Страницы: 1 2 3 [4] 5
|
|
|
Автор
|
Тема: Персонажи ОЭ и герои Стругацких - сравнения, сопоставления и т.д. - II (прочитано 10697 раз)
|
Vieux Gogan
|
А вот если бы Леонарда на место Антона в Арканар ? ... Жертв и разрушений было бы, пожалуй поменьше. А может , и - глупостей типа выписки доктора Будаха, в страну , где вовсю идет охота на книгочеев и пошла мода вешать знахарей-отравителей. А на месте Максима на Саракше Леонард точно бы меньше дров наломал, проще и быстрее бы отыскался и послушно отправился бы на Землю, в Мир Полудня. Может Мир Полудня как раз для таких вот послушных, не посягающих на базисные теории и авторитет старших товарищей как Леонард ? Это по методу "L'ignorance engendre l'audace" (если правильно помню. "невежество - мать дерзания"
|
|
|
Авторизирован
|
"Народ - любой - только до тех пор и народ, пока имеет своего, особенного Бога" Дост оевский ославный один
|
|
|
Colombo
|
Может Мир Полудня как раз для таких вот послушных, не посягающих на базисные теории и авторитет старших товарищей как Леонард ? Эта мысль развивается у Лема в "Возвращении со звезд". Переставлять героев можно очень многими способами, но часто это мало о чем говорит. Меня, например, не оставляет ощущение, что Айнсмеллер справился бы в Доре лучше Дика. Андрей Воронин - возможно, тоже. Но насчет Антона-Руматы и Мака не уверен. И что из того? Это по методу "L'ignorance engendre l'audace" (если правильно помню. "невежество - мать дерзания"
Как бы это да связать с нашими Руматами... Невежда вполне может посягать на правильную теорию (а невежа - на правильную ). Но дерзание дерзанию рознь. Афоризм ведь исходно означал, что изобретают новое те, кто не знает, что оно невозможно. Дерзать все герои согласны, просто не все знают, как именно. Выбрать трудно.
|
|
« Последняя правка: 01 октября 2011 года, 10:31:41 от Colombo »
|
Авторизирован
|
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна. Ниро Вулф
|
|
|
Gileann
Советник Орлангура
Хранитель
Герцог
Карма: 2340
Offline
Пол:
сообщений: 5967
Хранитель Равновесия
|
А на месте Максима на Саракше Леонард точно бы меньше дров наломал, проще и быстрее бы отыскался и послушно отправился бы на Землю, в Мир Полудня. Может Мир Полудня как раз для таких вот послушных, не посягающих на базисные теории и авторитет старших товарищей как Леонард ? Проблема подобных сравнений в том, что они игнорируют эпоху. Как мы знаем (и, вроде бы, не возражаем), мораль и этика - понятия конкретноисторические. Мы вроде бы признали, что нельзя судить Алву за несоблюдение Женевской Конвенции, а Лионеля за нарушения Устава ООН. Каждый человек - дитя своей эпохи, простите за банальность. У Манриков, Приддов, Фельсенбургов или Рокслеев такого конфликта с Рэбой не возникло бы. Мог бы возникуть совсем другой - о сфере влияния, власти, методах правления... Но этического конфликта бы не было. В конце концов, чем Рэба хуже Адгемара или Истинников? Может, еще и лучше. Конфликта, подобного тому, который возник у Антона с Неизвестными Отцами на Саракше, у героев Кэртианы тоже не возникло бы. Они бы просто никогда не поняли, что происходит. Примкнули бы к какой-то из сторон и воевали себе, показывая чудеса доблести и героизма. Когда Вы предлаете поиграть в сравнения, Вы, в моем представлении, имеете в виду следующее: давайте возьмем, к примеру, Дика Окделла, родим его в Мире Полудня, воспитаем в коммунистической школе, примем в пионеры, потом в комсомольцы, привьем ему отвращение к любым формам насилия, а затем пошлем его в Арканар вместо Руматы и сравним поведение и результаты. Замечательная игра ума. Только вот личность, рожденная в Мире Полудня, воспитанная в коммунистической школе и т.д. и т.п. совершенно несравнима с личностью, рожденной в средневековом замке и воспитанной Мирабеллой и Лаиком. Я не обсуждаю "лучше - хуже". Просто - несравнимы. "Животные разной породы" (с) И - да. Есть ситуации, когда слон эффективнее собаки, а змея - эффективнее льва.
