Страницы: [1] 2
|
|
|
Автор
|
Тема: Античность и её наследие - II (прочитано 4848 раз)
|
Laeta
|
Целостная архитектурная система в данном случае понимается как совокупность композиционных, технических, художественных решений объединенных общей художественно-философской программой. Принцип организации архитектурного пространства храма в христианском мире получил обоснование в богословских текстах и был тесно связан со сценарием литургии. Это было и Византии и в Европе. Так архитектурная композиция византийских храмов была единым целым с системой живописного оформления. Также как и готические постройки были напрямую связаны с учением о божественном свете, для чего и понадобилось изменять конструкцию несущих стен, чтобы появилась возможность прорезать максимально большие оконные проемы. Офф-топ, видимо... Насколько я понимаю, мечеть тоже строится по определенным принципам, с определенными запретами и согласно требованиям религии, и в ее основе лежат те же византийские базилики. Дело в том, что мы ищем в исламском мире ту же логику движения культуры, что и в Европе - когда-то нам лектор рассказывал о том, что другие культуры двигаются по несколько другим законам, согласно их внутренним потребностям.
|
|
|
Авторизирован
|
"Есть вещи, которые пьянят сильнее. Например, жизнь" (Рокэ Алва) "Не замирать, мы танцуем, танцуем «райос»" (Рокэ Алва)
|
|
|
фок Гюнце
|
Речь шла именно о самостоятельном, а не заимствованном универсальном комплексе технических, композиционных и художественных решений, который (комплекс) определяется неким идеологическим принципом. к примеру, если говорить о готике, этот комплекс вполне можно без труда определить, с легкостью установить его оригинальность (и даже установить основоположника) и увидеть как идеологический принцип, так и материальные предпосылки его реализации. Что же до, скажем, исламской религиозной архитектуре - ей не были присущи ни самостоятельно проработанная стилистика, ни единство конструктивных решений.
Кстати, хотелось бы отметить, что в основе готической архитектуры никоим образом не лежат римские базилики. Это - оригинальный и оказавшийся весьма плодотворным архитектурный стиль, сформированный, отмечу, на основе весьма высоко развитой для своего времени науки и технологий.
|
|
|
Авторизирован
|
Barbara, Celarent, Darii, Ferio "Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
|
|
|
Whitehound
|
Кстати, хотелось бы отметить, что в основе готической архитектуры никоим образом не лежат римские базилики. Это - оригинальный и оказавшийся весьма плодотворным архитектурный стиль, сформированный, отмечу, на основе весьма высоко развитой для своего времени науки и технологий.
Отчего же - лежат. Просто генезис достаточно длинный. Непосредственно готическая базилика происходит от романской, а та, в свою очередь - от раннехристианской базилики на колоннах. Уже романика использовала и нервюрный свод и стрельчатое окно, да и в плане готика следует за романскими соборами, однако понадобилось пересмотреть собственно художественно-философскую концепцию, чтобы уже известные элементы перекомпоновать и создать нечто принципиально новое стилистически и конструктивно. Насколько я понимаю, мечеть тоже строится по определенным принципам, с определенными запретами и согласно требованиям религии, и в ее основе лежат те же византийские базилики. Дело в том, что мы ищем в исламском мире ту же логику движения культуры, что и в Европе - когда-то нам лектор рассказывал о том, что другие культуры двигаются по несколько другим законам, согласно их внутренним потребностям.[/spoiler]
Культуры действительно следуют внутренним потребностям, видимо в случае исламской культуры потребность единого стилистического решения отсутствовала. Но в данном случае мы обсуждаем не потребности, а собственно явление.
|
|
|
Авторизирован
|
"Случайное, являясь неизбежным, приносит пользу всякому труду" (И. Бродский)
|
|
|
фок Гюнце
|
С точки зрения технической тут все же налицо разрыв плавной преемственности.
|
|
|
Авторизирован
|
Barbara, Celarent, Darii, Ferio "Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
|
|
|
Whitehound
|
С точки зрения технической тут все же налицо разрыв плавной преемственности.
Тут стадия перехода количества в качество. Если посмотреть на тот же Сен-Дени - это все тот же романский собор с улучшениями. Оно тоже не мгновенно все случилось.
|
|
|
Авторизирован
|
"Случайное, являясь неизбежным, приносит пользу всякому труду" (И. Бродский)
|
|
|
фок Гюнце
|
С точки зрения технической тут все же налицо разрыв плавной преемственности.
Тут стадия перехода количества в качество. Если посмотреть на тот же Сен-Дени - это все тот же романский собор с улучшениями. Оно тоже не мгновенно все случилось. Вот тут у меня появляется сугубо технический вопрос - переход от несущей оболочки к каркасной системе является качественным, и плавный переход к новой концепции не получится.
|
|
« Последняя правка: 29 марта 2013 года, 20:32:20 от фок Гюнце »
|
Авторизирован
|
Barbara, Celarent, Darii, Ferio "Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
|
|
|
Janis
|
Вот тут у меня появляется сугубо технический вопрос - переход от несущей оболочки к каркасной системе является качественным, и плавный переход к новой концепции не получится.
Там был этап выделения и усиления отдельных фрагментов стен, что потом "вылилось" в создание несущего каркаса...
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
фок Гюнце
|
Вот так... век живи - век учись...
|
|
|
Авторизирован
|
Barbara, Celarent, Darii, Ferio "Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
|
|
|
Whitehound
|
С точки зрения технической тут все же налицо разрыв плавной преемственности.
