Огеньская
|
|
Город
« было: 29 мая 2011 года, 20:26:43 » |
|
Город
Фонарная ржавчина мазнула шляпу, плечи, у ног растеклась в лужу. На сигаретном огоньке шипел влажный туманный воздух. Почему-то в Городе всегда промозгло и темно. Нагая Годива в гриве легендарных кудрей, хохоча, пробежала мимо. Зигзагами, пьяно. Мелькнули плоские груди и ягодицы. За ней тянулась стайка местных шавок - уличных героев. Её трогали, непристойно мяли, тискали. Скрылись за углом. Сиплый хохоток еще слышался. Надвинул шляпу, отщелкнул окурок в лужу. Он встречал здесь героев Кастора и Поллукса. Они слишком хотели вырваться из Аида и в один из своих дней вышли на арену. Видит Зевс, то был лучший бой со времен их калидомахии. Диоскуры обрюзгли. Они, кстати, тоже лапали Годиву в какой-то грязной забегаловке. Вот же ненасытная девка! И почему все так сюда рвутся? *** Зазывалы голосили: «Город! Город! Рай земной, земля обетованная ждет героя! Один бой – и Город твой!» Что ему было до рая земного? Просто он шёл к жене двадцать упорных лет, а ему сказали, что жена в Городе. Что ему еще оставалось? Сладкоголосые сирены прокляли его хором, а хорошенькая Калипсо злобно шипела: «Не думай, что у неё там мхом поросло, тебя ожидаючи. Ждёт она тебя, как же!» Говорили, жена родила ему сына. Нет, а что оставалось?! Врали зазывалы про один бой. Все девять кругов до арены пришлось намотать. Всё, как писал божественный комедиограф. Циклопы в меховых штанах, бугрящиеся мышцами и шрамами, тащили на огненное дно. Сцилла и Харибда смыкались с клацаньем. Тогда погиб молодой Ипифон, теперь уже понятно – из не-героев. А он-то мнил… Девственно-юное создание обернулось эринией карающей. И покарало нерасторопных. Зловонные болота и гады, порожденные еще во времена титанов, гидры, тянущие жадные лапы, и венец всему - арена. О, Зевс-Вседержитель, под беспрерывные улюлюканье и свист! Под улюлюканье плебса! Пыль аренная мешалась с потом и кровью. Герои сражались с героями. Эй, не жалейте масла! Единственное, что тут родит, – маслины! Бессмысленный дар мудрой девы! …- Ты только не бросай! Вороны тебя возьми, заклинаю, не бросай! Губы у Полифена запеклись кровавой коркой. Пальцы слабо скребли песок. Настойчиво, страшно – Полифену оставались считанные часы. До Города он уже не доберется. Так чего терять время? Рывком поднялся. - Не бросай… Отвернулся. Махнул рукой остальным: идем. Он знал: плебс видит всё, смотрит, затаив дыхание, исходя слюной. Крупным планом будет обязательно: эта корка на губах, этот жест – вот герой машет рукой, бросает своего. Плебсу нравится. У, как нравится. Кричат. Свистят. Ещё! Ещё! Потеряли Аристомаха. Не спасали. Зачем? А потом он всё-таки добрался до арены. Нет, он не был самым достойным, он был всего лишь хитроумным. Ему просто очень нужно было в Город. *** Под веслом плеснуло в последний раз, лодка со вздохом увязла в песке. Легко соскочил на берег, бросил лодочнику монету. Тяжелые ворота заскрипели и подались. Пахнуло в лицо табачным дымом, дождем, мокрой пылью и Зевс знает чем еще. Тогда ему не был знаком этот запах – застоявшийся, сопрелый дух вечного Города. - Я слыхал, ты к жене? – Харон неспешно поднял весло. Кивнул сам себе. – Да, к жене. Вот что - не спеши. Погуляй пару деньков, обожди. Без жены оно… сподручней… Город, он такой… Там всё можно. Совсем всё. Стоял на берегу, вслушиваясь в затихающий бубнеж Харона, глядел, как туман объедает лодку. Стоял и потом, когда лодка скрылась. Курил. Решился. Ворота за спиной захлопнулись – с равнодушной усталостью в скрипе. Как и всегда, в Городе моросило. Как и всегда, морось так и не разродилась в дождь, но и не прекратилась. Никаких фанфар, никаких триумфальных арок - ничего. Он шёл по Городу, неприкаянный, как душа, выхолощенная летейской водой до беспамятства, потерянный и не знающий, что дальше. К жене? Обождать?! Тут бы хоть сообразить, где она, эта жена! Дернул за рукав какого-то гуляку: - А где…? - Новый герой! – хохотнул гуляка, хлюпнул сизым носом. Противно заверещал: – Гляньте-ка! Новеньки-ий! Новя-ак! Пойдем, друг! Клянусь Дюрандалем, такого пойла