Форум официального сайта Веры Камши

Внимание! Данный форум доступен только для чтения,
для общения добро пожаловать на новый форум forum.kamsha.ru

Добро пожаловать, гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, если хотите стать полноправным участником форума.
26 апреля 2024 года, 00:48:12

Войти
Поиск:     Расширенный поиск
ВНИМАНИЕ! В ближайшие дни должен состояться переезд форума на новый хостинг и новый движок! Переезд будет сопровождаться временным отключением доступа к форуму. Подробности - в разделе "Работоспособность форума"
844443 Сообщений в 12090 темах от 7410 участников
Последний участник: Vera_Kamenskaya
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти зарегистрируйтесь
+  Форум официального сайта Веры Камши
|-+  Художественная литература
| |-+  Любимые и не очень книги, но не фантастика и не фэнтези
| | |-+  Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« предыдущая следующая »
Страницы: [1] 2 Печать
Автор Тема: Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"  (прочитано 5736 раз)
Гаррольд
Пессимист
Герцог
*****

Карма: 15
Offline Offline

сообщений: 2576

Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля
Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« было: 29 января 2010 года, 16:36:18 »

     Пролистал раздел, но тем посвященных сыну турецкоподанного не нашел, а между тем эти два романа стоят того,что бы их обсудить.
        По совету эра Бункерхилла разыскал в сети изначальный вариант "12 стульев" и прочел открыл много нового Радость. Изначальный вариант романа определенно писался не только как веселый сатирический роман, в котором весело и с огоньком стебутся над мещанством и отрицательными чертами советского общества первых лет после революции и гражданской войны, но и сатира как не странно политическая, где очень тонко гнобятся трокцисты с их теорией военного коммунизма и перманентной революции.
     Казалось бы что такой тонкий стеб в конце 20-х-начале 30-х невозможен даже в принципе, но если прочесть внимательно то можно заметить к примеру эпизод, где один из участников праздничного старгородского митинга посвященного запуску трамвайной линии, начинает вещать перед корреспондентом местной газеты о международном положении, клеймя "каленым железом глаголом" румынских бояр, Муссолини, Чемберлена Смех Смех Смех Смех или выкинутой в последствии главы, где дело происходит в редакции  газеты "Станок" в эпизоде с Ляписом Трубецким, который совместно с еще одним рифмоплетом решает писать пьесу о том как советский ученый изобрел луч смерти и зашил чертеж в сиденье стула, а итальянские фашисты стул выкрали Смех Смех Смех Смех
« Последняя правка: 29 января 2010 года, 19:39:34 от Гаррольд » Авторизирован
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
*****

Карма: 2112
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 12010

Legendary Creature - Gnome Illusionist


просмотр профиля
Re: Со стороны деревники Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« Ответить #1 было: 29 января 2010 года, 19:26:45 »

или выкинутой в последствии главы, где дело происходит в редакции  газеты "Станок" в эпизоде с Ляписом Трубецким, который совместно с еще одним рифмоплетом решает писать пьесу о том как советский ученый изобрел луч смерти и зашил чертеж в сиденье стула, а итальянские фашисты стул выкрали Смех Смех Смех Смех
Это не стёб, такая пьеса действительно была. Главу, вероятно, выкинули сообразив, что она будет хамской по отношению к уже покойному Льву Лунцу. Троцкисты и прочая политика здесь, вероятно, ни при чём.
Авторизирован

Перестаньте, черти, клясться на крови...
nyushik
гость


E-mail
Re: Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« Ответить #2 было: 30 января 2010 года, 21:38:14 »

Ой, а ссылочку - где скачивали? Пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста!
Авторизирован
Blackfighter
Обижатель чацких и укротитель мышей. Нелетучих.
Герцог
*****

Карма: 943
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 2051


ренегат. приддатель.

50767311
просмотр профиля WWW
Re: Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« Ответить #3 было: 30 января 2010 года, 21:53:38 »

У меня, имеется, гхм, ряд вопросов к оратору.

1. Какова тонкая связь непосредственно между пьесой о стуле с планом и гноблением троцкистов с теорией военного коммунизма?

