Страницы: 1 [2] 3 4 ... 7
|
|
|
Автор
|
Тема: "Стурнийские мозаики" (сборник НДП-2) (прочитано 21203 раз)
|
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
Карма: 2112
Offline
Пол:
сообщений: 12010
Legendary Creature - Gnome Illusionist
|
Вам не кажется, что вы сели читать "Мозаики" в каком-то сильно не том настроении и в результате прочитали какую-то совсем не ту книгу?
Сел я в том настроении. Встал не в том. Вы ведь вполне в курсе, как пишется фамилия Жуков - зачем же, отыскивая его в тексте, где его вообще-то нету, еще и издеваться над его фамилией?
Право, я не хотел издеваться. Искренне прошу прощения, если кого-то задел. Написание "Жюков" было намёком на мифологичность указанных фигур. В принципе, готов согласиться, что Жукова там реально ни в каком виде нету, и Сталина тож. Есть собирательный образ героев Великой Отечественной, которых я собирательно обозначил этими двумя именами, для краткости. Но для меня это не принципиально, могу заменить любыми другими. Хотя, впрочем, на могилы других Мироны так не плюют.
|
|
|
Авторизирован
|
Перестаньте, черти, клясться на крови...
|
|
|
Blackfighter
|
Которое из них? Вы процитировали как минимум три независимых, с моей точки зрения, тезиса. Если три - то все три; о месте политики в литературе, о нехудожественности, о логике поведения. Все три антилитературны. Да не знаю. Всё зависит от того, сообщите ли Вы мне что-то новое и ранее неизвестное или это будут трюизмы. Одна половина моего мозга, в свойственной ей гордыне, ничего нового не ожидает - другая же, в свойственном ей любопытстве, готова слушать. Трюизм - это общеизвестная избитая истина. По сказанному Вами ниже я предполагаю, что принесу некую благую и чрезвычайно новую весть. От имени первой половины сразу скажу: цели и задачи литературы, как мне кажется, состоят в создании эстетического впечатления. Если угодно, - в том, чтобы "чувства добрые музой призывать". Актуальность же есть не то чтобы абсолютное зло - ничего абсолютного в этом мире нет - но в больших количествах это отрава. Любое лекарство в больших количествах отрава, согласитесь? Вы не правы: Вы сводите эти цели и задачи к одному-единственному инструменту для их достижения. "Создание эстетического впечатления" - это один из ряда инструментов, которыми пользуется автор, это инструмент литературы. Сама же по себе литература, как одна из форм искусства, имеет то же назначение, что и искусство в целом. Лотман это определяет как "Искусство является великолепно организованным генератором языков особого типа, которые оказывают человечеству незаменимую услугу, обслуживая одну из самых сложных и не до конца еще ясных по своему механизму сторон человеческого знания." То есть, литература, в частности, дает нам язык, на котором можно говорить об окружающем мире. "Создавая и воспринимая произведения искусства, человек передает, получает и хранит особую художественную информацию, которая неотделима от структурных особенностей художественных текстов в такой же мере, в какой мысль неотделима от материальной структуры мозга." Это ее наиболее общее назначение - как искусства. Осмысление окружающего мира. От науки, аккумулирующей языки научного знания (хоть социологии, хоть политологии, хоть антропологии), литература отличается тем, что говорит о мире в субъективных категориях. Политика как явление окружающего мира может быть предметом как науки (философии, политологии, права), так и литературы. В литературе происходит ее осмысление вне научного поля, то есть, на всех уровнях человеческого. Мера присутствия политики в литературе - ровно в той степени, в которой процессы политики и вообще вопрос о политике в жизни актуален для человека, для которого, собственно, литература и создается. То есть, поскольку всю нашу жизнь - и мою, и Вашу, - хотелось бы нам того или нет, политика определяет в значительной степени, и эта степень, и роль, и влияние, и место политики в жизни, и все так или иначе сопряженные морально-нравственные, философские, этические и эстетические категории в художественной литературе должны быть представлены: именно литература дает универсальный язык для их осмысления. Как для программирования нужен язык - так и для осмысления он нужен; язык художественного произведения, и в нем должны быть имена и понятия, которые позволят осмыслить происходящее, вывести его из положения сборища непоименованных, "данных в ощущениях" феноменов. Понимаете, когда заходит речь об очередном сносе очередного памятника, и кто-то называет активиста "очередным Альдо", это значит, что явлению дано имя, а говорящему дан язык, которым он может говорить. Это удается далеко не всякому автору, надо сказать. А когда приходите Вы и говорите, что это неудача и этому вообще не место в творчестве - получается оксюморон. В искусстве не место важнейшей задаче искусства.
