Страницы: 1 [2] 3 4 ... 8
|
|
|
Автор
|
Тема: Школа и нелюбовь к официальной классике (прочитано 25870 раз)
|
Нелл
|
На мой взгляд, книги всех перечисленных авторв (Драйзер, Чехов, Достоевский, Толстой и т.д.) в принципе не предназначены для изучения в школе. Уроки литературы в принципе должны прививать ребенку любовь к чтению, а не превращаться в "прохождение" классиков. Это как раз те намерения, которыми выстлана дорога в известное тёплое местечко. Любой человек, претендующий хотя бы на самое общее образование должен знать некоторое количество текстов, считающихся в обществе образцом хорошей литературы. Нравится ему это или нет, забудет он их через пять минут после экзамена/сочинения или будет перечитывать их регулярно до конца дней своих. Это требуется не для отдельно взятого человека, это требуется для формирования единого культурного пространства в обществе. Отдельным гражданам может не нравится творчество Пушкина (целиком или полностью), но в российской обществе априори подразумевается. что он - Нашё Всё и Солнце Русской Поэзии. И не в последнюю очередь именно потому, что его творчество мы все изучали в младшей и средней школе, вне зависимости нравился он нам или нет. Так точно и с другими классиками - мы может не любить их творчество, но мы о них знаем. Знаем, а значит, имеем общее культурное пространство, в котором возможно вести диалог. Реализуй ваше предложение на практике и ничего подобного не будет, ибо только в детстве, в школьные годы можно обеспечить возможность ознакомление абсолютного большинства членов общества с образцами классической литературы. Последствия от этого будут весьма печальными. И никакая «любовь к чтению» (которая, кстати, у большинства детей всё равно не возникнет) тут не поможет. *терпеливо* Любовь к чтению НЕ возникает именно потому, что детей принуждают читать то, что им непосильно. Школьная прогрмма составлена механически, а не с учетом возраста детей. Тараса Бульбу походят в пятом классе - это когда детям по 10-11 лет. И абсолютно бессмысленно "изучать" произведения классиков в школе. Это не оставит никакого следа, просто потому, что большинство детей в силу психологического возраста не в состоянии понять и принять эти тексты. Тогда как если школа будет предлагать детям то, что им по возрасту интересно, то возникнет та самая "любовь к чтению", которая и побуждает человека читать. Говоря очень грубо - у ребенка с етсва формируется представление о том, что чтене - это интересно и здорово. И с психологической точки зрения чтение Стивенсона в 10-11 лет много полезнее, чем "прохождение" Тараса Бульбы, от какового прохождения не останется ни малейшего следа. То, о чем вы говорите - это усвоение культуры, а УСВОЕНИЕ происходит только добровольно. В школе же процесс усвоения подменяют процессом... даже трудно описать одним словом... процессом механического запоминания: Пушкин классик - написал Евгения Онегина - шедевр русской литературы - выучи письмо Татьяны - садись, два/три/четыр/пять. Единственное следствие такого обучения - ребенок запомнил, чтол Пушкин - классик и написал Е.О. - в лучшем случае. А чтобы усвоить СОДЕРЖАНИЕ Е.О. ему надо прочесть, понять и осознать.
|
|
|
Авторизирован
|
Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда.
Надежда умирает последней! А первым кто?
Это мой кактус! И я его никому не отдам!
|
|
|
Лийса
Граф
Карма: 66
Offline
Пол:
сообщений: 405
Да здравствует Дом Молний!
