Страницы: [1] 2 3 ... 12
|
|
|
Автор
|
Тема: Студенты! Чему вас научили? (прочитано 28755 раз)
|
Белая мышь
|
Провожу собеседование. Кандидат - блестящий молодой человек после Финансовой академии, английский, аналитические способности, готовность вкалывать и проч., проч. Резюме написано отлично, опыта работы нет, это понятно - только что из альма-матер. - С NPV-методом знакомы? (для нефинансистов поясняю - один из основополагающих методов определения эффективности долгосрочного проекта. Основа основ финансового анализа.) - Да, конечно, - голос совершенно уверенный, даже довольный. - Отлично. Быстренько набрасываю простейшую задачу (был капитал, привлекли займ, что-то купили, что-то произвели, проект рассчитан на 3 года - посчитайте, плз.). Юноша впадает в ступор. То есть совсем. - Ладно, - говорю. - Ну а что такое, NPV-метод? Опишите своими словами. -Ну... чистые дисконтированные потоки... - дальше невнятное бормотанье. - Прекрасно. вот вам займ. Посчитайте его чистую дисконтированную стоимость. ... в общем, выясняется, что выпускник Финансовой академии не в состоянии посчитать простые проценты по займу. Мне становится совсем интересно. Я пишу ему формулу. - Выведите отсюда, пожалуйста, как определить процентную ставку. Люди!!! Он не смог из формулы P=S*t*r/366 вывести r=P*366/S*t!!!! Уровень, если не ошибаюсь, третьего класса средней школы... В полной прострации возвращаюсь к себе. Прошу молодую сотрудницу с высшим образованием (умничка, трудяга, по общему мнению подает большие надежды) сделать описанное выше преобразование. Она не смогла!!! (Расстроилась ужасно, надеюсь, сделает выводы). Молодежь, чему вас учат?
|
|
« Последняя правка: 19 марта 2008 года, 21:31:19 от Белая мышь »
|
Авторизирован
|
Сложные задачи всегда имеют простые, легкие для понимания неправильные решения.
|
|
|
Галина
Потомственный нобиль
Карма: 28
Offline
Пол:
сообщений: 69
Я не изменил(а) свой профиль!
|
В этом году у нас на экзамене не один из 9 магистрантов не смог составить и решить простейшую пропорцию(образование или биологическое или физическое), а площадь чашки Петри равна (по мнению одного аспиранта-биолога длине на ширину (Для неспециалистов - Она круглая). Валентности элементов -тайна за семью печатями. Найти металлы в таблице Менделеева магистрант не сумел. А уж действия с дробями- это вообще....Хотя математика нам нужна для расчета концентраций и количества клеток на уровне 5-6 класса школы. А потом приходят их научные руководители с претензиями, что таких хороших деток слишком строго спрашиваем. Творится такое лет 5-6 минимум. (Раньше не знаю)
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Twistress
Староста класса
Организатор конкурса
Герцог
Карма: 809
Offline
Пол:
сообщений: 977
Sapienti sat!
