Название: Об уловках в общении Ответил: Fulgat на 30 марта 2015 года, 19:20:21 Доброе время суток, уважаемые форумчане! Давно меня не было на данном ресурсе, хотя я и наблюдал с увлечением за рядом этернианских дискуссий. И так могло бы продолжаться и дальше, если бы мне не понадобилась помощь начитанной публики, а я полагаю, что на зеленом форуме она именно такая. Суть проблемы заключается в следующем - я пишу курсовую работу, в которой мне понадобились наглядные примеры. Тема - сокрытие информации в институциональном дискурсе. Теоретическая глава, казалось бы, уже есть, есть описание используемых при коммуникации риторических уловок, но очень бы хотелось добавить к ряду таких описаний примеры их применения из классической художественной литературы. Хотя литература подойдет не только художественная, но также и мемуары или биографии, если они с диалогами или подробными описаниями ситуации. И хотя я понимаю, что такие приемы имели место во многих произведениях, далеко не для всех мне удалось вспомнить конкретные примеры. Бьюсь уже неделю. :'( Так вот я был бы очень признателен вам, если вы, вдруг прочитав нижеследующее описание ряда тактик и вспомнив пример, указали хотя бы название книги, автора и приблизительное содержание примеров или диалогов.
[spoiler]Затопление Данный метод заключается в передаче соответствующей истине информации в полном ее объеме, но не в одиночку, а в сочетании с большим количеством сопутствующей связанной и/или не связанной с ней информации. Желательно, чтобы это было осуществлено в довольно короткий промежуток времени. Суть метода в том, что главная и наиболее важная информация окажется в потоке избыточных данных просто незамеченной или некачественно воспринятой, что ведет к невозможности оперирования ей должным образом. Искажение Суть тактики искажения заключается в преувеличении или преуменьшении тех или иных аспектов истины, а также степени их соответствия действительности. Это ведет к неправильному пониманию ситуации, а значит и сокрытию реальных обстоятельств. Тактика может проявляться как преувеличение или преуменьшение достоинств и недостатков, усиление выгодных и ослабление невыгодных аргументов или какое-либо иное внесение диспропорций в подачу различных частей информации предоставляемой адресату. Это в свою очередь ведет к невозможности строить свои действия на основе заведомо истинных посылок. Презумпция нормальности Данный прием осуществляется путем сообщения адресату большого количества истинных и доступных проверке фактов, суждений, посылок из которых лишь одна не соответствует действительности, и это именно та, которая позволяет скрыть ту или иную информацию. В силу того, что все, что было сказано ранее легко проверяется и имеет очевидную истинность ложная информация по инерции, автоматически воспринимается как истинная в той же мере, как и та, которая ее окружает. Часто это происходит совершенно незаметно для воспринимающего, так как очевидность идущих в начале посылок усыпляет бдительность к последующим. Тем не менее, в случае возникновения подозрений последующие истинные суждения позволяют их отвести или свести к минимуму. Таким образом размещать искаженную часть сообщаемой информации лучше всего не в самом начале и не в самом конце сообщения. Изменение контекста Применяя данную тактику, адресант сообщает адресату истинную информацию, имеющую место в действительности, однако переносит сообщаемое в рамки актуального контекста из контекста чужеродного. Это дает возможность сохранить в памяти множество мелких деталей, относящихся к данной информации, что создает иллюзию правдивости сказанного. Вместе с тем отпадает необходимость придумывать достоверно выглядящую дезинформацию и специально ее запоминать и воспроизводить, рискуя при этом себя выдать. В результате же неуместность сообщаемых данных в имеющемся действительном контексте не позволяет осуществлять адекватные реальной информации операции. Двусмысленная информация Двусмысленная информация – это информация, которая в зависимости от ее полноты, того каким образом она была изложена или личных особенностей реципиента может по-разному воспринимать и стимулировать получателя к различным выводам. Тактика передачи двусмысленной информации действует двумя способами. В первом случае адресат может просто не заметить двусмысленности информации и принять лишь один из возможных вариантов. Во втором