|
|
|
Авторизирован
|
Равновесие - нейтральная позиция между магическими силами Порядка и Хаоса, сводящаяся к недопущению победы любой из них.
|
|
|
Convollar
|
Всё так, эр Gileann! Согласна. Только вот как Антона занесло на Саракш? И что сказал по этому поводу Сикорски? И не было ли некоей кровопролитности между некиим Мак Симом и помянутым Антоном?
|
|
|
Авторизирован
|
"Никогда! Никогда не сдёргивайте абажур с лампы. Абажур священен."
|
|
|
Colombo
|
Когда Вы предлагаете поиграть в сравнения, Вы, в моем представлении, имеете в виду следующее: давайте возьмем, к примеру, Дика Окделла, родим его в Мире Полудня, воспитаем в коммунистической школе, примем в пионеры, потом в комсомольцы, привьем ему отвращение к любым формам насилия, а затем пошлем его в Арканар вместо Руматы и сравним поведение и результаты. Замечательная игра ума. Только вот личность, рожденная в Мире Полудня, воспитанная в коммунистической школе и т.д. и т.п. совершенно несравнима с личностью, рожденной в средневековом замке и воспитанной Мирабеллой и Лаиком. Я не обсуждаю "лучше - хуже". Просто - несравнимы. "Животные разной породы" (с)
Проблема отмечена верно, будем решать. Для начала попытаемся упростить конструкцию. Нельзя ли, чтобы Дик не проходил все стадии развития Антона, а попал бы в его обстоятельства в готовом виде? Например, можно вспомнить условия Эксперимента в "Граде Обреченном": Дик, получив свою пулю, получает далее предложение на Вторую попытку: его забирают из Лабиринта (крупный план: голодная морда Изначальной Твари) и отправляют в некий Арканар, чтобы сделать из него (Арканара) подобие Золотой Анаксии. Что касается того, что дети разных эпох несравнимы... С одной стороны - да, но как же тогда мы их понимаем, если и мы с ними несравнимы? Мы, дети своей эпохи? Кое-кто даже имел пятерку по научному коммунизму. Отчасти можно объяснить этот эффект тем, что автор - наш современник, изображает героев со своей точки зрения и языком, понятным читателю (а не средневековым). Есть вечные ценности, их можно использовать при сравнении. Мы уже пытались начать с поиска общих проблем, и только потом сравнивать героев по отношению к этим проблемам. Например, соблюдение клятв (если в Мире Полудня найдется их аналог, обычные обещания - это как-то не то).
|
|
|
Авторизирован
|
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна. Ниро Вулф
|
|
|
Юрий Беспалов
|
А на месте Максима на Саракше Леонард точно бы меньше дров наломал, проще и быстрее бы отыскался и послушно отправился бы на Землю, в Мир Полудня. Может Мир Полудня как раз для таких вот послушных, не посягающих на базисные теории и авторитет старших товарищей как Леонард ? Проблема подобных сравнений в том, что они игнорируют эпоху. Как мы знаем (и, вроде бы, не возражаем), мораль и этика - понятия конкретноисторические. Мы вроде бы признали, что нельзя судить Алву за несоблюдение Женевской Конвенции, а Лионеля за нарушения Устава ООН. Каждый человек - дитя своей эпохи, простите за банальность. У Манриков, Приддов, Фельсенбургов или Рокслеев такого конфликта с Рэбой не возникло бы. Мог бы возникуть совсем другой - о сфере влияния, власти, методах правления... Но этического конфликта бы не было. В конце концов, чем Рэба хуже Адгемара или Истинников? Может, еще и лучше. Конфликта, подобного тому, который возник у Антона с Неизвестными Отцами на Саракше, у героев Кэртианы тоже не возникло бы. Они бы просто никогда не поняли, что происходит. Примкнули бы к какой-то из сторон и воевали себе, показывая чудеса доблести и героизма. Когда Вы предлаете поиграть в сравнения, Вы, в моем представлении, имеете в виду следующее: давайте возьмем, к примеру, Дика Окделла, родим его в Мире Полудня, воспитаем в коммунистической школе, примем в пионеры, потом в комсомольцы, привьем ему отвращение к любым формам насилия, а затем пошлем его в Арканар вместо Руматы и сравним поведение и результаты. Замечательная игра ума. Только вот личность, рожденная в Мире Полудня, воспитанная в коммунистической школе и т.д. и т.п. совершенно несравнима с личностью, рожденной в средневековом замке и воспитанной Мирабеллой и Лаиком. Я не обсуждаю "лучше - хуже". Просто - несравнимы. "Животные разной породы" (с) И - да. Есть ситуации, когда слон эффективнее собаки, а змея - эффективнее льва. С позволения эра дерзаю (может - по невежеству? ) предположить , что конфликт Гордона с суданскими работорговцами возник не только из-за дележа сфер влияния . И в этом конфликте на стороне Гордона были и иные из представителей местных элит, воспитанные в духе моральных установлений, которые землякам Гордона казались совершенно естественными ну , скажем, в эпоху викингов.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Уленшпигель
Старый циник
Россомахи
Герцог
Карма: 967
Offline
Пол:
сообщений: 12892
Я ваше зеркало
|
Моральные установления викингов вполне разрешали захватывать в плен и продавать в рабство своих соплеменников... Таки все ж мусульманство формально запрещало держать в рабстве свежеобращенных ...