|
Мышь, слушай, а это не могут быть нервы от собеседования? Из личного опыта. Беру на работу человека, по ощущению - очень способный, хорошо образованный и компетентный. В целях проверки ощущения ненавязчиво подсовываю ему как бы очень сложный случай, вроде как не могу перевести. Проблем нет - переводит, я довольна, вроде все хорошо и моя оценка способностей и образованности человека адекватна. Коллега облекает похожий вопрос в форму "теста" - и тот же самый человек мекает, бекает и теряется. Хорошо. Прихожу на занятие, вроде как "контрольное посещение в голову". Некоторое количество ошибок замечаю, решаю обсудить попозже, когда не будет так нервно, потому что вижу, что человеку явно плохо, неловко,неудобно и некомфортно. Буквально на следующей паре подхожу к приоткрытой двери аудитории, где идет следующее занятие с тем же преподавателем. По совпадению, занятие на ту же тему. Подхожу, к двери, прислушиваюсь. Ошибок - вовсе ни-ка-ких. Делаю вывод: ну, неприятная это ситуация, когда тебя проверяют. ИМХО, - при собеседовании сделать что-то практическое могут только люди железобетонно в себе уверенные и даже не допускающие возможности провала, плюс - не "до смерти" заинтересованные в данной конкретной позиции. А сотрудница твоя, возможно, просто испугалась "проверки" и могла просто не понять задачу. Кстати, в результате я "мыла мозги" сотруднику не на предмет "надо учить предмет", а на предмет "надо быть увереннее в себе, уметь как бы играть на сцене перед любой аудиторией, не отвлекаться на внешние отвлекающие факторы и т.п.". Причем поверь: никто, я уверена, абсолютно никто из знакомых этого человека, кроме, может, самых близких, не назвал бы его не уверенным в себе. Ну, - с чего бы человеку априори быть неуверенным в себе, если у него действительно хорошее образование, он честно пять лет вкалывал, работая по прекрасным программам... в общем, - нет там на поверхности неуверенности, внешне все прекрасно и огонь в глазах. А вот на самом деле - каждый может просто испугаться конкретного вопроса, хотя бы потому, что в целом собеседование воспринимается не как нацеленное не на проверку компетентности, а как направленное на оценку психологической совместимости человека с будущим начальством и коллективом. В общем, могу выдать практический совет: составь письменные задачки и давай их решить через какого-нибудь секретаря ДО собеседования. Поможет отделить зерно от плевел, ткскзть. ИМХО. Хотя, конечно, уровень образования падает, да. Не спорю. Просто моя адвокатская сущность неистребима. P.S. Кстати. А в формуле надо именно на 366 делить, не на 365? Я у тебя потом спрошу, почему.
|
|
|
Авторизирован
|
A common mistake that people make when trying to design something completely foolproof is to underestimate the ingenuity of complete fools. (с) Douglas Adams
|
|
|
Белая мышь
|
Леворукий всемогущий... Что чашка Петри - круглая - даже я знаю. Последний раз химией занималась в десятом классе средней школы в 1983 году... У меня вообще твердое убеждение складывается, что ребята, чье детство-юность пришлось на 90-е - потерянное поколение... Это не их вина, это их беда. Twi, дорогая моя, поверь, я ОЧЕНЬ лояльный собеседующий. Но до какой степени надо разволноваться, чтобы числительное со знаменателем местами не суметь поменять?! Со сна, в тяжелом опьянении, в полубреду... - сама-то как, инфинитив с герундием спутаешь? UPG А на 366 - потому что 2008й год - високосный.
|
|
« Последняя правка: 19 марта 2008 года, 22:23:37 от Белая мышь »
|
Авторизирован
|
Сложные задачи всегда имеют простые, легкие для понимания неправильные решения.
|
|
|
caer
|
Дык это не только с высшим образованием происходит. К нам тут практикантка пришла, из полиграфического лицея. Ну, если оценивать знания в целом, то "0". Причем после объяснений спокойно справляется с разнообразнейшей работой. Но как только встает вопрос - почему здесь так, а здесь этак, т.е. вопрос теории, ничего по данному вопросу человек показать не может.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Белая мышь
|
Дык это не только с высшим образованием происходит. К нам тут практикантка пришла, из полиграфического лицея. Ну, если оценивать знания в целом, то "0". Причем после объяснений спокойно справляется с разнообразнейшей работой. Но как только встает вопрос - почему здесь так, а здесь этак, т.е. вопрос теории, ничего по данному вопросу человек показать не может.
