Форум официального сайта Веры Камши

Наша жизнь и наши праздники => Обо всем => Автор: Fulgat на 30 марта 2015 года, 19:20:21



Название: Об уловках в общении
Ответил: Fulgat на 30 марта 2015 года, 19:20:21
Доброе время суток, уважаемые форумчане! Давно меня не было на данном ресурсе, хотя я и наблюдал с увлечением за рядом этернианских дискуссий. И так могло бы продолжаться и дальше, если бы мне не понадобилась помощь начитанной публики, а я полагаю, что на зеленом форуме она именно такая. Суть проблемы заключается в следующем - я пишу курсовую работу, в которой мне понадобились наглядные примеры. Тема - сокрытие информации в институциональном дискурсе. Теоретическая глава, казалось бы, уже есть, есть описание используемых при коммуникации риторических уловок, но очень бы хотелось добавить к ряду таких описаний примеры их применения из классической художественной литературы. Хотя литература подойдет не только художественная, но также и мемуары или биографии, если они с диалогами или подробными описаниями ситуации. И хотя я понимаю, что такие приемы имели место во многих произведениях, далеко не для всех мне удалось вспомнить конкретные примеры. Бьюсь уже неделю. :'( Так вот я был бы очень признателен вам, если вы,  вдруг прочитав нижеследующее описание ряда тактик и вспомнив пример, указали хотя бы название книги, автора и приблизительное содержание примеров или диалогов.
[spoiler]Затопление
Данный метод заключается в передаче соответствующей истине информации в полном ее объеме, но не в одиночку, а в сочетании с большим количеством сопутствующей связанной и/или не связанной с ней информации. Желательно, чтобы это было осуществлено в довольно короткий промежуток времени. Суть метода в том, что главная и наиболее важная информация окажется в потоке избыточных данных просто незамеченной или некачественно воспринятой, что ведет к невозможности оперирования ей должным образом.
Искажение
Суть тактики искажения заключается в преувеличении или преуменьшении тех или иных аспектов истины, а также степени их соответствия действительности. Это ведет к неправильному пониманию ситуации, а значит и сокрытию реальных обстоятельств. Тактика может проявляться как преувеличение или преуменьшение достоинств и недостатков, усиление выгодных и ослабление невыгодных аргументов или какое-либо иное внесение диспропорций в подачу различных частей информации предоставляемой адресату. Это в свою очередь ведет к невозможности строить свои действия на основе заведомо истинных посылок.
Презумпция нормальности
Данный прием  осуществляется путем сообщения адресату большого количества истинных и доступных проверке фактов, суждений, посылок из которых лишь одна не соответствует действительности, и это именно та, которая позволяет скрыть ту или иную информацию. В силу того, что все, что было сказано ранее легко проверяется и имеет очевидную истинность ложная информация по инерции, автоматически воспринимается как истинная в той же мере, как и та, которая ее окружает. Часто это происходит совершенно незаметно для воспринимающего, так как очевидность идущих в начале посылок усыпляет бдительность к последующим. Тем не менее, в случае возникновения подозрений последующие истинные суждения позволяют их отвести или свести к минимуму. Таким образом размещать искаженную часть сообщаемой информации лучше всего не в самом начале и не в самом конце сообщения.
Изменение контекста
Применяя данную тактику, адресант сообщает адресату истинную информацию, имеющую место в действительности, однако переносит сообщаемое в рамки актуального контекста из контекста чужеродного. Это дает возможность сохранить в памяти множество мелких деталей, относящихся к данной информации, что создает иллюзию правдивости сказанного. Вместе с тем отпадает необходимость придумывать достоверно выглядящую дезинформацию и специально ее запоминать и воспроизводить, рискуя при этом себя выдать. В результате же неуместность сообщаемых данных в имеющемся действительном контексте не позволяет осуществлять адекватные реальной информации операции.
Двусмысленная информация
Двусмысленная информация – это информация, которая в зависимости от ее полноты, того каким образом она была изложена или личных особенностей реципиента может по-разному воспринимать и стимулировать получателя к различным выводам. Тактика передачи двусмысленной информации действует двумя способами. В первом случае адресат может просто не заметить двусмысленности информации и принять лишь один из возможных вариантов. Во втором же он может принять во внимание все возможные трактовки, но испытывать затруднение в выборе одной из них. Эту тактику очень просто выявить у собеседника, и, следовательно, потребовать уточнений, тем не менее, несмотря на свою низкую надежность, данный метод применяется довольно широко, так как позволяет уйти от вопроса и выиграть немного времени до момента завершения разговора или для планирования и осуществления другой тактики.
Передергивание
Данный прием основывается на привлечении внимания исключительно к тем фактам, которые наиболее выгодны для адресанта. Здесь производится сознательное выдвижение вперед только тех сторон явления, которые выгодны говорящему. Это так же может сочетаться с созданием соответствующего окружения, которое преподносит вопрос под определенным углом зрения. Эта тактика в определенной мере имеет сходство с двумя другими тактиками, используемыми для сокрытия информации, а именно искажением и селекцией. От искажения она отличается тем, что акцентируя внимание на определенных аспектах, она не преувеличивает и не приуменьшает их. От селекции же она отличается тем, что, несмотря на фокусировку значительно большего количества внимания на определенных сторонах информации, тем не менее, сообщается она в полной мере.
Ложный вывод
Ложный вывод – это метод представления информации таким образом, что реципиент из истинных высказываний полностью самостоятельно делает вывод, который, тем не менее, оказывается ложным, так как его тем или иным образом подвели к тому, чтобы вывод был каким угодно, но не истинным. Это может осуществляться посредством наводящих вопросов, примеров из жизни, ссылок на мнение других людей. Вместе с тем адресат делает вывод самостоятельно и данный вывод не является навязанным кем-то извне, что является отличием от других тактик подобного рода, когда те же самые средства используются для того, чтобы привести к конкретному ложному выводу.
[/spoiler]