|
|
|
Авторизирован
|
"Вы смогли бы к примеру уважать киркореллу?" Рокэ Алва<br />Неча на зеркало пенять...<br />" Но человек -не зверь, когда смешно -смеяться должен он." "Тим Тайлер, или проданный смех." Джеймс Крюс<br /> "Прерывая жизнь грешных, ты обрываешь цепь непотребств, ими творимых..." Бонифаций
|
|
|
Юрий Беспалов
|
Может Мир Полудня как раз для таких вот послушных, не посягающих на базисные теории и авторитет старших товарищей как Леонард ? Эта мысль развивается у Лема в "Возвращении со звезд".Переставлять героев можно очень многими способами, но часто это мало о чем говорит. Меня, например, не оставляет ощущение, что Айнсмеллер справился бы в Доре лучше Дика. Андрей Воронин - возможно, тоже. Но насчет Антона-Руматы и Мака не уверен. И что из того?Это по методу "L'ignorance engendre l'audace" (если правильно помню. "невежество - мать дерзания"
Как бы это да связать с нашими Руматами... Невежда вполне может посягать на правильную теорию (а невежа - на правильную ). Но дерзание дерзанию рознь. Афоризм ведь исходно означал, что изобретают новое те, кто не знает, что оно невозможно. Дерзать все герои согласны, просто не все знают, как именно. Выбрать трудно. C того, например , - ИМХО весьма интересная и плодотворная Ваша ассоциация с лемовским "Возвращением со звезд". Там герой , подобно Максиму, ломает некую установившуюся жизненную парадигму, утверждая примат личности ("Не человек для субботы, а суббота для человека"). Вспоминаются в этой связи герой (киношный) "Конана разрушителя" и Ворон, декларирующий свое презрение ко всем человеческим и божеским законам.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Gileann
Советник Орлангура
Хранитель
Герцог
Карма: 2340
Offline
Пол:
сообщений: 5967
Хранитель Равновесия
|
Всё так, эр Gileann! Согласна. Только вот как Антона занесло на Саракш? И что сказал по этому поводу Сикорски? И не было ли некоей кровопролитности между некиим Мак Симом и помянутым Антоном? Каюсь, эреа Convollar, каюсь. Нет мне прощения! Единственное, хотя и слабое, оправдание: в свете настоящей темы - ну ведь очень похожи: оба мужики, оба молодые, вроде как оба блондины, да и имена у обоих китайские - Мак Сим, Ан Тон... Нельзя ли, чтобы Дик не проходил все стадии развития Антона, а попал бы в его обстоятельства в готовом виде? Например, можно вспомнить условия Эксперимента в "Граде Обреченном": Дик, получив свою пулю, получает далее предложение на Вторую попытку: его забирают из Лабиринта (крупный план: голодная морда Изначальной Твари) и отправляют в некий Арканар, чтобы сделать из него (Арканара) подобие Золотой Анаксии. Безусловно можно, эр Colombo. Только сравнивать мы в этом случае будем не Дика с Антоном, а результаты деятельности Дика с результатами деятельности Антона. Очень разные вещи, на мой взгляд. Трудно, к примеру, сравнивать бульдозер и торнадо, но вот по некоторым результатам их деятельности они могут быть вполне сопоставимы. Что касается того, что дети разных эпох несравнимы... С одной стороны - да, но как же тогда мы их понимаем, если и мы с ними несравнимы? Простите, не совсем вас понял. Мы и домашних животных понимаем (ну, не во всем), и законы природы (ну, не полностью). Но