2. Почему же именно троцкистам посвящается эпизод с речами при открытии трамвая?

О невозможности тонкого стеба в указанный интервал времени - а особенно на эту тему! - сказано вполне точно: "казалось". Улыбка
Авторизирован

"Я на мир взираю из-под столика,
Век двадцатый - век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней!"
(c) Н. Глазков
Гаррольд
Пессимист
Герцог
*****

Карма: 15
Offline Offline

сообщений: 2576

Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля
Re: Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« Ответить #4 было: 30 января 2010 года, 23:07:34 »

У меня, имеется, гхм, ряд вопросов к оратору.
2. Почему же именно троцкистам посвящается эпизод с речами при открытии трамвая?
О невозможности тонкого стеба в указанный интервал времени - а особенно на эту тему! - сказано вполне точно: "казалось". Улыбка

 "– Товарищи! – сказал Гаврилин. – Торжественный митинг по случаю открытия
старгородского трамвая позвольте считать открытым!
Медные трубы задвигались, вздохнули и три раза подряд сыграли «Интернационал».
– Слово для доклада предоставляется товарищу Гаврилину! – крикнул Гаврилин.
Гаврилин начал свою речь хорошо и просто:
– Трамвай построить, – сказал он, – это не ешака купить.
В толпе внезапно послышался громкий смех Остапа Бендера. Он оценил эту фразу. Все
заржали. Ободренный приемом, Гаврилин, сам не понимая почему, вдруг заговорил о
международном положении.210 Он несколько раз пытался пустить свой доклад по трамвайным
рельсам, но с ужасом замечал, что не может этого сделать. Слова сами по себе, против воли
оратора, получались какие-то международные. После Чемберлена, которому Гаврилин уделил
полчаса, на международную арену вышел американский сенатор Бора.211 Толпа обмякла.
Корреспонденты враз записали: «В образных выражениях оратор обрисовал международное
положение нашего Союза…» Распалившийся Гаврилин нехорошо отозвался о румынских
боярах и перешел на Муссолини.212 И только к концу речи он поборол свою вторую
международную
  натуру Смех Смех Смех Смех Смех Глазки вверх Глазки вверх Глазки вверх Глазки вверх Глазки вверх и заговорил хорошими деловыми словам
-------------------------------------
210 "…заговорил о международном положении… – Ирония авторов по поводу обязательного анализа
«международного положения» на митингах, посвященных совсем другим вопросам, отнюдь не воспринималась в
1927 году как фрондерство, поскольку в периодике постоянно высмеивались лидеры троцкистской оппозиции,
сводившие практически любую тему к обсуждению «международного положения», точнее – внешнеполитических
провалов официального руководства. К примеру, Н. И. Бухарин, выступая на Московской губернской
партконференции в ноябре 1927 года, шутил: «Я, товарищи, детально останавливаться не буду на международном
положении. Я не иронически это говорю, хотя и знаю, что это может послужить поводом для того, чтобы наша
оппозиция сказала: ну, вот, „национальная ограниченность“, потому что мало говорил о международном
положении»."

212" …о румынских боярах… Муссолини… – Словосочетание «румынские бояре» – пропагандистское клише,
бытование которого связано с тем, что в монархической Румынии сохранялась собственность на землю
помещиков-бояр. Пропагандистские нападки на Румынию, обусловленные территориальными притязаниями,
усилились в 1926 году, после того, как ею был заключен союз с Италией, где с 1922 года у власти было
фашистское правительство Б. Муссолини."


         P.S. Вы правы эрэа малость погорячился, насчет "кажется совершенно невозможным". но это опять-таки с какой точки зрения смотреть, человека интересовавшегося историей того периода и хорошо знающего о борьбе группировок Сталина и Троцкого и того кто данным вопросом не интересовался, со стороны среднего современного читателя такое тонкое чморение пусть и внутренней, но все же внутриправительственной оппозиции будет казаться совершенно невозможным.

