Страницы: 1 [2]
|
|
|
Автор
|
Тема: Внеконкурсные рассказы (прочитано 6160 раз)
|
Некто в черном
|
Ну выразить идею, естественно. Насчет идеи см. выше
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Саффи
Потомственный нобиль
Карма: 10
Offline
сообщений: 75
|
"Немного о благодарности"Из чрезвычайно хорошего: язык очень образный, яркий, богатый без излишних наворотов, герои живые и тоже яркие, в общем, картинка перед глазами есть! И идея хороша, и за душу берет... ...Но теперь собственно о наполнении картинки фактами... «Иза от избытка чувств хлопнул себя по коленям»Может, я что-то путаю, но галльского мужского имени с таким звучанием не припоминаю. Более того, не в обиду автору будет сказано, в общеупотребительном значении оно женское, а окончание мужских имен на (-а) – Элла, Беда и проч. – свойственно скорее саксам, чем кельтам вообще и галлам в частности. Так что героя лучше переименовать. Опять же, «Лисица» – не лучшее прозвище для молодого мужчины. «Лис» – еще туда-сюда, да и то… Это вождя и политика, убеленного сединами и поднаторевшего в выбивании благ для своего народа так бы прозвали, но не 22-летнего парня. «Да какой нам прок будет от такой власти, когда Цезарь придет по наши души?», «…прошлой весной Верцингеторикс в цепях отправился в Рим».Значит, Цезарь уже год как пришел. И очень основательно . «Бродерикс повелевал стихиями, мог насылать град и молнии, помогающие нам в боях с врагами!», «А туда и клоню, что друид, который не способен помочь нам защитить нашу землю и наших богов, ни черта не стоит!»Друиды никогда не швырялись молниями (а боги не требовали себе защитников, но это уже так, заметки на полях) и никоим прочим образом не вмешивались в войны. Их функции сводились к отправлению культов, толкованию воли богов, гаданию, судебным разбирательствам (порою даже отменяя волю племенных вождей. Это к слову о п.1. Кстати, почему вождь не пришел к друиду со своими людьми?) Кроме того, они были хранителями традиции и преданий, поэтами и музыкантами, наконец. Но вот «неистовыми» не были ни разу и «град и молнии, помогающие нам в боях с врагами» не призывали! Еще – «ни черта» и в конце рассказа: «За каким дьяволом я тогда его жарила?» – совершенно лишние обороты в устах галла, чей народ познакомится с христианством в лучшем случае на сто лет позже описываемых событий, да и то – через какого-нибудь «ненавистного римлянина» или латинизированного бритта. На минуточку, это не Ирландия, да и там святой Патрик родится только лет через 450! «Каннабис» – это латынь! Галл на этом вражеском языке только ругается. «…из племени бельгов». Белги (лат. Belgae) – название не одного племени, а союза кельтских племен, населявших Северную Галлию (между реками Сеной и Рейном) и отчасти западное побережье Британии. «Легкий перестук коготков белки, спешащей домой».Белка когтями не стучит, это не собака на паркете. Она скорее шуршит по стволу. «И длинными кошачьими прыжками понесся вниз по склону. Очень быстро, но по-прежнему бесшумно. Как учили…»Во-первых, человек на двух ногах физически не способен передвигаться кошачьими прыжками. И даже встав на четвереньки. Во-вторых, кто, где и главное – зачем учил друида так бегать по лесу? «Где-то в районе манипулы, сорок… нет, пятьдесят человек».Не в районе – это раз. И не в квартале. А два – манипула в то время – это 120–160 человек, а до сотни – центурия. «…lorica squamata все равно гремит, как деревенский бубен». Терминологически неверно с нескольких позиций. В описываемый период (50-е гг. до н.э.) – основным защитным вооружением римлян был бронзовый нагрудник на ремнях, активно вытесняемый панцирем lorica hamata, сиречь кольчугой обыкновенной. Кстати, позаимствованной у тех же кельтов. К I в. н.э. ее сменил пластинчатый панцирь на кожаной основе – lorica segmentata. Чешуйчатая же lorica squamata – штука дорогая, поэтому поначалу использовалась в основном офицерами и кавалеристами. Ее массовое распространение в легионах датируется не ранее III в. н.