Автор
|
Тема: Альбигойские войны и первая инквизиция (прочитано 21783 раз)
|
Эррор Ляпсус
|
Дата становления новой системы духовной и светской власти и борьбы с ересью"Сегодня день, когда в 1199 году на свет появилась знаменитая булла Vergentis in Senium, которую Иннокентий Третий послал в Витербо. Именно там говорится о том, что ересь - это предательство и оскорбление Бога. Именно там он потребовал, чтобы санкции и процедурные нормы, применяемые к предателям государства и тем, кто оскобрлял величие римского народа, отныне применялись к еретикам. Будучи не только князем Церкви, но и светским князем, он смоделировал систему, которой должны были следовать другие правители. C этих пор задачей светских правителей становится наказание еретиков - иначе легитимность их власти будет поставлена под вопрос. Но указывать на то, кто именно думает "слишком много и не о том", может только церковная иерархия, вернее, ее глава - папа" (с) http://credentes.livejournal.com/199555.html
|
|
|
Авторизирован
|
- Красиво сказано, клянусь собакой! - Кошкой, мой друг, кошкой. В Тритое принято клясться кошкой (с) Евгений Филенко "Блудные братья"
"Иллюзия ясности мысли - самая большая опасность для человеческого ума" (с) Поварнин С.И. "Спор. О теории и практике спора".
|
|
|
Эррор Ляпсус
|
Роль катарских верующих в экономике Юга. В точности она не может быть определена, так как нет достаточного массива источников, но ясно, что в период распространения катаризма никакого хозяйственного упадка на Юге не наблюдалось: "Эти два аспекта – работа и богатство – позволяют судить о том, что катаризм сыграл определенную роль в экономической среде там, где к нему толерантно относились, а также, хоть очевидно и в меньшей степени, там, где ему удалось удержаться во времена репрессий. Но всякая оценка размеров этого явления, тем не менее, остается субъективной. У нас нет ни цифр, ни статистики. Наличие некоторых данных этого порядка, впрочем очень фрагментарные, касательно Лангедока и в меньшей степени Ломбардии, не позволяют делать каких-либо выводов. Тем более невозможно выдвигать гипотез в отношении остальных территорий, где был распространен катаризм - Рейнских земель, Фландрии, Шампани, Леона, Боснии, или же богомильство – Болгарии, Фракии, Малой Азии. Нельзя ли, тем не менее, предположить взаимозависимость между экономической ситуацией и успехом катаризма в некоторых регионах? Не была ли среда каким-то фактором прогресса этого движения? Уже давно говорили об этом. Катаризм, который ассоциировали с ткачеством, должен был бы процветать в агломерациях, которые, благодаря его богатству, почерпнутому из шерсти, получали коммунальные свободы. Отсюда берется тезис о «шерстяной ереси», искусительный на первый взгляд, но не выдерживающий верификации. Он оказался неспособен обосновать существование географической границы между катаризмом и вальдеизмом (например, того, что Пиринеи были катарскими, а Альпы и Юра – вальденские). Он полностью противоречит реальности регионов, в которых катаризм был наиболее укоренен. Сельское дворянство региона Лаурагэ, горного Арьежа – полностью катарское; Тулузы – в очень небольшой степени, а Нарбонны и Безье – практически нет. Не располагая никакой валидной глобальной оценкой этого явления, мы можем изучать его только в микроскопических сообществах, там, где это позволяют источники. Систематическое создание мастерских в небольших районах Лаурагэ, обучение, уделяемое в этих мастерских, то, что учеников посылали, к примеру, в Тулузу, чтобы они приобрели особые знания – все это являлось, несомненно, факторами, позитивно влияющими на количество и качество продукции. Нельзя также не упомянуть об участии совершенных-женщин, которые как правило, происходили из «неработающих» сословий, в прядении льна и шерсти – а это весьма «узкое горло» текстильного производства. Стоит также сказать о конкуренции и усовершенствовании технологии, вытекающих из самого факта, что представители правящих и образованных классов, «дамы и господа», занимались весьма скромными ремеслами. В целом это явление могло быть для ремесел тем, чем являлся вклад монастырей