Форум официального сайта Веры Камши

Внимание! Данный форум доступен только для чтения,
для общения добро пожаловать на новый форум forum.kamsha.ru

Добро пожаловать, гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, если хотите стать полноправным участником форума.
20 апреля 2024 года, 03:28:15

Войти
Поиск:     Расширенный поиск
ВНИМАНИЕ! В ближайшие дни должен состояться переезд форума на новый хостинг и новый движок! Переезд будет сопровождаться временным отключением доступа к форуму. Подробности - в разделе "Работоспособность форума"
844443 Сообщений в 12090 темах от 7410 участников
Последний участник: Vera_Kamenskaya
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти зарегистрируйтесь
  Показать ответы
Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 64
31  Наша жизнь и наши праздники / Еще раз про любовь. И не только. / Re: Чем руководствуемся при выборе партнёра было: 25 октября 2009 года, 05:15:57
инорасовый претендент отталкивает, поскольку тут в дело вступает ксенофобия (негр или монголоид воспринимается как существо иного вида), а это уже инстинкт.

Цитата
Межрасовые браки становятся возможны либо при отсутствии выбора, либо в зонах межрасового контакта, когда внешность чужаков становится привычной.


По-моему, одно другому противоречит. Или уж инстинкт - или нейтрализация привычкой.
Но, конечно, то, что большинство межрасовых браков приходятся на зоны межрасового контакта, совершенно естественно: просто по частоте встречаемости. Если в одной зоне на тысячу представителей некой расы имеется пять представителей другой, прудно ожидать высокой доли межрасовых браков; если соотношение 50 на 50 - картина иная.

А вот опыт предыдущих более привычных контактов тут как раз может работать вполне и оказываться решающим.
32  Наша жизнь и наши праздники / Обо всем / Re: Надо ли думать прежде чем хвататься за оружие было: 24 октября 2009 года, 19:13:26
Не понимаю формулировки "должен ли".  Тут каждый человек сам решает, что он и кому должен (и вполне бывает так, что себе и окружающим он должен разное). Если, конечно, речь идет о моральном долженствовании - правовая сторона всяко прописана в законах и от мнения самого человека эти законы не зависят.
По мне - думать, конечно, всегда полезно. По крайней мере в большинстве случаев. Другое дело, что обходиться всяко приходится только "мыслимыми источниками информации" и собственными способностями. На что, собственно, и рассчитывал Яго в Отелло - и один раз рассчитал верно (собственно, с Отелло-Кассио-Дездемоной), а в другой - просчитался (когда не сумел себе представить, что против него самого жена свидетельствовать станет). И во втором случае пошла уже цепная реакция "отказа думать" - потому что убивать Эмилию было величайшей и самопогубительнейшей глупостью в той ситуации.
Личной убежденности достаточно. Просто "эмоциональный всплеск" - неудачное для такой убежденности основание. И готовым расплачиваться за ошибку стоит быть всегда - гарантий в безошибочности наших суждений или чувств нам никто дать на сто процентов не может.
33  Наша жизнь и наши праздники / Обо всем / Re: Совесть и мораль - синонимы или нет? - II было: 24 октября 2009 года, 18:54:33
Ну, каждый читает то, что хочет прочесть.  Улыбка.
Это оно конечно. Но кроме текста, больше полагаться тут ни на какие свидетельства о том, как персонаж Софокла считал, не приходится Улыбка
Цитата
Я лично не верю, что человек может вот так в одночасье – бац! – и пересмотреть свои отношения. Когда человек переходит от любви к ненависти – это всё равно та же любовь.
Не понимаю. С точки зрения Аякса, соратники его предали - и те, кто выносил решение, и те, кто вынесенным решением не возмутился. Ненавидеть есть за что, любить не за что. А после того, как он опамятовался после бойни, он о них вроде бы вообщ не задумывается.

Цитата
Если бы он воспринял их как врагов, чьё мнение ничтожно и презренно, то возникает вопрос – а враги-то они почему? Потому что не уважают его? Ну вот какие-нибудь гиперборейцы, или те же многострадальные бараны - они ведь тоже совершенно Аякса не уважают. Что, они тоже враги? [/spoiler] Гиперборейцы - не враги, конечно: они об Аяксе и знать не знают. Троянцы (которые тоже к суду отношение имели) - враги безусловно, но не предатели; их убивать надо, но во вторую очередь (чего Тевкр с Менелаем и не могут понять). А ахейцы - предатели, и тем самым худшие из врагов.