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Nicael на 30 марта 2015 года, 23:14:56
Вот так сходу могу предложить пример Затопления  из "Кибериады" Лема (вроде как уже классика): "Путешествие шестое, или Как Трурль и Клапауций Демона Второго Рода создали, дабы разбойника Мордона одолеть". Собственно суть рассказа в том, что означенный разбойник Мордон требовал от своих пленников информацию. Абсолютно любую, но истинную, типа главное богатство в наше время - знания. И конструкторы в качестве выкупа сделали для него демона Максвелла Второго Рода, который умеет читать надписи, складывающиеся при броуновском движении молекул, отличать истинную информацию от ложной и эту истинную для разбойника записывать. В результате тот оказался погребен под кипами записей типа "...что съедал за вторым завтраком Фридрих II, король бледнотников, до объявления войны гвендолинам, и о том, сколько электронных оболочек насчитывалось бы в атоме термионолиума, если бы такой элемент мог существовать, и каковы размеры заднего отверстия крохотной птички, называемой куротел, кою на своих розамфорах изображают Колыхаи Вебединые...", но до последнего надеялся прочитать что-нибудь нужное и полезное.

Отправила, и вспомнила фразу Виолы из "12 ночь" Шекспира.
"Герцог

                  И от любви твоя сестра исчахла?

                                  Виола

                  Я нынче, государь, - все сыновья
                  И дочери отца. "

Напоминаю, там Виола, переодетая пажом, признается в любви герцогу Орсино, рассказывая тому якобы историю несчастной любви своей сестры к некоему мужчине, который не замечал ее страданий.
Наверное, это перенос контекста.

А презумпция нормальности пожалуй что вся история с подвесками из "3-х мушкетеров", потому что Ришелье пытался доказать начало и конец истории: что подвесок у королевы нет, и что у Бэкингема они есть. Утверждению же, что королева сама подарила герцогу подвески (а не что они были, например, украдены и перепроданы) король должен был бы поверить просто так, без каких-либо признаков доказательства.  ;)


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Tany на 30 марта 2015 года, 23:45:01
Из тех же "Трех мушкетеров". Пьяный Атос проболтался о своей семейной драме не менее пьяному д'Артаньяну. Чтобы на следующее утро юноша позабыл об убийстве графом жены, Атос рассказывает о событиях этого утра: как он проиграл заезжим англичанам лошадей, седла и кольцо своего друга. Обрадованный тем, что хотя бы кольцо отыграно, д'Артаньян и думать забыл о ночных откровениях друга.