в предыдущие века в развитие сельского хозяйства. Кроме того, в отличие от официальной Церкви, средства катарской Церкви были постоянно доступны на рынке, поскольку не были заморожены в приобретенных землях или предметах роскоши (скульптуры и росписи в храмах, драгоценные литургические предметы итд). Даже если в самые мрачные периоды сокровище Церкви укрывалось в подземелье, все равно оно остается мобильным, и путем предоставления кредитов, участию в предпринимательстве, выкупах4 и оплатах за услуги, играет значительную роль в местной экономике. Кроме конкретных случаев одалживания денег или участия в деловых отношениях, наиболее важным был феномен депозита. Посредник, мирянин, которому доверяют, или банкир, занимающийся обменом валют, хранят деньги, по поводу которых Церковь, зависящий от обстоятельств, имеет только неопределенные верительные грамоты. Они пользуются беспроцентным кредитом, но часто крупные депозитарии в конце концов присваивают себе весь капитал, пользуясь которым, они давали деньги в рост. Так что аргумент о том, что достаточно стать верующим, чтобы разбогатеть, был не только пропагандистским трюком. Еще один экономический факт – такой же ясный, как и трудно поддающийся оценке: массовая миграция людей, талантов и богатств из Лангедока в Италию, в основном, в Ломбардию (Кунео, Чьери, Павия, Пьяченца) между взятием Монсегюра и неосторожным возвращением обратно, начиная с 1273 г., или еще позже, в последние годы столетия. Из подробных и совпадающих между собою реляций нам известно о том, что верующих разных сословий превращали в деньги свое имущество, отправляясь в изгнание. Известно также, что они обнаружили гостеприимные города, где они беспрепятственно селились и с успехом работали в новых для себя отраслях. Так, один рыцарь из Лангедока сделался в Павии гражданским писарем, фабрикантом сундуков и ростовщиком6. Эмигранты, которые почувствовали себя уверенней и почти как дома, стали заниматься международной торговлей, которая вначале служила им камуфляжем. Можно попытаться увидеть в этом переносе ценностей явление, подобное тому, которое после отзыва Нантского эдикта проявилось в массовой эмиграции гугенотского дворянства и его вынужденным переходом к торговле и «механическим искусствам». Но уже сами такие предположения достаточно рискованны: мы не можем измерить границы этого явления. Если бы даже удалось подтвердить конкретное улучшение экономической ситуации на катарской территории в середине XIII века, то трудно отличить в нем то, что являлось следствием общего развития Европы того времени, то, что было частью обычной послевоенной реакции, или даже то, что было частью морального порядка, принесенного завоевателями и навязанного Церковью-победительницей. В любом случае, нам ясно, что катаризм не являлся фактором стагнации или рецессии. Целое столетие существования катаризма в Корд (Тарн) не воспрепятствовало крепости Раймонда VII быть самым красивым, а возможно, и самым богатым городом Юга в XIV веке" (с) Жан Дювернуа "Религия катаров" (сокращённый перевод) http://credentes.livejournal.com/122557.html
|
|
|
Авторизирован
|
- Красиво сказано, клянусь собакой! - Кошкой, мой друг, кошкой. В Тритое принято клясться кошкой (с) Евгений Филенко "Блудные братья"
"Иллюзия ясности мысли - самая большая опасность для человеческого ума" (с) Поварнин С.И. "Спор. О теории и практике спора".
|
|
|
Эррор Ляпсус
|
Отдельная жесть - распространённая формулировка отречения, если человек решал отказаться от пребывания в катарской церкви и присоединиться к католической: "В будущем мы не станем так называться, как до сих пор - христианами, но только братьями" (с) цит. по: Жан Дювернуа "Религия катаров" (сокращённый перевод). http://credentes.livejournal.com/171045.htmlСвязано-то это было с тем, что основное самоназвание катаров было как раз "христиане" или "добрые христиане". Но как звучит! Впрочем, имевший как раз в те времена запрет у католиков на чтение и толкование мирянами Библии - тоже любопытная вещь для практики церкви, для которой (по крайней мере, формально) одной из основных задач является проповедь.
