Страницы: 1 ... 6 7 [8]
|
|
|
Автор
|
Тема: Школа и нелюбовь к официальной классике (прочитано 25861 раз)
|
Юрий Беспалов
|
Более или менее ясно ИМХО можно обосновать такие вещи лишь в каком-то историческом аспекте.
Это как?) Мне, по крайней мере, известно только одно обоснование - литературоведческое. Насколько я могу судить , литературоведение довольно тесно связано с историей культуры, а значит - и с историей человечества вообще. Историческим контекстом у нас в школе отнюдь не пренебрегали. Но ... Скажем тема "Пушкин и декабристы" ИМХО зазвучала бы гораздо богаче (и - современнее) , в связке с темой "революционеры Романовы" (заявленной Александром Сергеевичем в частной беседе с великим князем Михаилом Павловичем и развитой несколько позже такими заметными, и - разными, фигурами русской литературы как Салтыков-Щедрин и Волошин).
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Рысь
|
Классику в школе читал исключительно из-под палки. Был страшный конфликт с учительницей по литературе, причем личный. Онегина прочел потому что это был Пушкин, у которого был "Руслан и Людмила", и "Во глубине сибирских руд". Лермантова - из-за стихов "на смерть поэта", "Бородина" и прочее. С удовольствием читал Некрасова, и любил за гражданскую позицию. Вообще классики-поэты мне нравились гораздо больше, чем прозаики. Достоевского и Чернышевского отторгал на эмоциональном уровне, быстро впадал в уныние и не мог это читать. У Толстого в ВиМ читал военную линию и пролистывал все остальное. Как любитель сказок, оценил "Мастера и Маргариту", но полностью саботировал Замятина и Платонова. Неожиданно понравился Шолохов. А вот Стивенсона, Верна, Твена зачитал до дыр, как и Хайнлайна с Берроузом и Гаррисоном. Думая о классике, мол надо бы, а то не поймут-с, понимаю, что не хочу. Прочесть с академической отстраненностью я не смогу, а снова погружаться в мир дрожащих тварей, лишних людей, первых, вторых, третьих снов, лучей света в темном царстве и прочих типичных представителей - увольте. Исключение лишь А.К. Толстой и Гумилев. А вот Симонова, Полевого, Васильева, Бондарева читать и перечитывать хочется, особенно Константина Михайловича.
|
|
|
Авторизирован
|
С наилучшими пожеланиями, Рысь
|
|
|
Эйлин
|
Классику люблю и с детства. Читала где-то с 3-го класса с огромным удовольствием. Никто никогда дом не заставлял читать и пересказывать, просто читали все: и родители, и бабушки, и тетушка, а потом при желании могли и обсудить за завтраком, обедом или просто так. Вот и я втянулась. Пушкин, Лермонтов,Гоголь, Гончаров, Грибоедов,Салтыков-Щедрин, Радищев(очень странно: в 11 лет с интересом прочитала "Путешествие из Петербурга в Москву" - сейчас это невероятным кажется),Тургенев, Паустовский...., а также М.Рид, Дюма, Ж.Санд, Диккенс, В.Скотт, Ж.Верн, Д.Лондон, О.Бальзак, Мериме, Мюссе... Читала подчас даже тайно ночами. Но читала вне школьной программы: либо раньше, чем начинали изучать, либо эти произведения не изучали. Сочинения писать была мука,( до сих пор при необходимости что-то боле или менее своё написать тревога возникает.) Впрочем, справлялась как-то на 5 и 4. Учителя у меня были замечательные по истории, биологии, географии и физике, а по литературе как-то никак. Читать я любила, а предмет не очень. Но у меня мама учитель словесности, и как сейчас понимаю очень мудро подсовывала мне книги именно в тот момент в какой это было. не считая тех, которые я тайком вытаскивала из книжного шкафа, хотя, думаю догадывалась.