У меня, имеется, гхм, ряд вопросов к оратору.
1. Какова тонкая связь непосредственно между пьесой о стуле с планом и гноблением троцкистов с теорией военного коммунизма?

"– Ну! Говори же!"
– Ты украдешь!"
– Я у тебя часто крал сюжеты?"
– А повесть о комсомольце, который выиграл сто тысяч рублей?"
– Да, но ее же не взяли.
– Что у тебя вообще брали! Я могу написать замечательную поэму.
– Ну, не валяй дурака! Расскажи!
– А ты не украдешь?
– Честное слово.
– Сюжет классный. Понимаешь, такая история. Советский изобретатель изобрел луч
смерти и запрятал чертежи в стул. И умер. Жена ничего не знала и распродала стулья. А
фашисты узнали и стали разыскивать стулья. А комсомолец узнал про стулья и началась
борьба. 384 Тут можно такое накрутить…
Композитор Ибрагим существовал милостями своей сестры. Из Варшавы она присылала
ему новые фокстроты. Ибрагим переписывал их на нотную бумагу, менял название 385
«Любовь в океане» на «Амброзию» или «Флирт в метро» на «Сингапурские ночи» и, снабдив
ноты стихами Хунтова, сплавлял их в музыкальный сектор.
– Об чем спор? – повторил он.
Соперники воззвали к беспристрастию Ибрагима. История о фашистах была рассказана
во второй раз.
– Поэму нужно писать, – твердил Ляпис-Трубецкой.
– Пьесу! – кричал Хунтов.
Но Ибрагим поступил, как библейский присяжный заседатель. Он мигом разрешил
тяжбу.
– Опера, – сказал Ибрагим, отдуваясь. – Из этого выйдет настоящая опера с балетом,
хорами и великолепными партиями.
Его поддержал Хунтов. Он сейчас же вспомнил величину сборов Большого театра.
Упиравшегося Ляписа соблазнили рассказами о грядущих выгодах. Хунтов ударял ладонью по
справочнику и выкрикивал цифры, сбивавшие все представления Ляписа о богатстве.
Началось распределение творческих обязанностей. Сценарий и прозаическую обработку
взял на себя Хунтов. Стихи достались Ляпису. Музыку должен был написать Ибрагим. Писать
решили здесь и сейчас же.
Хунтов сел на искалеченный стул и разборчиво написал сверху листа: «Акт первый».
– Вот что, други, – сказал Ибрагим, – вы пока там нацарапаете, опишите мне главных
действующих лиц. Я подготовлю кой-какие лейтмотивы. Это совершенно необходимо.
Золотоискатели принялись вырабатывать характеры действующих лиц. 386
Наметились, приблизительно, такие лица:
Уголино – гроссмейстер ордена фашистов (бас).
Альфонсина – его дочь (колоратурное сопрано).
т. Митин – советский изобретатель (баритон).
Сфорца – фашистский принц 387 (тенор).
Гаврила – советский комсомолец (переодетое меццо-сопрано).
Нина – комсомолка, дочь попа (лирич. сопрано).
(Фашисты, самогонщики, капелланы, солдаты, мажордомы, техники, сицилийцы,
лаборанты, тень Митина, пионеры и др.)
-------------------------
384 "…Советский изобретатель изобрел луч смерти и запрятал чертежи в стул… Жена… распродала…
фашисты узнали… борьба… – Сюжет этот явно пародиен. В качестве конкретных объектов пародирования можно
указать роман А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», опубликованный в 1925–1927 годах, фильм
Л. В. Кулешова по сценарию В. И. Пудовкина «Луч смерти», вышедший в 1925-м, и, конечно же, роман А. Белого
«Москва», своего рода бестселлер сезона, выдержавший к осени 1927 года два издания. О том, что главным
объектом иронического переосмысления стала книга Белого, свидетельствует прежде всего жанровая специфика. В
романе Толстого и фильме Кулешова повествуется о грядущих войнах и революциях, то есть фантастических
событиях планетарного масштаба, а вот у Белого, как и у Ляписа, сюжет вполне соответствует канонам
«шпионского» детектива: рассеянный профессор, совершивший важное с военной точки зрения открытие (конечно
же, смертоносный луч), прячет техническую документацию между страницами книг, профессорские книги
распродает беспечный сын, покупает их, разумеется, эмиссар иностранной разведки, в борьбу вступают прочие
«силы зла», охотящиеся за открытием русского ученого, и т. д.
-------------------
387 …Уголино – гроссмейстер ордена фашистов… Сфорца – фашистский принц… – То, что в 1927 году
врагами советского ученого оказываются фашисты, – вполне закономерно: Италия, где у власти была партия
Б. Муссолини, считалась потенциальным военным противником СССР, аналогично и в упоминавшемся фильме
Кулешова «Луч смерти» враги изобретателя – фашисты. Следуя пропагандистской схеме, ляписовский соавтор
наугад выбирает знакомые понаслышке имена, привычно ассоциируемые с Италией: Уголино – персонаж
«Божественной комедии» Данте, а Сфорца – династия миланских герцогов, правившая в XV–XVI веках. Термин
«гроссмейстер фашистского ордена», то есть соединение фашизма и масонства, точнее, масонской номенклатуры –
тоже очевидная нелепость, поскольку именно дуче заслужил репутацию ярого гонителя масонов. Однако
химерический фашист-масон – не только свидетельство невежества «золотоискателей». Это еще и указание на
основной объект пародии, роман Белого «Москва»: в романе главный враг русского ученого, иностранный
резидент Мандро – масон, и перед войной он встречался с будущим дуче «в масонских кругах». Авторы пародии
на Белого постоянно подчеркивают, что «золотоискатели» выбирают тему шпионажа, исходя исключительно из
соображений конъюнктурных. При этом подразумевается, что Ляпис опять ошибся: в контексте полемики с «левой
оппозицией» акцентирование военной угрозы было нежелательно именно с точки зрения официальной
пропаганды. Таким образом, роман «Москва» интерпретируется Ильфом и Петровым как неуклюжая попытка
Белого следовать уже устаревшим – в мае 1927 года – пропагандистским установкам. На исходе 1928 года
политическая ситуация была иной (что уже рассматривалось в предисловии), потому, вероятно, глава «Могучая
кучка или золотоискатели» не включалась в последующие издания «Двенадцати стульев».