Извините, тут не теория. NPV-метод - Бог с ним. Хотя для выпускника финакадемии - странно. Тут проблемы с математикой бытового, так сказать, уровня. Юноша как в магазин ходит? А если кредит, не приведи господь, взять решится? Какое-то беспредельное отупление...
|
|
|
Авторизирован
|
Сложные задачи всегда имеют простые, легкие для понимания неправильные решения.
|
|
|
Lear
|
Мне не нравится когда на собеседовании теорию спрашивают. Дайте определение... Что из себя представляет... Причём часто работодатель смущается когда я начинаю объяснять своими словами и рассказываю как я это понимаю, потому как ожидают классической фразы из учебника. Наверное поэтому они всегда приятно удивляются когда с практикой или задачками у меня не возникает проблем.
|
|
|
Авторизирован
|
in vino veritas le vin est tire - il faut le boire
|
|
|
Val
|
Извините, тут не теория. NPV-метод - Бог с ним. Хотя для выпускника финакадемии - странно. Тут проблемы с математикой бытового, так сказать, уровня. Юноша как в магазин ходит? А если кредит, не приведи господь, взять решится? Какое-то беспредельное отупление...
Поскольку я прихожусь как раз на поколение 80-90, и именно в 90-х я получала свое экономическое, а потом более специализированное финансовое образование, не могу не влезть со своими 5 копейками. ИМХО: если идешь собеседоваться на фин.аналитика/оценщика или кого-то подобного (не знаю, на кого именно собеседовался данный юноша), подготовиться и выучить NPV определение и порядок применения его не так уж и сложно, даже если в институте ты не в зуб ногой был по этому поводу. А заодно и пару других не менее важных тем. А тут мало того, что не знает в принципе, но и не считает нужным узнать перед собеседованием на работу. Хотя, в целом согласна, выпускник Финансовой академии, который не может внятно объяснить, что такое чистый дисконтированный доход, пусть даже и сходу, не готовясь, это......печально. Полагаю, при просьбе сделать простенький факторный анализ, товарищ бы скис окончательно. P.S. Про математический вопрос - молчу, это уже даже не институт, это школа, причем начальные классы.
|
|
|
Авторизирован
|
Оставайтесь, ребята, людьми, становясь моряками Становясь капитаном, храните матроса в себе... (В.Высоцкий)
Если я когда-нибудь утону, то я всплыву вверх по течению (В.Высоцкий)
|
|
|
Белая мышь
|
P.S. Про математический вопрос - молчу, это уже даже не институт, это школа, причем начальные классы.
Вот это меня и добило... Twi права: волнение, отсутствие опыта собеседований- тут много чего можно сморозить. Но забыть элементарную арифметику? Ладно, допустим, юноша - клинический идиот ( во что не верю). А "продолжение банкета" с юной коллегой? Val и все-таки, скажите, это мне так не повезло или... Вы исключение в вашем поколении?
|
|
|
Авторизирован
|
Сложные задачи всегда имеют простые, легкие для понимания неправильные решения.
|
|
|
Val
|
Вот это меня и добило... Twi права: волнение, отсутствие опыта собеседований- тут много чего можно сморозить. Но забыть элементарную арифметику? Ладно, допустим, юноша - клинический идиот ( во что не верю). А "продолжение банкета" с юной коллегой? Val и все-таки, скажите, это мне так не повезло или... Вы исключение в вашем поколении? Мне кажется, вопрос не в поколении (хотя объективно судить мне трудтно - не так я их, в смысле поколений, много видела ). Вопрос в каждом конкретном человеке. Если ты хочешь учиться, понимаешь, что тебе это надо - ты будешь это делать. Не в институте, так на курсах, не на курсах, так самостоятельно, но ты получишь знания, нужные тебе для работы, потому как это насущная необходимость. Если нет - тогда ты будешь ходить по куче собеседований и невнятно бормотать местами вспомнившиеся определения, предъявляя диплом Финки. P.S. Справедливости ради, скажу, что у меня бывали ребята, которые, приходя ко мне на проект, не знали элементарнейших вещей. Приходилось объяснять, что такое амортизация, что такое эффективная ставка процента, что такое инфлирование и дисконтирование как понятия, что актив баланса равен его пассиву, а про NPV даже и не заикаюсь. В общем, вопрос "и кто ж тебя взял на работу" просто-таки готовился сорваться. Но они потрясающе быстро въезжали, учились сами на практике и через месяц-полтора работали за четверых и без лишних вопросов.