|
|
|
Авторизирован
|
"Потом" - очень коварная штука, оно имеет обыкновение не наступать"(Рокэ Алва)
|
|
|
Эль Vik
Личный нобиль
Карма: -1
Offline
Пол:
сообщений: 23
|
Школа любви/не любви к чтению мне не привила, хотя хороших учителей у нас не было. А писать сочинения для меня было просто наказание какое-то. Но я читала, читаю и буду читать как зарубежную и русскую классику, так философскую и другую литературу. Она заставляет думать, расширяет словарный запас, появляется умение выражать свои мысли. А что касается школы, то чаще всего она не учит людей критическому мышлению, а скорее развивает страх выражать свои мысли. И от этого сложно избавиться.
|
|
|
Авторизирован
|
deus ex machina...
|
|
|
Уленшпигель
Старый циник
Россомахи
Герцог
Карма: 967
Offline
Пол:
сообщений: 12892
Я ваше зеркало
|
Я вот как то думаю, хорошо, что мы в школе Моэма не изучали... Вот совершенно не в тему в классе 8-ом его читать... А вот лет в двадцать хорошо пошел...
|
|
|
Авторизирован
|
"Вы смогли бы к примеру уважать киркореллу?" Рокэ Алва<br />Неча на зеркало пенять...<br />" Но человек -не зверь, когда смешно -смеяться должен он." "Тим Тайлер, или проданный смех." Джеймс Крюс<br /> "Прерывая жизнь грешных, ты обрываешь цепь непотребств, ими творимых..." Бонифаций
|
|
|
Laeta
|
Принцип размещения в школьной программе произведений меня всегда немного ставил в тупик... Лично у меня стойкая ненависть к Достоевскому развилась, хорошо хоть "Войну и мир" а не "Анну Каренину" читали... Нет, классику я читаю, многое люблю... И крамольную мысль выскажу - ну почему в школе дети читают По и Конан Дойла, но не Агату Кристи? Чем вот лично она не классика детективного жанра? Где фэнтези вообще? Ну хоть рассказы Ле Гуин? Я уж молчу о ВК или Пратчетте... А изучать Бёлля в 7 классе? При чем в компании со "Стариком с крыльями"? В ответ на вопрос к дитю "И как?" услышала: мне их жалко. И как детям даже очень хороший учитель объяснит кто такой Ницше и чего его лицо заклеено не помню какой надписью?
|
|
|
Авторизирован
|
"Есть вещи, которые пьянят сильнее. Например, жизнь" (Рокэ Алва) "Не замирать, мы танцуем, танцуем «райос»" (Рокэ Алва)
|
|
|
Феоклимен I
|
Мне в школьном понимании классики не нравится то, что самые хорошие учителя все равно требуют понимания героев в русле устоявшихся представлений (а не так, как душа понимает). Так, например, я, хоть и далек от крайних позиций на тему Чацкого (что он моральный урод, скажем) считаю, тем не менее, что он лишен такта (хоть и говорит по сути правду), а, значит, не очень умен. И поэтому с Софьей у него получиться ничего не может (а кто бы принял человека, который "крошит батон" на твоих родителей? ). А насчет Достоевского - мне, как и многим другим, чрезвычайно тяжело продраться через общий крайне мрачно-безысходный эмоциональный фон (созданный у автора с огромным талантом, не поспоришь) в поисках идеально прописанных образов. ЗИ-2 для меня некий предел депрессивности повествования, дальше уже не могу.