|
|
|
Авторизирован
|
- Красиво сказано, клянусь собакой! - Кошкой, мой друг, кошкой. В Тритое принято клясться кошкой (с) Евгений Филенко "Блудные братья"
"Иллюзия ясности мысли - самая большая опасность для человеческого ума" (с) Поварнин С.И. "Спор. О теории и практике спора".
|
|
|
Эррор Ляпсус
|
Судьбы инквизиторов. Туда и дорога, как говорится..."Посмертное осуждение Арнода де Кастельбо, кажется, было спровоцировано конфликтом по поводу прав графа Уржельского на наследование. Обвинитель настаивал на том, что Арнод де Кастельбо виновен в ереси, что подтверждалось многочисленными слухами. Приговор был идентичным: он был осужден на эксгумацю останков, как его дочь Эрмессинда. Автором этого акта был доминиканец Пьер де Кадирета, который возвел в Пючсерда церковь, посвященную святому Петру-Мученику, инквизитору, убитому в Италии в 1252 году и канонизированному в следующем. Но и судьба де Кадирета была незавидной: в 1270 г. он тоже был убит" (с) Анни Казенаве "Пиренейский край среди бурь" http://ostal-eretges.livejournal.com/15076.html
|
|
|
Авторизирован
|
- Красиво сказано, клянусь собакой! - Кошкой, мой друг, кошкой. В Тритое принято клясться кошкой (с) Евгений Филенко "Блудные братья"
"Иллюзия ясности мысли - самая большая опасность для человеческого ума" (с) Поварнин С.И. "Спор. О теории и практике спора".
|
|
|
Эррор Ляпсус
|
Гийом Белибаст, последний из катаров ЛангедокаСтатья Готье Ланглуа "Белибаст, несовершенный катар": http://credentes.livejournal.com/4847.htmlСтатья Анн Бренон "Последнее путешествие последнего Доброго Человека" (о последнем странствии Белибаста): http://credentes.livejournal.com/6401.htmlЛегат Арно Амори и его знаменитая фразаАрно Амори или Арнольд Амальрик вошёл в историю фразой, будто бы сказанной им при взятии Безье: "Убивайте всех, Господь узнает своих". http://credentes.livejournal.com/6294.html - подборка различных фактов из жизни папского легата, его высказываний и мнений различных историков о нём. В общем, если он этой знаменитой фразы и не сказал, то много ещё чего наговорил не лучше. Видимо, что-то такое с него вполне сталось бы ляпнуть, судя по его малоприятному характеру.
|
|
|
Авторизирован
|
- Красиво сказано, клянусь собакой! - Кошкой, мой друг, кошкой. В Тритое принято клясться кошкой (с) Евгений Филенко "Блудные братья"
"Иллюзия ясности мысли - самая большая опасность для человеческого ума" (с) Поварнин С.И. "Спор. О теории и практике спора".
|
|
|
Эррор Ляпсус
|
Извлечение из сетевой дискуссии с участием специалиста. Механизм работы окситанской инквизиции: "Инквизиция - это институт, который имел целью исповедать все население, примирить его с РЦ и наказать тех, кто не желал. В связи с этим ее трибуналы вначале ездили по всем городам и весям и исповедовали принудительно все взрослое население - девочек от 12 лет и мальчиков от 14. То, что называется неделей Милосердия - это как раз и была подобная исповедь- явиться должны были все, кто не являлся, оказывался под подозрением. Потому мы и имеем эти тысячи показаний. После 1250 года, бунтов населения и убийств инквизиторов, они осели в епископальных городах и туда уже им _приводили_ народ или людей вызывали, уже этих "недель" не было. Это раз.