|
|
|
Авторизирован
|
Оставайтесь, ребята, людьми, становясь моряками Становясь капитаном, храните матроса в себе... (В.Высоцкий)
Если я когда-нибудь утону, то я всплыву вверх по течению (В.Высоцкий)
|
|
|
caer
|
В том-то и загадка, что они как бы "учились". В специально предназначенном для этого заведении. Сдавали всякие зачеты-экзамены. Понятно, что не все из них гении, не все из них даже просто понятливые ребята, но ведь корочки-то им вручили? Значит ВУЗ просто ничего не гарантирует. Для нас, для работодателей. Чего-то там 5 лет ребятки потусовались, какие-то оценочки им поставили - и получаем в результате нуль. Если они ничего не учили и не знают - почему они не были отсеяны еще в процессе обучения? Преподы совсем уж не принципиальные пошли? Кого попало пекут? Что преподавательский состав жестоко пострадал за последние лет 10 - ни для кого не секрет, но то, что вылезает сейчас из институтов - это брак. Халтура. Кроме, понятное дело небольшой группки товарисчей, которые упорно самообразуются, несмотря ни на какие институты, но это - не "системное" явление.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Daidre
|
Эры и эрэа! Позволю и себе вставить свои "три копейки". Исходя из собственного опыта, могу сказать следующее. В любом поколении студентов (не важно в 50-е или в 90-е, к слову, именно тогда я и получила своё образование) есть те, кто учится (им интересно, у них что-то откладывается в голове) и те, вся мотивация которых сводится к тому, что "корочка" нужна. И вот эти последние "учатся" по принципу "списал - сдал - забыл". А во время собеседования человек и впрямь может потеряться, в особенности, если первый раз проходит через это. Знаете, какой наш любимый "тест" для студентов-практикантов и для молодых специалистов? Кто такой маркшейдер? (и чего мы только не слышали.... )
|
|
|
Авторизирован
|
В молчанье лишь Слово, а Свет лишь - во тьме. Урусула Ле Гуин Если ученый говорит, что-то может быть - скорее всего он прав, а если этого не может быть никогда - скорее всего он ошибается. А. Кларк Улыбка продлевает жизнь и уменьшает неприятности
|
|
|
Gileann
Советник Орлангура
Хранитель
Герцог
Карма: 2340
Offline
Пол:
сообщений: 5967
Хранитель Равновесия
|
Интересная тема. Если оставить в стороне психологию (тоже очень интересная тема, но изначально вопрос Белой Мыши был все же о другом), то, базируясь на своем (безусловно, очень ограниченном) опыте, я склонен думать, что сегодняшнее образование дает меньше "формальных" (если хотите, алгоритмических) навыков, чем образование в мое время. То же относится и к фактологии. Причины этому могут быть разные, начиная от наивно-технократических ("зачем знать арифметику - есть компьютеры" или "зачем знать даты - есть интернет") до концептуальных ("мы должны научить детей жизни, дать им понимание концепций, а конкретике они сами научатся когда надо и какой надо"). Я очень много встречаю людей (на всех уровнях), умеющих замечательно разговаривать, но неспособных к элементарным математическим преобразованиям.
|
|
|
Авторизирован
|
Равновесие - нейтральная позиция между магическими силами Порядка и Хаоса, сводящаяся к недопущению победы любой из них.
|
|
|
Twistress
Староста класса
Организатор конкурса
Герцог
Карма: 809
Offline
Пол:
сообщений: 977
Sapienti sat!