Цитата
Мне, честно говоря, непонятно, как можно сознательно совершить поступок, который противоречит моим принципам, моей этике.
Ну, так человек же не одной этикой живет и стимулируется к поступкам. Есть страх, есть корысть, есть страсти. Кабы они сильней этических принципов никогда бы не оказывались – людям и вовсе стыдиться нечего было бы, все делали бы по своим принципам и страшились бы разве что молвы княгини МА.

Цитата
Где и когда я утверждала, что самоуважение – это ориентация на то, как я буду выглядеть в чужих глазах??? Боюсь, если так, это как раз из разряда «мелких грешков», когда я ляпнула что-то не то. Но где я это сказала?

То есть в этом отрывке:

Цитата
А стыд перед другими – это боязнь уронить, унизить себя в глазах других. И для самолюбивого человека (ах, почему это слово воспринимается исключительно в негативном смысле? Как же самоуважение, следование своим принципам? Ведь всё это тоже самолюбие), замечу, мало разницы – друзья ли эти «другие», враги или вовсе незнакомые люди.

— самоуважение _противопоставляется_ боязни уронить себя в глазах других? Я этого не понял.
34  Наша жизнь и наши праздники / Обо всем / Re: Совесть и мораль - синонимы или нет? - II было: 19 октября 2009 года, 00:35:22
Но почему он мстил? Не дали ему доспехи, значит всё-таки из-за самолюбия. Что ему доспехи – нужны были сами по себе? Или всё-таки как знак признания геройства своего. Признания тех, кого он пусть и называл врагами, но чьего почёта так жаждал, что довёл себя до умопомрачения. А то, что «враги» и то, что он их презирает – так, по моему представлению, частью лукавство, частью самообман.
 

Да, жаждал признания, причем вполне обоснованно. Признания от союзников-соратников-"своих". Не получив его, он греков из "своих" выбрасывает разом во "враги", и ищет уже никакого не  признания ими его героизма в том бою, а просто их гибели. По-моему, у Софокла именно так: не вижу, с чего там подозревать самообман, ненависть (да и презрение, по-моему) в пьесе вполне убедительно выписана.

Цитата
мы знаем массу, чёртову уйму случаев (исторических имеется в виду, но впрочем и бытовых), когда человек делает что-то исключительно потому, что не хочет «потерять лицо», унизиться именно и исключительно в глазах врагов. Так почему Аяксу приписываем мы склонности нашей личности? Улыбка

Насчет "чертовой уймы" – очень не уверен, хотя примеры такого варианта, конечно, есть. Хотя, на мой взгляд, большинство из них не оставляет уверенности: важно человеку не унизиться именно и исключительно в глазах врагов или в своих собственных. А что до Аякса – так я просто не вижу, что в тексте Софокла этому моему подходу противоречит.

Цитата
Относительно «стыдиться себя» - как я понимаю, это скорее из разряда «проступочков ничтожные штришки – там я смолчал, там каркнул, как ворона», то есть именно что муки самоедства за «мелкие грешки, лихие мыши жадного Гаттона».
С чего бы это? Почему именно за «мелкие грешки»? Моя личная этика такое вообще за проступки не считает, как правило – это повод для досады, но не для стыда… Но те мои поступки, которые этой личной этике или личному разуму резко противоречили и все-таки совершены – и повлекли скверные и значимые последствия – их я перед собою и стыжусь, даже если эти поступки и последствия их никому другому не повредили и/или никем иным замечены не были. Мне нравится быть тем, кто я есть, и стыдно тех поступков, которые этому мне , по моим же меркам, не пристали. На мой взгляд, это и есть «самоуважение и следование своим принципам», в отличие от поисков уважения другими и следования чужим принципам. Пока я высоко ставлю такой-то свой поступок, пока я считаю его правильным – у меня нет причин этого поступка стыдиться, сколь бы неправильным и постыдным не считали его «чужие» или «враги». Мне важнее, каков я в собственных глазах и в глазах немногих «своих», чем то, унижен я или возвышен в глазах чужаков или врагов. Самоуважение оказывается тем больше, чем больше самодостаточность.
Я не утверждаю, что это единственно верный подход, конечно, но ориентировать свое положение на то, как это будет выглядеть в глазах чужаков или врагов, а не в собственных глазах – это, по-моему, очень далеко как раз от _само_уважения.
35  Художественная литература / Любимые и не очень книги, но не фантастика и не фэнтези / Re: Историческая литература было: 18 октября 2009 года, 13:04:42
Гор Видал "Юлиан". Все книги Роберта Грейвза - огромный объем эрудиции и очень странные исторические теории. Самая трогательная и печальная - "Граф Велизарий".