Все исповеди инквизиторам (а не первым попавшимся священникам) или показания священников об исповедях им (и такого очень много есть)использовались как источник компромата на самого покаянника, так и на его родственников, друзей и знакомых. Более того, многое из этих исповедей могло публично оглашаться во время зачитывания приговоров, где приводились цитаты. Таков был порядок. Такие исповеди должны были быть не только о себе, но и о других. И прежде всего о других - особенно если речь шла о катарском клире" (с)
|
|
|
Авторизирован
|
- Красиво сказано, клянусь собакой! - Кошкой, мой друг, кошкой. В Тритое принято клясться кошкой (с) Евгений Филенко "Блудные братья"
"Иллюзия ясности мысли - самая большая опасность для человеческого ума" (с) Поварнин С.И. "Спор. О теории и практике спора".
|
|
|
Эррор Ляпсус
|
Про многое вспомнил, а про один из главных сетевых источников забыл Правда, он на французском, поэтому я его пока особо не читал. Сайт с материалами одного из главных специалистов по катаризму, Жана Дювернуа (уже, к сожалению, покойного): http://jean.duvernoy.free.fr/
|
|
|
Авторизирован
|
- Красиво сказано, клянусь собакой! - Кошкой, мой друг, кошкой. В Тритое принято клясться кошкой (с) Евгений Филенко "Блудные братья"
"Иллюзия ясности мысли - самая большая опасность для человеческого ума" (с) Поварнин С.И. "Спор. О теории и практике спора".
|
|
|
Kitero
|
Кураев возмущается сектами, проповедующими безбрачие?!! Но он сам принадлежит к религии, в которой есть многочисленные монашеские ордена. 1. Кураев православный. В православии нет многочисленных монашеских орденов. Не путайте с католицизмом. 2. Насколько понимаю, православному священику, в отличие от католического, не то желательно не то даже обязательно быть женатым человеком. 3. Собственно институт монашества, что в Европе, что у нас в России, это скорее средневековый вариант выхода на пенсию. Молодежь, особенно у нас, в монастыри как-то не рвалась... Что касается 1 тысячелетия нашей эры, александрийских монахов и их любимых погромов - там возможно действительно в монастырях сидел излишек населения...
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Эррор Ляпсус
|
1. Кураев православный. В православии нет многочисленных монашеских орденов. Не путайте с католицизмом.
Тем не менее, монашество в православии есть (и даже зародилось оно на христианском востоке, если мне память не изменяет). И обет безбрачия в число монашеских обетов входит. Насколько понимаю, православному священику, в отличие от католического, не то желательно не то даже обязательно быть женатым человеком. К монахам это не относится, тем не менее. И к иерархам церкви, которые формируются из числа монашествующих, тоже. Собственно институт монашества, что в Европе, что у нас в России, это скорее средневековый вариант выхода на пенсию. Молодежь, особенно у нас, в монастыри как-то не рвалась... Какое совпадение с катаризмом У катаров, особенно в эпоху расцвета движения, тоже было принято обычно принимать консоламентум уже в достаточно пожилом возрасте. Формально это разрешалось с 12 лет, по-моему, чтобы имело место сознательное принятие обетов, но реально это не поощрялось. А главная проблема Кураева даже не в том, чем он там возмущается, а чем нет - а тем, что он использует в качестве источника "исторических фактов" не труды специалистов, а творения ненаучных фантастов вроде Парнова или Береславского. Как, впрочем, и Гумилёв, который, описывая дуалистические движения средневековья, просто собрал о них всевозможные слухи, сплетни, анекдоты без малейшего критического анализа, а потом ещё обильно сдобрил это собственной спекулятивной историософией. В литературном смысле блюдо получилось, может, и съедобное (раз многие читают; и я, пока ничего не знал по теме, тоже читал с удовольствием), но в плане получения исторических сведений совершенно неполезное.
|
|
« Последняя правка: 18 апреля 2013 года, 08:48:28 от Эррор Ляпсус »
|
Авторизирован
|
- Красиво сказано, клянусь собакой! - Кошкой, мой друг, кошкой. В Тритое принято клясться кошкой (с) Евгений Филенко "Блудные братья"
"Иллюзия ясности мысли - самая большая опасность для человеческого ума" (с) Поварнин С.И. "Спор. О теории и практике спора".
|
|
|
Kitero
|
А главная проблема Кураева даже не в том, чем он там возмущается, а чем нет - а тем, что он использует в качестве источника "исторических фактов" не труды специалистов, а творения ненаучных фантастов вроде Парнова или Береславского. Честно говоря подозреваю что трудов специалистов по катарам попросту нет. Точнее нет неангажированных трудов. Средневековые католические источники закономерно обливают катаров грязью. Современные "исследования" следуют модной тенденции и обливают грязью уже католическую церковь. При этом задача достичь объективности - не ставится в принципе.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Эррор Ляпсус
|
Честно говоря подозреваю что трудов специалистов по катарам попросту нет.