же он может принять во внимание все возможные трактовки, но испытывать затруднение в выборе одной из них. Эту тактику очень просто выявить у собеседника, и, следовательно, потребовать уточнений, тем не менее, несмотря на свою низкую надежность, данный метод применяется довольно широко, так как позволяет уйти от вопроса и выиграть немного времени до момента завершения разговора или для планирования и осуществления другой тактики. Передергивание Данный прием основывается на привлечении внимания исключительно к тем фактам, которые наиболее выгодны для адресанта. Здесь производится сознательное выдвижение вперед только тех сторон явления, которые выгодны говорящему. Это так же может сочетаться с созданием соответствующего окружения, которое преподносит вопрос под определенным углом зрения. Эта тактика в определенной мере имеет сходство с двумя другими тактиками, используемыми для сокрытия информации, а именно искажением и селекцией. От искажения она отличается тем, что акцентируя внимание на определенных аспектах, она не преувеличивает и не приуменьшает их. От селекции же она отличается тем, что, несмотря на фокусировку значительно большего количества внимания на определенных сторонах информации, тем не менее, сообщается она в полной мере. Ложный вывод Ложный вывод – это метод представления информации таким образом, что реципиент из истинных высказываний полностью самостоятельно делает вывод, который, тем не менее, оказывается ложным, так как его тем или иным образом подвели к тому, чтобы вывод был каким угодно, но не истинным. Это может осуществляться посредством наводящих вопросов, примеров из жизни, ссылок на мнение других людей. Вместе с тем адресат делает вывод самостоятельно и данный вывод не является навязанным кем-то извне, что является отличием от других тактик подобного рода, когда те же самые средства используются для того, чтобы привести к конкретному ложному выводу. [/spoiler] Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Nicael на 30 марта 2015 года, 23:14:56 Вот так сходу могу предложить пример Затопления из "Кибериады" Лема (вроде как уже классика): "Путешествие шестое, или Как Трурль и Клапауций Демона Второго Рода создали, дабы разбойника Мордона одолеть". Собственно суть рассказа в том, что означенный разбойник Мордон требовал от своих пленников информацию. Абсолютно любую, но истинную, типа главное богатство в наше время - знания. И конструкторы в качестве выкупа сделали для него демона Максвелла Второго Рода, который умеет читать надписи, складывающиеся при броуновском движении молекул, отличать истинную информацию от ложной и эту истинную для разбойника записывать. В результате тот оказался погребен под кипами записей типа "...что съедал за вторым завтраком Фридрих II, король бледнотников, до объявления войны гвендолинам, и о том, сколько электронных оболочек насчитывалось бы в атоме термионолиума, если бы такой элемент мог существовать, и каковы размеры заднего отверстия крохотной птички, называемой куротел, кою на своих розамфорах изображают Колыхаи Вебединые...", но до последнего надеялся прочитать что-нибудь нужное и полезное.
Отправила, и вспомнила фразу Виолы из "12 ночь" Шекспира. "Герцог И от любви твоя сестра исчахла? Виола Я нынче, государь, - все сыновья И дочери отца. " Напоминаю, там Виола, переодетая пажом, признается в любви герцогу Орсино, рассказывая тому якобы историю несчастной любви своей сестры к некоему мужчине, который не замечал ее страданий. Наверное, это перенос контекста. А презумпция нормальности пожалуй что вся история с подвесками из "3-х мушкетеров", потому что Ришелье пытался доказать начало и конец истории: что подвесок у королевы нет, и что у Бэкингема они есть. Утверждению же, что королева сама подарила герцогу подвески (а не что они были, например, украдены и перепроданы) король должен был бы поверить просто так, без каких-либо признаков доказательства. ;) Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Tany на 30 марта 2015 года, 23:45:01 Из тех же "Трех мушкетеров". Пьяный Атос проболтался о своей семейной драме не менее пьяному д'Артаньяну. Чтобы на следующее утро юноша позабыл об убийстве графом жены, Атос рассказывает о событиях этого утра: как он проиграл заезжим англичанам лошадей, седла и кольцо своего друга. Обрадованный тем, что хотя бы кольцо отыграно, д'Артаньян и думать забыл о ночных откровениях друга.
Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Fulgat на 31 марта 2015 года, 00:28:55 Эрэа Nicael! Эрэа Tany! Благодарю вас за готовность помочь. :) Что же касается приведенных примеров...
Кибериада - хороший пример, хотя это в большей степени не затопление, а дезориентация (когда при том, что информация истинна, она не соответствует ожиданиям которые возлагает на нее реципиент). Спасибо, обращусь к первоисточнику. Если же говорить о затоплении, то идеальным примером было бы, если б кто-то из участников общения тараторил не останавливаясь, сыпля фактами, а его собеседник не мог вычленить суть из данного потока речи. Что касается Шекспира - да, это оно. Будем думать как включить в текст. ;) С подвесками - не совсем. Это было бы презумпцией нормальности, если бы тот факт, что королева подарила подвески Бэкингему был ложным, а так, кардинал просто не хотел бездоказательно сообщать королю, что у него переизбыток кальция в организме. Что же касается Атоса и д'Артаньяна - похоже и на искажение и на передергивание, но еще больше похоже на маскировку: [spoiler]Маскировка – представляет попытку скрыть какую-либо существенную информацию той или иной степени истинности посредством предоставления взамен или переноса внимания на какую-либо несущественную информацию разной степени соответствия действительности. Имеется четыре основных варианта маскировки: • Маскировка существенной лжи несущественной ложью. • Маскировка существенной истины несущественной ложью. • Маскировка существенной лжи несущественной истиной. • Маскировка существенной истины с помощью несущественной истины. [/spoiler] Так что тоже подходит. Спасибо вам еще раз. Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Colombo на 01 апреля 2015 года, 20:58:13 Маскировка "Штирлиц знал, что запоминается последняя фраза". Никак не могу прогуглить, что было дальше - стена анекдотов не дает. Если Мюллер спросит, то [Рольф|Айсман] ответит, что Штирлиц заходил за аспирином. Кто из них - не помню. ;)
Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Fulgat на 01 апреля 2015 года, 22:04:18 цитата из: Colombo на 01 апреля 2015 года, 20:58:13 Маскировка "Штирлиц знал, что запоминается последняя фраза". Никак не могу прогуглить, что было дальше - стена анекдотов не дает. Если Мюллер спросит, то [Рольф|Айсман] ответит, что Штирлиц заходил за аспирином. Кто из них - не помню. ;) Спасибо, обдумаю. :) Посмотрю у Семенова, хотя по фильму вроде Рольф и шведское снотворное. Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Tany на 01 апреля 2015 года, 23:15:51 Мне очень нравится Джейн Остен. Там у нее масса примеров скрытия или искажения информации.
- Героиня "Эммы", Эмма Вудхауз, из недомолвок своей протеже, Гарриет, полагает, что та влюблена в Фрэнка Черчилла и благодарна ему за спасение от цыган. На деле же девушка обожает мистера Нейтли и благодарна ему за приглашение на танцы на балу, где ее все игнорировали. - Та же Эмма сватает Гарриет за местного священника, мистера Элтона, и искренне удивляется, что священник ей самой делает предложение - Отношения мистера Дарси и Элизабет в "Гордости и предубеждении", это вообще песня в плане введения в заблуждение намеренно и нечаянно. Вначале героиня считает Дарси крайне неприятным и заносчивым типом, это мнение укрепляет в ней мистер Уикхем, намеренно подавший в искаженном свете свои отношения с мистером Дарси. А чего стоит объяснение в любви мистера Коллинза, упорно не желающего понимать, что Элизабет ему отказывает. Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Colombo на 02 апреля 2015 года, 09:31:05 Затопление характерно для детективов. Когда инспектор Кремер угрожает упрятать Вулфа на казенные харчи за сокрытие важной информации, тот отвечает, что передал полиции всю информацию, которая имела отношение к делу, а уж как полиция ее использует - ему все равно. Что в той информации имеет ключевое значение, а что случайно - он растолковывать не нанимался. Хотя в финале обычно растолковывает ("Арчи, собери их всех вечером здесь").