"Юлиан" мне тоже нравится. Как и Грейвз, конечно - хотя назвать некоторые из его теорий "историческими" я бы не решился.  Правда, самым трогательным и печальным из грейвзовских ромнаов мне, пожалуй, кажется "Жена г-на Мильтона".

Оффтопик: у него и стихи хорошие, я кое-что даже переводить пробовал

СПОЙЛЕРЫ
36  Художественная литература / Любимые и не очень книги, но не фантастика и не фэнтези / Re: Историческая литература было: 16 октября 2009 года, 11:29:05
Там тоже Кромвель, кажется? (еще не читал).
37  Художественная литература / Любимые и не очень книги, но не фантастика и не фэнтези / Re: Историческая литература было: 15 октября 2009 года, 22:29:01
Соглашусь, хотя вторая и третья части, по-моему, значительно слабее первой.
38  Наша жизнь и наши праздники / Еще раз про любовь. И не только. / Re: Чем руководствуемся при выборе партнёра было: 15 октября 2009 года, 22:19:28
Я уточню. Сейчас на первом этапе я говорю именно о знакомстве и потому очень волнуюсь из-за слова "партнёр". Я имею ввиду человека, с которым вы знакомитесь, но не просто общаетесь, а именно смотрите на него, как на потенциального любимого, если так можно выразиться (если нельзя, выразите как-то по-другому, но смысл я думаю ясен).
Рассматривать человека как потенциально любимого я могу на любой, скажем, из трех описанных мною стадий - "приятности", "интересности" и "сочетаемости по характеру". Но пока оценка человека не будет для меня удовлетворительной по всем трем этим стадиям - потенциальность останется потенциальностью. Другое дело, что вынося оценки поспешно, вполне можно ошибиться - и человек быстро перестанет быть интересным, или постепенно выяснится, что его характер я плохо разглядел; тогда беда, конечно, и разочарование со всеми вытекающими душевными неприятностями.
А знакомиться с человеком с изначальной установкой (собственной, а не сторонних доброхотов, чьи установки для меня не слишком важны) на дальнейшее партнерство мне вообще, кажется, не доводилось: по-моему, наличие такой (собственной) установки резко увеличивает вероятность ошибки в оценках, а значит, слишком дорого обходится.
39  Наша жизнь и наши праздники / Еще раз про любовь. И не только. / Re: Чем руководствуемся при выборе партнёра было: 15 октября 2009 года, 14:28:44
чем же руководствуются мужчины и женщины при выборе своего партнёра (не нравится слово партнёр замените на друг, молодой человек/девушка или любое другое подходящее слово).
Оснвной вопрос на первое время - что играет основную роль при первом знакомстве с особью другого пола? В духовном и физическом отношении. На что обращает внимание девушка и парень при знакомстве и почему?

На мой взгляд, это два совершенно разных вопроса - "первое знакомство" и "выбор партнера".  Знаком я, причем давно, и с продавцами на рынке, и с соседями по подъезду - часто видимся, узнаем друг друга в лицо, с некоторыми знаем друг друга по именам. Но этим (плюс деловыми нуждами) наше знакомство и ограничивается.
Знакомства различаются по целям. Если встреча не направлено на сколько-то долгий и тесный контакт (скажем, с кем сесть рядом в вагоне общественного транспорта или за стол в общепите) - это одно, тут работает для меня прежде всего фактор "приятности". А прежде всего оценивается приятность внешняя - скажем, при выборе, с кем мне сесть рядом, я предпочту человека с такой-то формой носа. Если знакомство предполагается чуть глубже, включая взаимное общение - внешняя приятность явно уходит для меня на второй и далее план, а на первый выступает "интересность". И среди людей, с которыми мне интересно общаться, и с которыми я имею дело много лет, есть (это секрет!) и те, чья форма носа мне совершенно не по вкусу - но "интересность" важнее. А при еще более тесном и длительном знакомстве, когда уже стоит вопрос о принятии в круг "своих", становится первостепенно важен характер, уживчивость партнера - с некототорыми интересными мне (и даже красивыми по моему вкусу) людьми я возьмусь общаться только по крайней нужде, потому что их характер меня отталкивает. И так далее.

А обобщать, боюсь, тут бессмысленно - у разных людей разная хронология приоритетов.