|
|
|
Авторизирован
|
"Я на мир взираю из-под столика, Век двадцатый - век необычайный. Чем столетье интересней для историка, Тем для современника печальней!" (c) Н. Глазков
|
|
|
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
Карма: 2112
Offline
Пол:
сообщений: 12010
Legendary Creature - Gnome Illusionist
|
Вы не правы
Возможно. Но я так мыслю. Понимаете, когда заходит речь об очередном сносе очередного памятника, и кто-то называет активиста "очередным Альдо", это значит, что явлению дано имя, а говорящему дан язык, которым он может говорить. Ну. "Очередной Альдо" - это имя и язык, да. При его наличии - есть ли место для "Очередного Мирона"? Что Мирон добавляет к языку по сравнению Альдо? Чем он нов? А когда приходите Вы и говорите, что это неудача и этому вообще не место в творчестве - получается оксюморон.
Ну, эм, на самом деле я говорил, что "это не моё" и что я не приемлю такой жанр. Имею право, согласитесь? Я прекрасно знаю, что эта вещь очень многим понравилась, в целом понимаю, почему, и не собираюсь опровергать её достоинств. Я только пытался объяснить, почему она может другой части аудитории не понравиться, и определить жанровые признаки.
|
|
|
Авторизирован
|
Перестаньте, черти, клясться на крови...
|
|
|
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
Карма: 2112
Offline
Пол:
сообщений: 12010
Legendary Creature - Gnome Illusionist
|
Если три - то все три; о месте политики в литературе, о нехудожественности, о логике поведения. Все три антилитературны.
Из этих трёх - я наиболее склонен обсуждать третье. Вы действительно считаете правдоподобным, что Асон и Тимезий в три минуты стали драться вместе против общего врага, моментально забыв о прежней вражде? Если мы говорим об аллегории или о притче - правдоподобность тут и не нужна. Важна только мысль. Но если Вы не признаёте книгу аллегорией - есть о чём пободаться.
|
|
|
Авторизирован
|
Перестаньте, черти, клясться на крови...
|
|
|
Blackfighter
|
Ну. "Очередной Альдо" - это имя и язык, да. При его наличии - есть ли место для "Очередного Мирона"? Что Мирон добавляет к языку по сравнению Альдо? Чем он нов? Ну что добавляет urbi et orbi описание явления, отчасти схожего с предыдущим, но в общем и целом - другого? Добавляет имена, значения и смыслы. Добавляет возможности осмысления. Очерчивает и выделяет явление из хаотической массы "феноменов". Дает инструментарий - дискурс (слова и "вешки" направления), чтобы проговорить существующее. Ну, эм, на самом деле я говорил, что "это не моё" и что я не приемлю такой жанр. Имею право, согласитесь? Вы имеете полное и законное право не любить хоть десять жанров, но "я не люблю, когда..." и возведение индивидуального вкуса в общее правило - это очень разные вещи. Тем более, что в данном случае мы видим редчайшую для русской sf&f литературы вещь - яркий пример внегеттовости, работы в поле остроактуальных значений. А тут Вы - типа здрасте, берите обратно игрушки и ступайте гонять характерно обоснованных эльфов по геологически прописанным полям. Это, кстати, для всего сборника в целом характерно: целый набор новых языков для говорения о таких вещах, как политика и ответственность, национальная идентичность и героизм... и определить жанровые признаки.
И где, если не секрет, в Ваших высказываниях о СМ определение жанровых признаков? Кстати, Вы так и не объяснили, зачем, при декларируемой нелюбви к политике в литературе, читать текст таким образом и находить там белых, красных, сталиных и жуковых, а не наивным прочтением*, в котором все вполне читается: иклуты, титаны, стурнийцы, баталии, магия... *в смысле "прямо по тексту", а не "примитивно".
|
|
« Последняя правка: 20 июня 2010 года, 23:14:10 от Blackfighter »
|
Авторизирован
|
"Я на мир взираю из-под столика, Век двадцатый - век необычайный. Чем столетье интересней для историка, Тем для современника печальней!" (c) Н. Глазков
|
|
|
Blackfighter
|
Из этих трёх - я наиболее склонен обсуждать третье. Вы действительно считаете правдоподобным, что Асон и Тимезий в три минуты стали драться вместе против общего врага, моментально забыв о прежней вражде? Если мы говорим об аллегории или о притче - правдоподобность тут и не нужна. Важна только мысль. Но если Вы не признаёте книгу аллегорией - есть о чём пободаться.