|
СтаниславЛюбой человек, претендующий хотя бы на самое общее образование должен знать некоторое количество текстов, считающихся в обществе образцом хорошей литературы. Нравится ему это или нет, забудет он их через пять минут после экзамена/сочинения или будет перечитывать их регулярно до конца дней своих. Это требуется не для отдельно взятого человека, это требуется для формирования единого культурного пространства в обществе. Отдельным гражданам может не нравится творчество Пушкина (целиком или полностью), но в российской обществе априори подразумевается. что он - Нашё Всё и Солнце Русской Поэзии. И не в последнюю очередь именно потому, что его творчество мы все изучали в младшей и средней школе, вне зависимости нравился он нам или нет. Так точно и с другими классиками - мы может не любить их творчество, но мы о них знаем. Знаем, а значит, имеем общее культурное пространство, в котором возможно вести диалог. Реализуй ваше предложение на практике и ничего подобного не будет, ибо только в детстве, в школьные годы можно обеспечить возможность ознакомление абсолютного большинства членов общества с образцами классической литературы. Пушкин, по моему мнению, не самый удачный пример, поскольку его начинают изучать со сказок (о царе Салтане, о попе и Балде, о мёртвой царевне и т.д.) или "Руслана и Людмилы" (по сути, тоже сказки, хоть более взрослой). Здесь как раз тот случай, когда изучаемое произведение адекватно возрасту изучающего. Если бы творчество Пушкина начинали изучать сразу с "Евгения Онегина", то это было бы намного менее продуктивно. А ознакомление с образцами классической литературы можно сделать более приемлемым. Часть произведений школьной программы оставить для изучения в институте, а другую часть изучать в старших классах. Достоевского и Толстого я бы, например, дала изучать в институте, поскольку этих писателей можно полностью понять только во взрослом возрасте. taiverin "Дамское счастье" поищу, поскольку описание всяческих предметов гардероба меня равнодушной не оставит - люблю я историю костюма. Насчет изучения литературы в школе. Можно просто меньше слушать учителей, а больше - самого себя, тогда, может, и исчезнет эта проблема. Потому что не бывает так, чтоб прям кругом плохие преподы отвращают внимание и интерес умных детишек от литературы. Иногда (во мне заговорил преподаватель литературы) умные детишки просто находят себе оправдание не любить классику - "плохие учителя" и т.д. И это тоже верно. Но в некоторых случаях дело всё-таки в неумелом преподавании. Помню, наша преподавательница, задавая нам прочитать "Гамлета", сказала что-то вроде: "Ну, это совсем неинтересное для вас произведение, но вы уж его прочитайте хотя бы ради оценки". И у кого после таких слов возникнет желание читать эту (и любую другую) книгу? Другое дело, когда учитель может заинтересовать учеников, дать им понять, что проблематика того или иного произведения актуальна и для нашего времени, и привлечь школьников к активному обсуждению прочитанного. НеллИ с психологической точки зрения чтение Стивенсона в 10-11 лет много полезнее, чем "прохождение" Тараса Бульбы, от какового прохождения не останется ни малейшего следа. То, о чем вы говорите - это усвоение культуры, а УСВОЕНИЕ происходит только добровольно. В школе же процесс усвоения подменяют процессом... даже трудно описать одним словом... процессом механического запоминания: Пушкин классик - написал Евгения Онегина - шедевр русской литературы - выучи письмо Татьяны - садись, два/три/четыр/пять. Единственное следствие такого обучения - ребенок запомнил, чтол Пушкин - классик и написал Е.О. - в лучшем случае. А чтобы усвоить СОДЕРЖАНИЕ Е.О. ему надо прочесть, понять и осознать. Подпишусь под каждым словом. Кстати, о Стивенсоне. В девятом классе на уроке зарубежной литературы наш класс прочитал "Чёрную стрелу", и, должна сказать, произведение почти всем понравилось. Не в последнюю очередь благодаря преподавательнице по "зарубежке". Она, я помню, старалась нам показать, что характеры, описанные в романе, частично сохранились и в наше время, поскольку эпоха меняется, а люди остаются прежними, и над ними властвуют те же чувства, что и над их далёкими предками. Таким образом, герои романа (в первую очередь, конечно, Дик Шелдон))) как бы оказались приближены к нам, и мы смогли увидеть в них именно людей, а не просто персонажей. А про людей читать интереснее. Вот это я называю умелым подходом. Но часть учителей озабочена только тем, чтобы ученик для оценки (фактически - "для галочки") вызубрил произведение, а запомнится оно или не запомнится - дело десятое.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Ингрид
|
Не, это все не про меня! Я обожала уроки русской литературы и языка. Украинская лит-ра тоже была интересная. Видимо, действительно повезло с учителями.
|
|
|
Авторизирован
|
"Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит... То есть он летит - но сам по себе. И плюёт на вас. Нужно быть таким - легким и независимым". (М. Жванецкий)
|
|
|
Пламя Земли
Барон
Карма: 50
Offline
Пол:
сообщений: 194
Нравственность - подчинение в свободе
|
Тогда как если школа будет предлагать детям то, что им по возрасту интересно, то возникнет та самая "любовь к чтению", которая и побуждает человека читать.
