо мне распустят в народе, ты не верь той молве ни в чем, как не веришь ни в чох, ни в сон, - отвечает Вук воеводе.
И садится Вук на коня и в поход отъезжает шагом.
Давид Самойлов
|
|
|
Авторизирован
|
"Я бодрствую ночами, дабы другие могли спать под сению моих бдений" Ришельё
|
|
|
V.Z.
Барон
Карма: 16
Offline
сообщений: 104
Я не изменил(а) свой профиль!
|
Много по теме этой написано и сказано, даже слишком много... Но вот прямых доказательств того, что Вук Бранкович был предателем, до сих пор не обнаружено... Так что прав автор стихотворения. И хотя Вука в предатели всё-таки записали, думаю, ситуация была гораздо сложнее...
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Gatty
|
А какую балладу из этих стихов Кинера сделали!
|
|
|
Авторизирован
|
"Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых". Маршал Советского Союза Рокоссовский
|
|
|
Великий Сит
Великий Гроссмейстер
Граф
Карма: 240
Offline
Пол:
сообщений: 466
'Браво-браво, ну что вы, право...' (с) АБиСР
|
"А мне понравилось!" (с)
Настолько понравилось, что я бы с удовольствием познакомился бы с автором и обсудил бы с ним некоторые мелочи. Пр-роклятая анонимность... Ну, ладно; придётся, видать, обсуждать прилюдно, хоть и не люблю я этого.
Кто-нибудь ещё помнит, когда был изобретён процесс дистилляции (хоть бы и в одну теоретическую тарелку) и запущен (в народ) перегонный куб? Иными словами, была ли в конце четырнадцатого века шливовица (превосходный напиток, между прочим!)
В сербском не было никогда мягкого "Р". Не лучше ли было повсеместно употребить, скажем, "цар Лазар"?
И уж кстати: не колоритнее ли было бы написание "кньаз Милош"?
Какие будут мнения?
|
|
|
Авторизирован
|
Кряхтя, мы встаем ото сна. Кряхтя, обновляем покровы. Кряхтя, устремляемся мыслью. Кряхтя, мы услышим шаги стихии огня, но будем уже готовы управлять волнами пламени. Кряхтя. 'Упанишады', кажется. А может быть, и не совсем 'Упанишады'. Или не 'Упанишады' вовсе.
|
|
|
Нелл
|
Ну, насчет цар и кньаз... Читаем все ж таки на русском, и как-то оно не очень звучит; воспринимается тяжело. А вообще меня удивило то, что рассказ оказался занесен в Фантастику; по мне, так это чистое фентази. Как по стилю - эпических баллад и русских былин; так и по содержанию образов. Есть четкая грань Добра и Зла; есть классический цать-отец народу; есть бес-искуситель - Баязид. Повествоание тоже идет в русле традиций, с повторами и "зазываниями". Поступки героев четко укладываются в былинный канон, и, как мне кажется, в разделе фентази оно смотрелось бы лучше... А то так и ждешь, что выскочат инопланетяне с бластером на пузе! От оценок пока воздержусь, ибо рассказов мало, а Сказание можно сравнить разве что с Ала танцует. Хотя АЛа раз в шесть меньше, строй тот же - в духе легенд. Но об этом рассказе надо попдробнее в другом месте.
|
|
|
Авторизирован
|
Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда.
Надежда умирает последней! А первым кто?
Это мой кактус! И я его никому не отдам!
|
|
|
V.Z.
Барон
Карма: 16
Offline
сообщений: 104
Я не изменил(а) свой профиль!
|
Шливовица - напиток не просто превосходный. Это божественный напиток! Подозреваю, что он и умирающего на ноги поднимет - но пока на себе, слава богу, это его живительное действие не испробовал. Зато употреблял его в 40-градусную жару, на пустой желудок и в немалых количествах - и чувствовал себя прекрасно при этом, чего и всем желаю. Короче, как вы наверное уже догадались, я и есмь автор. Все ответы на вопросы и комментарии по фидбэку буду систематически и злостно выкладывать здесь по мере поступления.
С уважением,
V.Z.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Великий Сит
Великий Гроссмейстер
Граф
Карма: 240
Offline
Пол:
сообщений: 466
'Браво-браво, ну что вы, право...' (с) АБиСР
|
Как нетрудно догадаться, к сербскому языку, истории и культуре Великий наш Сит испытывает весьма давнее пристрастие. А посему, V.Z., позвольте мне поучаствовать в обсуждении Вашего рассказа, тем более, что оный мне понравился, что случается нечасто... Как Вам лучше - в привате или прилюдно? И всё-таки ещё раз: я подозреваю, что шливовицы тогда ещё не было... Домашней... Семидесятиградусной... Где-нибудь в Лесковаце... Или в Крагуеваце... Или с друзьями около моста Панчево... Или неподалёку от Покаяницы... Или в кабаке на Скадарлии... Не могу: гнетут воспоминания, душат слёзы... Ну и царя всё ж таки зовут Лазаром, раз уж князь у Вас београдский, правда? Да, кстати: не заменить ли прямо в названии слишком русское слово "Сказание", да и "испытывал" на "пытал"?