Я грешным делом считаю, что "правдоподобность" в подобном ее трактовании - от силы инструмент второго плана, используемый литературой для решения второстепенных задач. ООС и IC - термины для характеризации фанфика. Современное смещение акцента на достоверность числа и формы пуговиц, а также на "достоверность" психологической картины - это такой занимательный феномен, который нуждается в рассмотрении (вопрос "отчего же, отчего же у нас отдельные читатели подались в звери обоснуи, а другие в звери рецензенты-добровольские" меня давно занимает). Но, понимаете ли, здесь в самой постановке вопроса кроется роскошная логическая ошибка, которая сводит на "нет" всю проблему: что мы знаем о титане, чтобы судить о достоверности и правдоподобии его поведения? То, что нам говорит об этом титане автор. Так что если автор говорит о титане, что он встал и на пару с покойным врагом погнал потомков в три шеи - нам остается автору доверять. Потому что см. выше - единственный источник информации есть автор. Реконструкция же на уровне "а я бы так не сделал" - реконструкция по человеку, причем по себе. И все эти - вполне возможные даже для людей, и "обоснуяемые" на счет раз хоть тем, что старый черт лучше нового, хоть неофобией пост мортем (кто сказал, что ее нет? Вас часто воскрешают?) - все это пустая и праздная игра ума. А вот месседж о потомках, от которых озверели предки - ценность. И притчей текст, чтобы не заниматься этой пустой и праздной игрой ума, быть не обязан.
|
|
|
Авторизирован
|
"Я на мир взираю из-под столика, Век двадцатый - век необычайный. Чем столетье интересней для историка, Тем для современника печальней!" (c) Н. Глазков
|
|
|
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
Карма: 2112
Offline
Пол:
сообщений: 12010
Legendary Creature - Gnome Illusionist
|
[quote author=Blackfighter link=topic=13460.msg561809#msg561809 Ну что добавляет urbi et orbi описание явления, отчасти схожего с предыдущим, но в общем и целом - другого? В чём другого-то? Чем Мирон отличается от Альдо? Расскажите. Тем более, что в данном случае мы видим редчайшую для русской sf&f литературы - яркий пример внегеттовости, работы в поле остроактуальных значений. А тут Вы - типа здрасте, берите обратно игрушки и ступайте гонять характерно обоснованных эльфов по геологически прописанным полям.
Скажите честно: Вы действительно полагаете, что "Мозаики" представляют собой новое качество по сравнению с более ранними (и более поздними) книгами Веры Викторовны? Как по мне, "яркий пример внегеттовости" - это Кэртиана, "Кесари и боги", "Воевода и ночь". Я с этими вещами "мозаики" сравниваю, а не с абстрактными геологически прописанными эльфами. И где, если не секрет, в Ваших высказываниях о СМ определение жанровых признаков?
Объясните мне, почему СМ не аллегория? Кстати, Вы так и не объяснили, зачем, при декларируемой нелюбви к политике в литературе, читать текст таким образом и находить там белых, красных, сталиных и жуковых, а не наивным прочтением*, в котором все вполне читается: иклуты, титаны, стурнийцы, баталии, магия...
А у меня был выбор? Я не могу управлять собственным восприятием и игнорировать ассоциации, которые при ходят в голову помимо моей воли.
|
|
|
Авторизирован
|
Перестаньте, черти, клясться на крови...
|
|
|
Blackfighter
|
В чём другого-то? Чем Мирон отличается от Альдо? Расскажите. Вам не кажется, что на этот вопрос есть единственный разумный ответ "всем"? Мне вот кажется. Потому что у СМ и проблематика-то другая. И персонаж другие задачи выполняет. Скажите честно: Вы действительно полагаете, что "Мозаики" представляют собой новое качество по сравнению с более ранними (и более поздними) книгами Веры Викторовны? Как по мне, "яркий пример внегеттовости" - это Кэртиана, "Кесари и боги", "Воевода и ночь". Я с этими вещами "мозаики" сравниваю, а не с абстрактными геологически прописанными эльфами. Я не понимаю, что такое "представлять собой новое качество". Быть лучше? По каким именно параметрам? Я считаю, что таким примером являются и КиБ, и СМ, и "Воевода...", и "Волчье поле". Поскольку во всех говорится о вещах актуальных для нынешнего времени и нашего обшества. О разных вещах. На разном отборе материала. И где, если не секрет, в Ваших высказываниях о СМ определение жанровых признаков?
