Форум официального сайта Веры Камши

Внимание! Данный форум доступен только для чтения,
для общения добро пожаловать на новый форум forum.kamsha.ru

Добро пожаловать, гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, если хотите стать полноправным участником форума.
25 апреля 2024 года, 14:40:21

Войти
Поиск:     Расширенный поиск
ВНИМАНИЕ! В ближайшие дни должен состояться переезд форума на новый хостинг и новый движок! Переезд будет сопровождаться временным отключением доступа к форуму. Подробности - в разделе "Работоспособность форума"
844443 Сообщений в 12090 темах от 7410 участников
Последний участник: Vera_Kamenskaya
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти зарегистрируйтесь
+  Форум официального сайта Веры Камши
|-+  Литературный Конкурс НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ
| |-+  Клуб НДП-2010+
| | |-+  КВА (Клуб Веселых Антикритиков) (Модераторы: Старая Жаба, Вук Задунайский)
| | | |-+  Техника безопасности при работе с критикой
« предыдущая следующая »
Страницы: [1] Печать
Автор Тема: Техника безопасности при работе с критикой  (прочитано 3899 раз)
Gatty
Мастер
Герцог
*****

Карма: 6948
Offline Offline

сообщений: 7521



просмотр профиля
Техника безопасности при работе с критикой
« было: 26 июня 2010 года, 05:06:27 »

Написалось  по итогам второго конкурса. Пусть теперь будет и тут.

Отбрасывать критическую шелуху и выбирать рациональные зерна не так уж и сложно. Если уяснить четыре вещи.

1 Автор не пуп земли и не гений человечества, а один из многих,</b> пишущих не только для себя, но и для других.

2. Критик не истина в конечной инстанции и даже не товарищ Жданов, а один из многих читателей, просто более активный. Критик говорит. Автор слушает. Хвалы  не повод залезать на ящик из-под мыла и начинать вещать. Ругань не повод разрывать на себе одежды, посыпать голову пеплом, накрываться простыней и ползти на кладбище.  

3.Произведение  не может нравиться всем и не может быть безупречным.
  Оно не Библия, не Коран, ни Кама-Сутра и даже не краткий курс истории ВКП(б), хотя и они имеют не только  воинствующих приверженцев, но и ненавистников.

4. Критика не приговор, не догма, а в лучшем (для критики) случае - руководство к действию.

Приложения.
Чтобы адекватно воспринимать критику и извлекать из нее пользу, ИМХО, нужно:
1.   Не  исходить из того, что ваше  произведение посильнее «Фауста» Гете.

2.   Не думать, что публикация  вашего произведения хоть в  Сети, хоть на бумаге – важнейшее событие, в  сравнении       с которым войны, выборы, олимпиады, выходы бестселлеров и блокбастеров не  значат ничего

3.   Не считать себя тварью дрожащей, а свое произведение - квинтэссенцией безграмотности, посредственности и комплексов.

4.   Понимать, что отношение к вашей книге не является определяющей характеристикой личности критика. Не записывать с лету того, кто похвалит, в лучшие друзья и корифеи всех наук. Не объявлять того, кто обругает, врагом народа и умственно неполноценным.

5.   Не поджимать хвост, не нападать, не отрекаться от себя и не менять поминутно свое мнение, уподобляясь художнице Иве.
                        Наша   Ива
                        Не  ленива:
                        Целый день  рисует   Ива ,
                        Есть бумага,
                        Кисть и краски...
                        Красным - губки,
                        Синим - глазки,
                        Кудри - цвета золотого...
                        Вот и девочка готова!
                        - Поглядите, - просит
                        Ива , -
                        Как, по-вашему,
                        Красиво?

                        Подлетела к  Иве  Майка -
                        Знаменитая всезнайка:
                        -  Ива ,
                        У тебя талант!
                        Подрисуй ей только бант!
                         Наша   Ива
                         Не   спесива :
                        Тут же
                        Бант
                        Рисует   Ива .

                        На картинку смотрит Ирка,
                        И у ней нашлась придирка:
                        - Дам тебе один совет:
                        Выкрась бантик
                        В красный цвет! -
                         Наша  Ива
                         Не  строптива:
                        Красный бант
                        Рисует
                        Живо.

                        Наконец
                        Явился Славка:
                        - Молодец!
                        Но есть поправка:
                        Бант,
                        По мненью моему,
                       Совершенно ни к чему!
                        Ива
                        Очень терпелива,
                        Достает
                        Резинку
                        Ива...