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Fulgat на 31 марта 2015 года, 00:28:55
Эрэа Nicael! Эрэа Tany! Благодарю вас за готовность помочь. :) Что же касается приведенных примеров...
Кибериада - хороший пример, хотя это в большей степени не затопление, а дезориентация (когда при том, что информация истинна, она не соответствует ожиданиям которые возлагает на нее реципиент). Спасибо, обращусь к первоисточнику.  Если же говорить о затоплении, то идеальным примером было бы, если б кто-то из участников общения тараторил не останавливаясь, сыпля фактами, а его собеседник не мог вычленить суть из данного потока речи.
Что касается Шекспира - да, это оно. Будем думать как включить в текст.  ;)
С подвесками - не совсем. Это было бы презумпцией нормальности, если бы тот факт, что королева подарила подвески Бэкингему был ложным, а так, кардинал просто не хотел бездоказательно сообщать королю, что у него переизбыток кальция в организме.
Что же касается Атоса и д'Артаньяна - похоже и на искажение и на передергивание, но еще больше похоже на маскировку:
[spoiler]Маскировка – представляет попытку скрыть какую-либо существенную информацию той или иной степени истинности посредством предоставления взамен или переноса внимания на какую-либо несущественную информацию разной степени соответствия действительности. Имеется четыре основных варианта маскировки:
• Маскировка существенной лжи несущественной ложью.
• Маскировка существенной истины несущественной ложью.
• Маскировка существенной лжи несущественной истиной.
• Маскировка существенной истины с помощью несущественной истины.
[/spoiler]
Так что тоже подходит. Спасибо вам еще раз.


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Colombo на 01 апреля 2015 года, 20:58:13
Маскировка "Штирлиц знал, что запоминается последняя фраза". Никак не могу прогуглить, что было дальше - стена анекдотов не дает. Если Мюллер спросит, то  [Рольф|Айсман] ответит, что Штирлиц заходил за аспирином. Кто из них - не помню. ;)


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Fulgat на 01 апреля 2015 года, 22:04:18
цитата из: Colombo на 01 апреля 2015 года, 20:58:13
Маскировка "Штирлиц знал, что запоминается последняя фраза". Никак не могу прогуглить, что было дальше - стена анекдотов не дает. Если Мюллер спросит, то  [Рольф|Айсман] ответит, что Штирлиц заходил за аспирином. Кто из них - не помню. ;)

Спасибо, обдумаю. :) Посмотрю у Семенова, хотя по фильму вроде Рольф и шведское снотворное.


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Tany на 01 апреля 2015 года, 23:15:51
Мне очень нравится  Джейн Остен. Там у нее масса примеров скрытия или искажения информации.
- Героиня "Эммы", Эмма Вудхауз, из недомолвок своей протеже, Гарриет, полагает, что та влюблена в Фрэнка Черчилла и благодарна ему за спасение от цыган. На деле же девушка обожает мистера Нейтли и благодарна ему за приглашение на танцы на балу, где ее все игнорировали.
- Та же Эмма сватает Гарриет за местного священника, мистера Элтона, и искренне удивляется, что священник ей самой делает предложение
- Отношения мистера Дарси и Элизабет в "Гордости и предубеждении", это вообще песня в плане введения в заблуждение намеренно и нечаянно. Вначале героиня считает Дарси крайне неприятным и заносчивым типом, это мнение укрепляет в ней мистер Уикхем, намеренно подавший в искаженном свете свои отношения с мистером Дарси.  А чего стоит объяснение в любви мистера Коллинза, упорно не желающего понимать, что Элизабет ему отказывает.


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Colombo на 02 апреля 2015 года, 09:31:05
Затопление характерно для детективов. Когда инспектор Кремер угрожает упрятать Вулфа на казенные харчи за сокрытие важной информации, тот отвечает, что передал полиции всю информацию, которая имела отношение к делу, а уж как полиция ее использует - ему все равно. Что в той информации имеет ключевое значение, а что случайно - он растолковывать не нанимался. Хотя в финале обычно растолковывает ("Арчи, собери их всех вечером здесь").

На самом деле великий детектив иногда не вполне искренен. Относится ли информация к делу - отдельный вопрос. Ответ не всегда очевиден.