Цитата
умный человек, не ленивый и с наличием какого-то характера в состоянии следить за своей внешностью, своим телом, и будет это делать.
Будет. При условии, что ему это нужно, ценно и интересно.
40  Наша жизнь и наши праздники / Обо всем / Re: Совесть и мораль - синонимы или нет? - II было: 15 октября 2009 года, 14:07:02
Нет, тут дело не в угрызениях совести, я думаю. Сошёл-то он с ума из-за уязвлённого самолюбия, и потому, придя в себя, понял, что он ещё больше «потерял лицо», ещё больше «уязвился». Убил себя не из-за угрызений совести, а именно потому, что стыдно было. Перед теми, кто, по его мнению, недостаточно его уважали. И новое унижение, по его представлению, было куда горше, нежели невручение доспехов. Совесть тут и близко не проходила.
Бывшие соратники после суда о доспехах для Аякса - враги, это он с начала пьесы твердит; чего врагов-то стыдиться? (При этом непохоже, чтобы ему было стыдно оставшегося для него "своим" Тевкра). И не уважения он добивался резнею и бичесванием, а мести - мертвецы (греческие, по крайней мере) никого не уважают, они из Леты напились... Уважение, непотеря лица важны могут быть перед теми, кого ценишь - но ведь греков Аякс в пьесе не только ненавидит, но и презирает - по крайней мере, очень старается.
Нет, я много слышал о людях, которым уважение врагов значимо. Но ни понять, ни предстваить (ни применить к Аяксу) этого никогда не мог. Видимо, мы тут совсем противоположного склада люди - у меня скорее ситуация как у Gileann: перед собою стыдно бывает, а перед другими - очень редко, и то только перед "своими", а не перед "чужими" или тем более "врагами".
41  Художественная литература / Любимые и не очень книги, но не фантастика и не фэнтези / Re: Кто что читает - V было: 12 октября 2009 года, 02:41:44
"Мифы древности" Немировского.
С Немировским только важно помнить, что античник он был хороший (и на соответствующие тему у него и рассказы с повестями, а не только пересказы, очень неплохие), а вот с Востоком у него отношения были скверные и "древневосточные" его пересказы ("Махабхарата" и проч.) не шибко адекватны первоисточникам.
(Впрочем, индийцам повезло - благо есть исключительно удачный пересказ "Махабхараты" и чуть менее удачный "Рамаяны" Н.Гусевой; очень рекомендую, если еще не попадались).
42  Наша жизнь и наши праздники / Обо всем / Re: Совесть и мораль - синонимы или нет? - II было: 05 октября 2009 года, 11:23:00
Наверное, так. Мне кажется, что вы переоцениваете среднюю степень социализации, а вам, наверное - что я преувеличиваю степень атомизации.
Но личная и общественная этика могут (по такому-то поводу) или совпадать, или не совпадать. Если совпадают - все ясно; и тогда прелюбодей(ка), допустим, стыдится того, что изменяет супруге\супругу, и оправдывается перед собой тем, что "по любви", или что "на самом деле все втак делают, только скрывают". Но если не совпадают, если для человека супружеская верность не входит в список личных ценностей - по-моему, ни о каких угрызениях совести речи быть не может.
На всякий случай: разумеется, варианты, когда личная и общинная этика не совпадают _ни в чем_ - исключительно редки. Но по частным пунктам (из которых и складывается жизнь) - да сплошь и рядом!
43  Наша жизнь и наши праздники / Обо всем / Re: Совесть и мораль - синонимы или нет? - II было: 04 октября 2009 года, 21:08:35
Так эффект в виде жалости со стороны с тем же успехом, но при меньших усилиях дает описанное притворство перед другими. А что до жалости к себе - так если даже рассматривать это как вознаграждение (по-моему, это скорее что-то обратное, но, наверное, у кого как), то повод для такового нетрудно найти и без переделки себя под искренние угрызения совести по несвойственному своему нраву (и своей нравственности) поводу. Например, "бедный я, несчастный, как несправедлива ко мне эта дура Марья Алексерна!"
44  Художественная литература / Любимые и не очень книги, но не фантастика и не фэнтези / Re: "Люблю" автобиографии... было: 04 октября 2009 года, 18:40:53
Пожалуй, это очень скабрезный случай.
Сверрир был очень хороший пропагандист. Он умер, когда его жизнеописание было еще недописано и "недоредактировано", но авторы уже вошли в колею и выдержали желательный королю тон до конца. Улыбка А для Сверрира - самозванца и престолохищника, вообще-то - цекль рассказать _правду_ о своей жизни была, мягко говоря, далеко не первостепенна.