« Последняя правка: 30 января 2010 года, 23:23:07 от Гаррольд » Авторизирован
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
*****

Карма: 2112
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 12010

Legendary Creature - Gnome Illusionist


просмотр профиля
Re: Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« Ответить #5 было: 30 января 2010 года, 23:22:09 »

В толпе внезапно послышался громкий смех Остапа Бендера. Он оценил эту фразу. Все
заржали. Ободренный приемом, Гаврилин, сам не понимая почему, вдруг заговорил о
международном положении.
Очевидно, здесь речь вовсе не о троцкистах. Предметом сатиры является жидомасонский заговор в лице товарища О.Бендера (который хоть и турецкоподданный по отцу, но мы все понимаем, кто по матушке) - каковой О.Бендер с помощью простейших НЛП-технологий сбивает тов. Гаврилина с мысли и выедает ему моск.
« Последняя правка: 30 января 2010 года, 23:23:57 от TheMalcolm » Авторизирован

Перестаньте, черти, клясться на крови...
Blackfighter
Обижатель чацких и укротитель мышей. Нелетучих.
Герцог
*****

Карма: 943
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 2051


ренегат. приддатель.

50767311
просмотр профиля WWW
Re: Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« Ответить #6 было: 31 января 2010 года, 00:09:04 »

Ага, это из комментариев, значит...

Однако, то ли у текста, то ли у комментариев должны побаливать уши: притянуто много. В том же случае шпионского романа -  романов 20-х годов, чья фабула сводится к такому бреду, было чуть несколько более чем более. Улыбка  Сама по себе схема выбора имен не только пропагандистская: если посмотреть в пьесу Шварца "Тень", то можно там увидеть классический пример {эпитеты вырезаны самоцензурой} - а Шварц все-таки никак не Ляпис сотоварищи.

