Форум официального сайта Веры Камши

Внимание! Данный форум доступен только для чтения,
для общения добро пожаловать на новый форум forum.kamsha.ru

Добро пожаловать, гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, если хотите стать полноправным участником форума.
20 апреля 2024 года, 04:57:55

Войти
Поиск:     Расширенный поиск
ВНИМАНИЕ! В ближайшие дни должен состояться переезд форума на новый хостинг и новый движок! Переезд будет сопровождаться временным отключением доступа к форуму. Подробности - в разделе "Работоспособность форума"
844443 Сообщений в 12090 темах от 7410 участников
Последний участник: Vera_Kamenskaya
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти зарегистрируйтесь
+  Форум официального сайта Веры Камши
|-+  Увлечения
| |-+  История
| | |-+  Античность и её наследие - II
« предыдущая следующая »
Страницы: [1] 2 Печать
Автор Тема: Античность и её наследие - II  (прочитано 4848 раз)
Laeta
Герцог
*****

Карма: 516
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 1170

Знание – сила. А силу должно применять лишь верно


просмотр профиля
Античность и её наследие - II
« было: 29 марта 2013 года, 18:55:30 »

Цитата
Целостная архитектурная система в данном случае понимается как совокупность композиционных,  технических, художественных решений объединенных общей художественно-философской программой. Принцип организации архитектурного пространства  храма в христианском мире получил обоснование в богословских текстах и был тесно связан со сценарием литургии. Это было и Византии и в Европе. Так архитектурная композиция византийских храмов была единым целым с системой живописного оформления. Также как и готические постройки были напрямую связаны с учением о божественном свете, для чего и понадобилось изменять конструкцию несущих стен, чтобы появилась возможность прорезать максимально большие оконные проемы.
Офф-топ, видимо...
СПОЙЛЕРЫ
Авторизирован

"Есть вещи, которые пьянят сильнее. Например, жизнь" (Рокэ Алва)
"Не замирать, мы танцуем, танцуем «райос»" (Рокэ Алва)
фок Гюнце
Энциклопедист
Герцог
*****

Карма: 2895
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 23313

El sueño de la razón produce monstruos


просмотр профиля WWW
Re: Античность и ее наследие
« Ответить #1 было: 29 марта 2013 года, 19:04:20 »

Речь шла именно о самостоятельном, а не заимствованном универсальном комплексе технических,  композиционных и художественных решений, который (комплекс) определяется неким идеологическим принципом.
к примеру, если говорить о готике, этот комплекс вполне можно без труда определить, с легкостью установить его оригинальность (и даже установить основоположника) и увидеть как идеологический принцип, так и материальные предпосылки его реализации.
Что же до, скажем, исламской религиозной архитектуре - ей не были присущи ни самостоятельно проработанная  стилистика, ни единство конструктивных   решений.

Кстати, хотелось бы отметить, что в основе готической архитектуры никоим образом не лежат римские базилики. Это - оригинальный и оказавшийся весьма плодотворным архитектурный стиль, сформированный, отмечу, на основе весьма высоко развитой для своего времени науки и технологий.
Авторизирован

Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
Whitehound
Герцог
*****

Карма: 372
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 669


В спорах истина заметает следы.


просмотр профиля WWW
Re: Античность и ее наследие
« Ответить #2 было: 29 марта 2013 года, 20:22:41 »


Кстати, хотелось бы отметить, что в основе готической архитектуры никоим образом не лежат римские базилики. Это - оригинальный и оказавшийся весьма плодотворным архитектурный стиль, сформированный, отмечу, на основе весьма высоко развитой для своего времени науки и технологий.

Отчего же - лежат. Просто генезис достаточно длинный.
Непосредственно готическая базилика происходит от романской, а та, в свою очередь - от раннехристианской базилики на колоннах.

Уже романика использовала и нервюрный свод и стрельчатое окно, да и в плане готика следует за романскими соборами, однако понадобилось пересмотреть собственно художественно-философскую концепцию, чтобы уже известные элементы перекомпоновать и создать нечто принципиально новое стилистически и конструктивно.

Насколько я понимаю, мечеть тоже строится по определенным принципам, с определенными запретами и согласно требованиям религии, и в ее основе лежат те же византийские базилики. Дело в том, что мы ищем в исламском мире ту же логику движения культуры, что и в Европе - когда-то нам лектор рассказывал о том, что другие культуры двигаются по несколько другим законам, согласно их внутренним потребностям.[/spoiler]

Культуры действительно следуют внутренним потребностям, видимо в случае исламской культуры потребность единого стилистического решения отсутствовала. Но в данном случае мы обсуждаем не потребности, а собственно явление.
Авторизирован

"Случайное, являясь неизбежным, приносит пользу всякому труду" (И. Бродский)
фок Гюнце
Энциклопедист
Герцог
*****

Карма: 2895
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 23313

El sueño de la razón produce monstruos


просмотр профиля WWW
Re: Античность и ее наследие
« Ответить #3 было: 29 марта 2013 года, 20:23:34 »

С точки зрения технической тут все же налицо разрыв плавной преемственности.
Авторизирован

Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
Whitehound
Герцог
*****

Карма: 372
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 669


В спорах истина заметает следы.


