Автор
|
Тема: Школа и нелюбовь к официальной классике (прочитано 25924 раз)
|
Уленшпигель
Старый циник
Россомахи
Герцог
Карма: 967
Offline
Пол:
сообщений: 12892
Я ваше зеркало
|
В наше время "Тихий Дон" в школе не изучали...
|
|
|
Авторизирован
|
"Вы смогли бы к примеру уважать киркореллу?" Рокэ Алва<br />Неча на зеркало пенять...<br />" Но человек -не зверь, когда смешно -смеяться должен он." "Тим Тайлер, или проданный смех." Джеймс Крюс<br /> "Прерывая жизнь грешных, ты обрываешь цепь непотребств, ими творимых..." Бонифаций
|
|
|
Ингрид
|
В наше время "Тихий Дон" в школе не изучали...
Да? А у нас даже однажды разгорелась стихийная дискуссия на тему измены Аксиньи Григорию. Я ляпнула, что с ее характером все было закономерно. Другие стали возражать. Я видела, что учительница со мной не согласна, но она ничего не сказала. Позором не заклеймила. Выслушала всех и перевела на другое. Хорошая была женщина! И как знак времени помню скандал, который закатил один парень в 8 классе, когда практикантка поставила ему 3 за сочинение по "Горю от ума", за то, что он написал, что ему нравится Молчалин. "А я так думаю!!!"
|
|
« Последняя правка: 08 октября 2010 года, 17:36:20 от Ингрид »
|
Авторизирован
|
"Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит... То есть он летит - но сам по себе. И плюёт на вас. Нужно быть таким - легким и независимым". (М. Жванецкий)
|
|
|
Мильва
|
Школьная программа предполагает знакомство с творчеством классиков отечественной литературы. Но, по-честному, полностью все программные произведения читали не больше трети или четверти всех учащихся. ИМХО, было бы лучше вместо "ВиМ" и "ПиН" разбирать менее объемные повести или рассказы тех же Толстого и Достоевского, а эти оставить на факультативы.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Ингрид
|
было бы лучше вместо "ВиМ" и "ПиН" разбирать менее объемные повести или рассказы тех же Толстого и Достоевского, а эти оставить на факультативы.
А по-моему, ВиМ самое приличное у Толстого. Рассказы намного противней, ИМХО. А насчет Достоевского... можно было бы изучать "Карамазовых" вместо ПиН. Они глубже и, пожалуй, интересней. И не такие мрачные. P.S. Только из ПиН легко вывести мораль, а какая мораль у "Карамазовых", если это незаконченная вещь? "Карамазовы" они больше "про жизнь"... Ну, то есть это вещь нравственная, но чтобы так "вынь да положь" мораль, как в истории Раскольникова, тут такого нет...
|
|
« Последняя правка: 08 октября 2010 года, 18:21:09 от Ингрид »
|
Авторизирован
|
"Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит... То есть он летит - но сам по себе. И плюёт на вас. Нужно быть таким - легким и независимым". (М. Жванецкий)
|
|
|
Мильва
|
Только из ПиН легко вывести мораль Так это кому какая мораль. Мне один десятиклассник в свое время заявил:"Раз уж пошел старушек мочить, нечего потом переживать, раньше думать надо было" И полностью соглашусь с тем, что очень многое зависит от учителя. Но ведь программу изучения нельзя ставить в зависимость от личности учителя.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Уленшпигель
Старый циник
Россомахи
Герцог
Карма: 967
Offline
Пол:
сообщений: 12892
Я ваше зеркало
|
И как знак времени помню скандал, который закатил один парень в 8 классе, когда практикантка поставила ему 3 за сочинение по "Горю от ума", за то, что он написал, что ему нравится Молчалин. "А я так думаю!!!" А он как то сумел это обосновать? Или просто сказал? А вообще на "горе от ума" можно ведь и взглянуть как на то как провинциал пробивается в люди и про отношение к нему мажоров, именно, ведь к мажорам относиться Чацкий... Не ждут мажоры сюрпризов от "убогих", как это девушка из их круга может завязать отношения со всякой "лимитой"!?
|
|
|
Авторизирован
|
"Вы смогли бы к примеру уважать киркореллу?" Рокэ Алва<br />Неча на зеркало пенять...<br />" Но человек -не зверь, когда смешно -смеяться должен он." "Тим Тайлер, или проданный смех." Джеймс Крюс<br /> "Прерывая жизнь грешных, ты обрываешь цепь непотребств, ими творимых..." Бонифаций
|
|
|
Ингрид
|
И как знак времени помню скандал, который закатил один парень в 8 классе, когда практикантка поставила ему 3 за сочинение по "Горю от ума", за то, что он написал, что ему нравится Молчалин. "А я так думаю!!!" А он как то сумел это обосновать? Не-а. Не обосновал. Ну, может, в сочинении и было, но нам ничего не объяснили.