|
|
|
Авторизирован
|
Кряхтя, мы встаем ото сна. Кряхтя, обновляем покровы. Кряхтя, устремляемся мыслью. Кряхтя, мы услышим шаги стихии огня, но будем уже готовы управлять волнами пламени. Кряхтя. 'Упанишады', кажется. А может быть, и не совсем 'Упанишады'. Или не 'Упанишады' вовсе.
|
|
|
V.Z.
Барон
Карма: 16
Offline
сообщений: 104
Я не изменил(а) свой профиль!
|
Ну давайте уж прилюдно - надеюсь, нас не привлекут тут за инструктаж по самогоноварению
Итак, главный вопрос - это вопрос о власти ракии (с) практически В.И.Ульянов. По мои данным, она появилась на Балканах в 14-15 веках. То есть чисто формально ее могли употреблять накануне Косовской битвы. До этого возгонка вроде бы существовала где-то в Индии - в связи с этим мне вдруг вспомнились откровения некоторых наших ученых, специалистов по древним ариям, полагавших, что последние якобы умели возгонять молоко, посредством чего получалась сома - тоже божественный напиток. Итак, в каким образом "печется" ракия? Можно сходить по этой ссылочке, где процесс описан подробно http://dedmazai.livejournal.com/5570.html Для нормальной возгонки требуются: - жестяной казан практически любого объема (чем больше - тем лучше ) с крышкой; в ходе самого процесса крышка залепляется тестом; в наличии такого казана в указанный период (14-15 века) нет ничего фантастического ; - некий очаг (костер) со специальной подставкой для казана и дрова (тут тоже нет особых проблем); - емкость с холодной водой (аналогично); - емкость для готовой продукции (т.ж.); - виноматериал (праштина) - плоды, ягоды, виноград; этого добра на Балканах всегда хватало; - некий змеевик (шланг), который выходит из крышки казана, проходит через сосуд с водой и заканчивается в сосуде для сбора готовой продукции; это, пожалуй, наиболее сложный элемент конструкции, но я тоже готов допустить, что в рассматриваемый временной период что-то подобное могли смастерить. Собственно, конструкция не столь уж и сложна, гораздо проще какого-нибудь "греческого огня", так что чисто формально ничего не препятствует ее существованию в 14-15 веках, равно как и в более ранние периоды. Но документальных свидетельств того, что накануне Косовской битвы ракию уже употребляли, у меня пока нет. Увы! Мне почему-то захотелось напоить князя именно ракией (шливовицей), а не вином, как это происходит в цитируемых мной в эпиграфах песнях. Ракия - напиток для настоящих мужчин Культура ракиепития на Балканах очень развита, в отличие от винопития. Нет, вино есть (особенно в Болгарии), но с ракией оно не сравнится ни по одной позиции. Я подозреваю, что у сербов изначально не было такой винной культуры, как, например, во Франции. Поэтому вино было умышленно задвинуто мною на второй план, а шливовица стала "фирменным" напитком "Сказания". Это, так сказать, моя гражданская позиция
(продолжение следует)
|
|
« Последняя правка: 11 октября 2006 года, 11:28:09 от V.Z. »
|
Авторизирован
|
|
|
|
Великий Сит
Великий Гроссмейстер
Граф
Карма: 240
Offline
Пол:
сообщений: 466
'Браво-браво, ну что вы, право...' (с) АБиСР
|
...И тут разразилась "буря в чаша ракия" , как говорят братушки-болгары (сербского эквивалента поговорке я, увы, не знаю...) Если мне память не изменяет (а степень моя мне была дана, помнится, за процессы выделения и очистки спиртов, в том числе, естественно, и этилового, родимого ), изобретение процесса перегонки и получения винного спирта состоялось предположительно в 1360-х годах в ряде итальянских и французских монастырей (скажем, по материалам книги "Энциклопедия алкоголя", Лев Мирошниченко, изд-во "Вече", М., 1998 г.). Таким образом, в описываемое время наш напиток был на Балканах, скорее всего, заморской диковиной (если и был вообще). В то же время недалеко расположенные и братски-ортодоксальные греки-византийцы производили виноградное вино уже пару тысячелетий и немало в том преуспели; а равно преуспели и в потреблении вина, и в экспорте оного всем желающим, в особенности же - православным (я ничего не путаю? В православной традиции существует церковное вино?) Хотя Ваше желание угостить героя напитком для настоящих мужчин мне понятно и близко; может, напишете примечание к тексту "Сказания", скажем, от лица историка, исследующего текст: мол, текст был создан, естественно, через некоторое время после описываемых событий, а посему сей анахронизм вполне понятен, ибо безымянный средневековый автор уже не мог себе представить сербского князя, не пьющего перед сражением шливовицы... Кстати, на тот момент, помнится, ислам не одобрял алкоголь именно виноградного происхождения; стал бы мусульманин тогда так уж отказываться от напитка из слив или "всяких там прочих" персиков? Вы уже поняли, что я выступаю за придание тексту дополнительного балканского колорита в лингвистически-филологическом смысле. Как Вам кажется, не стоит ли посему употреблять почаще почти, увы, вымерший в русском языке, но прекрасно себя чувствующий в южно-славянских языках звательный падеж? Например, в Вашей великолепной (признайтесь честно - сами придумали? ) заключительной фразе "Судьбу испытываешь, князь" - не лучше ли было бы, скажем, "княже"? (to be continued...)