просмотр профиля WWW
Re: Античность и ее наследие
« Ответить #4 было: 29 марта 2013 года, 20:28:22 »

С точки зрения технической тут все же налицо разрыв плавной преемственности.
Тут стадия перехода количества в качество. Если посмотреть на тот же Сен-Дени - это все тот же романский собор с улучшениями. Оно тоже не мгновенно все случилось.
Авторизирован

"Случайное, являясь неизбежным, приносит пользу всякому труду" (И. Бродский)
фок Гюнце
Энциклопедист
Герцог
*****

Карма: 2895
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 23313

El sueño de la razón produce monstruos


просмотр профиля WWW
Re: Античность и ее наследие
« Ответить #5 было: 29 марта 2013 года, 20:30:17 »

С точки зрения технической тут все же налицо разрыв плавной преемственности.
Тут стадия перехода количества в качество. Если посмотреть на тот же Сен-Дени - это все тот же романский собор с улучшениями. Оно тоже не мгновенно все случилось.
Вот тут у меня появляется сугубо технический вопрос - переход от несущей оболочки к каркасной системе является качественным, и плавный переход к новой концепции не получится.
« Последняя правка: 29 марта 2013 года, 20:32:20 от фок Гюнце » Авторизирован

Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
Janis
Герцог
*****

Карма: 1016
Offline Offline

сообщений: 2823

Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля
Re: Античность и ее наследие
« Ответить #6 было: 29 марта 2013 года, 20:37:26 »

Вот тут у меня появляется сугубо технический вопрос - переход от несущей оболочки к каркасной системе является качественным, и плавный переход к новой концепции не получится.
Там был этап выделения и усиления отдельных фрагментов стен, что потом "вылилось" в создание несущего каркаса...
Авторизирован
фок Гюнце
Энциклопедист
Герцог
*****

Карма: 2895
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 23313

El sueño de la razón produce monstruos


просмотр профиля WWW
Re: Античность и ее наследие
« Ответить #7 было: 29 марта 2013 года, 20:39:38 »

Вот так... век живи - век учись... Улыбка
Авторизирован

Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
Whitehound
Герцог
*****

Карма: 372
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 669


В спорах истина заметает следы.


просмотр профиля WWW
Re: Античность и ее наследие
« Ответить #8 было: 29 марта 2013 года, 20:53:48 »

С точки зрения технической тут все же налицо разрыв плавной преемственности.
Тут стадия перехода количества в качество. Если посмотреть на тот же Сен-Дени - это все тот же романский собор с улучшениями. Оно тоже не мгновенно все случилось.
Вот тут у меня появляется сугубо технический вопрос - переход от несущей оболочки к каркасной системе является качественным, и плавный переход к новой концепции не получится.
Постепенно увеличивался размер оконных проемов, соответственно развивалась конструкция разгрузки несущих стен.

Один из раннеготических соборов в Лане. Конструкция держится за счет обычных контрфорсов плотно прилегающих к стенам. Аркбутаны тут в зачаточном состоянии.


Одновременно стали тянуть конструкцию в высоту, но там тоже обнаружились проблемы, после того как обрушились своды собора в Бове, где было 47 метров в замковом камне главного нефа.

А Шартр, Амьен и Руан - то что принято считать эталоном готики - это уже зрелые постройки, не говоря уже о Сен-Шапель, которая строится уже совсем иначе, поскольку на некотором этапе, в связи с изменением литургического сценария, исчезают галереи на эмпорах над боковыми нефами.

Авторизирован

"Случайное, являясь неизбежным, приносит пользу всякому труду" (И. Бродский)
фок Гюнце
Энциклопедист
Герцог
*****

Карма: 2895
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 23313

El sueño de la razón produce monstruos


просмотр профиля WWW
Re: Античность и ее наследие
« Ответить #9 было: 29 марта 2013 года, 20:58:53 »

/*Задумчиво*/ А ведь уже - уже инженерный принцип отвода силы через контрфорсы налицо.
А я вот думаю - принципиальна ли конструкция контрфорса - цельный или арочный...
Авторизирован

Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
Whitehound
Герцог
*****

Карма: 372
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 669


В спорах истина заметает следы.


просмотр профиля WWW
Re: Античность и ее наследие
« Ответить #10 было: 29 марта 2013 года, 21:15:25 »

/*Задумчиво*/ А ведь уже - уже инженерный принцип отвода силы через контрфорсы налицо.
А я вот думаю - принципиальна ли конструкция контрфорса - цельный или арочный...
Это уже вопрос "продвинутости" технологии. Купол святой Софии подпирали в том числе и контрфорсами, но здание все равно несколько разъезжалось.