Но, в сущности, кирпич (как мне лично кажется) летел вот сюда:

"На Западе искони существует некий вид творчества, с нашей русской точки зрения несерьезный, чтобы не сказать вредный. Это так называемая литература приключений, авантюр. Ее терпели скрепя сердце для детей… Потом, выросшие и поумневшие, они, наученные учителями русской словесности, просвещались и с горьким сожалением прятали в шкафы Хаггарда и Конан-Дойля…
Бульварной чепухой и детской забавой называли мы то, что на Западе считается классическим. ФАБУЛУ! Уменье обращаться со сложной интригой, завязывать и развязывать узлы, сплетать и расплетать — это добыто многолетней кропотливой работой, создано преемственной и прекрасной культурой…"
таки Лев Лунц - статья "На запад!".

- а не в конкретного Белого (Толстого, Беляева, Булгакова).

И так далее по каждому приведенному пункту; я эти комментарии помню смутно, но помню общее ощущение совершенно чрезмерной и местами крайне произвольной конкретной привязки. Такая сиюминутная сатира обычно обитает в конкретных фельетонах, а ДС и ЗТ тексты куда менее сиюминутные, обращающиеся не к конкретному роману/эпизоду, а с некоторым уровнем интегрирования.

Кстати, TheMalcolm, мне несколько странна идея о цензурной вырезке "из уважения" к Лунцу... это, наверное, был бы едва ли не единственный акт такового со стороны властей.
Авторизирован

"Я на мир взираю из-под столика,
Век двадцатый - век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней!"
(c) Н. Глазков
Гаррольд
Пессимист
Герцог
*****

Карма: 15
Offline Offline

сообщений: 2576

Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля
Re: Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« Ответить #7 было: 31 января 2010 года, 14:33:29 »

Ага, это из комментариев, значит...
Однако, то ли у текста, то ли у комментариев должны побаливать уши: притянуто много.

         Да некоторая притянусть в комментариях есть, но на мой взгляд эта притянутость не является критической. Обратите внимание чиновник средней руки в провинциальном городе на митинге посвященном запуску трамвая начинает вещать о международном положении высказывая точку зрения троцкистской оппозиции о том, что внешняя политика в троцкистском варианте (мировая революция) важнее внутренних проблем страны. И только под конец митинга он сумел побороть свою "вторую международную натуру", то есть в романе тонко намекаеться на то что данный партийный чиновник явно троцкист. Да для читателей начала 21-го конца 20-го века такой намек как правило останется незамеченным, если он разумеется не интересовался историей того периода, но для людей 20-30-х такой намек вполне понятен.
« Последняя правка: 27 марта 2012 года, 21:15:05 от Гаррольд » Авторизирован
Хронист
Рыцарь Прекрасной Дамы
Герцог
*****

Карма: 529
Offline Offline

сообщений: 1918


Пока мы живы, все возможно


просмотр профиля
Re: Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« Ответить #8 было: 31 января 2010 года, 16:14:40 »

Весь тутошний спор о том, не является ли речь о международном положении намеком на троцкистскую оппозицию исходит из современного мифологического представления  о реалиях 20-х годов. Разумеется, и тогда троцкистов обвиняли в преувеличении значения мировой революции. Но при всем при этом речи и доклады о международном положении были неотъемлемой частью пропагандистской рутины и в 20-е, и в 30-е, да и в 50-е годы. Так что ни в какое время читатель увидеть тут намек на троцкистов ну никак не мог, ибо слышал подобные речи от чиновников и штатных партполитпропагандистов любой групповой принадлежности - хоть правых, хоть левых, хоть центристов.
Цитата из Бухарина не катит, ибо сам Николай Иванович о международном положении и мировой революции выступал с речами куда как чаще троцкистов, которых после 27 года в порядке внутрипартийной демократии и свободы критики вообще уже не до каких трибун не допускали.
Не надо затевать поиски черной кошки в темной комнате, если кошки там нет.
« Последняя правка: 31 января 2010 года, 16:17:01 от Хронист » Авторизирован
Blackfighter
Обижатель чацких и укротитель мышей. Нелетучих.
Герцог
*****

Карма: 943
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 2051


ренегат. приддатель.