Тут стадия перехода количества в качество. Если посмотреть на тот же Сен-Дени - это все тот же романский собор с улучшениями. Оно тоже не мгновенно все случилось. Вот тут у меня появляется сугубо технический вопрос - переход от несущей оболочки к каркасной системе является качественным, и плавный переход к новой концепции не получится. Постепенно увеличивался размер оконных проемов, соответственно развивалась конструкция разгрузки несущих стен. Один из раннеготических соборов в Лане. Конструкция держится за счет обычных контрфорсов плотно прилегающих к стенам. Аркбутаны тут в зачаточном состоянии. Одновременно стали тянуть конструкцию в высоту, но там тоже обнаружились проблемы, после того как обрушились своды собора в Бове, где было 47 метров в замковом камне главного нефа. А Шартр, Амьен и Руан - то что принято считать эталоном готики - это уже зрелые постройки, не говоря уже о Сен-Шапель, которая строится уже совсем иначе, поскольку на некотором этапе, в связи с изменением литургического сценария, исчезают галереи на эмпорах над боковыми нефами.
|
|
|
Авторизирован
|
"Случайное, являясь неизбежным, приносит пользу всякому труду" (И. Бродский)
|
|
|
фок Гюнце
|
/*Задумчиво*/ А ведь уже - уже инженерный принцип отвода силы через контрфорсы налицо. А я вот думаю - принципиальна ли конструкция контрфорса - цельный или арочный...
|
|
|
Авторизирован
|
Barbara, Celarent, Darii, Ferio "Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
|
|
|
Whitehound
|
/*Задумчиво*/ А ведь уже - уже инженерный принцип отвода силы через контрфорсы налицо. А я вот думаю - принципиальна ли конструкция контрфорса - цельный или арочный...
Это уже вопрос "продвинутости" технологии. Купол святой Софии подпирали в том числе и контрфорсами, но здание все равно несколько разъезжалось. Выработав основные принципы строительства готика пошла по пути стремления к, образно говоря "элегантности математического решения проблемы". Именно в этот период фиксируются какие-никакие, но чертежи и текстовые обоснования конструкции. Записки Виллар д'Оннекура тому пример. Не случайно и в богословских текстах и в миниатюрах Шестоднева появляется образ deus artifex - Бога-архитектора.
|
|
|
Авторизирован
|
"Случайное, являясь неизбежным, приносит пользу всякому труду" (И. Бродский)
|
|
|
фок Гюнце
|
/*Задумчиво*/ А ведь уже - уже инженерный принцип отвода силы через контрфорсы налицо. А я вот думаю - принципиальна ли конструкция контрфорса - цельный или арочный...
Это уже вопрос "продвинутости" технологии. Купол святой Софии подпирали в том числе и контрфорсами, но здание все равно несколько разъезжалось. Помню, читал - там его, бедный, вообще чуть ли не всеми способами держали... Кстати, красиво решили с парусами - если не ошибаюсь, впервые. Выработав основные принципы строительства готика пошла по пути стремления к, образно говоря "элегантности математического решения проблемы". Именно в этот период фиксируются какие-никакие, но чертежи и текстовые обоснования конструкции. Записки Виллар д'Оннекура тому пример. Не случайно и в богословских текстах и в миниатюрах Шестоднева появляется образ deus artifex - Бога-архитектора.
Но принцип решительного "избавления от стен" нужно же было окончательно сформулировать и решительно реализовать. А уж потом пошло доведение конструкций до совершенства.
|
|
|
Авторизирован
|
Barbara, Celarent, Darii, Ferio "Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
|
|
|
Whitehound
|
/*Задумчиво*/ А ведь уже - уже инженерный принцип отвода силы через контрфорсы налицо. А я вот думаю - принципиальна ли конструкция контрфорса - цельный или арочный...
Это уже вопрос "продвинутости" технологии. Купол святой Софии подпирали в том числе и контрфорсами, но здание все равно несколько разъезжалось. Помню, читал - там его, бедный, вообще чуть ли не всеми способами держали... Кстати, красиво решили с парусами - если не ошибаюсь, впервые. Ну так главное достижение византийской архитектуры и был крестово-купольный храм с парусами в переходе от четверика к барабану. Собственно на этой конструкции построилась потом вся древнерусская архитектура. Выработав основные принципы строительства готика пошла по пути стремления к, образно говоря "элегантности математического решения проблемы". Именно в этот период фиксируются какие-никакие, но чертежи и текстовые обоснования конструкции. Записки Виллар д'Оннекура тому пример. Не случайно и в богословских текстах и в миниатюрах Шестоднева появляется образ deus artifex - Бога-архитектора.
Но принцип решительного "избавления от стен" нужно же было окончательно сформулировать и решительно реализовать. А уж потом пошло доведение конструкций до совершенства. Они и формулировали, начиная с Сугерия. Если вспомню куда задевала Оннекура, возможно оттуда что-то вытащу...
|
|
|
Авторизирован
|
"Случайное, являясь неизбежным, приносит пользу всякому труду" (И. Бродский)
|
|
|
фок Гюнце
|
Вот именно этот решительный отказ от традиционных решений предшествующей архитектуры я и подразумевал, когда говорил о том, что происходит разрыв преемственности.
|
|
|
Авторизирован
|
Barbara, Celarent, Darii, Ferio "Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
|
|
|
Whitehound
|
Вот именно этот решительный отказ от традиционных решений предшествующей архитектуры я и подразумевал, когда говорил о том, что происходит разрыв преемственности.
Я бы это не называла решительным отказом. Преемственность от романской базилики на лице и на архитектурном плане видна отлично. Тем более, что многие романские храмы просто перестраивали в готику на старом фундаменте и стенах. Просто произошел синтез старых приемов с новой концепцией оформления пространства.
|
|
|
Авторизирован
|
"Случайное, являясь неизбежным, приносит пользу всякому труду" (И. Бродский)
|
|
|
|
Страницы: [1] 2
|
|
|
|