На самом деле великий детектив иногда не вполне искренен. Относится ли информация к делу - отдельный вопрос. Ответ не всегда очевиден. Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Fulgat на 02 апреля 2015 года, 13:28:42 цитата из: Tany на 01 апреля 2015 года, 23:15:51 Мне очень нравится Джейн Остен. Там у нее масса примеров скрытия или искажения информации. Спасибо, ознакомлюсь. Данных романов не читал, но думаю там может быть что-то подходящее. - Героиня "Эммы", Эмма Вудхауз, из недомолвок своей протеже, Гарриет, полагает, что та влюблена в Фрэнка Черчилла и благодарна ему за спасение от цыган. На деле же девушка обожает мистера Нейтли и благодарна ему за приглашение на танцы на балу, где ее все игнорировали. - Та же Эмма сватает Гарриет за местного священника, мистера Элтона, и искренне удивляется, что священник ей самой делает предложение - Отношения мистера Дарси и Элизабет в "Гордости и предубеждении", это вообще песня в плане введения в заблуждение намеренно и нечаянно. Вначале героиня считает Дарси крайне неприятным и заносчивым типом, это мнение укрепляет в ней мистер Уикхем, намеренно подавший в искаженном свете свои отношения с мистером Дарси. А чего стоит объяснение в любви мистера Коллинза, упорно не желающего понимать, что Элизабет ему отказывает. Кстати, пример из трех мушкетеров пригодился, я потом еще два подходящих эпизода оттуда выудил. ;) цитата из: Colombo на 02 апреля 2015 года, 09:31:05 Затопление характерно для детективов. Когда инспектор Кремер угрожает упрятать Вулфа на казенные харчи за сокрытие важной информации, тот отвечает, что передал полиции всю информацию, которая имела отношение к делу, а уж как полиция ее использует - ему все равно. Что в той информации имеет ключевое значение, а что случайно - он растолковывать не нанимался. Хотя в финале обычно растолковывает ("Арчи, собери их всех вечером здесь"). На самом деле великий детектив иногда не вполне искренен. Относится ли информация к делу - отдельный вопрос. Ответ не всегда очевиден. Эр Colombo, благодарю. Хотя это не совсем затопление, а скорее селекция, ведь толкование - это тоже часть информации, а она не передается. В затоплении же суть в том, что часть передаваемой информации просто не доходит до сознания слушающего, потому что он не способен в короткий период непосредственно разговора обработать все что на него обрушилось. Идеально было бы если б один говорящий просто протараторил всю нужную информацию, а у него тут же потребовали разъяснения - повторить все медленно и по порядку. Еще раз благодарю всех откликнувшихся! На данный момент большая часть примеров уже найдена остались только затопление и презумпция нормальности. Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Tany на 02 апреля 2015 года, 14:21:39 Идеально было бы если б один говорящий просто протараторил всю нужную информацию, а у него тут же потребовали разъяснения - повторить все медленно и по порядку.
Тогда Полианна и тетя Полли ;D в "Полианне" Элинор Портер. ;D Там Полианна буквально засыпает всех информацией, а тетя Полли фактически подпадает под очарование маленькой манипуляторши. А еще массу примеров можно сыскать в "Алисе в Стране чудес" Кэрролла. :). Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Fulgat на 02 апреля 2015 года, 16:19:09 цитата из: Tany на 02 апреля 2015 года, 14:21:39 Идеально было бы если б один говорящий просто протараторил всю нужную информацию, а у него тут же потребовали разъяснения - повторить все медленно и по порядку. Тогда Полианна и тетя Полли ;D в "Полианне" Элинор Портер. ;D Там Полианна буквально засыпает всех информацией, а тетя Полли фактически подпадает под очарование маленькой манипуляторши. А еще массу примеров можно сыскать в "Алисе в Стране чудес" Кэрролла. :). Спасибо, я вот, правда, как раз только что нашел нужный эпизод у Сименона в практике комиссара Мегре. Но за Алису спасибо - там вообще много интересных речевых приемов, вдруг в каком-нибудь софизме я узнаю презумпцию нормальности. ;) Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Nicael на 02 апреля 2015 года, 23:23:58 А на презумпцию нормальности не годится "Макбет"?