                        Смотрят
                        Славка,
                        Майка,
                        Ирка -
                        Вместо банта
                        Стала дырка!
                        - А теперь, - спросила Ива,
                        Как, по-вашему,
                        Красиво?

                        (С) Из Я.Свободы, пер. Б. Заходера


« Последняя правка: 26 июня 2010 года, 05:20:09 от Gatty » Авторизирован

"Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых".  Маршал Советского Союза Рокоссовский
Gatty
Мастер
Герцог
*****

Карма: 6948
Offline Offline

сообщений: 7521



просмотр профиля
Re: Техника безопасности при работе с критикой
« Ответить #1 было: 26 июня 2010 года, 05:11:23 »

Техника безопасности при работе с критикой.

Встречаясь с сетевой  критикой, смотрите на  место, на повод, в связи с которым вас начали разбирать, и на личность критика.

1. Бегло осмотреть место критики.  Откровенно враждебные  ресурсы лучше покидать сразу же.  

2. Проверьте, в связи с чем вас помянули.
- Если просто прочли и высказались по существу, это заслуживает внимания.
- Если притянули за уши  в качестве примера в чужом споре или же «назло» оппоненту, уходите. Если, конечно,  вам не интересна стартовая дискуссия.
- Если вас восхвалили или заклеймили в связи с общей направленностью данного ресурса, уходите, если только вы не одержимы идеей миссионерства и не готовы разделить судьбу Кука.

3. Бегло проглядите отзыв, оценив степень категоричности.
Обнаружив односложные «отстой» (супер!»), «очередное свидетельство деградации фантастики»,  «где вы видели таких драконов», «автор ничего не понимает в синтезаторах «Мидас»,  уходите. Если, конечно, вы не мазохист и не  таксидермист-коллекционер.
          
4. Прежде чем принимать критику во внимание,  убедитесь, что:
    - Критик не принадлежит к «оптовикам», отвергающем (превозносящим) не только вас, но целый пласт
    - Вас не записали в  члены семьи изменников Родины, то есть в группу, с которой дерутся просто потому, что дерутся .
   
5. Определите  тип  вашего критика.    Критикующую братию условно можно разделить на:
 - Заинтересованных читателей. Их в первую очередь интересует  текст. Таких всегда полезно выслушать и действовать по обстановке.
 - Узких специалистов. Их интересует не лес, но отдельные деревья. Неоценимы при отсутствии профессиональных консультантов, но сами нуждаются  в двойной и тройной проверке.
 - Ангажированных выразителей. Их мнение, а частенько и манера общения - функция мнения определенной группы. Это может быть как серьезный литературный семинар, так и полдюжины блогеров. Объективности здесь ждать не приходится, а как выстраивать отношение именно с этой группой: игнорировать, каяться, подлизываться, объясняться,  дразнить, вступать в бой  - решать вам.  
 - Самоутвержденцев за чужой счет. Этих в первую очередь интересует собственная персона, вернее, производимое оной впечатление. Напоминают лирического героя Канцлера Ги, а именно трехпалого ленивца, которому  хочется быть большим и страшным, а приходится «висеть на ветке, листики жуя». Довольно часто являются еще и ангажированными выразителями. Случай тяжелый, но пользу извлечь можно и из него. Главным образом по принципу «Если хвалят тебя и тебе они рады, значит что-то и где-то ты сделал не так».  
- Страстно ненавидящих догонятелей (страстно догоняющих ненавистников).  Этих  интересует сразу  и текст, и личность автора, а также личная  жизнь, толщина  кошелька и метраж жилплощади. Они готовы скакать за автором десять дней, чтобы сказать, как  он, автор, бездарен, глуп, закомплексован и им безразилчен. При этом тексты знают едва ли не наизусть, соответственно, могут принести ощутимую пользу. Крики догонятелей привлекают нормальных читателей, выловленные блохи подлежат устранению, а сами преследователи  могут пригодиться при  создании характерных персонажей.  
Четвертый клок шерсти, которую можно получить с этой разновидности критиков -  осознание того, что ты преодолел определенный порог, за которым каждого автора стережет его личная мышь. Она будет плакать, колоться, громко пищать, но продолжать грызть кактус. Следующая стадия –  группа мышей, а на определенном этапе грызуны начинают собираться в стаи, но  заслуживают не больше внимания, чем одна-единственная маленькая мышка.