|
|
« Последняя правка: 11 октября 2006 года, 13:07:37 от Великий Сит »
|
Авторизирован
|
Кряхтя, мы встаем ото сна. Кряхтя, обновляем покровы. Кряхтя, устремляемся мыслью. Кряхтя, мы услышим шаги стихии огня, но будем уже готовы управлять волнами пламени. Кряхтя. 'Упанишады', кажется. А может быть, и не совсем 'Упанишады'. Или не 'Упанишады' вовсе.
|
|
|
Станислав
|
Великий Сит опередил, однако добавлю цитату В.В. Похлёбкина "История водки" (фундаментальная работа в своей области): 1334 г. – изобретение дистилляции и получение винного спирта из виноградного вина в Провансале Арнольдом Вилльневом. 1360-е годы – получение в ряди итальянских и южнофранцузских монастырей винного спирта высокой концентрации, названного аквавита. 1386 г. – генуэзское посольство демонстрирует московским боярам и иностранным аптекарям в Москве аквавиту. 1422 г. – тевтонские рыцари-монахи демонстрирую аквавиту в Данциге. 1429 г. – генуэзцы по пути в Литву посещают Василия III Тёмного и дарят ему аквавиту как лекарство.
…
Итак, если не принимать во внимание первую из этих дат, сделанное в тиши провансальского монастыря алхимиками, оставалось в течении многих десятилетий секретом, то все наши сведения о винном спирте в Европе и его производстве относятся ко времени между 1386 – 1506 годами, которые можно считать периодом, когда производство водки выходит за рамки контроля в одной стране и становится общеевропейским, переступая границы государств. В своей научной работе Похлёбкин неоднократно подчёркивал, что для появления водки (в широком смысле – крепких спиртных напитков вообще) требуется совпадение целого ряда условий, причём уровень техники, необходимый для винокурения – далеко не самый важный из вопросов. Так что, вероятность того, что перед Косовской битвой употреблялась ракия или шливовница – ничтожно мала. Даже, если в Сербии была известна методика получения аквавиты, то вот времени для того, чтобы появился национальный крепкоалкогольный напиток просто не оставалось. (В своей работе Похлёбкин, на примере водки доказал, что средний срок необходимый для этого – 80 – 100 лет).
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Великий Сит
Великий Гроссмейстер
Граф
Карма: 240
Offline
Пол:
сообщений: 466
'Браво-браво, ну что вы, право...' (с) АБиСР
|
Станислав, спасибо; про Похлёбкина я странным образом забыл. Продолжаю; извините, что урывками, но иначе не получается. Господарь... Есть у меня подозрение, что никто из славянских (а равно и молдавских-валашских) властителей к описываемому моменту не мог так называться (напр., http://en.wikipedia.org/wiki/Hospodar, http://de.wikipedia.org/wiki/Gospodar). Ещё один анахронизм, отмеченный в позднейших комментариях исследователей? Далее. Вкусно поесть я, естественно, тоже люблю ("и всегда интересуюсь, как" (с) ). Итак:"...На столе уже мясо дымится нежное, на камнях запеченное, мирисом пряным исходит – всё еретина да ягнетина. Поросенок на вертеле, целиком изжаренный, а к нему пршута, гибаница, сыр, каймак, дымнины вешалицы, ражньичи, плесковицы, белый хлеб пшеничный да горячая приганица – ай, хороша княжеская трапеза!.." И впрямь хороша, но разве пишется не "плескАвица"? И всякое ли яство из списка было в ходу в описываемое время в описываемом месте? Кстати, как это в Сербии бывает: http://iraan.livejournal.com/124070.html?thread=2154150Полностью солидаризуюсь. Странно только, что автор ничего не пишет о сопутствующем питье... Ещё раз хочу подчеркнуть: V.Z., пожалуйста, не воспринимайте мои нападки в качестве злопыхательских и издевательских; просто я лишён возможности обсудить с Вами Ваше произведение так, как это следует делать, сиречь в процессе личного общения с Вами, выпиваючи при этом и закусываючи...