|
Мышь, - я уже ничего ни с чем не спутаю, просто потому, что огонь, вода и медные трубы - это давно пройденный этап. Так же, как и любой человек с приличным опытом работы. Я бы и в юности не спутала, но это по причине железобетонной уверенности в себе и вообще неумения волноваться в критических ситуациях. Далеко не всем так везет, не у всех такая крепкая нервная система. Я близко знаю некоторое количество молодых людей, для которых действительно перспективная работа в хорошей компании - вещь, от которой зависит самооценка. Это, ИМХО, критический момент и такое часто бывает. Если самооценка человека не внутренне обоснована а зависит от внешних (любых) факторов - это абзац, пардон май френч. Причем такое бывает часто, и я уже это определяю на боооольшом расстоянии. Такова особенность современной жизни: детям сложно опираться на авторитет близких людей (родственников, старших по возрасту знакомых) потому, что далеко не всегда их компетентность, которую они заявляют как существующую (и которая зачастую действительно высока) оплачивается соответственно (у массы людей студенческого возраста родители, будучи очень и очень неплохими специалистами, работают в организациях, платящих сотрудникам невысокую зарплату. Это ИМХО происходит потому, что за 20 лет резко сменился список "престижных", сиречь высоко оплачиваемых, профессий и родители моих студентов легко могли не попасть в обойму). При наличии такого контраста между "словами" и "деньгами" человек молодой зачастую просто не может внутренне позволить себе доверять объективной (часто) оценке близких людей. А работать и получать возможность объективно оценивать себя на основании мнения людей не-близких далеко не все начинают, учась в институте (что ИМХО плохо, но такова, увы, жизнь). Вот и выходит, что человек сам-то вроде как себя считает "ничего", а объективно опереться ему в оценке себя не на что, не доверяет он оценке тех, кому надо было бы доверять. Соответственно, все зацикливается даже не на работе, а на этапе ее обретения, - и чем сложнее этот этап, тем больше нервов и выше вероятность срыва. Ведь не все понимают необходимость психологической поддержки (да хоть от друзей! я не имею в виду специалистов!) на этом этапе, часто люди вообще из суеверности или стеснительности скрывают то, что они работу ищут, от близких людей... вот и выходит дико нервная реакция в ситуации, когда ее быть, в принципе, не должно. Мы же ребят пристраиваем часто в "знакомые" места, поэтому приходится проводить инструктаж не столько с ними (мы-то знаем, чего тот или иной студент стоит и единственная рекомендация перед собеседованием - собраться и не волноваться, потому что плохих и не знающих ничего людей мы просто "пристраивать" не будем), сколько с их будущими работодателями, предупреждая их о ранимости, неумении контактировать с определенным типом/типами людей, о неуверенности в себе, маскируемой то поверхностным нет-нет да и проскальзывающим "бытовым хамством", то излишне "юморным" поведением, то попытками взять на себя намного больше, чем человек в состоянии сделать. Я видела, как очень и очень небестолковые ребята "ломались" на работе в определенных коллективах только потому, что их начальство было уверено: раз человек сказал, что сделает, - он сделает, и процесс в контроле не нуждается. В общем, я к тому, что нервы - это такая штука... проявляется по-разному. В жизни не забуду, как я "от нервов" умудрилась повести себя в напряженной ситуации так, как от меня вовсе не ожидали, - и потом лет пять расхлебывала последствия. Человек, с которым я общалась, просто не верил, что это был нервный срыв (ситуация была "или-или", я была взвинчена по самое не могу, а лет мне было около 20), а не системная фича. И потом ждал от меня похожей реакции в любых возникающих сложных ситуациях. А я не понимала, что происходит, - в результате непонимание вылилось в конфликт, который удается разрешить далеко не всегда и не всем. Бывает всякое. Ну, не могу я поверить, что умный, хорошо выполняющий свою работу человек (я имею в виду твою молодую сотрудницу) не справился с этой формулой из-за незнания. Если уж даже я понимаю, о чем идет речь и могу это сделать, - это может сделать каждый, надо просто сосредоточиться и спокойно подумать. Не зная ситуации, видя ее только так, как ты описала, я все-таки склонна считать, что девушка опешила, восприняла это как недоверие и некий экзамен, и, думая, что надо дать ответ немедленно, быстро и четко, не смогла это сделать (сосредоточиться и подумать) и предпочла ответить, что не знает, считая, что так будет проще выйти из данной ситуации. Хотя если она сама честно созналась, что не знает и не имеет понятия, и ты видела, что она действительно даже не знает, с какого конца к задаче приступить и потом не говорила ничего вроде "ах, как же я могла не сообразить, это же элементарно", то, конечно, это ахтунг полный. И все мои предыдущие рассуждения можно спокойно аннулировать как смысла в данной ситуации не имеющие. P.S. Иа блондинко! Что-то я не подумала, что речь идет именно о текущем годе, а не вообще, теоретиццки.