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Fulgat на 02 апреля 2015 года, 13:28:42
цитата из: Tany на 01 апреля 2015 года, 23:15:51
Мне очень нравится  Джейн Остен. Там у нее масса примеров скрытия или искажения информации.
- Героиня "Эммы", Эмма Вудхауз, из недомолвок своей протеже, Гарриет, полагает, что та влюблена в Фрэнка Черчилла и благодарна ему за спасение от цыган. На деле же девушка обожает мистера Нейтли и благодарна ему за приглашение на танцы на балу, где ее все игнорировали.
- Та же Эмма сватает Гарриет за местного священника, мистера Элтона, и искренне удивляется, что священник ей самой делает предложение
- Отношения мистера Дарси и Элизабет в "Гордости и предубеждении", это вообще песня в плане введения в заблуждение намеренно и нечаянно. Вначале героиня считает Дарси крайне неприятным и заносчивым типом, это мнение укрепляет в ней мистер Уикхем, намеренно подавший в искаженном свете свои отношения с мистером Дарси.  А чего стоит объяснение в любви мистера Коллинза, упорно не желающего понимать, что Элизабет ему отказывает.
Спасибо, ознакомлюсь. Данных романов не читал, но думаю там может быть что-то подходящее.
Кстати, пример из трех мушкетеров пригодился, я потом еще два подходящих эпизода оттуда выудил.  ;)
цитата из: Colombo на 02 апреля 2015 года, 09:31:05
Затопление характерно для детективов. Когда инспектор Кремер угрожает упрятать Вулфа на казенные харчи за сокрытие важной информации, тот отвечает, что передал полиции всю информацию, которая имела отношение к делу, а уж как полиция ее использует - ему все равно. Что в той информации имеет ключевое значение, а что случайно - он растолковывать не нанимался. Хотя в финале обычно растолковывает ("Арчи, собери их всех вечером здесь").

На самом деле великий детектив иногда не вполне искренен. Относится ли информация к делу - отдельный вопрос. Ответ не всегда очевиден.

Эр Colombo, благодарю. Хотя это не совсем затопление, а скорее селекция, ведь толкование - это тоже часть информации, а она не передается.  В затоплении же суть в том, что часть передаваемой информации просто не доходит до сознания слушающего, потому что он не способен в короткий период непосредственно разговора обработать все что на него обрушилось. Идеально было бы если б  один говорящий просто  протараторил всю нужную информацию, а у него тут же потребовали разъяснения - повторить все медленно и по порядку.

Еще раз благодарю всех откликнувшихся! На данный момент большая часть примеров уже найдена остались только затопление и презумпция нормальности.


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Tany на 02 апреля 2015 года, 14:21:39
Идеально было бы если б  один говорящий просто  протараторил всю нужную информацию, а у него тут же потребовали разъяснения - повторить все медленно и по порядку.
Тогда Полианна и тетя Полли ;D в "Полианне" Элинор Портер. ;D Там Полианна буквально засыпает всех информацией, а тетя Полли фактически подпадает под очарование маленькой манипуляторши.
А еще массу примеров можно сыскать в "Алисе в Стране чудес" Кэрролла. :).


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Fulgat на 02 апреля 2015 года, 16:19:09
цитата из: Tany на 02 апреля 2015 года, 14:21:39
Идеально было бы если б  один говорящий просто  протараторил всю нужную информацию, а у него тут же потребовали разъяснения - повторить все медленно и по порядку.
Тогда Полианна и тетя Полли ;D в "Полианне" Элинор Портер. ;D Там Полианна буквально засыпает всех информацией, а тетя Полли фактически подпадает под очарование маленькой манипуляторши.
А еще массу примеров можно сыскать в "Алисе в Стране чудес" Кэрролла. :).

Спасибо, я вот, правда, как раз только что нашел нужный эпизод у Сименона в практике комиссара Мегре. Но за Алису спасибо - там вообще много интересных речевых приемов, вдруг в каком-нибудь софизме я узнаю презумпцию нормальности.  ;)


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Nicael на 02 апреля 2015 года, 23:23:58
А на презумпцию нормальности не годится "Макбет"?
Сначала - приветствие ведьм:
  Первая ведьма

                      Да славится Макбет, Гдамисский тан!