я, как Вы ранее предлагали, не хотел бы лезть в абстракции. Я - о конкретных Антоне и Дике. Этика - разная. Конкретноисторическая. Вы не согласны? Мы уже пытались начать с поиска общих проблем, и только потом сравнивать героев по отношению к этим проблемам. Например, соблюдение клятв (если в Мире Полудня найдется их аналог, обычные обещания - это как-то не то). Подход хороший, но по необходимости ограниченный. Что и подтверждает Ваш пример: слово коммунара в рамках этики мира Полудня равно клятве Повелителя. С позволения эра дерзаю (может - по невежеству? ) предположить , что конфликт Гордона с суданскими работорговцами возник не только из-за дележа сфер влияния . И в этом конфликте на стороне Гордона были и иные из представителей местных элит, воспитанные в духе моральных установлений, которые землякам Гордона казались совершенно естественными ну , скажем, в эпоху викингов. Ключевые слова здесь, на мой взгляд, "не только". И мера этого "не только"
|
|
|
Авторизирован
|
Равновесие - нейтральная позиция между магическими силами Порядка и Хаоса, сводящаяся к недопущению победы любой из них.
|
|
|
Colombo
|
Мы и домашних животных понимаем (ну, не во всем), и законы природы (ну, не полностью). Но я, как Вы ранее предлагали, не хотел бы лезть в абстракции. Я - о конкретных Антоне и Дике. Этика - разная. Конкретноисторическая. Вы не согласны? Как же не согласиться? А не лезть в абстракции - и подавно, от этого цепные реакции бывают. Но - все же и в этике Антона и Дика есть не только различия. Это может быть связано с тем, что это герои хороших писателей, наших современников. Дик был рожден в приддуманном мире, Антон - послан из одного не более реального в другой. Их этику формировали авторы, в ней не может не быть общего. Подход хороший, но по необходимости ограниченный. Что и подтверждает Ваш пример: слово коммунара в рамках этики мира Полудня равно клятве Повелителя. Как слово купца в дореволюционной России - ради Бога, извините за аналогию, не удержался. Нам так и утверждали: при коммунизме все будет супер, а люди - прежде всего. Коммунары для меня помоложе были как Альдо для Дика. Я не понимал, как Лем может изображать будущее, в котором "Голубая Звезда" взлетает "вопреки законам не только физики", иначе говоря - за взятку ("Terminus"). Вроде бы умный человек ((c) Дик Окделл), живет в народной Польше, родился вообще во Львове. С тех пор кое-кто от Стругацких просто отвернулся. Мне же кажется, что модель будущего требует уточнения. Огромный разрыв между богами-коммунарами и теми, кого они вынимают из грязи, как минимум смущает. Да, насчет всяких АОН'ов и ИМЛ. Переход от феодализма к социализму, минуя капитализм, теоретически обосновывался советской наукой. Классическим примером считалась Монголия. Единственное "но" - мы помогали Монголии не потому, что нас коробила этика монголов. Кстати, когда я узнал, что сын физика Пауля-Павла Эренфеста был "mongol", и полез в англо-русский словарь, открытие стало шоком. Была еще Хорезмская республика. Много можно говорить о помощи СССР "феодальным государствам" по всему миру. Но - не в этой теме. Просто - еще одна ссылка на диссертацию про переход, и там "говорящая" надпись: в корзину.