|
|
|
Авторизирован
|
A common mistake that people make when trying to design something completely foolproof is to underestimate the ingenuity of complete fools. (с) Douglas Adams
|
|
|
Белая мышь
|
Я близко знаю некоторое количество молодых людей, для которых действительно перспективная работа в хорошей компании - вещь, от которой зависит самооценка. Это, ИМХО, критический момент и такое часто бывает. Если самооценка человека не внутренне обоснована а зависит от внешних (любых) факторов - это абзац, пардон май френч. Twi, я- человек уже ни разу не молодой, но поверь, моя (личная, самая что на есть внутренняя) самооценка тоже существенно зависит от наличия хорошей работы в хорошей компании. Правда, мне всегда было наплевать на должности – была бы работа … э-э-э… влияющей на самооценку. А молодые ребята (в лучшем варианте) пытаются хоть как-то гарантировать себе будущее. В худшем – самоутвердиться за счет названия работодателя. («Я работаю в PriceWaterhousCoopers! Я крут! Я ксерю там бумажки и заполняю таблички в Excel, в которых ни черта не смыслю, но в своем резюме я пишу, что работал аудитором большой четверки!») Самое страшное – что рынок труда такой подход приветствует. Я бы и в юности не спутала, но это по причине железобетонной уверенности в себе и вообще неумения волноваться в критических ситуациях. Далеко не всем так везет, не у всех такая крепкая нервная система. Это точно. У меня с нервами полная беда – настолько, что меня коллеги оберегают от серьезных переговоров. Переговоры-то я, может, и проведу, только потом три дня трястись с температурой буду… Мне проще подготовить сценарий - и дать слово другим. Экзамены и собственные собеседования для меня всегда были форменным кошмаром. Именно поэтому я сочувствую кандидатам всей душой. А за всякие там стресс-тестирования надо, по-моему, к уголовной ответственности привлекать. Мне же не самоутвердиться надо за счет этого мальчика\девочки – мне надо понять, что он\она реально могут и каков там потенциал. А какой потенциал может быть у человека, который только что закончил не последнего разбора финансовый ВУЗ и не может на автомате дроби посчитать? А за мою девочку ты не волнуйся – я ей цену знаю. (Кстати, ее непосредственная начальница и моя непосредственная подчиненная устроила мне потом разнос абсолютно теми же словами, что и ты. ) Я видела, как очень и очень небестолковые ребята "ломались" на работе в определенных коллективах только потому, что их начальство было уверено: раз человек сказал, что сделает, - он сделает, и процесс в контроле не нуждается.
А вот тут извини. Я не воспитатель в детском садике. Если человек к самостоятельной работе не готов - у меня водить его за ручку нет ни сил, ни времени, ни, откровенно говоря, желания. Есть такое жестокое правило: если высококлассный специалист будет за свою зарплату выполнять работу специалиста ниже классом, это означает, что оба нанесли работодателю конкретный финансовый ущерб, выражающийся в сумме, равной разнице в их окладах помноженной на количество потраченного времени. Ну а младший сотрудник в этой ситуации вообще лишний.
|
|
« Последняя правка: 20 марта 2008 года, 10:21:17 от Белая мышь »
|
Авторизирован
|
Сложные задачи всегда имеют простые, легкие для понимания неправильные решения.
|
|
|
|
Страницы: [1] 2 3 ... 12
|
|
|
|