э. А уж то, что она гремит как деревенский бубен – вовсе не выдерживает никакой критики. «И все же не в добрый час повстречали они друида в поисках фуража».Получается, фураж искали не римляне, а друид. Кстати, «фураж» – слово французское, и римляне его не знали, а за провиантом (особенно для лошадей – прикиньте объем!) посылали верховых или упряжки. «Послужить не Эпоне, а Езусу, гневному богу».1) Эпона – богиня коней, коневодов и вообще всадников, к чему бы друиду ей служить? Друидам, по некоторым данным, вообще верхом ездить запрещалось. Пресловутые римляне богиню-кобылицу куда как больше любили: и в лагерях да конюшнях алтари ставили (о чем еще Апулей писал), и даже официальный праздник учредили – 18 декабря, – который отмечали разом во всей империи в приказном порядке. 2) «Гневный бог» – это, скорее, Таранис-громовник, а Езус (др. прочтение – Эзус), которого иногда объединяют с Цернуннусом (что по мне – так не совсем справедливо, «Рогатый» – это отдельная песня), отвечал скорее за сбор урожая и плодородие. Вот ему-то как раз сей любитель реп и кровохлебок должен служить в первую очередь. И потом, «Википедия», конечно, не всегда и не во всем непогрешима, но в данном случае: «Имя Езуса связывают с древним индоевропейским корнем Esu, что значит "добрый бог" или "бог-господин", подобно ирландскому Дагда.» 3) Почему друид вообще должен служить какому-то конкретному богу, а не всем в равной мере? «Но что могут полсотни гладиусов…»Лучше все-таки «гладиев», это правильнее с точки зрения русского языка. Окончание «-ус» в латинизмах далеко не всегда к месту. Взять хотя бы имена: Луциус, Титус, Петрониус и всем набивший оскомину оскароносный Максимус, по жизни бывший обычным Максимом. «Вся деревня провожала друида Каторикса, который вместе с дымом костра уходил на свидание с богами».Ага, свиделся, облобызался – и обратно . «До сих пор уже пару лет как…» Жутчайшая конструкция! Кстати, туда, где пропала манипула, римляне обязательно послали бы три. Чтобы больше не пропадали. Тем более – на территории, которую после разгрома Верцингеторикса официально считают Pax Romana. «Сидит, камушки перекладывает, рунами их разрисовывает…»Если друиды и писАли (что под вопросом, поскольку некоторые исследователи считают одним из принципов друидизма отказ от письменности вообще), то огамическим письмом, а никак не рунами (хотя, опять-таки, кое-кто считает прообразом огама младший футарк, но при этом другие – латинский). В любом случае, это не руны. «Несколько минут за столом слышно было только чавканье и хруст костей на зубах семейства. Отец /…/ солидно проговорил: “А все же репа в этом году не уродилась. Только и толку, что похрустеть”.»А-а, репа с костями! Итог. История, увы, предсказуема, как совершенно справедливо отметила Алькор. Более того – без какой-либо издевки, совершенно искренне советую автору подучить матчасть. То есть описываемую эпоху. Прочесть по крайней мере «Записки о галльской войне», там все весьма доходчиво. Еще лучше – вообще уйти от реальной истории и сделать мир усреднено-фэнтезевым, а то получается ни рыба, ни мясо. Село выгоняет друида, и друид уходит? Фантастика! А Круг Двенадцати (кстати, что это за странный магический интернационал, куда, помимо всего прочего, входят представители кучи племен?) присылает нового? Который может так же не устроить, и его снова выгонят? Фантастика! «Обормот», «проходимец» и «хитрован» из уст галла по отношению к друиду – вообще нонсенс. И потом, как мне кажется, главный признак того, что рассказ на историческую тему неудачен – как раз возможность «изменить все, сохранив идею», как говаривал мой начальник о неудачно написанной с его точки зрения аннотации. Не знаешь техники масляного письма – не подражай Айвазовскому. Такие дела…
|
|
|
Авторизирован
|
Автор "пушистого" рассказа "Навигатор". ------------------------ Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке (Ф. Раневская)
|
|
|
Некто в черном
|