|
|
|
Авторизирован
|
"Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит... То есть он летит - но сам по себе. И плюёт на вас. Нужно быть таким - легким и независимым". (М. Жванецкий)
|
|
|
Ингрид
|
Мне один десятиклассник в свое время заявил:"Раз уж пошел старушек мочить, нечего потом переживать, раньше думать надо было" Практический подход. Ну ежели напирать на его, бедного, раскаяние и про возрождение на каторге , то есть шанс, что большинство все-таки поймут мораль так, как надо. В "Карамазовых" есть чудные главы разговоров братьев и Великий Инквизитор, и Коля с Илюшей, так что вроде бы мораль правильная, но рядом с этим - сообщничество Ивана со Смердяковым, потом Митино поведение с невестой, Грушеньки - с Дмитрием и его отцом, а в итоге Митя остается с девушкой легкого поведения (ну это-то ладно, в ПиН есть Сонечка Мармеладова), а Иван уводит невесту брата. Трудновато это все подать на уроке так, чтобы дети не запутались.
|
|
|
Авторизирован
|
"Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит... То есть он летит - но сам по себе. И плюёт на вас. Нужно быть таким - легким и независимым". (М. Жванецкий)
|
|
|
Мильва
|
А насчет Достоевского... можно было бы изучать "Карамазовых" вместо ПиН. Они глубже и, пожалуй, интересней. И не такие мрачные. И число прочитавших "Карамазовых" будет соответствовать прочитавшим"ПиН"...
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Шелан
Граф
Карма: 229
Offline
Пол:
сообщений: 332
поклонница Алвы
|
Согласен. Для того, например, чтобы вдумчиво, внимательно и без вредных последствий прочитать фразу: " Старый дуб, весь преображенный... млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, -- ничего не было видно," нужно много жизненного опыта... Для этого нужна неспешность мышления, готовность спокойно и с удовольствием вникать в текст. Вообще-то сам Толстой писал, что "Война и Мир" он писал для людей зрелых, и что читать он сам рекомендует эту книгу очень не спеша. В моем понимании не спеша -- это несколько страниц в день, причем, с обсуждением прочитанного, с размышлениями об этом, возможно, с какими-то записями своих мыслей на эту тему. У серьезно настроенных современных старшеклассников на это попросту нет времени (никто еще не забыл, что такое готовиться к вступительным в вузе?), а у раздолбаев на это просто желания нет.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Шелан
Граф
Карма: 229
Offline
Пол:
сообщений: 332
поклонница Алвы
|
Просто скажите мне откровенно, если бы у вас была впечатлительная, умная, пятнадцатилетняя дочь, вам правда хотелось бы, чтобы она впечатлялась Федором Михалычем, нежели, скажем, Джеком Лондоном?
Ну, эм, всё познаётся в сравнении. Моя впечатлительная, умная, пятнадцати(впрочем, уже семнадцати)летняя подруга (не в сексуальном смысле, в классическом) читает исключительно Шопенгауэра, Канта, Ницше и "Молот ведьм". К Ницше бы вообще детей не подпускала. Если это талантливо -- еще не значит, что это хорошо. Все-таки очень многие вещи лучше читать хотя с каким-то жизненным опытом. И когда же людям развиваться, если их в юности к серьезным вещам не подпускают? Как наработать собственное мнение? Тут должен быть подход другой: читай что хочешь - давай обсудим. Я лично очень рада, что меня родители не ограничивали в чтении. В 17 лет пробило на философию - читала. Ну и что, что сложно? Зато есть о чем подумать. В конце концов, то, что не нравится, читать не будешь. Мне, например, Ницше неприятен слогом, трудно уловить, что не нравится, но это в самой подаче мысли, - не нравится - поэтому всерьез не читала. Лев Шестов понравился - прочла. Флоренский понравился - прочла. Юнг понравился - читала. Достоевский тоже думать заставляет... Никаких вредных последствий не было. Наоборот. Я подозреваю, что эрэа Шелан у Федора Михалыча ничего не попыталась читать, кроме ПиН. У Федора Михалыча я прочитала "Идиота", он мне понравился гораздо больше. А вот на тему, как развиваться, если не читать серьезных вещей... Скажите, ну, почему, если вещь серьезная, то она непременно должна быть про что-то плохое, про несчастных людей, про то, как тяжело живется? Не понимаю, почему серьезной у нас называют только ту литературу, которая прям-таки напитана негативом. Достоевский думать заставляет? Мишель Монтень -- тоже, только методы для этого в его "Опытах" у него куда как гуманней и адекватней. Уф, высказалась. Полностью согласна с вами на предмет того, что то, что человеку не нравится, он читать не будет (во всяком случае, осмысленно). Получается интересная ситуация... То, что не нравится -- все равно не прочитает, то что нравится -- все равно прочитает, а школа, которая может на пупе извернуться, пытаясь привить пресловутую любовь к чтению и литературе, здесь никакого веса иметь не будет. Все равно в итоге все определится критерием нравится/не нравится. И это правильно, назначение художественной литературы все-таки в том, чтобы человек получал удовольствие от ее прочтения.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Tany
Россомахи
Герцог
Карма: 6265
Offline
Пол:
сообщений: 11073
И это пройдет!