50767311
просмотр профиля WWW
Re: Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« Ответить #9 было: 31 января 2010 года, 17:56:37 »

Хронист, большое спасибо за своевременный ликбез!  Круто

Назло эру Хронисту, так милосердно просветившему нас,  продолжим, отмораживая уши, лелеять наши мифологические современные представления о реалиях.

Гаррольд, собственно, там еще в предисловии к тексту с комментариями есть определенные интересные моменты: роман не уложился в колебания генеральной линии еще к моменту публикации - и почему, и как именно.
Так вот что мне не нравится в версии аннотаторов этого издания. В издании романа 1956 года (с предисловием Симонова) вся эта сцена с боярами и международным положением есть, как миленькая. А отсылки - включая саркастические и полемические, - к троцкистской оппозиции к этому моменту были надежно стерты; а сцена оказалась неподцензурна. Забавная избирательность.


PS - как оказалось, аннотированное издание 1997 года прекрасным легальным образом лежит в Библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/ILFPETROV/dwenadcatx.txt


Авторизирован

"Я на мир взираю из-под столика,
Век двадцатый - век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней!"
(c) Н. Глазков
Гаррольд
Пессимист
Герцог
*****

Карма: 15
Offline Offline

сообщений: 2576

Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля
Re: Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« Ответить #10 было: 31 января 2010 года, 18:23:38 »

Так вот что мне не нравится в версии аннотаторов этого издания. В издании романа 1956 года (с предисловием Симонова) вся эта сцена с боярами и международным положением есть, как миленькая. А отсылки - включая саркастические и полемические, - к троцкистской оппозиции к этому моменту были надежно стерты; а сцена оказалась неподцензурна. Забавная избирательность.

      Не совсем понимаю о чем вы. По моему стирание отсылок к троцкистской оппозиции в позднейших вариантах романа издаваемых в 30-е-40-е-50-е-60-е вполне логична, Сталин разгромил оппозицию отправив противников в вечную мерзлоту и новые упоминания о Троцком ему были совершенно ни к чему, как и Хрущеву который был  с близок с троцкистами. Оставление версии с боярами можно объяснить словами эра Хрониста.

Весь тутошний спор о том, не является ли речь о международном положении намеком на троцкистскую оппозицию исходит из современного мифологического представления  о реалиях 20-х годов. Разумеется, и тогда троцкистов обвиняли в преувеличении значения мировой революции. Но при всем при этом речи и доклады о международном положении были неотъемлемой частью пропагандистской рутины и в 20-е, и в 30-е, да и в 50-е годы. Так что ни в какое время читатель увидеть тут намек на троцкистов ну никак не мог, ибо слышал подобные речи от чиновников и штатных партполитпропагандистов любой групповой принадлежности - хоть правых, хоть левых, хоть центристов.
Цитата из Бухарина не катит, ибо сам Николай Иванович о международном положении и мировой революции выступал с речами куда как чаще троцкистов, которых после 27 года в порядке внутрипартийной демократии и свободы критики вообще уже не до каких трибун не допускали.
Не надо затевать поиски черной кошки в темной комнате, если кошки там нет.
      Надо будет посмотреть есть ли сцена с боярами в моем бумажном варианте.
          Но это возможно объяснить и смягчением цензуры в первые годы правления Хрущева. К слову сказать в 40-х-50-х роман было довольно сложно достать, и я слышал версию, что Сталин окрестил   "П12 стульев "Приключения жулика в стране дураков" (с) только не спрашиваете где я это ибо читал уже не помню и правда ли это.

« Последняя правка: 27 марта 2012 года, 21:17:42 от Гаррольд » Авторизирован
Blackfighter
Обижатель чацких и укротитель мышей. Нелетучих.
Герцог
*****

Карма: 943
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 2051


ренегат. приддатель.

