Западная рок музыка тоже была востребована и распространялась свободно. А вот эстрада…
При этом что забавно эти же настроения разделяла и интеллигенция – хотя казалось бы факт симпатий власти для этой публики достаточен чтобы что-то невзлюбить. В общем можно сказать что увлечение рок-музыкой и презрение к попсе и как к «низкому жанру» было отличительной чертой югославского «небыдла»
--если угодно его культурным кодом. В итоге югославская эстрада –хоть обычная хоть официозная в целом носила отпечаток этакой провинциальности –чтобы видный поэт отдал свои стихи эстрадной звезде – да ни Боже мой! Конечно были и Джордже Марьянович и Радмила Караклаич, но клеймо второсортности все же имело место… И вот Лепа Брена стала первой кто сломал данную парадигму подняв популярную музыку на новую ступень… В её творчестве удивительно органично синтезировалась стилистика народных югославских песен со всеми современными веяниями. Плюс –конечно отменный голос и большое личное обаяние. Что удивительно, бывшей учительнице музыке удалось интуитивно подобрать удачное сочетание этнических и современных элементов в музыке и всем стиле исполнения, создав нечто простое но не примитивное, равно доступное всем слоям. Хотя Лепа говорила (и озвучивала в песнях ) что поет не для «директоров и профессоров» --но поклонники у ее творчества появились на всех «этажах» общества. Тогда впервые начали писать что артистка создала отдельный музыкальный жанр на основе городского романса, поп-музыки и восточной музыки – хотя термин турбо-фолк еще не появился.
Как ей это удалось? Можно предположить что Фахрета-Лепа еще не оторвавшись от корней и не потеряв так сказать связи с массами, и будучи при этом незаурядным музыкантом знала, вернее скорее даже чувствовала -- что именно хочет услышать средний обитатель Югославии. Наконец --видимо сыграло роль то что все таки Босния и Герцеговина была регионом мультикультурным --то есть имелась возможность без проблем сравнивать и заимствовать из разных вариантов того что знаешь и наблюдать разную аудиторию.
В конце 1986 года Докичу пришла в голову идея снять музыкальный фильм с Лепой в главной роли. Так появился «Давайте любить». –произведение в духе фильма "Can’t Stop The Music" – о если вкратце –о приключениях музыкантов на пути к славе. Идея была реализована на отлично –достаточно сказать что в фильме кроме нее снялись самые знаменитые актеры -- например, Драгомир «Гидра» Боянич, и Милютин Kaраджич. Эта картина может сейчас показаться глуповатой, но вместе с тем она весьма забавная и добрая. (У фильма есть два сиквела — "Давайте любить 2" и "Давайте любить 3", соответственно. )
Опять таки сделаю некоторое отступление. Этот фильм ваш покорный слуга увидел осенью 1990 года в период когда по юности лет активно увлекался отысканием своих сербскохорватских корней. И откровенно сказать –был покорен. Ибо кино это выделялось как на фоне отменно примитивных перестроечных комедий, состязающихся с американскими по принципу «Тупой и еще тупее» да и стандартных югославских комедий – в которые авторы обожали заканчивать дело чем-то жутким – то ли кафкианским абсурдом как в «Трех билетах в Голливуд» то ли вообще массовой бойней достойной какой-нибудь «Техасской резни бензопилой» ( «Жизнь прекрасна»). Да и вообще заметно выделялась на фоне привычного киноязыка СФРЮ с его неизбывным «нуаром».
И еще –возможно это кажущееся впечатление –я видел его во время когда уже ощутимо начало попахивать кровью и порохом –и в Югославии и у нас… Но трудно отделаться от впечатления что этот фильм был своеобразным призывом к зрителям «Давайте любить а не воевать»…
…После «Давайте любить» Лепа Брена стала самой популярной личностью Югославии и секс-символом страны. Выступления по всей Югославии и за рубежом–иногда дважды в день (например в июле 1990 у нее было 47 концертов). Слава выплеснулась за границы страны – в 1990 на стадионе "Васил Левски" в Софии она собрала самый большой в истории Болгарии концерт - свыше 100 000 человек. Появился даже термин "бреномания".
Впереди казалось ждала еще большая популярность, непререкаемый успех, забитые стотысячные стадионы… А там глядишь и мировая слава –в конце концов те же Таркан или Араш происходили из куда менее европейских (хм) краев а земляк Фахреты - отставной рокер и скрипач-недоучка Горан Брегович стал знаменитым кинокомпозитором гонорары у которого выше чем у Эугенио Мориконе. Но эти планы, возможности и надежды как и у миллионов ее соотечественников оказались под колесом истории. Надо сказать, что хотя Лепа Брена и не пыталась хоть как-то заниматься политикой всерьез но всегда публично заявляла о себе как о стороннице –при всех нюансах –единой Югославии. Её упрекали в этом с разных сторон –начиная от боснийских политиканов говоривших о том что она «продалась сербам» и заканчивая продюсерами, недовольных тем что она сохраняла верность югославской идее к тому времени уже не дававшей ни политических, ни финансовых прибылей.