|
А я вот задумалась: почему тема называется "Школа и нелюбовь к официальной классике"? Школа-то причем, не учителя же составляют программу, а министерство образования, а там ни в чьи светлые головы не пришло, что подход к изучению литературы следует менять кардинально. Во-первых, пересмотреть список рекомендуемых авторов, во-вторых, их произведений, в-третьих, изменить сам принцип преподавания (ну, это уже из области фантастики - где набрать творческих, знающих учителей?)
|
|
|
Авторизирован
|
Приятно сознавать себя нормальным, но в нашем мире трудно ожидать, что сохранить остатки разума удастся. Yaga
|
|
|
Ингрид
|
Достоевский думать заставляет? Мишель Монтень -- тоже, только методы для этого в его "Опытах" у него куда как гуманней и адекватней. Да, но он не так увлекателен, как связная сюжетная линия. Это уже потом, когда разовьется умение читать вдумчиво и не спеша, можно засесть за Монтеня. Я думаю так: школа прежде всего задает направление - что и как читать, дает необходимые минимум, что должен знать образованный человек, а дальше каждый развивает себя сам, как считает нужным. Что касается, почему выбирают грустные вещи... Видите ли, пока человек восприимчив, его как раз и можно научить различать добро и зло. На примере того же Белого Бима: фильм, раздирающий сердце, второй раз вы не заставите меня посмотреть его и под дулом пистолета, но в свое время, надорвав мне сердце, он все-таки дал и пользу: понимание того, что с животными нельзя быть жестоким. С трагическими или противоречивыми человеческими историями то же самое. Потом, когда нарастает панцирь, можно только фыркать на иные сюжеты, но пока юноша/девушка восприимчивы, нужно ловить момент. ИМХО Кстати, как альтернатива ПиН могли бы пойти "Бедные люди". История не столько мрачная, сколько трогательная. В ПиН больше сюжетных линий, тем и характеры сложней, но по части различения добра и зла "Бедные люди" тоже хороши.
|
|
« Последняя правка: 09 октября 2010 года, 20:19:58 от Ингрид »
|
Авторизирован
|
"Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит... То есть он летит - но сам по себе. И плюёт на вас. Нужно быть таким - легким и независимым". (М. Жванецкий)
|
|
|
C@esar
|
На примере того же Белого Бима: фильм, раздирающий сердце, второй раз вы не заставите меня посмотреть его и под дулом пистолета, но в свое время, надорвав мне сердце, он все-таки дал и пользу: понимание того, что с животными нельзя быть жестоким. ИМХО, "Белый клык" справится с задачей лучше, а негатива в нем гораздо меньше.
|
|
|
Авторизирован
|
Во время набирания данного поста ни одно животное не пострадало.
|
|
|
Шелан
Граф
Карма: 229
Offline
Пол:
сообщений: 332
поклонница Алвы
|
Достоевский думать заставляет? Мишель Монтень -- тоже, только методы для этого в его "Опытах" у него куда как гуманней и адекватней. Да, но он не так увлекателен, как связная сюжетная линия. Это уже потом, когда разовьется умение читать вдумчиво и не спеша, можно засесть за Монтеня. Я думаю так: школа прежде всего задает направление - что и как читать, дает необходимые минимум, что должен знать образованный человек, а дальше каждый развивает себя сам, как считает нужным. Что касается, почему выбирают грустные вещи... Видите ли, пока человек восприимчив, его как раз и можно научить различать добро и зло. На примере того же Белого Бима: фильм, раздирающий сердце, второй раз вы не заставите меня посмотреть его и под дулом пистолета, но в свое время, надорвав мне сердце, он все-таки дал и пользу: понимание того, что с животными нельзя быть жестоким. С трагическими или противоречивыми человеческими историями то же самое. Потом, когда нарастает панцирь, можно только фыркать на иные сюжеты, но пока юноша/девушка восприимчивы, нужно ловить момент. ИМХО Кстати, как альтернатива ПиН могли бы пойти "Бедные люди". История не столько мрачная, сколько трогательная. В ПиН больше сюжетных линий, тем и характеры сложней, но по части различения добра и зла "Бедные люди" тоже хороши. Эрэа Ингрид, я-то как раз прочитала "Опыты" Мишеля Монтеня в 16 или 17 лет, точно не помню . Читалось на одном дыхании. До сих пор перечитываю, когда хочется ощутить легкий и приятный треп обо всем через бумагу с автором. Мне ж тогда никто не сказал, что автор серьезный, а я не знала Отсутствие сюжета не мешало, я обожаю такой ход повествования, когда идут интересные байки и перемежаются с какими-то размышлениями. Касательно того, что вы говорите о выборе грустных книг. Неужели что такое хорошо и что такое плохо можно только через "плохо" постигать? Скажите, Белый Бим действительно учит любить животных сильнее, чем Джеральд Дарелл?
|
|
« Последняя правка: 09 октября 2010 года, 21:03:03 от Шелан »
|
Авторизирован
|
|
|
|
|
|