50767311
просмотр профиля WWW
Re: Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« Ответить #11 было: 31 января 2010 года, 18:46:55 »

Гаррольд, я-то как раз о наличии сцены в тексте - см. ту же либ.ру, там искать удобно. Вылетел же из истории создания и издания романа Нарбут как идея, категорически. А следы как бы именно что антитроцкистской полемики - налицо.

Вообще хорошо бы найти комментарии Щеглова (Ю. К. Щеглов "Романы Ильфа и Петрова. Спутник читателя"), потому что, как я смотрю, внутрипартийная борьба 20-х у Одесского своеобразная  идея фикс: вот, статью посмотрите: http://magazines.russ.ru/druzhba/2000/12/odess.html - там где-то на середине начинается странное: уже курощают правый уклон, а антилевый роман как раз выходит к популярности... в общем, как-то все это не очень гладко сшивается.

Авторизирован

"Я на мир взираю из-под столика,
Век двадцатый - век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней!"
(c) Н. Глазков
Гаррольд
Пессимист
Герцог
*****

Карма: 15
Offline Offline

сообщений: 2576

Я не изменил(а) свой профиль!


просмотр профиля
Re: Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« Ответить #12 было: 31 января 2010 года, 19:54:00 »

в общем, как-то все это не очень гладко сшивается.

Эрэа, что плохо сшивается? Поясните пожалуйста.
Авторизирован
Blackfighter
Обижатель чацких и укротитель мышей. Нелетучих.
Герцог
*****

Карма: 943
Offline Offline

Пол: Жен.
сообщений: 2051


ренегат. приддатель.

50767311
просмотр профиля WWW
Re: Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« Ответить #13 было: 31 января 2010 года, 20:37:08 »

Я имею в виду, что у самого же М. Одесского история создания, публикации и критики романа не очень сочетается с им же приводимой хроникой фракционной борьбы.

Ну, впрочем, если Вам эти версии кажутся достаточно гармоничными, я настаивать не буду Улыбка
Авторизирован

"Я на мир взираю из-под столика,
Век двадцатый - век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней!"
(c) Н. Глазков
Dolorous Malc
Переплюнькин
Хранитель
Герцог
*****

Карма: 2112
Offline Offline

Пол: Муж.
сообщений: 12010

Legendary Creature - Gnome Illusionist


просмотр профиля
Re: Со стороны деревни Чмаровки или "12 стульев"и "Золотой теленок"
« Ответить #14 было: 31 января 2010 года, 23:53:39 »


Кстати, TheMalcolm, мне несколько странна идея о цензурной вырезке "из уважения" к Лунцу... это, наверное, был бы едва ли не единственный акт такового со стороны властей.

Я не имел в виду именно цензурную вырезку. Не все изменения вносились цензурой: это могло быть инициативой самих авторов или Валентина Катаева как "папы".
Вообще, мнение, что самая ранняя версия всегда самая авторская, а все изменения происходят только от цензуры - оно изрядно натянутое.
Представляю себе, как лет через сто тогдашние аналитики будут сравнивать "Границу бури" с предыдущей версией и искать в эволюции образа Михая влияние кровавой путинской гэбни! Серьёзно, я это вижу: "Изначально текст Камши был бескомпромиссен и следовал лучшим традициям русского критического реализма, в осуждении кровавой сталинской диктатуры. К сожалению, переработанный вариант, опубликованный в последовавшие за золотым веком Ельцина времена неосталинизма, подвергся тому же давлению цензуры, как и полувеком раньше работа Сергея Эйзенштейна - и образ Михая, как и ранее образ Ивана Грозного, был переосмыслен в этатистских и почвенных тонах, куда более приемлемых как для властей, так и для консервативной и склонной к тоталитарным тенденциям аудитории". Улыбка

А за цитату из Лунца огромное Вам спасибо, она прекрасна.

Авторизирован

Перестаньте, черти, клясться на крови...
Страницы: [1] 2 Печать 
« предыдущая следующая »
Перейти в раздел:  

Powered by MySQL Powered by PHP Форум официального сайта Веры Камши | Powered by SMF 1.0.10.
© 2001-2005, Lewis Media. All Rights Reserved.
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!