Они есть Да и давно уже есть. Даже книга Осокина, даром что ей почти полтораста лет, вполне прилично описывает ход политических событий и военных действий, хотя в религиоведческом плане, конечно, устарела. Потому что тогда вероучительные документы самих катаров были недоступны. Так что Осокин ещё выводит родословную катаризма из манихеев. Точнее нет неангажированных трудов. Это зависит от того, что Вы понимаете под ангажированностью. Вообще-то, для того, чтобы заниматься той или иной исторической темой, уже требуется определённый и довольно специфический интерес к ней. Занимающихся исторической наукой роботов пока не придумали. О мотивации одного из виднейших специалистов по вопросу, Жана Дювернуа, можно, например, тут прочесть: http://credentes.livejournal.com/15695.htmlСредневековые католические источники закономерно обливают катаров грязью. Далеко не все. Даже некоторые католические антикатарские полемисты того времени не разделяли и не распространяли антикатарских "анекдотов" (например, Якоб де Капелис, если я ничего не путаю), а предупреждали читателя, чтобы он не верил жутким слухам о нравах катаров. Хотя, естественно, тенденция творения "чёрной легенды" о катаризме длительное время преобладала. Да и первая инквизиция была больше заинтересована в том, чтобы выявить действительных катаров, а не в том, чтобы, как в деле с тамплиерами, например, побольше народу, неугодного светской власти, под расправу подвести. Поэтому до сих пор материалы инквизиции - один из главных источников по катаризму. Хотя они, конечно, обладают своей спецификой. Современные "исследования" следуют модной тенденции и обливают грязью уже католическую церковь. В чём это "обливание грязью" выражается и какой именно "модной тенденции" они следуют? Кстати, например, катарский "Трактат о двух началах" впервые нашёл и опубликовал как раз католический историк, монах-доминиканец Антуан Дондейн. При этом задача достичь объективности - не ставится в принципе. Из чего Вы делаете такой вывод?
|
|
« Последняя правка: 20 апреля 2013 года, 12:49:15 от Эррор Ляпсус »
|
Авторизирован
|
- Красиво сказано, клянусь собакой! - Кошкой, мой друг, кошкой. В Тритое принято клясться кошкой (с) Евгений Филенко "Блудные братья"
"Иллюзия ясности мысли - самая большая опасность для человеческого ума" (с) Поварнин С.И. "Спор. О теории и практике спора".
|
|
|
Эррор Ляпсус
|
Что-то я вчера пропустил знаменательную дату 795 лет назад (через пять лет, однако, будет круглая дата!) был сделан весьма удачный выстрел из такого, в общем-то, не слишком точного оружия, как катапульта. Просто-таки можно назначить 25 июня "Днём окситанской артиллерии допороховой эпохи" Так выпьем за меткость тулузских артиллеристов!
|
|
|
Авторизирован
|
- Красиво сказано, клянусь собакой! - Кошкой, мой друг, кошкой. В Тритое принято клясться кошкой (с) Евгений Филенко "Блудные братья"
"Иллюзия ясности мысли - самая большая опасность для человеческого ума" (с) Поварнин С.И. "Спор. О теории и практике спора".
|
|
|
Эррор Ляпсус
|
Интересное языковое явление"Симон де Монфор, череп которого разлетелся на куски во время осады Тулузы, оставил по себе в языке ок слово simon, синоним «жестокий», и в этом смысле оно до сих пор употребляется в Лаурагэ" (с) http://credentes.livejournal.com/23099.html
|
|
|
Авторизирован
|
- Красиво сказано, клянусь собакой! - Кошкой, мой друг, кошкой. В Тритое принято клясться кошкой (с) Евгений Филенко "Блудные братья"
"Иллюзия ясности мысли - самая большая опасность для человеческого ума" (с) Поварнин С.И. "Спор. О теории и практике спора".