|
|
« Последняя правка: 11 октября 2006 года, 14:07:25 от Великий Сит »
|
Авторизирован
|
Кряхтя, мы встаем ото сна. Кряхтя, обновляем покровы. Кряхтя, устремляемся мыслью. Кряхтя, мы услышим шаги стихии огня, но будем уже готовы управлять волнами пламени. Кряхтя. 'Упанишады', кажется. А может быть, и не совсем 'Упанишады'. Или не 'Упанишады' вовсе.
|
|
|
Gatty
|
Сит, вопрос, а надо ли нарушать гармонию повествования ради даже не историчности, а историчных блошек? особенно, если сейчас означенные напитки стали неотделимы от этих краев, а упоминание чего-то иного будет именно что вызывать диссонанс у всех, кто так или причастен балканскому? ИМХО, пока из "Макбета" не убрали упоминание пушек, которых тогда не было намного больше, чем этилового спирта при Лазаре, то без подобных правок можно обойтись. Особенно с учетом фантастичности конкурса.
И вообще, если это У ТЕБЯ практически единственная претензия, то остается только преклонить колено перед V. Z.
|
|
« Последняя правка: 11 октября 2006 года, 14:19:19 от Gatty »
|
Авторизирован
|
"Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых". Маршал Советского Союза Рокоссовский
|
|
|
V.Z.
Барон
Карма: 16
Offline
сообщений: 104
Я не изменил(а) свой профиль!
|
Никоим образом не воспринимаю!
О сколько нам открытый чудных готовит просвещенья дух! (с)
А вот и мои 5 копеек по вопросу о ракии:
"Слово "ракия" арабского происхождения: al rak означает "пот". Этот напиток придумали в Индии и Индонезии, где в ракию перегоняли специальное пальмовое вино. На Балканы ракия пришла через Турцию в XIV-XV веках. Это крепкий, похожий на бренди, напиток из ягод и фруктов с содержанием алкоголя в пределах 40-70%. Православные жители Балкан пьют ракию на могилах близких во время поминок. Сербский юноша, сватающий невесту, узнаёт о её согласии, если звучит выстрел и произносится тост с чаркой ракии. На весёлых народных праздниках люди танцуют на столах и в значимые моменты разбивают рюмки с ракией об пол или стены. Вот такая могучая ракия. Один из самых известных сортов ракии - сливовица, популярная в странах Балканского полуострова, где её изготавливают из забродивших слив. В Сербии сливовица - национальный напиток, на приготовление которого уходит до 2/3 урожая слив. Далее с помощью специальных приспособлений приступают к процессу нагревания. Сливовицу, как и другие виды ракии, выдерживают в бочках из дуба и тута, где она обретает особый аромат и золотисто-коричневый цвет".
http://www.vedomosti.ee/index.php?id=40470031
Европоцентризм - вчерашний день человечества
продолжение следует
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Великий Сит
Великий Гроссмейстер
Граф
Карма: 240
Offline
Пол:
сообщений: 466
'Браво-браво, ну что вы, право...' (с) АБиСР
|
Гатти, ну, ты-то должна понимать: раз в кои-то веки мне, привередливому нашему, что-то по-настоящему понравилось - и вдруг по этому "чему-то" какие-то блошки скачут... Долой их, частым гребнем (и как раз в этом процессе требуется торопливость )! Кстати, о блохах: по-моему, атрибут "Всевышний" из уст мусульманина можно услышать не часто; "Милостивый", "Всеведущий", "Справедливый", "Неспящий" было бы лучше. Впрочем, я могу заблуждаться... Ещё раз скажу: все "мои претензии" к рассказу - именно что блохоловные (хоть их и не одна); так что - а ну, миром приидите за Гатти вослед, присупите ко V.Z. бережно, поклонитесь ему!
|
|
|
Авторизирован
|
Кряхтя, мы встаем ото сна. Кряхтя, обновляем покровы. Кряхтя, устремляемся мыслью. Кряхтя, мы услышим шаги стихии огня, но будем уже готовы управлять волнами пламени. Кряхтя. 'Упанишады', кажется. А может быть, и не совсем 'Упанишады'. Или не 'Упанишады' вовсе.
|
|
|
Gatty
|
Ну а теперь и вовсе все плавно перетекает в дискуссию о ракии. Может вам тему отдельную сделать в "обо всем"? Вкусно ведь будет.
|
|
|
Авторизирован
|
"Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых". Маршал Советского Союза Рокоссовский
|
|
|
|
Страницы: [1] 2 3 ... 7
|
|
|
|