Цитата
Но ведь мы читаем далеко не всё. Для того, чтобы прочесть чьё-либо жизнеописание, нам должен быть интересен человек.
Вы знаете, по-моему, это не всегда так. Я читал много биографий людей, о которых ничего до того не знал - и даже таких, о которых кроме данных из их же биографии, автобиографии или дневников ничего вообще не известно. Может работать интерес не к личности, а к времени, среде или к другим личностям, которые могли с ним пересекаться.

Письма, на мой взгляд, трудно считать "промежуточным состоянием между биографией и автобиографией". Во-первых, далеко не все письма (даже опубликованные) автобиографичны - в них могут обсуждаться совершенно сторонние вопросы, от политики до научных проблем. Во-вторых и в-главных, согласие автора на публикацию писем - скорее исключение (причем недавнее), чем правило: куда чаще письма публикуются посмертно, то есть или с согласия наследников или адресатов автора, буде таковые живы, или даже без него. К тому же, конечно, стоит различать письма (и дневники, кстати), которые изначально, при написании планировались для публикации или редактировались автором с этой целью, и те, при написании которых такой цели не предполагалось.

А что до дневников - они очень разные бывают. Некоторые очень плотно смыкаются с автобиографией, некоторые ничего общего с нею не имеют.
45  Наша жизнь и наши праздники / Обо всем / Re: Совесть и мораль - синонимы или нет? - II было: 04 октября 2009 года, 18:04:17
Если человек с самим собой честен, то - да.
А если человек самому себе привык врать, то, на мой взгляд, ему гораздо удобнее развить совершенно искренние угрызения совести, чтобы потом предъявить их этой самой "Марье Алексеевне". Или кому-то другому.
Не понимаю смысла такой лжи. Если человек опасается каких-то неприятных ему санкций со стороны "Марьи Алексевне", то, на мой взгляд, куда проще врать не себе, а ей. Не развивать в себе искренние угрызения совести (т.е. подгонять насильственно свою этику под групповую), а делать вид, что терзаешься совестью (т.е. притворяться, что по данному пункту личная этика совпадает с групповой). Переделывать себя обычно, по-моему, сложнее, чем врать другим.


[b]Не согласилась, что стыдно может быть перед людьми и/или перед собой. Перед людьми – да, перед собой – нет. Мне кажется, что просто человек сам себя обманывает, в смысле стыда перед собой.
Почему, собственно? Правила личной этики - они ведь именно человеку принадлежат, и их нарушение может совершенно не задевать никого другого - и даже радовать. Допустим, у человека есть личное этическое правило: "Я никогда не переменяю своих решений и всегда исполняю их". Этот человек решил навредить своему врагу - человеку в его общине/группе любимому и популярному; возможность навредить у него есть. Его отговорили или запугали - врагу он в итоге не напакостил. В итоге ему вполне может быть сильно стыдно того, что он отступил от своих правил, притом что все в общине только рады - и тому, что его враг благополучен, и тому, что конфликта внутри общины не случилось, и тому, что ненарушено правило общинной этики "вредить сообщинникам - плохо!" Греки под Троей были, полагаю, очень рады, что Аякс перебил не их, а баранов - но Аякс после этого жить не смог, и даже "я был безумен, я за случай с баранами не отвечаю!" и прямое божественное вмешательство оправданием для него послужить не смогло.

Цитата
Нет, всё-таки, этически осуждаемого другими/другим, не обязательно большинством, но всё-таки перед кем-то, в далёкой глубине души.
Я, честно говоря, не вижу, зачем нужно введение такого воображаемого двойника или идеала, перед которым человеку в этом случае стыдно.

Цитата
С самим собой совесть всегда в согласии, поскольку это собственность данного человека.
Не всякая собственность легко управляема. Даже собаку, с детства взращенную в доме, не просто приучить к тому, чтобы она полностью соответствовала желаниям хозяина; с рабом, боюсь, это не проще. Даже собственной печенью, желудком или другим органом – не купленным, не найденным, собственность из собственностей – человек не может полностью управлять и всегда находиться с ними в согласии Улыбка
Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 64
Powered by MySQL Powered by PHP Форум официального сайта Веры Камши | Powered by SMF 1.0.10.
© 2001-2005, Lewis Media. All Rights Reserved.
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!