                              Вторая ведьма

                      Да славится Макбет, Кавдорский тан!

                              Третья ведьма

                      Да славится Макбет, король грядущий!

Первое утверждение - истина. Второе  - даже не предсказание, потому что король уже даровал Макбету второй титул, просто Макбет еще об этом не узнал. И когда Макбет убеждается в истинности второго, он безоговорочно верит третьему. И начинает прикладывать все силы к его исполнению. :(
А вот как определить дальнейшее, где он получает в качестве предсказаний точную информацию, каким образом и кто его победит, но решает, что оба условия невыполнимы, поэтому живет и действует совершенно уверенный в своей неуязвимости, пока ему не предъявляют другое толкование тех же самых слов - не знаю. Авось пригодится.


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Fulgat на 03 апреля 2015 года, 00:03:28
цитата из: Nicael на 02 апреля 2015 года, 23:23:58
А на презумпцию нормальности не годится "Макбет"?
Сначала - приветствие ведьм:
   Первая ведьма

                      Да славится Макбет, Гдамисский тан!

                               Вторая ведьма

                      Да славится Макбет, Кавдорский тан!

                               Третья ведьма

                      Да славится Макбет, король грядущий!

Первое утверждение - истина. Второе  - даже не предсказание, потому что король уже даровал Макбету второй титул, просто Макбет еще об этом не узнал. И когда Макбет убеждается в истинности второго, он безоговорочно верит третьему. И начинает прикладывать все силы к его исполнению. :(
А вот как определить дальнейшее, где он получает в качестве предсказаний точную информацию, каким образом и кто его победит, но решает, что оба условия невыполнимы, поэтому живет и действует совершенно уверенный в своей неуязвимости, пока ему не предъявляют другое толкование тех же самых слов - не знаю. Авось пригодится.


Беру.  :D Как это вместить я еще придумаю, но беру.  Спасибо.
Тема закрыта. Нужные примеры найдены. Буду дописывать теоретическую главу.

Эрэа Nicael! Эрэа  Tany! Эр Colombo! Благодарю вас за оказанную помощь и за то что вошли в положение грызущего гранит науки! ;D С меня неделя ежедневных кармических процедур! ;)


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Tany на 03 апреля 2015 года, 00:47:21
Да ладно, мы не корысти ради.  ;D Самим было интересно :)
Удачи! :)


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Nicael на 03 апреля 2015 года, 01:03:40
Ага, удачи!


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Colombo на 03 апреля 2015 года, 07:57:46
Удачи и спасибо - Вам. Потому что тема камуфляжа истины безумно интересна и где-то драгоценна. ;) Мне-то в первую очередь вспомнился Честертон с темой "где спрятать лист? - в лесу", но там был не диалог.

[spoiler]У нас в аспирантуре был литовец, звали его Альгис. Его восприятие русского языка было довольно свежим. В частности, он утверждал, что слова "камуфляж" и "лицемерие" - синонимы. Доказывал он это тем, что признаки того и другого всегда наблюдаются вместе. Попытки проверить или опровергнуть это тоже были (и остаются) интересными. ;D [/spoiler]


Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы
Ответил: Fulgat на 04 апреля 2015 года, 17:53:58
цитата из: Colombo на 03 апреля 2015 года, 07:57:46
[spoiler]У нас в аспирантуре был литовец, звали его Альгис. Его восприятие русского языка было довольно свежим. В частности, он утверждал, что слова "камуфляж" и "лицемерие" - синонимы. Доказывал он это тем, что признаки того и другого всегда наблюдаются вместе. Попытки проверить или опровергнуть это тоже были (и остаются) интересными. ;D[/spoiler]

Ну, в контексте межличностного общения очень даже может быть. В сущности, лицемерие можно назвать камуфляжем истинных чувств, убеждений, намерений. Другое дело, как к этому относиться. В сущности, в данном случае, камуфляж и лицемерие звучат как "доблестные разведчики" и "подлые шпионы".  ;D
[spoiler]Кстати, сейчас заметил, что Ваша подпись очень в тему к случившемуся разговору.  ;)[/spoiler]


Форум официального сайта Веры Камши | Powered by SMF 1.0.10.
© 2001-2005, Lewis Media. All Rights Reserved.