к несчастью не бывает интересов "по возрасту". Человек и в 10 и 30 лет может страстно увлекаться историей и ему может быть совершенно не интересно читать про любовь. Да, я согласна, что очень часто школьная программа бывает достаточно сложна для понимания школьников, но для этого и нужен учитель - помочь понять, увидеть в произведении то что интересно именно этому ребенку. А любовь к чтению, по моему опыту у людей начинается с одной единственной КНИГИ, которая нужна именно этому человеку именно в данный момент времени.
|
|
|
Авторизирован
|
Я - огонь. Я согреваю души. Я - огонь. Я освещаю путь. Я - огонь, И мой покой нарушив Ты об этом, Странник, не забудь.
|
|
|
Уленшпигель
Старый циник
Россомахи
Герцог
Карма: 967
Offline
Пол:
сообщений: 12892
Я ваше зеркало
|
В четвертом классе я зачитывался Плутархом, раз пять за год точно перечитал. Я тащился от описаний поисков Ниневии, от описания ползания Роулингсона по Бехистунской скале. И много таких было?
|
|
|
Авторизирован
|
"Вы смогли бы к примеру уважать киркореллу?" Рокэ Алва<br />Неча на зеркало пенять...<br />" Но человек -не зверь, когда смешно -смеяться должен он." "Тим Тайлер, или проданный смех." Джеймс Крюс<br /> "Прерывая жизнь грешных, ты обрываешь цепь непотребств, ими творимых..." Бонифаций
|
|
|
Ингрид
|
В четвертом классе я зачитывался Плутархом, раз пять за год точно перечитал. Я тащился от описаний поисков Ниневии, от описания ползания Роулингсона по Бехистунской скале. И много таких было?
Я любила про Лукулла и Гая Марция Кориолана, правда в старших классах.
|
|
|
Авторизирован
|
"Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит... То есть он летит - но сам по себе. И плюёт на вас. Нужно быть таким - легким и независимым". (М. Жванецкий)
|
|
|
Уленшпигель
Старый циник
Россомахи
Герцог
Карма: 967
Offline
Пол:
сообщений: 12892
Я ваше зеркало
|
В четвертом классе я зачитывался Плутархом, раз пять за год точно перечитал. Я тащился от описаний поисков Ниневии, от описания ползания Роулингсона по Бехистунской скале. И много таких было?
Я любила про Лукулла и Гая Марция Кориолана, правда в старших классах. Кориолан вообще моя любовь (не в том , конечно, плане).. . Лучшего доказательства роли личности и масс в истории... В зависимости от того на чьей стороне личность, та сторона и побеждает....
|
|
|
Авторизирован
|
"Вы смогли бы к примеру уважать киркореллу?" Рокэ Алва<br />Неча на зеркало пенять...<br />" Но человек -не зверь, когда смешно -смеяться должен он." "Тим Тайлер, или проданный смех." Джеймс Крюс<br /> "Прерывая жизнь грешных, ты обрываешь цепь непотребств, ими творимых..." Бонифаций
|
|
|
Tany
Россомахи
Герцог
Карма: 6265
Offline
Пол:
сообщений: 11073
И это пройдет!
|
ЛийсаА "Дамское счастье" читали? Почитайте. )) Там тоже местами мрачно, но заканчивается все хорошо и там такие описания ассортимента магазина - тканей, платьев, перчаток и проч., я хоть и не любила раньше описания, просто тащилась. Насчет изучения литературы в школе. Можно просто меньше слушать учителей, а больше - самого себя, тогда, может, и исчезнет эта проблема. Потому что не бывает так, чтоб прям кругом плохие преподы отвращают внимание и интерес умных детишек от литературы. Иногда (во мне заговорил преподаватель литературы) умные детишки просто находят себе оправдание не любить классику - "плохие учителя" и т.д. Также подписываюсь под каждым словом! Конечно, во мне говорит школьный учитель. 30 лет в школе - это не стаж, это диагноз Но дети и в самом деле не хотят ни думать, ни читать. Да я была бы счастлива, если бы у них были хоть какие-то свои мысли о прочитанном и о жизни. Они ведь толком не знают, куда будут поступать и что делать в этой жизни. Все спихнули на родителей и лучай. Да, таких, как эр Уленшпигель во все времена немного, но сейчас стало еще меньше.