Объясните мне, почему СМ не аллегория? А потому что аллегория - это троп. А троп - это риторическая фигура. Такие тропы как метафора, аллегория и прочие литоты с гиперболами используются в художественном тексте. А не текст является ими. Я объяснила, "почему борщ не свекла?"
|
|
|
Авторизирован
|
"Я на мир взираю из-под столика, Век двадцатый - век необычайный. Чем столетье интересней для историка, Тем для современника печальней!" (c) Н. Глазков
|
|
|
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
Карма: 2112
Offline
Пол:
сообщений: 12010
Legendary Creature - Gnome Illusionist
|
Но, понимаете ли, здесь в самой постановке вопроса кроется роскошная логическая ошибка, которая сводит на "нет" всю проблему: что мы знаем о титане, чтобы судить о достоверности и правдоподобии его поведения? То, что нам говорит об этом титане автор. Так что если автор говорит о титане, что он встал и на пару с покойным врагом погнал потомков в три шеи - нам остается автору доверять.
Давайте оставим титана в покое? Его действительно только автор знает - и, при этом, автор не брезгует обосновать его реакцию наличием кощунственного веночка у Мирона на голове. После этой детали я ни на минуту не сомневаюсь, что титан будет мочить оного Мирона всею доступной ему артиллерией. Но вот почему Тимезий - человек, который вроде бы должен быть нам по-человечески понятен - не добивает титана, а встаёт на его сторону - мне пока неясно.
|
|
|
Авторизирован
|
Перестаньте, черти, клясться на крови...
|
|
|
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
Карма: 2112
Offline
Пол:
сообщений: 12010
Legendary Creature - Gnome Illusionist
|
Потому что у СМ и проблематика-то другая. И персонаж другие задачи выполняет.
Расскажите, какая проблематика там и какая там? И в чём разница? Я не понимаю, что такое "представлять собой новое качество". Добавить новую мысль, новый образ - вообще что-то такое, чего в первоначальном тексте не было? Я объяснила, "почему борщ не свекла?" Не вполне. Как человек без гуманитарного образования я вынужден на эту тему подумать.
|
|
|
Авторизирован
|
Перестаньте, черти, клясться на крови...
|
|
|
Dreamer
|
В чём другого-то? Чем Мирон отличается от Альдо? Расскажите. Ну хотя бы тем, что он гораздо умнее. Скрутил в бараний рог приведший его к власти Сенат и уже лет двадцать рулит страной. Так я и не воспринимаю Сталина как "гения всех времён и народов". Четверо упаси. Я его воспринимаю, как человека, который сделал что-то в меру своих ограниченных сил для победы над врагом, человека, чей вклад был одними идеологами раздут до невероятия, а другими идеологами сведён к нулю. Согласитесь, что это на Тита похоже? Нет, не соглашусь. Как вы воспринимаете Сталина, это вам видней, а вот как автор описала историю Тита - я и сам в тексте могу увидеть. Персонально со Сталиным общего не наблюдается, с теми, "имя кому - легион" - вижу. Просто аллегория войны с титанами как гражданской - очевидна. И аллегория Мирона как современной власти - тож. После этого - только после этого - ищется место для Тита и Приска тоже как аллегории - и легко находится. Простите, а это не получается подгонкой решения под уже предопределенный результат? В принципе, готов согласиться, что Жукова там реально ни в каком виде нету, и Сталина тож. Есть собирательный образ героев Великой Отечественной, которых я собирательно обозначил этими двумя именами, для краткости. Ой! Захолустная крепость на краю империи, набег окрестных дикарей - аллегория Великой Отечественной? Побойтесь Леворукого. Ну или хотя бы посвящение к этой части прочтите. Что ж вы все буквально пинками заталкиваете в какой-то заранее выстроенный загон?
|
|
|
Авторизирован
|
Печальный крик, крылом скользящий в пене, Уходит в скалы, вверх, рождая волны, Ветер умирает ...