|
|
|
Авторизирован
|
Осень, доползем ли, долетим ли до рассвета? Осень, что же будет завтра с нами?.. (с) Юрий Шевчук
|
|
|
Аэр
гость
|
С детства любил читать, но при этом терпеть не мог школьную классику. Во-первых, она изучается совершенно не учитывая возраст учеников, во-вторых, меня всегда раздражал махровый догматизм учителей. Когда я говорил, что меня больше привлекает современная литература, что мне не интересен ХІХ век с его проблемами, неизменно следовал ответ в стиле: "великие гении, писали о вечном, поднятые ими вопросы одинаково актуальны в любую эпоху, а если ты не способен этого понять, ты - неуч, хам и ничего в литературе не понимаешь". После такого подхода, я решил, что лучшее, что можно делать с классической литературой - это её игнорировать, и читать лишь то, что мне действительно интересно. Одно исключение - "Тарас Бульба" Гоголя. Одноклассники читали его в сокращении, а я осилил полную версию и получил огромное удовольствие. Но какой идиот запихнул эту книгу в программу 7 класса? Мне было тогда 11-12 лет, а передо мной ставили вопросы патриотизма, любви и предательства. Да я ещё в машинки играл в то время, и о подобных вещах не размышлял ни разу! До сих пор удивляюсь, как этот роман сумел мне понравиться. Единственное произведение русской классической литературы, которое я прочитал по зову сердца - это "Мастер и Маргарита". В школе мы его не изучали. То ли не успели, то ли его к тому времени уже исключили из программы. После прочтения долго пребывал в диком восторге и решил, что обязательно перечитаю в будущем. Не исключаю, что так было бы и с другими классиками, если б мне не довелось проходить их творчество в школе. Принудиловка ни к чему хорошему не приводит.
|
|
« Последняя правка: 26 августа 2014 года, 07:19:42 от Аэр »
|
Авторизирован
|
|
|
|
passer-by
|
Может быть виновата не только принудиловка, но и сам учитель, который вызывает или неприятие, или неумелость, или всё вместе взятое. Я когда-то уже писала, но повторю из своей школьной жзизни. Был у нас учитель математики, который смог влюбить в математику весь класс и меня в том числе. Домашние уроки по математике я всегда откладывала на после других домашних уроков, чтоб наслаждаться щёлканием задачек, как десертом. И был учитель украинского языка и литературы, крайне непорядочный человек (эдакий душистый националист), и я ненавидела всю украинскую литературу вместе взятую, причисляя туда и Гоголя. А по русской литературе учительница была просто никакой и все эти «Образ Наташи, образ Пьера Безухова» и пр. вызывали отторжение. Тоже было неинтересно. Уже будучи солидной дамой, я перечитывала Гоголя, восторгаясь и наслаждаясь сочностью языка и ещё пречитывала ту классику, которую раньше пропускала мимо, лишь бы оттарабанить на уроке и забыть. Как вывод: может дело всё же в учителе, а не в программе? И ещё. Я когда-то читала записки одного преподавателя русской литературы, который работает со студентами в Австралии. Это было такое увлекательное чтиво! Тогда я, будучи, как и Вы уверенной во вреде школьной принудиловки, просто обалдела от того, какими интересными могут быть такие уроки русской литературы этой самой «официальной классики» и как захотелось снова перечитать то, о чём он рассказывал и о чем можно было бы с ним спорить, что он очень приветствовал. Может ещё и потому, что он с уважением относился к мнениям своих учеников, хотя порой они (мнения) были очень смешными.
|
|
« Последняя правка: 26 августа 2014 года, 12:53:58 от passer-by »
|
Авторизирован
|
"Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки - из прошлого тащим,- Потому, что добро остается добром - В прошлом, будущем и настоящем!" (с) "Если взлететь, то, в общем, не важно, больно ли падать". Leana
|
|
|
Hanna
|
Ничего не возненавидела со школы, кроме Толстого. Может быть потому, что то, сто не хотела, читатала начало и конец))). А графа невзлюбила за коротенький рассказ 'После бала', где герой разлюбил девушку, увидев некрасивые действия ее отца, поскольку насколько нужно не считать женщину личностью, чтобы такое стало возможным!
|
|
|
Авторизирован
|
А глаза твои не зря синим фосфором горят... (группа "Пикник")
Любую проблему можно сделать неразрешимой, если провести достаточное количество совещаний по ее обсуждению. Закон Митчелла
Что такое вечность - это рамка, Вечность - это рамка с лебедями...
|
|
|
Аэр
гость
|
Как вывод: может дело всё же в учителе, а не в программе? Логика в этом, конечно, есть. Но дело в том, что та же учительница вела у нас уроки русского языка. Там мне было интересно. Я считаю, что неплохо знаю родной язык, и не могу не признать, что в значительной степени это и её заслуга.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
|
Страницы: 1 ... 6 7 [8]
|
|
|
|