Выработав основные принципы строительства готика пошла по пути стремления к, образно говоря "элегантности математического решения проблемы". Именно в этот период фиксируются какие-никакие, но чертежи и текстовые обоснования конструкции. Записки Виллар д'Оннекура тому пример. Не случайно  и в богословских текстах и в миниатюрах Шестоднева появляется образ deus artifex - Бога-архитектора.
Авторизирован

"Случайное, являясь неизбежным, приносит пользу всякому труду" (И. Бродский)
фок Гюнце
Энциклопедист
Герцог
*****

Карма: 2895
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 23313

El sueño de la razón produce monstruos


просмотр профиля WWW
Re: Античность и ее наследие
« Ответить #11 было: 29 марта 2013 года, 21:19:44 »

/*Задумчиво*/ А ведь уже - уже инженерный принцип отвода силы через контрфорсы налицо.
А я вот думаю - принципиальна ли конструкция контрфорса - цельный или арочный...
Это уже вопрос "продвинутости" технологии. Купол святой Софии подпирали в том числе и контрфорсами, но здание все равно несколько разъезжалось. 
Помню, читал - там его, бедный, вообще чуть ли не всеми способами держали...
Кстати, красиво решили с парусами - если не ошибаюсь, впервые.
Выработав основные принципы строительства готика пошла по пути стремления к, образно говоря "элегантности математического решения проблемы". Именно в этот период фиксируются какие-никакие, но чертежи и текстовые обоснования конструкции. Записки Виллар д'Оннекура тому пример. Не случайно  и в богословских текстах и в миниатюрах Шестоднева появляется образ deus artifex - Бога-архитектора.
Но принцип решительного "избавления от стен" нужно же было окончательно сформулировать и решительно реализовать. А уж потом пошло доведение конструкций до совершенства.
Авторизирован

Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
Whitehound
Герцог
*****

Карма: 372
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 669


В спорах истина заметает следы.


просмотр профиля WWW
Re: Античность и ее наследие
« Ответить #12 было: 29 марта 2013 года, 21:25:37 »

/*Задумчиво*/ А ведь уже - уже инженерный принцип отвода силы через контрфорсы налицо.
А я вот думаю - принципиальна ли конструкция контрфорса - цельный или арочный...
Это уже вопрос "продвинутости" технологии. Купол святой Софии подпирали в том числе и контрфорсами, но здание все равно несколько разъезжалось. 
Помню, читал - там его, бедный, вообще чуть ли не всеми способами держали...
Кстати, красиво решили с парусами - если не ошибаюсь, впервые.

Ну так главное достижение византийской архитектуры и был крестово-купольный храм с парусами в переходе от четверика к барабану. Собственно на этой конструкции построилась потом вся древнерусская архитектура.

Цитата

Выработав основные принципы строительства готика пошла по пути стремления к, образно говоря "элегантности математического решения проблемы". Именно в этот период фиксируются какие-никакие, но чертежи и текстовые обоснования конструкции. Записки Виллар д'Оннекура тому пример. Не случайно  и в богословских текстах и в миниатюрах Шестоднева появляется образ deus artifex - Бога-архитектора.

Но принцип решительного "избавления от стен" нужно же было окончательно сформулировать и решительно реализовать. А уж потом пошло доведение конструкций до совершенства.

Они и формулировали, начиная с Сугерия. Если вспомню куда задевала Оннекура, возможно оттуда что-то вытащу...
Авторизирован

"Случайное, являясь неизбежным, приносит пользу всякому труду" (И. Бродский)
фок Гюнце
Энциклопедист
Герцог
*****

Карма: 2895
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 23313

El sueño de la razón produce monstruos


просмотр профиля WWW
Re: Античность и ее наследие
« Ответить #13 было: 29 марта 2013 года, 21:30:16 »

Вот именно этот решительный отказ от традиционных решений предшествующей архитектуры я и подразумевал, когда говорил о том, что происходит разрыв преемственности.
Авторизирован

Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
Whitehound
Герцог
*****

Карма: 372
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 669


В спорах истина заметает следы.


просмотр профиля WWW
Re: Античность и ее наследие
« Ответить #14 было: 29 марта 2013 года, 21:34:58 »

Вот именно этот решительный отказ от традиционных решений предшествующей архитектуры я и подразумевал, когда говорил о том, что происходит разрыв преемственности.
Я бы это не называла решительным отказом. Преемственность от романской базилики на лице и на архитектурном плане видна отлично. Тем более, что многие романские храмы просто перестраивали в готику на старом фундаменте и стенах.

Просто произошел синтез старых приемов с новой концепцией оформления пространства.
Авторизирован

"Случайное, являясь неизбежным, приносит пользу всякому труду" (И. Бродский)
Страницы: [1] 2 Печать 
« предыдущая следующая »
Перейти в раздел:  

Powered by MySQL Powered by PHP Форум официального сайта Веры Камши | Powered by SMF 1.0.10.
© 2001-2005, Lewis Media. All Rights Reserved.
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!