Саффи Спасибо за отзыв. По матчасти я чуть позже (через несколько дней, сейчас я уезжаю) разражусь длинной речью (сейчас просто не располагаю временем). Но если вкратце... Понимаете, этот рассказ вообще не историчен. Абсолютно. То, что я там приплел галльских богов, и друид у меня не служитель культа, а выпускник сельхозинститута, прибывший в сюжет по распределению, не связано с тем, что я знаю. Да, читал я и Тацита, и Тита Ливия, и прекрасно знаю, что философия и образ жизни друидов в реальности была далеки от того, как это показано в рассказе. И никакого Круга Двенадцати не было и быть не могло, да. Мне нужно было перекроить Историю для сюжета, и я это сделал. Это невежливо по отношению к Истории, с этим я согласен и готов к побиванию тапками в масштабе аутодафе
|
|
« Последняя правка: 17 июня 2008 года, 10:14:23 от Некто в черном »
|
Авторизирован
|
|
|
|
Некто в черном
|
Итак, что я имею сказать по поводу варварского интернационала, друидов-колхозников и прочего. Эреа Саффи, я внимательно прочел ваши замечания по поводу матчасти. С большей частью я согласен, в чем-то остался при своем мнении, но разбирать подробно, где и что, не буду. И вот почему. Рассказ, как я уже говорил, не историчен. Да, в тексте есть отсылки к конкретным историческим реалиям, позволяющие, в частности, с точностью до года определить время описываемых событий (а именно 51 г. до н.э.). Но ни в части организации галльского общества, ни, в особенности, места и роли в ней касты друидов никакой историчностью и не пахнет. Религия и философия друидов в реальности могли бы послужить, скорее, основой для брутального боевика или даже фильма ужасов. Это был кровавый культ с человеческими жертвоприношениями как нормой жизни (кто знаком с таким понятием как Виверман, думаю, со мной согласится). И да, Саффи, вы совершенно правы, друиды были жрецами, законниками, толкователями знамений и хранителями традиций, но ни в коем разе не гуманистами с магической специальностью. Менталитет галлов вообще был таков, что любовь к ближнему (а тем более самопожертвование) им были абсолютно чужды. Это была совершенно другая культура. Культура силы. И мой Като среди реальных галлов в лучшем случае был бы деревенским дурачком, который бормочет что-то никому не понятное, а в худшем в течение недели оказался бы в пруду с камнем на шее.
Вы спросите, а какого рожна я тогда прицепился к этим галлам, раз они так плохо подходят для реализации идеи рассказа? Тут дело вот в чем. Люди (и в этом смысле я от большинства ничем не отличаюсь) склонны идеализировать погибших. К погибшим культурам это тоже относится. Чего далеко ходить, по тем же альбигойцам до сих пор плач стоит с заламыванием рук и скрежетом зубовным в сторону псов Монфора и его самого. В то же время мало кто утруждает себя пониманием смысла самой катарской идеологии, которая, случись ей восторжествовать над остальными, весь мир превратила бы в один большой добровольный Освенцим. То же и с друидами. Римляне выжгли их культуру огнем и железом, методично и основательно, чтобы даже духу не осталось. Не то чтобы я их поддерживаю, но вот эту принципиальную беспощадность вполне понимаю. Однако в головах потомков образ друидов настолько изменился, что впору нимб вешать. Они и травники, и певцы, и мудрецы что твой Конфуций. И все-то они знают, и все умеют. Хотя на самом деле большинство из них если что хорошо и умело, так это серпами горло жертвам резать. Вот и у меня тоже с детства такой образ в голове. Красивый, загадочный и совсем не зверский. Я вырос, много слышал и еще больше прочитал, и теперь понимаю, что не так было на самом деле. Ну и что? Пусть будет два друида: один, с окровавленным серпом в руке зажигающий жертвенный костер, и другой, мудрый и добрый старик из моих фантазий. Они друг другу не помешают, потому что ни того, ни другого в реальности нет и никогда уже не будет. Я читал "Записки о галльской войне" несколько раз. Да, мне было интересно это время. Мне интересно читать и писать про Верцингеторига, умного и талантливого человека, настоящего вождя, вся беда которого заключалась в том, что судьба ему выпала бороться против гения Цезаря. И для меня вполне естественно было выбрать такой антураж для рассказа. Но поскольку менталитет и систему ценностей варваров я не приемлю ни в коем разе, мне пришлось переписать историю. Если кого-то это раздражает, я вполне это понимаю и советую либо отнестись к рассказу как к альтернативке, либо вообще отложить его в сторону и не читать. Благо хороших текстов много, есть чем насладиться. В заключение хочу еще раз поблагодарить Саффи за подробный анализ исторических деталей. Промахнулся я там несколько раз довольно тяпляписто. Mea culpa, да.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Саффи