«У меня нет другого дома» --отвечала она на подобные упреки. (И добавляла иногда что все сказала своей песней «Jугословенка» )
В 1991 году Брена, записав альбом «Zaljubiška» покинула группу, чтобы выйти замуж за знаменитого теннисиста Слободана Живоиновича. (Звездная пара, несмотря на шумную историю и скандалы существует до сих пор и имеет трех сыновей - Филиппа, Стефана и Виктора). Их свадьба 7 декабря 1991 года была в центре внимания буквально на всей территории тогда еще формально существующей Социалистической Федеративной Республики Югославии. Роскошная церемония состоялась в белградском «InterContinental Hotel» – самом пафосном заведении города. Про эту свадьбу даже был выпущен видеофильм неплохо продававшийся на кассетах. Поклонники Лепы Брены по разные стороны намечающихся фронтов на короткое время отвлеклись от пересчитывания патронов и смазывания затворов –чтобы порадоваться за любимицу...
Потом… Потом жителям Югославии стало не до музыки и веселья. Когда произошел окончательный крах ее надежд на добрую волю и разум политиков и населения, а ее родной город стал прифронтовым (Тузла отбила три сербских наступления), когда ее вчерашний фанат Насер Орич уничтожал собственных земляков тысячами, Лепа Брена сделала то что только и оставалось – покинула полыхающие Балканы и вместе с мужем перебралась в США. С тех пор она по возможности избегала касаться политических тем –единственное пожалуй исключение –когда в 1999 году помогала Джорже Марьяновичу организовывать акции протеста против бомбежек СРЮ в Австрии. Первый раз она появилась в бывшей уже Югославии в 1994 году, после трехлетнего перерыва, когда записала свой первый сольный альбом «У меня нет другого дома», и провела так называемый "Концерт под дождем" на белградском стадионе «Ташмајдан» на который пришло 35 000 человек. В 1995 году появился ее второй «сольник» под вполне соответствующим моменту названием «Казна Božija» (Божье наказание). В 1996 году Лепа записала свой третий сольный альбом «Crazy for you» но по прежнему бывала на родине лишь наездами.
К слову –хотя как говорилось политикой она не занималась а в Сараево ее многие не любили –но ее имя называлось в числе кандидатов на должность министра культуры Боснии и Герцеговины –причем как в правительстве Изетбеговича (видимо интерес вызывала не только ее популярность но и американские связи) так и в планировавшемся коалиционном правительстве Фикрета Абдича --но дальше разговоров в кулуарах дело так и не пошло. (Любопытная деталь -- одна из ее песен: «Bosanac» вошла в репертуар хора АРБиХ и время от времени крутилась по радио исламистов).
***
…Но как говорил царь Соломон -- «Все проходит». Прошли и трагические 90-е и на смену им настали условно мирные «нулевые» которые ознаменовались особенным расцветом «турбо-фолка» -- ибо уцелевшие хотели жить и радоваться жизни. И Лепа Брена вернулась в Белград. Сольная карьера сперва не очень задалась –но зато она создала и возглавила знаменитый продюсерский центр «Гранд» ставший кузницей кадров для новой поп-музыки Балкан. Тогда же произошла весьма драматическая история. Ее сын Стефан был похищен боевиками небезызвестного «Земунского клана» --чтобы все поняли лучше, это что то-то вроде сербского «Уралмаша» или «тамбовских». Подробности не стали достоянием общественности но слава Богу сына ей вернули живым и здоровым за сумму чуть меньше миллиона долларов. Но все хорошо что хорошо кончается...
Свой 16-й альбом "Zacarani Crug" она выпустила летом этого года и первый тираж в 200 000 экземпляров разошелся мгновенно. А на концерт в честь празднования ее 51-го дня рождения этой осенью в Белград Арена явилось 40 тысяч человек…
Певица кроме «Гранда» также владеет дилерской сетью "Форд" в Сербии и сербской дестибьюторской сетью "Ред Булл". У нее есть квартира в Монте-Карло и роскошная вилла в штате Флорида. Но Лепа Брена уже десяток лет проживает в Белграде вместе с семьей. А в 2010 году «последняя югословенка поп –музыки» как назвал ее какой-то из обозревателей совершила так сказать акт религиозно –этнического самоопределения
приняв православие (в чем последовала похвальному примеру другого знаменитого боснийца --Эмира Кустурицы). Но земляки похоже на нее не в обиде и даже затеяли установку ей прижизненного памятника.
http://bnr.bg/sites/ru/Lifestyle/BulgariaAndEurope/Pages/270511_po_sosedski.aspxP.S. Сайт певицы
http://www.jednajebrena.com.
А вот тут
http://www.brenavideo.rutube.ru – одна из самых подробных коллекций ее видеоклипов