|
|
|
Авторизирован
|
Приятно сознавать себя нормальным, но в нашем мире трудно ожидать, что сохранить остатки разума удастся. Yaga
|
|
|
Vax
|
Но дети и в самом деле не хотят ни думать, ни читать. Так ведь это как раз и дело учителей (и семьи, конечно) - научить думать и привить любовь к чтению. А если просто принять за данность, что "не хотят ни думать, ни читать" - то и получаются те самые 90% из оригинального поста
|
|
|
Авторизирован
|
Не откладывай на завтра то, что можно отложить на послезавтра.
|
|
|
Эстравен
Книгочей. Мечтатель
Герцог
Карма: 1091
Offline
сообщений: 3081
Мир - Книга, книга - мир, то фолиант, то эльзевир
|
Также подписываюсь под каждым словом! Конечно, во мне говорит школьный учитель. 30 лет в школе - это не стаж, это диагноз Но дети и в самом деле не хотят ни думать, ни читать. Да я была бы счастлива, если бы у них были хоть какие-то свои мысли о прочитанном и о жизни. Они ведь толком не знают, куда будут поступать и что делать в этой жизни. Все спихнули на родителей и лучай. Да, таких, как эр Уленшпигель во все времена немного, но сейчас стало еще меньше. Филолог - это тоже диагноз! Пусть и несостоявшийся. В смысле, красный диплом имеется, а вот желания работать в школе - нуль. Аспирантура пролетела по причине смерти научного руководителя. Но с моей учительницей мне здорово повезло. Можно было писать сочинения в какой угодно форме (один раз "сравнение образов Печорина и Грушницкого" в виде суда над Печориным, на котором в качестве свидетеля обвинения - тень Грушницкого ). С моей любовью к чтению - прямая дорога на филфак. И вот иду я поступать, попался вопрос о падежных окончаниях, в суть которого сразу и не въехал. Понимаю, что "отлично" мне точно не видать, дай бог "хорошо" получить. И такой крик души вырвался: "Да что же я Елене Викторовне скажу?!" Ну выправился кое-как, получил свою оценку... но думаю, отчаяние, написанное на моём лице, и авторитет моей учительницы (у нас в школе часто студенты практику проходили, с разных факультетов) сыграли свою пложительную роль. Что касается нежелания детей читать - так меня в этой беде убеждать не надо. Вон, сидит в другой комнате младший брат. В Интернете, где ж ещё. Последний раз нормальную бумажную книгу видел у него с год назад. Хотя вру. Время от времени он ко мне заходит и декламирует понравившиеся стихи. Так что ещё не всё потеряно. Правда, ему через пару месяцев 25 исполнится...
|
|
|
Авторизирован
|
Лишь неведение пробуждает мысль. Недоказанность - вот основа для любого действия.
Настоящий человек должен отбрасывать свою собственную тень. Урсула Ле Гуин
In angello cum libello.
|
|
|
Tany
Россомахи
Герцог
Карма: 6265
Offline
Пол:
сообщений: 11073
И это пройдет!
|
Но дети и в самом деле не хотят ни думать, ни читать. Так ведь это как раз и дело учителей (и семьи, конечно) - научить думать и привить любовь к чтению. А если просто принять за данность, что "не хотят ни думать, ни читать" - то и получаются те самые 90% из оригинального поста Да, буквально все "умеют" лечить и учить. "Привить любовь к чтению" - это типа прививки от оспы? Сделали моему поколению, а в 1978 году ООН официально объявила, что угрозы эпидемии больше не существует. А уж научить думать, это вообще раз плюнуть, непонятно, причем тут вообще семья, если всегда во всем школа виновата?
|
|
|
Авторизирован
|
Приятно сознавать себя нормальным, но в нашем мире трудно ожидать, что сохранить остатки разума удастся. Yaga
|
|
|
Ингрид
|
В четвертом классе я зачитывался Плутархом, раз пять за год точно перечитал. Я тащился от описаний поисков Ниневии, от описания ползания Роулингсона по Бехистунской скале. И много таких было?