|
|
|
Авторизирован
|
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна. Ниро Вулф
|
|
|
Юрий Беспалов
|
Всё так, эр Gileann! Согласна. Только вот как Антона занесло на Саракш? И что сказал по этому поводу Сикорски? И не было ли некоей кровопролитности между некиим Мак Симом и помянутым Антоном? Каюсь, эреа Convollar, каюсь. Нет мне прощения! Единственное, хотя и слабое, оправдание: в свете настоящей темы - ну ведь очень похожи: оба мужики, оба молодые, вроде как оба блондины, да и имена у обоих китайские - Мак Сим, Ан Тон... Нельзя ли, чтобы Дик не проходил все стадии развития Антона, а попал бы в его обстоятельства в готовом виде? Например, можно вспомнить условия Эксперимента в "Граде Обреченном": Дик, получив свою пулю, получает далее предложение на Вторую попытку: его забирают из Лабиринта (крупный план: голодная морда Изначальной Твари) и отправляют в некий Арканар, чтобы сделать из него (Арканара) подобие Золотой Анаксии. Безусловно можно, эр Colombo. Только сравнивать мы в этом случае будем не Дика с Антоном, а результаты деятельности Дика с результатами деятельности Антона. Очень разные вещи, на мой взгляд. Трудно, к примеру, сравнивать бульдозер и торнадо, но вот по некоторым результатам их деятельности они могут быть вполне сопоставимы. Что касается того, что дети разных эпох несравнимы... С одной стороны - да, но как же тогда мы их понимаем, если и мы с ними несравнимы? Простите, не совсем вас понял. Мы и домашних животных понимаем (ну, не во всем), и законы природы (ну, не полностью). Но я, как Вы ранее предлагали, не хотел бы лезть в абстракции. Я - о конкретных Антоне и Дике. Этика - разная. Конкретноисторическая. Вы не согласны? Мы уже пытались начать с поиска общих проблем, и только потом сравнивать героев по отношению к этим проблемам. Например, соблюдение клятв (если в Мире Полудня найдется их аналог, обычные обещания - это как-то не то). Подход хороший, но по необходимости ограниченный. Что и подтверждает Ваш пример: слово коммунара в рамках этики мира Полудня равно клятве Повелителя. С позволения эра дерзаю (может - по невежеству? ) предположить , что конфликт Гордона с суданскими работорговцами возник не только из-за дележа сфер влияния . И в этом конфликте на стороне Гордона были и иные из представителей местных элит, воспитанные в духе моральных установлений, которые землякам Гордона казались совершенно естественными ну , скажем, в эпоху викингов. Ключевые слова здесь, на мой взгляд, "не только". И мера этого "не только" Эр отрицает существенное значение этических мотивов в борьбе Гордона против работорговли ?
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Gileann
Советник Орлангура
Хранитель
Герцог
Карма: 2340
Offline
Пол:
сообщений: 5967
Хранитель Равновесия
|
Эр отрицает существенное значение этических мотивов в борьбе Гордона против работорговли ? Нет. Эр обсуждает персонажей ОЭ и героев Стругацких и отрицает тождественность этических мотивов Дика и Руматы.
|
|
|
Авторизирован
|
Равновесие - нейтральная позиция между магическими силами Порядка и Хаоса, сводящаяся к недопущению победы любой из них.
|
|
|
Vieux Gogan
|
Нет. Эр обсуждает персонажей ОЭ и героев Стругацких и отрицает тождественность этических мотивов Дика и Руматы. Но допускает предположение, что при заброске в параллельные но тождественные Арканары (чтоб действовали одновременно и никакой Кондор по межпланетной рации поправок не вносил) результаты-то их деятельности могли бы и оказаться тождественными?
|
|
|
Авторизирован
|
"Народ - любой - только до тех пор и народ, пока имеет своего, особенного Бога" Дост оевский ославный один
|
|
|
Colombo
|
Но допускает предположение, что при заброске в параллельные но тождественные Арканары (чтоб действовали одновременно и никакой Кондор по межпланетной рации поправок не вносил) результаты-то их деятельности могли бы и оказаться тождественными?
Прошу прощения за занудство, но тождественность (полное совпадение, идентичность) как этических мотивов, так и результатов работ вряд ли достижима, даже если специально подсказывать по космомобильнику. Дик просто наступал бы на другие грабли, которыми Арканар изобиловал.
|
|
|
Авторизирован
|
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна. Ниро Вулф
|
|
|
Vieux Gogan
|
Полностью согласен И вовсе не занудливость Но хотел бы иметь От Вас пример граблей (Арканарских, натюрельман) для Дикона. Сцена Дик и донна Окана уже прогноз ировалась. Но думаю Дик ... и презренный чесночник Пампа? Или Дик и Великий Анакс (будущий разумеется) Пампа?
|
|
|
Авторизирован
|
"Народ - любой - только до тех пор и народ, пока имеет своего, особенного Бога" Дост оевский ославный один
|
|
|
|
Страницы: 1 2 3 [4] 5
|
|
|
|