Потомственный нобиль
Карма: 10
Offline
сообщений: 75
|
На здоровье Вот что еще хотелось бы сказать. Имхо, если действие происходит где-то типа в параллельном мире, хорошо бы об этом как-то намекнуть (ну, название страны выдумать или малость переиначить). Потому как: а) "да, я втиснул в двухместный вертолет роту десантников, ну и что, я же фантастику пишу", - сие моветон, б) рассчитывать хорошо бы не только на тех читателей, которые знают историю исключительно по фэнтези. Меня вот и мужа местами передергивало, если честно: душевно читаешь хороший исторический рассказ - и ляп тебе голливудской выдумкой промеж глаз . Вот если бы мы заранее знали, что действие происходило не в нашем измерении Земли-матушки (или как-то так), сразу пошло бы преотлично. Ну, это сугубо имхо, разумеется.
|
|
|
Авторизирован
|
Автор "пушистого" рассказа "Навигатор". ------------------------ Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке (Ф. Раневская)
|
|
|
Некто в черном
|
а) "да, я втиснул в двухместный вертолет роту десантников, ну и что, я же фантастику пишу", - сие моветон, Не путайте теплое с мягким, Саффи. Вы что, заметили где-то в рассказе такое несоответствие масштабов? б) рассчитывать хорошо бы не только на тех читателей, которые знают историю исключительно по фэнтези Абсолютно согласен, но от читателей тоже хотелось бы ожидать, что они будут видеть в рассказе не только историю и просеивать текст через мелкое сито, выискивая исторические неувязки.
|
|
|
Авторизирован
|
|
|
|
Саффи
Потомственный нобиль
Карма: 10
Offline
сообщений: 75
|
Я ничего не путаю. Если мне говорят: "римляне идут", я вижу вполне конкретных римлян. Если мне говорят: "мирляне идут, а за ними - Коатлькетцаль", тоже вопросов не возникает, ибо авторская фантазия. Но если мне говорят: "римляне идут, а за ними - Кетцалькоатль", причем произведение - не бурлеск, не буффонада, я хочу объяснений. Я хочу предыстории, хочу проистекающего из ситуации иного развития событий, хочу альтернативной истории... а получаю авторский произвол, когда искажение фактов превращается в феерию - это берем, а рядом отметаем. Почему отметаем? Есть какие-то аргументированные развития событий, при котором то, что должно было быть, вывернулось по-другому? Или просто иначе наши прелестные фантастические допущения не сработают? Да грош им тогда цена. Понадерганные реалии сшиваются фантазией как куски Франкенштейна из Ван Хельсинга - вроде и добрый, и смелый, и соображаловка на месте, но при одном взгляде с души воротит. Посмотрите на Древнюю Грецию Олдей, на Древний Египет Уилбура Смита - там все на месте: буйный полет фантазии, куча допущений, масса реалий, нравы, образ жизни... У Вас тоже так может быть - и исторические реалии на месте, и допущения сработали. Вот Вы берете некий... брэнд. Галлов, историческую реальность, данную нам в ощущениях. И выворачиваете ее наизнанку. Прекрасно. Но сделайте так, чтобы эта новая реальность была столь же живой, как и прежняя, а не висела кровавыми шматками вопросов с одним ответом - "та нехай ". Ну Бог с ними, с друидами, пусть магичат как хотят, ибо в этом - фантастическое допущение. Но верните реалии. Дайте друидам огамическое письмо, прикиньте более точно даты, приглушите бубны - и тогда это будет альтернативная история с фантастическими допущениями, а не голливудский ералаш. Да, по поводу "мелкого сита". Вам кто нужен - средний читатель, кушающий сугубо экшн, или читатель хороший, который и историю оценит, и действия поймет, и героями проникнется?