|
|
|
Эррор Ляпсус
|
Два эпизода из истории противостояния инквизиторам в Окситании. 1230-е годы. http://raimon-lo-fol.livejournal.com/128825.htmlИтак, деревня Сорэз в Альбижуа (ныне - департамент Тарн, 81), это примерно на полпути между Кастельнодари и Кастром. Как-то раз сержант из местного аббатства арестовал двух Добрых Женщин. Это послужило причиной бурного возмущения местных крестьянок, которые, вооружившись вилами и палками, заставили незадачливого вояку еретичек отпустить. Тот сразу же помчался жаловаться местному аббату, который самолично прибыл на место преступления, дабы призвать тёток к порядку. Он не добился ничего, кроме насмешек: жительницы Сорэза выдали за невинных жертв туповатого сержанта двух респектабельных замужних крестьянок, которых он якобы не признал в одеяниях жниц. BnF, Doat, t. XXV, ff° 39-40.Вторая история произошла в местечке Belleperche в Тулузен (ныне - Тарн-и-Гаронна, 82). Местный кюре получил сведения, что двое Добрых Людей (один из них по имени Арнаут Юк, диакон) пришли в один из домов и дали утешение умирающему. Кюре велел окружить дом, чтобы устроить ловушку. Но жители дома умудрились проделать дыру в стене своего дома и примыкающего к нему соседнего; соседи таким же образом выпустили еретиков в прилегающий амбар, откуда те сумели ускользнуть с помощью приставной лестницы. BnF, Doat, t. XXV, ff° 292-3.Вообще, если верить протоколам Инквизиции, укрытием для беглецов мог служить короб для муки с двойным днищем; или, например, бочка, в которой однажды Добрый Человек просидел два дня, прежде чем он смог даровать consolamentum умирающему. BnF, Ms. lat. 4269, Doat, t. XXIII, f° 71.
|
|
|
Авторизирован
|
- Красиво сказано, клянусь собакой! - Кошкой, мой друг, кошкой. В Тритое принято клясться кошкой (с) Евгений Филенко "Блудные братья"
"Иллюзия ясности мысли - самая большая опасность для человеческого ума" (с) Поварнин С.И. "Спор. О теории и практике спора".
|
|
|
Эррор Ляпсус
|
Краткое изложение ряда исторических событий. Южный (окситанский) парк (мини-пьеса в трёх действиях) Пётр де Кастельно: И Бог, наш создатель, сказал "Прокляну!". И проклял! Раймон VI: Да когда ж он сдохнет-то, наконец? Юноша с веслом: А вот прямо сейчас и сдохнет! Иннокентий III: О Боже мой! Они убили моего легата! Сволочи!
Ги де Монфор: Симон, не выпендривайся, надень шлем! Симон де Монфор: Да Боже мой! Я главный положительный герой! Что со мной может случиться? Тулузцы: Заряжай! Целься! Пли! Крестоносцы: О Боже мой! Они убили Симона де Монфора! Сволочи!
Гийом Арно: Мне доверили очень важные обязанности для защиты веры Христовой и послушания Римской Церкви. Поэтому я со всей христианской любовью вас сожгу. Рыцари и солдаты монсегюрского гарнизона: Вот за такую любовь тебя и порубят на части. Типа, здрасьте. Пьер Роже де Мирпуа: Ну почему вы не принесли мне череп Гийома? Я бы пил из него вино! Братья-проповедники: О Боже мой! Они убили инквизиторов! Сволочи!
|
|
« Последняя правка: 21 ноября 2013 года, 21:51:12 от Эррор Ляпсус »
|
Авторизирован
|
- Красиво сказано, клянусь собакой! - Кошкой, мой друг, кошкой. В Тритое принято клясться кошкой (с) Евгений Филенко "Блудные братья"
"Иллюзия ясности мысли - самая большая опасность для человеческого ума" (с) Поварнин С.И. "Спор. О теории и практике спора".
|
|
|
|
|