И вот еще - в качестве анонса передачи о действительно выдающемся человеке и в кино, и на ТВ:
27.12.11 Сергей Колосов. Документирующий легенды27 декабря исполняется 90 лет
Сергею Николаевичу Колосову, основоположнику нового для отечественного телевидения творческого направления - многосерийного игрового телефильма. К юбилею мастера на телеканале «Россия - Культура» приурочен показ художественного фильма Сергея Колосова «Душечка» (начало в 14:05) и документального фильма «Эффект Пигмалиона» (начало в 20:00).
Авторы документальной ленты рассказывают об открытиях и нововведениях, которыми Колосов обогатил отечественное киноискусство. Это и один из первых полнометражных телефильмов «Укрощение строптивой», и первый фильм, полностью снятый в виртуальной студии, не говоря уже о первом отечественном многосерийном фильме «Вызываем огонь на себя».
Также в фильме отражена история личных и творческих отношений Сергея Колосова и его жены, актрисы Людмила Касаткиной – история союза двух талантливых кинематографистов, которые на протяжении жизни помогали друг другу преодолевать трудности, искать свой путь в искусстве, хранить верность однажды избранному пути.
Сергей Николаевич Колосов родился 27 декабря 1921 года в Москве, в 1952 году окончил с отличием режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. Луначарского (ныне - Российская театральная академия) по классу крупнейшего русского режиссера Алексея Попова. Работа в Театре Советской Армии, Театре Сатиры, а в 1955 году пришел на «Мосфильм».
В 1960 году он принял участие в организации на «Мосфильме» первого в стране творческого объединения телевизионных фильмов, обратившись к синтезу театра и кино. Первым результатом стал «шекспировский» телефильм «Укрощение строптивой» (1961), поставленный Колосовым по собственному сценарию. Режиссер, с одной строны, использовал опыт своего театрального учителя Алексея Попова, с другой - полемизировал с недавним «монополистом» советского кинопроката, с самим жанром фильма-спектакля. Теледебют был замечен.
Колосов снял в своем фильме одну из самых знаменитых советских киноактрис: слава Людмилы Касаткиной после премьеры фильма «Укротительница тигров» была невероятной. В одной из рецензий на «Укрощение строптивой» было точно замечено, что Катарина «ведет свой поединок не только с родными, не только с мужем, но и с привычными представлениями, и в этом поединке актриса, подобно Катарине, побеждает».
В 1962 году, на Втором Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло, собравшем участников из 57 стран, при авторитетнейшем составе жюри работа актрисы Людмилы Касаткиной в телефильме Сергея Колосова «Укрощение строптивой» была отмечена премией «Золотая нимфа».
В 1963 - 1964 годах Сергей Колосов осуществил постановку первого советского игрового многосерийного телефильма «Вызываем огонь на себя». Позднее им были созданы ленты, до сих пор пользующиеся большой популярностью: «Операция «Трест», «Душечка», «Дороги Анны Фирлинг», «Назначение», «Раскол» и советско-польская кинокартина «Помни имя свое», отмеченная Государственной премией России и многими международными наградами.
Разумеется, не все и не всегда удавалось. Колосов не раз вынужден был вступать в противоборство с цензурой. Особенно болезненным для режиссера и по сей день остается то, каких переделок потребовала «Операция "Трест"» и то, как не дали сделать для телевидения многосерийный фильм «Мать Мария» о Елизавете Юрьевне Кузьминой-Караваевой - поэтессе, оказавшейся в эмиграции во Франции и принявшей монашеский сан. Пришлось довольствоваться односерийной кинокартиной. Однако во многом именно благодаря фильму невыдуманные герои этой ленты – Елизавета Кузьмина-Караваева, Борис Вильде, Тамара Волконская – были посмертно награждены орденами Отечественной войны.
В 1996 году Сергей Колосов получил «ТЭФИ» в номинации «За личный вклад в развитие отечественного телевидения».
Сергей Николаевич - автор девяти киносценариев, книг «Документальность легенды» и - совместно с супругой, актрисой Людмилой Касаткиной – мемуаров «Судьба на двоих: Воспоминания в диалогах».
Читайте также:
Сергей Колосов: от дипломного спектакля к телеприемнику