|
|
« Последняя правка: 27 июня 2008 года, 10:48:54 от Саффи »
|
Авторизирован
|
Автор "пушистого" рассказа "Навигатор". ------------------------ Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке (Ф. Раневская)
|
|
|
Некто в черном
|
Вот Вы берете некий... брэнд. Галлов, историческую реальность, данную нам в ощущениях. И выворачиваете ее наизнанку. Прекрасно. Но сделайте так, чтобы эта новая реальность была столь же живой, как и прежняя, а не висела кровавыми шматками вопросов с одним ответом - "та нехай ". Я могу рассматривать это как оценку рассказа? В таком случае почему было с этого не начать, не предваряя разбор никудышного сеттинга дежурными комплиментами? Поймите меня правильно, я не впадаю в психоз, строя из себя непонятого гения. Просто... ну вот вы сами пишете про хорошего читателя: читатель хороший, который и историю оценит, и действия поймет, и героями проникнется? А теперь посмотрите, сколько (хотя бы просто по количеству букв) вы уделяете внимания историческим деталям (в ворде, думаю, на пару страниц потянет), и сколько - всему остальному (две строчки). Вполне логично предположить, что вас очень сильно интересуют обнаруженные несоответствия, да. И только они. Я признаю, что в тексте есть приличное количество ляпов, очевидных для любого историка, специализирующегося на истории древнего мира. И да, рассказ выиграет, если их почистить. Но если я верну вам ваши реалии, данные вам в ощущениях, рассказ разлетится вдребезги, и ни о какой картинке и персонажах речь вести не придется. Вам-то, конечно, все равно, главное, чтобы друид был достоверным. А мне будет жаль.
|
|
« Последняя правка: 27 июня 2008 года, 12:04:36 от Некто в черном »
|
Авторизирован
|
|
|
|
Саффи
Потомственный нобиль
Карма: 10
Offline
сообщений: 75
|
Моя оценка - вот: Ну Бог с ними, с друидами, пусть магичат как хотят, ибо в этом - фантастическое допущение. Но верните реалии. Дайте друидам огамическое письмо, прикиньте более точно даты, приглушите бубны - и тогда это будет альтернативная история с фантастическими допущениями, а не голливудский ералаш. Приставьте шматки реалий на место и заживите их своим стилем. Вам органически необходимы руны вместо огама? Нет. Критичны "черт" и "дьявол"? Тоже нет. Lorica hamata можно без ущерба заменить на бронзовый нагрудник? Можно. Звучать только будет, конечно, не так умно... Я мало хвалила ? По моему мнению, сказано все необходимое - и про язык, и про стиль, и про картинку... Кроме того, я не тупо блох отловила, а где могла дала ссылки или предложила варианты, а далее уж Ваше дело.
|
|
|
Авторизирован
|
Автор "пушистого" рассказа "Навигатор". ------------------------ Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке (Ф. Раневская)
|
|
|
Некто в черном
|
Я мало хвалила ? Причем здесь "хвалила", "ругала". Вы вообще об этом не говорили практически. Так, для порядку упомянули, и занялись тем, что вас действительно интересует. Впрочем, ладно. Ваши впечатления от рассказа я понял прекрасно, мне этого достаточно. Спасибо еще раз за отзыв
|
|
« Последняя правка: 27 июня 2008 года, 14:01:15 от Некто в черном »
|
Авторизирован
|
|
|
|
Алькор
|
Оно во внеконкурсе, так что, думаю - можно. Для тех, кому интерессно: " Приключения Эгона Борна", полностью законченное на 21.07.2008 (к пяти выложенным на сайте частям - ешё один рассказ и две новеллы), одним файлом, с небольшой правкой в "Спелеологии" - http://zhurnal.lib.ru/editors/n/nikiforowa_s_l/borncompletely.shtml(предыдущая запись удалена, чтобы не засорять тему)
|
|
|
Авторизирован
|
Сытый волк - это техника безопасности...
|
|
|
|
Страницы: 1 [2]
|
|
|
|