|
|
|
Blackfighter
|
и, при этом, автор не брезгует обосновать его реакцию наличием кощунственного веночка у Мирона на голове. После этой детали я ни на минуту не сомневаюсь, что титан будет мочить оного Мирона всею доступной ему артиллерией. Исключительно за веночек? Интересное какое существо... а точно ли автор пытался изобразить нам такого отморозка? Но вот почему Тимезий - человек, который вроде бы должен быть нам по-человечески понятен - не добивает титана, а встаёт на его сторону - мне пока неясно. Ну, например, можно перечитать финал - или всю 4-ю историю целиком. Там, в принципе, написано без особых шифровок. Другое дело, что "нам по-человечески понятен" - понятие индивидуализированное. Мне понятен; я худо-бедно человек; следовательно?.. Расскажите, какая проблематика там и какая там? И в чём разница? Я "расскажу" - в смысле, обозначу, как я это вижу, но сразу предупреждаю, что дискутировать на эту тему не буду, потому что проблематика в художественном тексте читателе-зависима (точнее, формулировки и акценты в оной проблематике). В случае Альдо мы видим проблему "государя", проблему власти - ответственности, порядочности, допустимого. В случае Мирона речь идет скорее об "От пророков великих идей до пороков безликих людей"(с)Ладыженский. Преемственность, рост, развитие - или антиразвитие, деградация. Общего - что? Теплое и кислое... теплое бывает кислым, но бывает и красным. Добавить новую мысль, новый образ - вообще что-то такое, чего в первоначальном тексте не было? В каком первоначальном? Не вполне. Как человек без гуманитарного образования я вынужден на эту тему подумать.
Любой словарь и справочник - начиная с Вики - Вам в помощь.
|
|
|
Авторизирован
|
"Я на мир взираю из-под столика, Век двадцатый - век необычайный. Чем столетье интересней для историка, Тем для современника печальней!" (c) Н. Глазков
|
|
|
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
Карма: 2112
Offline
Пол:
сообщений: 12010
Legendary Creature - Gnome Illusionist
|
Персонально со Сталиным общего не наблюдается, с теми, "имя кому - легион" - вижу.
Оки. Прошу прощения, что записал в число тех "имя кому - легион" - Сталина. Вероятно, это было ошибкой. Ой! Захолустная крепость на краю империи, набег окрестных дикарей - аллегория Великой Отечественной?
Крепость захолустная - но отношение к её защитникам у положительных героев повести ровно такое же, как у нас к героям Великой Отечественной. По тексту не видно, чтобы у них были более уважаемые герои. Создаётся впечатление, что более героической войны и большего подвига у них не было. Если и было - в тексте этого нет.
|
|
|
Авторизирован
|
Перестаньте, черти, клясться на крови...
|
|
|
Dreamer
|
Крепость захолустная - но отношение к её защитникам у положительных героев повести ровно такое же, как у нас к героям Великой Отечественной. А можно это утверждение как-то проиллюстрировать? А то получается та же история: вы видите, я - нет. У меня ведь тоже есть свое отношение к ветеранам Великой Отечественной, так оно на то, что описано в книге, не похоже. Создаётся впечатление, что более героической войны и большего подвига у них не было. Если и было - в тексте этого нет.
А почему они там должны быть? Упомянут Скадарион, в связи с ним - история Скадарии. Больше для сюжета ничего не требуется. "Арагорновы штаны"?
|
|
|
Авторизирован
|
Печальный крик, крылом скользящий в пене, Уходит в скалы, вверх, рождая волны, Ветер умирает ...
|
|
|
Allor
|
Сталин и Жюков, возродившись, с первого же взгляда на новых хозяев жизни поняли, что они теперь все союзники друг другу против этих вот - до меня дошло, что это не притча даже, а аллегория. Не мой жанр. Тут уже много сказано, но добавлю: ассоциации - личное дело читателя, аллюзии - вещь весьма неоднозначная, аллегория - вещь очень конкретная. И вот в каком месте "Стурнийские мозаики" аллегория, да еще вот этого вот - не пойму. Сама вещь настолько пронзительная и общечеловеческая, настолько о многом, что ее свести вот к такому... Видимо, нужно очень парадоксальное мышление. Я в шоке. Культурном.
|
|
|
Авторизирован
|
Я не я, и кобыла не моя...
|
|
|
|
Страницы: 1 [2] 3 4 ... 7
|
|
|
|