Я любила про Лукулла и Гая Марция Кориолана, правда в старших классах. Кориолан вообще моя любовь (не в том , конечно, плане).. . Лучшего доказательства роли личности и масс в истории... В зависимости от того на чьей стороне личность, та сторона и побеждает.... Да, наверно. Я, впрочем, его отметила интуитивно, как человека противоречивого, сильного и потому интересного. А в истории Лукулла привлекал не столько Лукулл, сколько живо описанная римская тактика, бои, в целом ИМХО это одно из лучших жизнеописаний у Плутарха.
|
|
|
Авторизирован
|
"Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит... То есть он летит - но сам по себе. И плюёт на вас. Нужно быть таким - легким и независимым". (М. Жванецкий)
|
|
|
Кутуша
Потомственный нобиль
Карма: 16
Offline
Пол:
сообщений: 90
Я не изменил(а) свой профиль!
|
Все кивают на учителей и школу - не научили, не привили любовь к чтению. А часто ли родители в семье задают вопрос "Что вы сейчас проходите по литературе?". Скорее спросят про алгебру-физику-английский, на худой конец. С литературой "сам разберется" - вызубрит, выучит, сдерет из интернета. Все! А уж устроить в семье "разбор полетов" по поводу того же Гоголя или Достоевского - бога ради! не в этой жизни! И что мы тогда хотим от учителей, если сами ничего кроме телека в упор не видим? Ладно "надоевшая" классика, но что-нибудь другое из прочитанного за столом обсуждается? У меня в семье обсуждалось, причем так горячо, что подружки попавшие раз на такое обсуждение между мной и мамой аж позавидовали - о чем вы так горячо спорите, нужно и нам прочесть. И после таких "литературных вечеров" мне уже было все равно луч света в темном царстве там Катерина или не луч - для меня существовало "две" литературы - одна та что я читала и над чем думала, а другая - тот официоз что нужно было оттарабанить в школе, благо язык всегда был хорошо подвешен, и память хорошая. У меня сейчас двое своих оболтусов подрастают, так вот - "заниматься" литературой приходится с таким же упорством как алгеброй или химией, чтобы добиться не жалкого блеяния, а более-менее связных и осознанных ответов-пересказов. Ей-богу, иногда семь потов сойдет, прежде чем увидишь в глазах хоть какую-то искру понимания прочитанного. А их таких "гениев" в классе аж 25 штук, на мой характер я бы всех давно переубивала, либо с ума сошла. А их учить пытаются, хоть чему-то.
|
|
« Последняя правка: 10 января 2010 года, 23:14:35 от Кутуша »
|
Авторизирован
|
|
|
|
Dama
|
В нашей семье тоже было принято и читать вслух, и обсуждать книги. Своей дочери я в своё время прочла вслух "Евгения Онегина", с собственными комментариями по ходу дела, а потом подсунула и Белинского, и Лотмана - прекрасный комментарий, кстати. Она и сейчас может прочесть почти весь роман наизусть, и я тоже. И как "Онегина" читает Юрский, мы слушали вместе. Недавно по наводке эрэа Пенелопы (спасибо ещё раз, эрэа!) скачали эту запись с торрента, это полнейший восторг!
А тут иду я по улице и слышу, как молодая мама говорит сыну лет десяти: "Пока не прочитаешь сколько-то там страниц, гулять не пойдёшь!" Ну можно ли вернее отбить у мальчишки желание читать?
|
|
|
Авторизирован
|
Ничьим богам не служи, ничьей веры не оскорбляй.
|
|
|
Ингрид
|
Один мой знакомый рассказывал: запер ревущего сына в комнате с приказом прочитать "Капитанскую дочку", мол, пока не прочитает, гулять не пойдет. Через время выпускает: - Ну? Прочитал? - Прочитал. /шмыгает/ - Ну рассказывай, про что оно? - /мрачно/ Про корабли и капитаны. Отец заржал, дал подзатыльник и говорит: - Иди отсюда!
Методы!
|
|
« Последняя правка: 11 января 2010 года, 14:11:54 от Ингрид »
|
Авторизирован
|
"Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит... То есть он летит - но сам по себе. И плюёт на вас. Нужно быть таким - легким и независимым". (М. Жванецкий)
|
|
|
|
Страницы: 1 [2] 3 4 ... 8
|
|
|
|