Сначала - приветствие ведьм: Первая ведьма Да славится Макбет, Гдамисский тан! Вторая ведьма Да славится Макбет, Кавдорский тан! Третья ведьма Да славится Макбет, король грядущий! Первое утверждение - истина. Второе - даже не предсказание, потому что король уже даровал Макбету второй титул, просто Макбет еще об этом не узнал. И когда Макбет убеждается в истинности второго, он безоговорочно верит третьему. И начинает прикладывать все силы к его исполнению. :( А вот как определить дальнейшее, где он получает в качестве предсказаний точную информацию, каким образом и кто его победит, но решает, что оба условия невыполнимы, поэтому живет и действует совершенно уверенный в своей неуязвимости, пока ему не предъявляют другое толкование тех же самых слов - не знаю. Авось пригодится. Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Fulgat на 03 апреля 2015 года, 00:03:28 цитата из: Nicael на 02 апреля 2015 года, 23:23:58 А на презумпцию нормальности не годится "Макбет"? Сначала - приветствие ведьм: Первая ведьма Да славится Макбет, Гдамисский тан! Вторая ведьма Да славится Макбет, Кавдорский тан! Третья ведьма Да славится Макбет, король грядущий! Первое утверждение - истина. Второе - даже не предсказание, потому что король уже даровал Макбету второй титул, просто Макбет еще об этом не узнал. И когда Макбет убеждается в истинности второго, он безоговорочно верит третьему. И начинает прикладывать все силы к его исполнению. :( А вот как определить дальнейшее, где он получает в качестве предсказаний точную информацию, каким образом и кто его победит, но решает, что оба условия невыполнимы, поэтому живет и действует совершенно уверенный в своей неуязвимости, пока ему не предъявляют другое толкование тех же самых слов - не знаю. Авось пригодится. Беру. :D Как это вместить я еще придумаю, но беру. Спасибо. Тема закрыта. Нужные примеры найдены. Буду дописывать теоретическую главу. Эрэа Nicael! Эрэа Tany! Эр Colombo! Благодарю вас за оказанную помощь и за то что вошли в положение грызущего гранит науки! ;D С меня неделя ежедневных кармических процедур! ;) Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Tany на 03 апреля 2015 года, 00:47:21 Да ладно, мы не корысти ради. ;D Самим было интересно :)
Удачи! :) Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Nicael на 03 апреля 2015 года, 01:03:40 Ага, удачи!
Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Colombo на 03 апреля 2015 года, 07:57:46 Удачи и спасибо - Вам. Потому что тема камуфляжа истины безумно интересна и где-то драгоценна. ;) Мне-то в первую очередь вспомнился Честертон с темой "где спрятать лист? - в лесу", но там был не диалог.
[spoiler]У нас в аспирантуре был литовец, звали его Альгис. Его восприятие русского языка было довольно свежим. В частности, он утверждал, что слова "камуфляж" и "лицемерие" - синонимы. Доказывал он это тем, что признаки того и другого всегда наблюдаются вместе. Попытки проверить или опровергнуть это тоже были (и остаются) интересными. ;D [/spoiler] Название: Re: Нужна помощь! Примеры из художественной литературы Ответил: Fulgat на 04 апреля 2015 года, 17:53:58 цитата из: Colombo на 03 апреля 2015 года, 07:57:46 [spoiler]У нас в аспирантуре был литовец, звали его Альгис. Его восприятие русского языка было довольно свежим. В частности, он утверждал, что слова "камуфляж" и "лицемерие" - синонимы. Доказывал он это тем, что признаки того и другого всегда наблюдаются вместе. Попытки проверить или опровергнуть это тоже были (и остаются) интересными. ;D[/spoiler] Ну, в контексте межличностного общения очень даже может быть. В сущности, лицемерие можно назвать камуфляжем истинных чувств, убеждений, намерений. Другое дело, как к этому относиться. В сущности, в данном случае, камуфляж и лицемерие звучат как "доблестные разведчики" и "подлые шпионы". ;D [spoiler]Кстати, сейчас заметил, что Ваша подпись очень в тему к случившемуся разговору. ;)[/spoiler]
Форум официального сайта Веры Камши | Powered by SMF 1.0.10.
© 2001-2005, Lewis Media. All Rights Reserved. |