ты еще в жизни не лакал! Идем! Гуляем! Любой каприз! Завертелось калейдоскопом. Его дергали, тянули, он пил, какая-то девка уселась на колени, жарко задышала, облепила собой, загородила… Он пил. Такого пойла в жизни не пробовал – правда. Потом он блевал за порог и думал, что город – Город! – дерьмо, и вся жизнь дерьмо, и мотать эти круги была дерьмовая идея, но… видит Зевс. Жена ждала. А он блевал. Проблевался, пошёл к девке. Спросил, как звать. Ответила: Андромаха. Та самая? Пожала плечами. А дети? Снова пожала плечами. А что – дети? Выросли, ушли. Как там говорится? Положить им на мать. Вот. Муж? Который по счету? То же самое. Ну, иди, иди ко мне… герой. Всё мерещились визги и вопли плебса. Но плебса здесь не было. Он встретил Беллерафонта. В компании Диоскуров. Зевс, какой же срам! Встретил Каэрдина. Этот уныло жевал какую-то траву, изредка пуская по подбородку густую слюну. Перекинулся парой слов с Энеем… Понадеялся, что жена таких слов в жизни не слышала. И повсюду эта шлюха Годива, вездесущая, как вша подвальная. Бредешь в таверну – она. Хохочет и льет мимо рта вино. Идешь отлить в закоулок – и там она! Прижатая к стенке, повизгивает. Везде! И все довольны. … Ты, друг, понимаешь, устал я! У меня эти подвиги вона где! В глотке застряли, в печёнках! Я устал - с утра и до ночи! У меня баба, и та подвигов требует! Ночью. Устал я, друг. А здесь ничего не надо. Ничего! Даже думать!.. Нет, плебса тут нет. Тут приходится самим – вместо. Он хотел бы блевать, но, к несчастью, был трезв, как кот, которому прищемили яйца. Фонарная ржавчина мазала плечи, шляпу, на сигарете выплясала сарабанду. Издохла. Он так и не пришёл к жене. Говорят, у неё нет отбою от женихов. Говорят, сын давно вырос. Должен быть плебс, и должны быть герои. В Городе плебса нет. Справляемся сами. Отщелкнул окурок. Развернулся и вышел. Ворота скрипнули и захлопнулись. Харон только поднял брови. Молча шлепнул ладонью по скамье рядом. Дескать, садись. *** Снова вопили трибуны. Опять улюлюкал плебс. Арена затерлась от жара и пота. Небо давно вышаркалось и следовало бы его выкинуть. Купить новое. Зевс, ну и мысли. Девять кругов иссякли. Вчера он написал: мой выигрыш прошу отдать нищему у входа на трибуны. Этому, который слепец. До арены опять дошли двое. А шло – много. Кто-то устал. Кто-то хотел беззаботной жизни. Кто-то хотел приключений. А кто-то, наоборот, устал от них. Все здесь опять были героями. Даже тот, молокосос, который твердил, что ему для себя ничего не нужно, только бы найти мать. А он ничего не хотел. Он ведь ушёл из Города. Впервые за всю историю кто-то посмел покинуть Город. Как ни странно, до арены дошёл только молокосос. Ну и он, которому ничего не нужно. Он ведь так и не вернулся к жене. Испугался. Перед боем выскочил вертлявый, блескучий, с микрофоном. Рефери. Сунулся и кричит: - Встречаем первого героя! Громче! Громче! Кстати, я заинтригован! Говорят, ты не впервые на арене! Говорят, ты уже побывал в Городе и вернулся! Говорят, ты отдаешь свой выигрыш безродному слепцу! Почему, герой Одиссей? Ну, зритель ждет! - Мне скучно, бес. Рефери побледнел. Отодвинул микрофон. Молокосос уставился во все глаза. Рефери переспросил – шепотом: - Почему? - Забираете нас из жизни, да? Я мог бы делать мир лучше. Я мог бы… вороны знают, чего бы я мог наворотить! А я вместо этого двадцать лет шёл, я истаскивал себя, как тряпку, я убивал и умирал. И ради чего? Видеть грязь, самому делаться грязью? А эти, - махнул на трибуны, - будут визжать от восторга, глядя, как режут тех, кто еще что-то может, когда они сами уже не могут ничего? Глядя, как мы становимся дерьмом и других топчем? Да?! Этого вы хотели, когда устраивали ваш Город?! А что вы будете делать, когда героев не останется? Когда не на что станет смотреть? Нет. Не дождётесь. Пусть и эти – хлебнут. В грязь – так и кошкам, и крысам! Откроем Город каждому! Рефери кивнул. Отошёл. Обернулся. Вдруг улыбнулся — жутко, весело, злорадно. Поправил микрофон. - Громче, шваль трибунная! Не слышу! Приветствуем наших героев! Громче! Герой Одиссей бьется с героем Телемахом!
|