6. Прежде чем перейти к сути критических замечаний:
-  убедитесь, что критик читал именно вашу книгу, а не чужую, только в похожей  обложке. А так же  не был ли прочитанный экземпляр взят в библиотеке Мёнина или же написан  самим критиком. В собственном воображении.
- оцените степень конкретики. Если похвала или хула сводятся к  «роман написан хрошим (отвратительным) языком», «сюжет оригинален (предсказуем)», «герои яркие (безликие)», «автор велик и могуч (бездарен)», не тратьте  времени. Критик явно не дописал  в школе сочинений  о типичных представителях и  не даст вам ничего, кроме ностальгических воспоминаний о Чацком и Сонечке Мармеладовой.

7 Если вас критикуют за фактические ошибки, убедитесь, что критик выудил этот пассаж из вашего текста. Его там может просто не оказаться. Если  же  он есть:
 - Проверьте, правильно ли рецензент понял написанное.  А то напишешь про дощатый  доспех, а критик решит, что речь о дереве и примется объяснять, что железо его рубит.
- Если вас поняли  верно, спокойно проверьте, кто прав – вы или критик.   На утверждения типа  «конных арбалетчиков не бывает» следует отвечать ссылками на серьезные книги, где оные арбалетчики фигурируют.
- Если вы поняли, что ошиблись – признавайте это, не юля и не огрызаясь. Несоответствие числа мундирных пуговиц или заклепок  не дает критику права идентифицировать  книгу, как «полную фигню». Лермонтов, написав, что «Терек прыгает, как львица с косматой гривой  на хребте» допустил зоологический  ляп.
- Если вам указывают на несоответствие числа пуговиц мундиру Финтифлюйского полка Ферапонта Великого, а вы пишете про другой полк, другого государя  и другой мир, спокойно поблагодарите за информацию и напомните, что ваша книга  не калька земной действительности. Только сперва  проверьте, имеет ли Ферапонт Великий хоть какое-то отношение к вашей книге, очень может быть, что не имеет.  

Распространенные критические претензии.
Вы написали о селекционере, выведшем особо крупный огурец.  Критик углядел  плагиат  и радостно ткнул пальцем в  очевидный (ему) источник. Не обращайте внимания. Автор не несет ответственности за то, что  критик ограничился прочтением  «Репки», а биография Мичурина прошла мимо него.

Вы написали о баскетболе. Критик обвинил вас  в пристрастии  к высоким мужчинам. Не обращайте внимания. Автор не несет ответственности ни за то, что критик  смотрит баскетбол потому, что там «тааакие мальчики», ни за то, что критик  уродился ростом 1 м 44 см

Вы написали про жирафа.  Критик обвинил вас в отрыве от жизни и многостранично, страстно и саркастически  доказывает, что жирафов не бывает и быть не может. Не обращайте внимания. Автор не несет ответственности за то, что критик не читал Акимушкина и Брема, не смотрит передачу «В мире животных», не посещает зоопарк и вообще не является Гумилевым.

Вы написали о драконе (летающей тарелке).  Критик многостранично, страстно и саркастически доказывает, что  даже младенцам  известно, что число  голов у драконов  кратно трем (гравилеты имеют шестиугольные  иллюминаторы). Не обращайте внимания.  Это ваш дракон (тарелка) и принадлежит он вам, а не критику. Хочет трехглавого -  пускай ищет в другом месте или пишет сам.

Вы написали о том, как расцветает роза.
Критик многостранично, страстно и саркастически доказывает, что писать о розах, когда в Закобякинском районе сокращается ареал  живучки ползучей, - эскапизм. Не обращайте внимания. Розам - розово, живучкам –  живучково. И вообще см. выше.

Вы  написали. Вас заклеймили в одной обойме с ... - далее по списку. [Если список вам симпатичен и вам в нем уютно,  обращайте внимание и гордитесь. Если список  НЕ симпатичен, подумайте, как вы там оказались. Если  по принципу: «У кактуса есть иголки, у ежа есть иголки, следовательно кактус = еж. Еж  является переносчиком бешенства, кактус = еж, значит, кактус является переносчиком бешенства. Немедленно убрать кактусы  из школ и детских садов!» не обращайте внимания.  Это не ваши проблемы. Это к доктору, причем не вам.

Вы написали. Просто написали. Критик не осилил, осилил с трудом, просто не смог читать, etc . Не обращайте внимания. Это не ваши проблемы.  
« Последняя правка: 26 июня 2010 года, 05:17:24 от Gatty » Авторизирован

"Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых".  Маршал Советского Союза Рокоссовский
Страницы: [1] Печать 
« предыдущая следующая »
Перейти в раздел:  

Powered by MySQL Powered by PHP Форум официального сайта Веры Камши | Powered by SMF 1.0.10.
© 2001-2005, Lewis Media. All Rights Reserved.
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!